Многие люди консультируются у профессиональных астрологов в надежде раскрыть тайны своей судьбы, а точнее, те стороны будущего, которые кажутся полностью сокрытыми завесой времени и совершенно непознаваемыми.
Профессиональные астрологи, в отличие от странствующих «толкователей судьбы», честны и искусны в своем деле. Они чем-то сродни детективу, ведущему расследование преступления, а их предсказания часто основываются больше на интерпретации характера человека и его прошлого, чем на абстрактных астрологических построениях.
Они объективно учитывают те личностные особенности человека, о которых субъект обычно судит необъективно, а значит, ложно. В результате точность предсказаний нередко приводит к тому, что гороскоп может стать для человека настоящим потрясением, а может принести радость и облегчение.
Однако не следует слишком сильно переживать по поводу неблагоприятного гороскопа. Ведь любой гороскоп отражает скорее возможное развитие событий, чем не подлежащие изменению факты, и люди усилиями воли могут успешно изменять свою личностную сущность, тем самым предопределяя себе иную судьбу.
В этой связи важно разграничивать понятия «данной» судьбы, под которой понимается то, что обязательно должно произойти и что было предопределено изначально, и «предсказанную» судьбу того или иного человека, то есть то, что может произойти, но может и не произойти.
Исход будет ясен только тогда, когда предсказанное событие случится или не случится. Решение же человека изменить предсказанную ему судьбу так же изначально предопределено свыше.
Гороскопы для развлечения не претендуют на абсолютную точность. Но они должны быть составлены так, чтобы человеку было приятно их читать. Этого можно достичь путем искусного приукрашивания голых фактов, призвав на помощь все свое воображение и выбрав золотую середину между явными противоречиями, рассказывая людям только приятные вещи, которые они, собственно, и жаждут услышать, и подмешивая в этот рассказ известные факты об их привычках и об их прошлом; ведь составители гороскопов легко могут многое узнать - были бы глаза да уши.
Китайские астрологи свое внимание при составлении гороскопов сосредотачивают, как правило, на здоровье и личной безопасности, исходя из известного принципа: быть предостереженным - значит быть вооруженным.
Благородный муж всегда находит выход из безвыходного положения. Низкий человек, теряя самообладание, оказывается в (уготованном жизнью) тупике.
Луньюй
Счастье легче перышка, а никто не знает, как его удержать.
Несчастье тяжелее всей земли, но никто не знает, как от него уклониться.
Дао дэ цзин
Предсказание - это определенная медицинская техника и компонент консультации пациента с врачом. Однако те, кто готовит предсказания типа «Что говорят звезды» для средств массовой информации, часто прибегают к подобным туманным и лишенным смысла обобщениям: «Пятница принесет избавление», «Будьте добросердечны», «Ваше финансовое положение улучшится». Такого рода предсказания могут быть истолкованы применительно к любому человеку и любому событию.
Естественно, нам бы хотелось иметь и предсказания о событиях в мире хотя бы на несколько лет вперед. Такие предсказания, исходящие из надежного источника, вероятно, могли бы быть точными. Но было бы интересно посмотреть, до какой степени они точны.
Возможно, в них мы нашли бы ответы на очень важные для всех вопросы. Будут ли разногласия между европейскими государствами в ближайшие годы? Наступит ли конец нелегкому миру в Северной Ирландии? Разочаруются ли жители Европы в ECI (Европейском Союзе)? И что произойдет с Китаем и его быстро развивающейся экономикой?
БЕССМЕРТИЕ
Любое из наших предсказаний, являющихся по существу попытками «распланировать» свою судьбу, можно подвергнуть сомнению. В какой-то степени судьба всегда остается для нас закрытой книгой - великой тайной, при том, что наша конечная судьба сомнений не вызывает. Нет ничего вернее смерти, хотя многие люди и утешают себя надеждой на загробную жизнь, а в прошлые века находились и такие, кто пытался различными способами достигнуть бессмертия.
Некоторые императоры Древнего Китая считались полубогами. И эти императоры ждали от своих врачей и других ученых мужей, что те найдут травы или иные средства, которые помогут им обрести бессмертие. От поисков таких средств отказались только тогда, когда стало очевидно, что они по всем объективным показателям не могут увенчаться успехом эти труды не остались бесплодными.
Стараниями ученых мужей были созданы многие лекарственные препараты и системы лечебного питания, способствовавшие общему укреплению здоровья, замедлению процессов старения организма и таким образом продлевавшие жизненный путь. А продолжительность жизни, без сомнения, стоит на втором месте после бессмертия по своей значимости для человека.
