Говоря о смысловых полях человека, мы имеем в виду его личностную психологическую часть, которая у различных людей имеет свою структуру и свои пределы. В центре смыслового поля обычно располагается фантом самого человека, который в своих стремлениях к значимости, при взаимоотношениях с внешней реальностью мира, постоянно меняет свои маски, следуя идее: «цель оправдывает средства». В ближайшем окружении этого изменчивого фантома человеческого «я» проявляются его личностные психологические качества, среди которых желания, предпочтения и побуждения занимают не последнее место.
К личностным психологическим качествам человека относятся, как всевозможные животные инстинкты, так и качества, присущие только человеку, и все эти психологические особенности у различных людей могут быть выражены не в одинаковой степени. Например, способности любить у одних людей хватает только на себя, реже и на своих детей, на родителей может и не хватить и, тем более, этой способности может хронически недоставать, когда речь идёт о своём народе или своей стране, и тогда такой человек не способен любить своё отечество. Обычно, у таких людей способность любить других людей и даже страну, в которой они родились, способность сострадать – подменяется потребностью в материальных благах, что полностью соответствует идеям выгоды.
Чувство любви к другим людям, своей стране и даже ко всему живому, всегда сопровождается чувством сострадания и жертвенности. Под жертвенностью здесь понимается бескорыстие, справедливость, чувство долга и отсутствие стремления к выгоде. Действительно, в спектре выгоды возможны ложь, насилие, крайние проявления эгоизма, отсутствие чувства долга, бесчестие, презрение к тем, «которые трудятся внизу».
Следующей частью смыслового поля личностного пространства являются цели, определяющие направления активности человека. А ещё дальше в смысловом поле человека располагаются результаты или следствия направленной активности человека. И, чаще всего, смысловое поле человека замыкается полем предполагаемых отношений других людей к деятельности человека, или закона, с позиций которого может быть оценена деятельность человека.
Но это только схема полного смыслового поля человека. В действительности, у большинства людей их смысловое поле существует в усечённом виде. Например, оно может заканчиваться в диапазоне желаний, и тогда человек, стремясь к их реализации, не может учитывать обстоятельств, которые способствуют или препятствуют реализации его желаний. Для него существует только «хочу» без учёта возможностей или последствий реализации желаний.
В тех случаях, когда чувство любви у человека выражено недостаточно, то этот дефект замещается влечением к материальным благам. И объяснить такому человеку, что эти состояния несопоставимы – невозможно, так как в его смысловом поле чувство любви присутствует в незначительной степени.
Для людей, в смысловом поле которых преобладающее место занимают стремления к богатству и власти, не понятны стремления к справедливости, а чувство долга и жертва на благо своего народа и своей страны, воспринимаются как досадная необходимость. И эти психологические особенности проявляются не только у людей, находящихся на вершинах материального благополучия и власти, но и у некоторых, находящихся на низких уровнях социальной человеческой пирамиды. Это интересно! Но чувство превосходства у человека над другими людьми, может быть ни чем не обосновано и, возможно, оно ценно только тем, что создаёт у человека иллюзорное состояние внутренней полноты и психологической опоры.
Смысловые поля людей редко бывают гармоничны, и внутренние диссонансы более или менее удачно компенсируются всевозможными психологическими подпорками, противовесами и масками. Человеку невозможно объяснить что-либо, если в его смысловом поле нет соответствующих элементов, на которые можно было бы опереться. И даже тогда, когда объяснения кажутся предельно ясными и понятными, каждый человек любые объяснения будет понимать по-своему.
Источник: Петр Зорин
Обсуждения Смысловые поля человека