«Пока ты говоришь совсем не то, что думаешь, пока слушаешь совсем не то, во что веришь, и делаешь совсем не то, к чему расположен, – всё это время живёшь совсем не ты».
Сян Цзы
Приглашение к увлекательному путешествию
Размышляя над тем материалом, который собираюсь представить, я открыл много нового для себя. И в сущности это бесконечный процесс. Человек – постоянно изменяющееся существо. В этом смысл человеческой жизни. Смысл человеческой жизни не в том, чтобы устроиться, найдя какую-то зону комфорта, – смысл человеческой жизни в том, чтобы реализовать заложенную в нас способность к постоянным изменениям. И в том, чтобы чётко видеть, куда ведёт меня этот путь.
В отличие от многих статей на аналогичные темы, эта статья не будет предлагать каких-то быстрых простых рецептов. Скорее, она приглашает к увлекательному путешествию – к поиску себя. Смысл этой статьи в том, каким образом найдя себя, человек понимает, что такое настоящий успех. Каким образом реализация самого себя – заложенных в нас способностей, возможностей, призвания нашего – помогает человеку почувствовать себя состоявшейся личностью.
«Пути Господни неисповедимы»
Статья эта основана на двух источниках. Один – ведические писания, автором которых является Вьясадев, великий мудрец древности (иногда, когда речь идёт об очень древних мудрецах, нам кажется, что это миф, но Вьясадев – признанная историческая персона). 5 тысяч лет назад он записал фундаментальные законы человеческой природы в виде различных священных писаний. И так или иначе, по этим законам мы все живём. Не потому что их записал Вьясадев, – законы эти вечные, – он просто открыл нам доступ к ним. И я буду опираться на материал книг, которые он написал, прежде всего «Махабхарату».
Второй источник неожиданный – это Стивен Кови. Человек вполне современный – точно не мифологический. И, собственно, статья эта возникла из-за того, что читая его книгу, я поразился удивительным аналогиям между древним ведическим знанием, записанным Вьясадевой 5000 лет тому назад, и какими-то вполне современными, очень актуальными вещами, о которых говорит Кови, рекомендуя рецепты успеха. Основная мысль как Стивена Кови (и его замечательной книги «7 навыков высокоэффективных людей») и основная мысль ведических писаний, очень интересна: «Чтобы стать счастливым, чтобы добиться успеха, человек должен поменять себя. Ключом к успеху является трансформация личности». Стивен Кови, так же как и древние ведические писания, объясняет этот трудный болезненный процесс перемены самого себя.
Знание vs информация
К сожалению, в последнее время распространено заблуждение, касающееся того, что знание представляет собой набор информации. Ведические же писания утверждают, что знание должно трансформировать человека, преобразить человека изнутри. Представление о том, что знание – это всего лишь навсего некая сумма информации, порождает множество проблем. Три самые распространённые из них (по мнению современных психологов) состоят в том, что люди нашего времени страдают от:
- постоянно накапливающегося стресса;
- чувства внутренней опустошённости и бессмысленности (беспомощности перед проблемами, с которыми они сталкиваются);
- всё нарастающего одиночества (неспособности строить глубокие осмысленные межличностные отношения).
Современный человек перегружен информацией, которая бомбардирует его со всех сторон и тем самым лишает человека возможности преобразить эту информацию в некое новое качество. В сущности, информация важна – с информации всё начинается, – но информация важна лишь постольку, поскольку она может перевариться нами в некое новое человеческое качество. И как это сделать, каким образом преобразить себя, с помощью, в том числе, информации – об этом будет сказано ниже.
Зеркало ожиданий других людей
Эрих Фром, знаменитый философ современности, говорит: «Сегодня мы имеем дело с индивидуумом, ведущим себя подобно автомату, который не знает и не понимает самого себя. Знает он лишь того человека, которого ожидают в нём видеть. Человека, чья истинная боль сменилась чувством тупого отчаяния. Об этом человеке можно сказать, что он страдает от утраты непосредственности и индивидуальности», - что наталкивает на очень важную мысль или вопрос: «Как отличить моё отражение в социальном зеркале от самого себя? Как не спутать самого себя со своим отражением в зеркале ожиданий других людей?"