Некоторые из китайских императоров в своем стремлении к вечной жизни полагались на алхимиков, пытавшихся создать эликсир, делающий бессмертным любого, кто принимает его. Конечно, они тоже не добились результатов на этом поприще. Но они преуспели в другом: они изобрели средства, замедляющие старение организма, а также пилюли и зелья от болей и страданий, тем самым обратив свинцовый гнет человеческого существования в золото здоровой, долгой и безмятежной жизни.
Древние императоры Китая, подчиняясь огромному желанию знать, что уготовило им будущее, держали у себя на службе прорицателей. Конечно же, они руководствовались при этом уже упомянутым принципом: кто предупрежден, тот вооружен.
Некоторые предсказатели пользовались особым благоволением императоров и занимали высокое положение при императорском дворе, правда, иногда недолго - пока их предсказания сбывались. Казнь была обычной участью тех, кто обманул императора. И все равно многие из придворных прорицателей искушали судьбу, в стремлении угодить своему господину давая заведомо неосуществимые прогнозы.
Самым известным из придворных прорицателей был Лю Бо Вэнь, или Лю Цзи, занимавший должность советника при Чжу Юань-чжане, первом императоре династии Мин (1368-1644). Его нередко называют китайским Нострадамусом, так как ряд его предсказаний, сбывшихся впоследствии, удивляет точностью.
По преданию, он был казнен, несмотря на свои заслуги и обещание императорской защиты, - казнен не потому, что ошибся в своих предсказаниях; напротив, император позавидовал его славе, возможно, даже устрашившись масштаба знаний и неизбежного влияния великого человека.
Самые знаменитые пророчества этого предсказателя, записанные в стихотворной форме, составили «Бисквитную поэму Лю Бо Вэня». О том, как появилась эта поэма и почему она была так названа, повествует отрывок из диалога императора и его советника:
Положив в чашу недоеденный бисквит и накрыв чашу крышкой, император послал за Лю Цзи (так предсказателя звали при дворе). Император: Скажи мне - коли ты способен провидеть и разрешать загадки, -л что сокрыто в этой чаще? Лю Цзи (загибая свои пальцы): Это может быть Солнце, а может быть Луна, но я полагаю, что это - что-то, что недоедено вами. Император снимает крышку с чаши и показывает бисквит.
Эта поэма довольно загадочна и трудна для понимания. Но в ней содержатся пророчества о завоевании Китая монголами (1449), о возвышении евнуха Чжэна Хэ (1568-1627), об основании маньчжурской династии Цин (1644), «Опиумной» войне (1858), войне Китая с Японией (1894-1895), правлении Пу И (1908-1912), установлении республики (1911) и многих других событиях.
Поэма была написана, вероятно, около 1735 года, и все предсказания, касающиеся династий Мин и Цин, полностью сбылись. Предсказания же событий после 1911 года довольно туманны и неточны. Это навело некоторых исследователей на мысль, что этот труд - современная подделка, созданная в беспокойные времена японского вторжения и возникновения коммунизма с целью уверить людей в том, что все будет хорошо.
ПРЕДСКАЗАНИЯ
Влек и меня ученых ореол,
Я смолоду их слушал, споры вел,
Сидел у них... Но той же самой дверью
Я выходил, которую вошел.
Омар Хайям «Рубай»
Люди всегда проявляли большой интерес к своей судьбе, желая знать, что их ждет в будущем. К этому их побуждали страх смерти, болезнь, иное несчастье или, наоборот, радостное предвкушение выздоровления, заслуженного авторитета или любой другой формы жизненного успеха. И складывается впечатление, что для человека имеет большее значение само стремление к цели, нежели его воплощение в действительности.
У людей всегда есть основания тревожиться о своем будущем, ведь они живут и действуют, находясь в плену собственного разума, которым так чрезмерно гордятся. А все мы на Земле - всего лишь животные, осознающие, правда, что они смертны; пожалуй, в этом осознании и заключается наше преимущество перед другими живыми существами.
Именно человеческий разум делает нас способными на грубое насилие или изощренный обман, причем и на самообман тоже. И даже если будущее не оправдывает наших надежд, мы все равно питаем себя мечтами о бессмертии или загробной жизни, в которой все будет замечательно. «Надежда не оставляет человека, пока он дышит...».
Во все времена были пророки, готовые удовлетворить человеческую слабость в попытке узнать свою судьбы. Среди предсказателей довольно часто встречаются шарлатаны - из тех, что всегда заверят вас в безмятежном будущем, если вы щедро посеребрите руку.
