Тема предрешённости в судьбе, свободы воли и выбора издревле волновала лучшие умы человечества. С античных времён до сего дня об этом размышляют философы и учёные, религиозные деятели и психологи, писатели и думающие люди. Но этот загадочный вопрос не раскрыт. Он до сих пор вызывает теоретические дискуссии и не приближает к практическим выводам.
И я вряд ли решилась бы об этом писать, если бы одна милая читательница не спросила меня: «Есть ли у личности свобода выбора и в чём она? Почему Просветлённые говорят, что её нет?» Великие Учители оставили нам наследие, где выразили своё видение. Я могу лишь поделиться своим.
Итак, какой выбор может сделать личность, чьё сознание не поднимается выше ментально-эмоционального плана и реакциями которой руководит эго?
1. Это подвластность любому внешнему воздействию. Оно вызывает определённые мысли, мозг на них реагирует и возбуждает эмоции. А мы автоматически, мгновенно с ними отождествляемся и оказываемся в плену у собственной самости с её навязанными кем-то взглядами, сделанными когда-то ошибочными убеждениями, выгодными обществу установками.
2. Эти нерефлексируемые реакции обусловливают энергетическое состояние. И если мы, как Иван царевич, стоим у трёх дорог, то выберем ту, к которой подтолкнёт нас ум-эго и связанная с ним энергетическая частота, на которой мы находимся в данный момент. Через минуту она изменится, и мы будем недоумевать, как могли это предпочесть, такое сказать или так поступить. И будем винить себя за глупость или несдержанность, либо на кого-то сердиться, либо сваливать всё на неудачный день. Подкреплённое эго опять торжествует.
3. Нашими выборами управляют родовые и генетические программы, авторитеты (подчас сомнительные), гуру, которому мы позволили руководить своей жизнью, умелые манипуляторы, СМИ, коллективное сознание. Зависим мы и от политики государства и его отношений с соседями, от состояния экономики и цен в стране, от медицинского обслуживания и уровня культуры, с которой мы сталкиваемся не только на концертах и в театрах, но и в общественном транспорте и на улице. Над личностью довлеет всё, что существует во внешнем мире.
4. А обстоятельства, в которые мы попадаем, предначертаны кармой (объяснение судьбы в индуизме), так как Душа, привлекая в нашу жизнь ситуации, связанные с её планом развития нашего сознания, приводит нас в определённые места, знакомит с предназначенными людьми, устраивает на соответствующую работу…
Так, сами того не понимая, мы предопределены содержанием своего ума, общественным мнением, чужими выборами, обусловленностями из внешнего мира, кармой и похожи на муху в сети паука. Какая же тут свобода воли?
В материальном плане её нет: события, которые кажутся автономными — не автономны, что должно случиться — случится, и мы пройдём через тот опыт, через который должны пройти. Всё вершится не здесь и не сейчас.
А вот в духовном мире свобода воли у нас есть. Связанная с выбором, она даёт нам право на выход из цитадели, в которой находится личность, на освобождение от ума-эго с его страхами, ограничениями, искажениями, на возможность открыть себя Истинного.
И когда мы понимаем, в какой западне находимся, мы начинаем прислушиваться к таинственной Силе внутри себя — зову Духа, который постоянно (!) - то ли через страдания, то ли через необъяснимую внутреннюю неудовлетворённость - подталкивает к тому, чтобы мы задумались о Жизни, о том, зачем пришли в этот Мир, кто мы есть …
А в поисках ответов, уже на духовном пути, мы снова сталкиваемся со свободой воли, которая напрямую связана со степенью развития нашего сознания:
- ограничимся ли мы накоплением новой информации — чтением книг, посещением семинаров, умными разговорами, услаждающими эго,
- решимся ли на частичные изменения,
- или на глобальную трансформацию своего сознания, уровень которого выстраивает судьбу.
Все ищущие искренне стремятся к Богу. Но если Создатель даровал человеку свободу воли и выбора для духовного преображения и единения с Ним, почему ею пользуются немногие? Что сдерживает и пугает людей?
1. Выбор отношения к свершившемуся и уровень сознания.
На духовном пути мы уясняем, что от того, как мы отнесёмся к случившемуся, зависит то, что с нами произойдёт дальше. Когда, идя на поводу у гордыни, мы возмущаемся несправедливостью и жестокостью мира и людей, мы формируем новую или усиливаем старую карму, предрекая себе проблемы и страдания. Поэтому «Не суди, да не судим будешь» (кармой!). А, если мы поймали себя на порицании кого-то, самое разумное — остановиться и простить как себя, так и того, на кого обиделись: он лишь исполнитель плана Души.