В связи с этим рассмотрим основополагающее понятие ведической культуры – понятие дхармы, или незыблемых универсальных законов, которые записаны внутри нас. Эти законы не имеют никакого отношения к какой-то конкретной религии – это универсальные законы, которые может принять, признать и почувствовать в себе каждый человек. И Веды утверждают, что если человек знает эти законы, – законы, по которым он сам сотворён и создан, – и следует этим законам, то бонус, который он получает, это удивительная внутренняя устойчивость (способность преодолевать все препятствия, способность сохранять чувство собственного достоинства и способность сохранять равновесие в любых, самых критических ситуациях).
Дхарма – незыблемый фундамент успеха
Само слово дхарма, происходящее от санскритского слова дхри, значит «то, что поддерживает жизнь человека». И это цитата из «Махабхараты» Шрилы Вьясадевы, где говорится: «Дхарма называется так потому, что поддерживает все живые существа. Поистине дхарма спасает всех, поэтому можно не сомневаться в том, что настоящая дхарма это то, что способно защитить живые существа ото всех проблем». Итак, речь идёт о неких универсальных законах.
Любопытно, что там же в «Махабхарате» говорится: йато дхармах тато джайах – «Там, где дхарма, там победа и процветание, там успех» (о том же самом пишет г-н Кови в своей книге, когда он говорит, что я пришёл объяснить, что успех надо построить на незыблемом фундаменте). В связи с этим в Ведах приводится четверичная цель человеческой жизни: 1) дхарма (соблюдение фундаментальных законов природы), 2) артха (процветание или успех), 3) кама (наслаждение) и 4) мокша (освобождение от страданий). И фундаментом является дхарма (законы). Законы приводят к успеху, успех приводит к наслаждению, и в конце концов человек может получить освобождение от страданий.
Мы также знаем, что есть другое понимание успеха – эфемерный успех (успех, который можно украсть, как люди думают), успех, который можно быстро получить, – какие-то быстрорастворимые рецепты успеха. Но в конце концов, к сожалению, этот успех разрушает нашу жизнь, разрушает личность и часто делает заложником самого себя. Есть люди, которые как бы достигли успеха, но при этом они по-прежнему несчастны. Поэтому дальше мы будем говорить только о стойком успехе.
Урок успеха от Эйнштейна
Ещё один очень важный момент. Любая проблема, с которой мы сталкиваемся в жизни, это урок. И если мы пытаемся решить проблему искусственными методами вне самого себя - значит, мы не усвоили урока, а проблема будет в разных видах так или иначе возвращаться к нам.
Эйнштейн говорил об этом: «Невозможно решить проблему на том же уровне сознания, который её породил». А именно этим мы всегда и занимаемся! Тогда как реально проблема означает, что нам нужно поменять своё сознание.
Почему люди не делают этого – тоже понятно. Потому что поменять себя сложно. К тому же у нас зачастую нет подходящих для этого инструментов. Поэтому часто люди решают идти путём наименьшего сопротивления – ограничиваются «косметическими приёмами», не затрагивающими глубин личности. Но в конце концов, косметика косметикой и остаётся – лицо-то останется тем же самым. Косметика в итоге все равно спадёт.
Позитивная ментальная установка
Как правило, именно в последнее время распространены такого рода тренинги и семинары. Они предлагают дешёвые рецепты, самый распространённый из которых – позитивная ментальная установка: «Просто притворись, что проблемы нет. Всё хорошо, у тебя всё хорошо. Keep smiling». Это хорошо – позитивная ментальная установка хорошо, но проблемы она не решает. И прежде всего, она не устраняет причины, породившей проблему – внутренней причины в нас. Есть множество семинаров, объясняющих разные техники влияния на людей: как смотреть, как улыбаться, что делать, как завоёвывать друзей и т. д. Всё это косметика, не приводящая к реальному результату, а лишь к неминуемой опустошённости.
У меня есть опыт этого: когда пытаешься решить проблему на уровне приёма. Сталкиваешься с чем-то, с реальной проблемой, и понимаешь до какой-то степени природу проблемы, но пытаешься её решить, не затрагивая самого себя. В результате появляется отвратительное внутреннее чувство, чувство обмана. Чувствуешь себя обманщиком, притворщиком.
Поэтому основной призыв данного текста – не поддаваться на соблазн дешёвых рецептов. Как бы сложно ни было, нужно попытаться, как говорил Генри Девид Торо, «подрубить древо зла под корень». И он говорил, что редкие смелые люди соглашаются на это: «На тысячу обрывающих листья с древа зла, находится лишь один, рубящий его под корень». Очень редко у человека хватает смелости понять «корень зла», – откуда растёт это древо зла. Люди предпочитают какие-то полумеры, но полумеры никого счастливыми не сделают.