Их посулы, как правило, не сбываются, чего нельзя сказать, например, о диагнозах врачей, прогнозах метеорологов или даваемых экономистами оценках рыночных тенденций, основанных на выверенных фактах и логических умозаключениях, хотя и они редко бывают абсолютно точными.
Религии породили множество пророков. В Библии, например, упоминается немало персонажей, наделенных мудростью и даром предвидения, - таких, как Соломон или Илья. Также и в других религиях провидцы Лао-цзы, Конфуций, Мухаммед создали вдохновенные учения, немало способствовавшие обретению человеком здоровья и успехов.
Но и скептики существовали во все времена. Таков был персидский философ Омар Хайям, утверждавший, что большинство мудрецов и святых отнюдь не столь мудры и добродетельны, как им бы хотелось себя представить. И действительно, состояние современного мира наводит на мысль, что Омар ясно осознавал, что говорит; ведь многие современные знаменитости, снискавшие всеобщее признание благодаря своему выдающемуся таланту, отнюдь не всегда бескорыстно служат человечеству.
Для людей древнего мира основными источниками предсказаний служили астрология, книги судеб и оракулы. Из книг судеб наибольшей известностью пользуются и поныне Библия, Ицзин, Дао дэ дзин и «Энеида» Вергилия.
Словари определяют оракула как человека, который толкует предсказания некоего божества, чьи суждения признаются обществом на определенном этапе его развития непреложной истиной; то же определение было у места, обыкновенно святилища, где происходило т. н. прорицание божества (оглашалось предсказание).
Таким оракулом был, например, храм бога солнца Аполлона в Дельфах, у подножия горы Парнас, в Центральной Греции. Предсказатели Древнего Рима составляли свои пророчества, исследуя внутренности животных. Кровавые жертвоприношения, столь любимые служителями древних религиозных культов, вероятно, были своеобразным подкупом в надежде задобрить божество, чтоб получить от него благоприятное знамение.
В основе китайских пророчеств, как астрологических, так и каких-либо иных, всегда лежат накопленный в прошлом опыт, логическое построение событийной цепочки в сочетании с тремя научными принципами, гласящими: без причины не бывает следствия; ни одно событие не происходит изолированно; то, что уже случилось, обязательно повторится. Эти принципы более подробно рассматриваются далее.
ИЦЗИН – КНИГА ПЕРЕМЕН
Лучшим китайским пособием по предсказаниям, в чем-то даже превосходящим астрологию, является MipuH, или «Книга перемен». Эта уникальное произведение, имеющее все права на первое место в китайской классической литературе, гораздо старше Тун Син, а по времени своего составления вообще может считаться древнейшей книгой мира.
КНИГА ГЛУБОКОЙ МУДРОСТИ
Ицзин - это не просто книга судьбы и гадательный оракул; это - источник глубокой мудрости, из которого можно почерпнуть много полезных сведений о китайском фольклоре и философии. Наряду с даосизмом и конфуцианством, Ицзин на протяжении столетий оказывала огромное влияние на жизнь китайцев и играла важную роль в сохранении сущностной структуры китайского общества. И не удивительно, что эта книга - самая читаемая в Китае и столь же почитаема там, как христианская Библия у жителей Западной Европы. Некоторые китайцы считают ее полу-сакральной.
Ицзин - это источник мудрости для талантливых и честолюбивых; источник утешения для несчастных и отчаявшихся; источник вдохновения для всех, кто ценит здоровье, долголетие и ясность рассудка. И она - яркое свидетельство тому, что мудрецы Древнего Китая были довольно практичны и необыкновенно проницательны. Главным для них были благоденствие человека и судьбы человечества. Искусство жить для них означало быть довольным жизнью, быть здоровым и жить долго. Люди, добивающиеся успеха в своих личных устремлениях, исключительно благополучны в реальной жизни, а все прочие цели, в принципе, есть не более чем ложные иллюзии.
При чтении Ицзин у каждого возникает ощущение близкого личного общения с необыкновенно мудрыми людьми - старыми друзьями, если так можно выразиться, - жившими много столетий тому назад. И именно через это ощущение мудрецы Древнего Китая управляют современным миром. Хотя, возможно, с течением времени человеческая натура и претерпела некоторые изменения.
Многие люди на Дальнем Востоке, даже самые бедные, имеют в своем доме копию Ицзин. Считается, что владение ею приносит удачу. И это не простое суеверие. Ведь тот, кому доступна истинная мудрость, может считать себя счастливым.
ИСКУССТВО ЖИТЬ
Изучение Ицзин открывает замечательную способность китайцев к выживанию и их горячее желание гармонии на всех уровнях во всех ситуациях, пронизывающее и обуславливающее все стороны жизни. И именно это стремление к гармонии во всем, подчиняющее себе все прочие желания, позволило китайцам овладеть «искусством жить».