Если же мы усвоили, что всё произошедшее – это Её замысел и все обстоятельства Она организовала с Любовью и заботой о нашем благе и развитии, что мысли и эмоции, которые мы, сознательно или нет, посылаем в пространство – энергоинформация, и по закону физики она к нам же и возвращается, мы становимся на путь изменений. У нас исчезают негативные реакции, растет осознанность, и мы делаемся собственным спасителем: сознание постепенно поднимается на ту частоту, где растворяются сгустки в кармическом теле и трансформируется узор Души. А сама вибрация, на которой мы находимся, благостно влияет и на окружающих, и на коллективное сознание, и на мир.
И ведь никто себе не враг. Но такой подход принимают лишь те, чьё сознание достаточно расширено и зрело. А когда оно достигает осознанности, то есть видит всё целостно, ему понятны суть и смысл случившегося, его причина и следствие, позиции и мотивы всех участников, варианты развития ситуации. И, исходя из этого, такой человек осмысленно выбирает стратегию и тактику своего поведения. Причём, находясь на этой частоте, он не может никому причинить вред: «другие» входят в его любящее Я, они его часть, и их интересы – это его интересы. А столкнувшись с проблемой, он безоценочно её принимает, и во внутренней тишине, когда в успокоенном уме нет ментально-эмоциональных реакций, задаётся вопросом, зачем это событие пришло в его жизнь, какой урок он должен из него извлечь и что в себе изменить.
2. Осознанный выбор и… страх смерти.
Но осознанный выбор – это ответственность. Как в малом, так и в ответственности за свою жизнь. А если неуспехи и провалы? Зачем потом терзаться от позора, страдать от осуждения окружающих и терять их уважение? Это не просто страх ответственности, а скрывающийся за ним трепет, что я, неудачник, стану недостойным любви. А жажда в ней – самая большая потребность человека. Эта боязнь быть нелюбимым упирается в корень всех страхов — глобальный и всеобъемлющий страх смерти. Это он, прибегая к разным убедительным доводам, заставляет человека выбрать не духовное преображение, а роль несчастной жертвы обстоятельств, сетующей на тяжёлую карму.
А Дух (Истинное Я), который так ждёт нашего с Ним соединения, не страшится ответственности: видя всё целостно, Он — сама осознанность и ясное знание, что выбрать и как поступить. Не боится Он и быть нелюбимым: Он сам источник Любви. И Ему, вечному и неизменному, неизвестен страх смерти.
3. Выбор жить в Истинном Я и страх потери себя.
Всё, всё нами воспринимаемое находится у нас в уме и составляет наше «я». Представления о мире, обо всём в нём происходящем и в нём существующем – это его концепции. То, что приходит через тело — болезни и здоровье, всё, что мы видим, слышим, осязаем, любые эмоции и чувства — его ощущения: то ли страдания, то ли радости. Мысли, мнения и убеждения, все оценки, мечты и планы, воображаемое и усвоенное – его проекции. Личная история — отношение к семье, учёбе и работе, друзьям и любовным страстям, к фактам прошлого и настоящего, к способностям и мастерству – тоже я-эго. Всё, с чем мы сталкиваемся, любой человек, включая нас самих – его представление о себе и о других. И мы неотделимы от этого.
И пусть мы знаем, что всё это ложные суждения и заблуждения, ограниченная субъективность, рождённая умом и существующая только в нём, разбить «склеенность» с этим искусственным «я» – страшно. Это значит сломать самое сильное отождествление — идентификацию себя с собой (я есть я, я существую) и отказаться от основы, на которой выстроена жизнь — от чуждого и любимого, к которому мы привязаны, от качеств, которые мы в себе ценим, достижений, за которые себя уважаем, от всего, во что мы верим, что для нас свято, чему, возможно, мы посвятили жизнь… Как решиться разрушить свою принадлежность к нации, государству, религии, социальной прослойке, профессии, не побояться утратить свою индивидуальность и уникальность?
За этой боязнью «я» потерять себя, стоит всё тот же завуалированный страх смерти, и он, как свирепый страж, не допускает искателей к такому шагу. Потому и говорят, что внутреннее преобразование – это преодоление, которое под силу отважным и безудержно устремлённым.
Но ведь боится только эго с его ранимой самооценкой и волнением за собственное выживание. А если принять и признать любой страх, и, наблюдая, растворить его внутри себя, перед нами распахивается Пустота. А нырнув в неё ещё глубже, мы, рано или поздно, встретимся со своим Истинным Я — бесформенным Духом, ни к чему не привязанным, не имеющим характеристик, неописуемым Ничто, могущим быть Всяким.
Мы не теряем себя, а становимся свободными от всех предопределённостей, безмятежным, «пустым» и «чистым» Сознанием, поднятым до вибрации Единства и Гармонии.
Но оно открывается лишь тогда, когда мы полностью растворяем ложное «я».