Красные червы, чёрные пики
Почему мы не можем себя поменять? Потому что у нас есть один-единственный инструмент, с помощью которого мы можем себя менять – наш собственный ум. И если мы посмотрим йогу, если мы посмотрим «Бхагавад-гиту» или другие ведические писания, – все они имеют дело с этой проблемой ума. В «Гите», например, говорится: «Ум может быть вашим злейшим врагом. Ум может быть вашим лучшим другом».
Рецепт перемены на самом деле не такой уж сложный. Чтобы поменяться, человеку нужно попытаться со стороны оценить свою парадигму и при необходимости поменять её (если он не способен на это, – а есть люди очень мало способные к интроспекции, – ему практически невозможно будет поменяться). Когда парадигма меняется, поведение меняется само собой. Мы же в 99, 9% случаев не отдаём себе отчёта в том, что видим мир не таким, какой он есть, – мы видим мир сквозь нашу ментальную призму, но нам кажется, что мы видим объективную реальность. Человек, пытающийся косметическим образом поменять своё поведение, во-первых, сталкивается со множеством сложностей, а во-вторых, это не приносит ему желаемого удовлетворения. Но стоит нам поменять взгляд на мир – поведение меняется само собой.
Поэтому нам нужно осознать свою обусловленность. В ведических писаниях говорится, что живое существо обусловлено – мы реагируем на мир в соответствии с нашим прошлым опытом: не так, как нужно, не так, как велят какие-то фундаментальные законы, заложенные в нас, а так, как мы привыкли. И что любопытно, ведический санскритский глагол вид одновременно значит «видеть» и «знать». Я знаю что-то, у меня есть какой-то опыт прошлый, и этот прошлый опыт становится призмой моей. Я смотрю на мир сквозь призму прошлого опыта, не отдавая себе до конца отчёта в том, насколько прошлый опыт трансформирует моё видение реальности. Мне кажется, что я объективно смотрю на мир – на самом же деле это не так. Есть очень знаменитая санскритская поговорка: "Атмаван манйате джагат" – "Ты видишь мир такой, какой ты». В сущности, человек видит мир не таким, какой он есть, мы видим мир таким, каковы мы сами. Нам очень сложно до конца отдать себе отчёт в том, насколько наше видение запрограммировано предыдущим опытом.
Кто виноват и что делать
Каждый человек в этом мире считает себя правым, и эта правота есть ни что иное, как констатация того факта, что мы считаем свою ментальную призму единственно правильной. Но к сожалению, далеко не всегда эти программы, вложенные в нас, правильные. Далеко не всегда они могут привести нас к успеху.
Г-н Кови говорит очень важную вещь. Он говорит, что та парадигма, которая у нас есть, – это карта. Пытаясь найти путь в лабиринтах этого мира, мы уже имеем определённую карту. И очень важно, чтобы карта эта была правильной. Поэтому первый шаг к трансформации – первый шаг к самоизменению – это попытка оценить свои парадигмы (карты, которыми мы пользуемся): чем я руководствуюсь, живя в этом мире. Каждый может сделать это (у нас есть необходимый для этого инструмент – разум). И только сделав это, можно по-настоящему открыться обретению нового опыта.
У нас есть некие механизмы стабильности – сопротивление изменению. И нельзя сказать, что они не нужны, – они нужны обязательно. Человек не может постоянно произвольно меняться, поддаваться всем внешним влияниям. Сила, которая препятствует изменению человека, это «эго» (моё «я»). Это «я» всегда очень крепкое – это некая броня, оболочка: «Я прав. Я самый лучший. Я сам знаю. Отстаньте от меня, не лезьте ко мне с вашими советами» – это всё разные формы проявления нашего эго, или аханкары. По-другому она называется гордыней. Гордыня, эго, аханкара (на санскрите) – это то, что мешает изменениям, то, что поддерживает некий статус-кво, какое-то стабильное состояние наше внутреннее. И оно полезно до поры до времени – до тех пор, пока мы не столкнулись с необходимостью изменяться.