Большинство предсказаний и советов, содержащихся в Ицзин, ориентированы на достижение гармонии в соответствии с концепцией равновесия инь/ян. Хорошие общественные и деловые отношения являются по большей части продуктом компромисса и взвешенной позиции. И в этом, согласитесь, больше общего со здравым смыслом, чем с магией и суевериями. Возвращай за добро добром, а за зло по справедливости. Конфуций «Аналекты»
ДРЕВНЕЙШАЯ КНИГА МИРА
Ицзин принято считать продуктом даосизма, но своими корнями она восходит к глубокой древности, предвосхищая философию даосов примерно на 3000 лет. Ицзин изучали Конфуций и некоторые из его последователей, но едва ли выдающемуся философу принадлежит приписываемое ему авторство десяти комментариев (известных под названием «Десять крыльев»).
Полный текст книги в том виде, в каком мы имеем ее сегодня, оформился во времена династии Хань (206 до н. э. - 220 н.э.), вероятно, в правление императора Цзинди. В основе его - более ранний текст, приписываемый Вэнь-вану, одному из правителей династии Шан-Инь (ок. 1600 - 1100 до н. э.), хотя есть основания предполагать, что в книгу вошли также тексты других источников.
Принято считать, что восемь триграмм - ба гуа - мистических символов, из которых составлены гексаграммы-предсказания Ицзин, изобрел легендарный мудрец Фу Си, живший предположительно около 7000 лет назад. В начале XX века были открыты предсказательные надписи на костях быков и панцирях черепах, состоящие из символов ба гуа. Эти так называемые «кости оракула» неоспоримо доказывают то, что Ицзин действительно старше всех прочих письменных свидетельств истории и, без всякого сомнения, является древнейшей книгой мира.
Предсказания, содержащиеся в Ицзин, сверхъестественно точны, что свидетельствует о необыкновенной проницательности их составителей. И остается только удивляться, как мудрецам Древнего Китая стало доступно знание, которым не владел ни один даже самый ученый муж на Западе.
ЧТО ОЗНАЧАЮТ ПЕРЕМЕНЫ?
Под переменами в Ицзин понимаются те причины и следствия, которые определяют существование людей, склонных называть это судьбой. Китайцы трактуют судьбу как проявление принципа инь-ян, когда вещи стремятся сохранить свою сущность. И хотя все пребывает в состоянии непрерывного изменения, перемены зачастую оказываются лишь кажущимися, а не реальными, и то, что выглядит как изменение, на самом деле - не более чем временная перестановка, мало влияющая на общий ход событий.
Наши ощущения часто вводят нас в заблуждение. Лед и пар, например, различны на вид, но это одна и та же субстанция; лысый мужчина будет выглядеть по-другому, если наденет парик, но в сущности своей это все равно останется один и тот же человек.
Подобные идеи, а также осознание схожести человеческой натуры и институтов человеческого общества и привели дальновидных составителей Ицзин к созданию предсказаний, которые в той же степени отвечают потребностям людей нынешнего столетия, в какой они были востребованы жителями Древнего Китая.
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ИЦЗИН
Не может быть лучшего доказательства востребованности Ицзин в качестве предсказательного оракула, чем внушительность перечня известных личностей, использовавших эту книгу в своей работе или одобрительно отзывавшихся о ней в свое время. В этот перечень входят процветающие бизнесмены из разных стран мира, члены правительства и судебных инстанций Китая, главнокомандующие военно-морскими и наземными силами Японии во Второй мировой войне (1939-1945), Мао Цзэдун (1893-1976), генерал Чан Кайши (1887-1975), немецкий математик и философ барон фон Лейбниц (1646-1716), швейцарский психолог и психиатр К. Г. Юнг (1875-1961), шведский физик Нильс Бор (1885-1962).
Помимо всех прочих своих достижений, Лейбниц создал механический калькулятор и систему дифференциального исчисления - ветви математики, без которой немыслима вся современная инженерия. К изысканиям в этих направлениях его побудила Ицзин. Юнг регулярно обращался к Ицзин при лечении пациентов, а Бор постиг тождество концепции инь-ян и современных теорий науки об атоме.
Повышенный интерес к Ицзин охватил в последние годы Соединенные Штаты, и маленький компьютер, выполняющий селективные функции Ицзин, сейчас широко используется в транзакциях фондовых рынков. За последние несколько лет Ицзин обрела популярность в Великобритании как предпочтительная альтернатива астрологии для составления предсказаний.