Ник Вуйтич (о нём также был вопрос читательницы) родился без рук и ног. Мы не знаем, пожинает ли он карму своих прошлых жизней или его Душа выбрала пройти такой опыт в этой инкарнации, но важно то, что этот удивительный человек открыл в себе Источник ничем не обусловленной радости. "Мне не нужны руки и ноги, мне нужно исцеление моего сердца!"- сказал он. А это исцеление и есть освобождение от ума-эго, от его выводов, коверкающих жизнь, от извращенных представлений, гордыни, с её комплексом превосходством и неполноценности. Это переход к себе как к неизменному Духу, как беспредельному любящему Сознанию.
Что же мешает каждому сделать такой выбор?
4. Выбор изменений и сила устремлённости.
На духовном пути об изменениях говорят все, но такой выбор делают немногие. Чтобы осилить его, нужно не только преодолеть страхи, но и приложить недюжинные усилия, иметь неутомимое терпение и неуклонную веру. А силу и энергию для этого даёт непоколебимое и активное (!) намерение познать, Кто я Есть и открыть Бога в себе. А если такой устремлённости нет…
«Много званных» — тех, кто, пользуясь данной нам свободой воли, выбирают этот путь, но останавливаются на полдороге или сворачивают в другую сторону, «да мало избранных» — тех, кто ничего не ожидая и ни на что не претендуя, поднимается внутренней тропой к Создателю.
А на их искреннее стремление всегда (!), а сейчас особенно, откликаются великие Космические Силы, которые и производят изменения в физиологии, в энергетике, в сознании человека, чтобы нисходящие высокие огненные энергии не разрушали его, а развивали и приносили радость. Нас любят, о нас заботятся, нам помогают.
5. Выбор служить эго или открыть в себе Бога.
Отказаться от иллюзии, что ты деятель – тоже выбор. Он, как и всё прочее, отражает уровень сознания и тоже встречает сопротивление эго: это бьёт по его значимости, и оно категорически этому противится. Но когда самость повержена и человек чувствует всеприсутствие Духа, он как можно лучше делает то, что он делает (его частота по-другому не позволяет), и при этом знает, что результат зависит не от него. Отсюда — его смирение и готовность к любому повороту событий. А если они неприятные, он не позволяет себе отождествляться с мыслями и эмоциями, а поднимается над реакциями и переживаниями.
А пока давайте просто помнить, Кто мы Есть, относиться к себе с нежностью, не критиковать себя за ошибки, заблуждения и слабости (они — наши учителя), а спокойно преодолевать их.
Когда же мы слиты с Сознанием и становимся Им, уже нет разделения мира на внешний и внутренний, физический и духовный, и вопрос о выборе тоже не возникает: он сделан давно. Мы ощущаем Силу, которая любит нас, поддерживает в нужные минуты, откликается на зов о помощи, чёткими импульсами удерживает от опасных шагов. Эта таинственная Сила — внутри нас, и это Я. Это Бог. Он ведёт нас по Жизни, и можно не сомневаться, что всё произойдёт безупречно совершенно.
Вы помните, как в мудрой сказке Ершова «Конёк-горбунок» Иванушка-дурачок прыгнул в котёл с кипящей водой (символ преодоления страхов и необходимости нырнуть вглубь себя) и вышел из него другим человеком? Так и мы: если есть устремлённость соединиться с Творцом, нужно просто во внутренней тишине погрузиться в свою глубину и открыть там Бога. Для такого выбора и существует свобода воли.
Источник: Эсфирь Гербер
Обсуждения Свобода воли и свобода выбора
То о чём статья выше, очень перекликается с тем что было в книге. Прежде всего и это я понимаю уже сейчас, в подробностях описанные подвиги людей во Имя Бога, вовсе не имели привязки и каких то литературных намёков на христианство, православие, ислам. В этой книге описывались духовные подвиги людей как есть, с грязью, кровью, потом, фекалиями, холодом и все они просили только укрепления сил для своего духа, души, у Бога. И вот они, духовные сподвижники открывали в себе Бога, не привязанного к исламу, христианству, буддизму - и вот уже тогда эта книга, за эту непредвзятость поразила меня и обрела ту самую ценность в моём сердце.
А что сейчас в той же христианской церкви, очередной раскол, борьба за влияние на паству. Как и отчего отталкиваться христианину от какой отправной образцовой точки в православии, где батюшка отвечает на вопросы людей, ищущих ответов не в себе, а у человека, обрюзгшего от ожирения, не ведущего тот самый здоровый христианский образ жизни, о котором он так грамотно увещевает. Пышные царские одежды в храмах, не напоминают ли нам садукеев и фарисеев, которые не говорят о том что каждый из нас обязан искать Бога только в самом себе, а только в храме вы его найдёте. А для этого «Конёк-горбунок» Иванушка-дурачок прыгнул в котёл с кипящей водой (символ преодоления страхов и необходимости нырнуть вглубь себя) и вышел из него другим человеком? - истинно верующим в себя, потому как, в себе он, Бога своего помощника, нашёл.