Могущественный импульс к изменению
Я хотел, чтобы мы немножко с вами вместе подумали над тем, что было сказано выше. Это будет частью нашего освоения материала. Давайте вспомним ключевые моменты нашей жизни, когда что-то коренным образом менялось в ней. Это может быть смерть близкого человека, это может быть известие о болезни, это может быть ещё какой-то кризис, может быть разрыв каких-то отношений, которые были дороги нам. Любая такая ситуация содержит в себе очень могущественный импульс к изменению, которым, к сожалению, мы не всегда пользуемся.
Давайте вспомним такие моменты в своей жизни – моменты, которые призывали нас измениться, и мы либо менялись, либо нет. Либо менялся наш взгляд на мир, на жизнь и на самого себя и что-то сдвигалось – либо всё оставалось на своих местах, и мы просто как-то заштопывали эту рану. Уделите этим размышлениям несколько минут, а затем продолжите чтение.
Формула трёх «С»
Я сознательно попросил вас вернуться к каким-то критическим моментам жизни. Потому что они содержат в себе могущественный импульс к изменениям, которым мы не всегда пользуемся. Мы не пользуемся этой энергией часто, потому что не знаем действительно, как поменять себя. Мне хотелось привести формулу изменения, – формулу трёх «С», которую я взял из «Бхагавад-гиты» (являющейся частью «Махабхараты»).
Первая «С», первое условие, которое человек должен исполнить, чтобы измениться, – это смирение: способность поставить под сомнение свою непререкаемую правоту. И мы знаем, что это часто бывает с нами, именно когда происходит какая-то драма (когда разрываются отношения или ещё что-то) – первое чувство, это некое чувство смирения. И смирение значит открытость. Лао-цзы говорил, что способность к переменам начинается со смирения. Смирение значит мягкость внутренняя. Смирение не значит какая-то забитость – смирение значит отказ от своей жёсткости и гордыни. Какой-то первый шаг наш – открытость к переменам внутренним. «Мне нужно это сделать» – это значит реально, что я не прав. Я признаю, что может быть что-то я делаю не так. Как правило, я всё делаю правильно, но возможно сейчас я что-то делаю не так.
У меня был один друг замечательный совершенно. И он говорил: «Я не знаю, как все остальные, но я всегда прав». И он говорил это с такой детской непосредственностью, что я просто ничего возразить не мог на это. На это просто в принципе ничего невозможно возразить. Но это называется гордыней. И человек, который всегда прав, никогда не сможет измениться.
Следующая «С», которая помогает человеку поменяться – это слушание. Обретая смирение (внутренний поиск того, что что-то я делаю не так), человек становится восприимчивым слушателем. На самом деле в этом мире Бог-творец, создатель этого мира, постоянно разговаривает с нами. Он говорит с нами через события этой жизни, через других людей, изнутри (из сердца). Он говорит с нами через священные писания, которые остались. И смирение позволяет человеку не просто послушать, но услышать.
Я уверен, с каждым такое бывало: мы что-то слушали, и всё пролетало мимо. Но в какие-то моменты вдруг те же самые слова, которые мы уже слышали, вдруг открывали бездну смысла внутри. И мы вдруг понимали, что нам нужно делать. Так вот, эти моменты – это те самые моменты, когда мы снимали защиту внешнюю (в виде гордыни, в виде эго), открывались навстречу этой истине, которую нам Бог хочет сказать. И в этот момент мы можем что-то услышать – то, что нам хотят сказать. И это может поменять нашу парадигму.
И наконец, третье условие: человек должен что-то делать. Нам мало быть смиренным, нам мало услышать, – нам нужно обязательно начать что-то делать. В Ведах всегда говорится, что человек не просто должен быть теоретиком. Там всегда говорится: «Есть садхана». И слово садхана – это третье «С». Садхана значит практика, которая должна привести человека к цели определённой. Если человек ничего не делает, – если он ничего не меняет в своей жизни, если он не пытается осмысленно как-то идти, – то в общем-то ничего в его жизни не поменяется.
Выводы
Итак, основная тема нашего разговора касалась парадигмы (некой ментальной карты или ментальной линзы). Чтобы поменять себя (добиться успеха), человек как минимум должен отдавать себе отчёт в существовании таких ментальных линз, сквозь которые он смотрит на мир. Хочется верить, что искренний читатель начнёт двигаться в этом направлении, вооружившись тремя составляющими формулы успеха, и в конце концов, достигнет незыблемого Результата.
Источник: Серохвостов Антон
Обсуждения Три составляющие формулы успеха