ОРАКУЛ ИЦЗИН
В пророческих возможностях Ицзин есть что-то мистическое, и коллективное мнение экспертов, занимавшихся изучением Ицзин, сводится к следующему: «Действительная природа ее действия лежит вне человеческого разумения. Это - проявление ультимативной, еще непознанной, реальности, и создается впечатление, что ее составителей вдохновил сам Господь Бог. При этом книга приносит практические результаты, поскольку своими разумными советами она побуждает пользователей к постижению глубоко сокрытой в их подсознании информации, заключающей в себе великие истины». А разве лечение психоанализом не оказывает того же действия? Этим и объясняется высокая оценка Ицзин Юнгом.
И, тем не менее, Ицзин - отнюдь не «книга магических заклинаний», как ее однажды охарактеризовал один переводчик из духовных лиц. Это скорее система поиска информации, нежели оракул или предсказывающее судьбу пособие, в основе которого лежит гадание. Она услужливо предоставляет информацию, заложенную в нее тысячи лет назад, и делает это с математической точностью. Один из писателей так прокомментировал Ицзин: «Чтение и изучение Ицзин - это общение с величайшими умами человечества давно минувших времен».
И все же Ицзин не может находиться за гранью человеческого понимания, по крайней мере, образованных людей, ведь ее составители также были простыми смертными, кто бы ни был тот, кто их вдохновил.
КАК ДЕЙСТВУЕТ ИЦЗИН
Ицзин отбирает предсказания посредством комбинаций сплошных и прерванных горизонтальных черт в 64 шестилинейные фигуры, называемые гексаграммами, из которых ни одна не повторяется. Сплошная черта представляет собой тип ян (положительная) и соотносится с 1 в бинарной системе чисел; прерванная черта представляет тип инь (отрицательная) и воплощает 0. В десятичной системе счисления отправным числом является 10, кратные ему числа - это 100, 1000, 10 000 и т. д.; дроби, соответственно, - 1/10, 1/100, 1/1000 и т. д. В бинарной системе базовым числом является 2; кратные ему числа - 4, 8, 16, 32, 64 и т. д., дроби - 3/4, У4, Ув и т.д. Так, например, 3,10,16, 65 и 1/4 в бинарной системе будут 11, 1010, 10 000, 1 000 001 и 0,11.
Бинарная система заложена в устройство современного компьютера. Ицзин иногда сравнивают с компьютером, но вернее бы было уподобить компьютеру пользователя Ицзин. Не человек, работающий с Ицзин, вводит ответы в Ицзин, а Ицзин закладывает ответы в своего пользователя.
ГЕКСАГРАММЫ
Ицзин имеет несколько приложений и других комментариев, преимущественно философского характера, но ее основная часть состоит из 64 гексаграмм, образованных парным соединением восьми триграмм ба гуа.
ТРИГРАММЫ
Триграмма, состоящая из трех сплошных черт, называется ян (световая), а те из триграмм, что содержат две сплошные черты, - преимущественно ян (преимущественно световыми). Триграмма, состоящая из трех прерванных посередине линий, называется инь (теневая), а триграммы, содержащие две прерванные посередине линии, - преимущественно инь (преимущественно теневыми).
Каждая триграмма в паре с одной из остальных триграмм образует гексаграмму. Возможное число вариантов - 64. Гексаграммы также могут представлять как тип ян, так и тип инь, в зависимости от количества в них сплошных (ян) или прерванных посередине (инь) черт. Каждая гексаграмма имеет свое название, а кроме того, пронумерована для облегчения поиска. Нечетные гексаграммы считаются гексаграммами ян, четные - инь.
ПРЕДСКАЗАНИЯ
Каждая гексаграмма символизирует ту или иную жизненную ситуацию, описываемую в соотнесенном с гексаграммой предсказании, которое складывается из двух частей: суждения и отражения. Суждение являет собой не предсказание как таковое, а скорее добрый совет общего свойства, выраженный в форме афоризма, вопроса или оценки. Отражение, названное так вследствие того, что, будучи ответом на вопрос или толкованием ситуации, представляет собой, как правило, обратное отображение суждения и в основном поясняет, как можно осуществить суждение.
Эти предсказания обычно довольно пространны, поскольку составители Ицзин рассматривали все возможные пути развития ситуации. Далее приводится сокращенный вариант предсказания. 12 ПИ (упадок), инь. Суждение: Несмотря на упорство, великое отходит, малое приходит. Небольшая помощь. Отражение: Царит упадок. Благородный муж скрывает свои хорошие качества во избежание преследования.
СОСТАВЛЕНИЕ ГЕКСАГРАММЫ
Обычно для составления гексаграммы и поиска предсказания китайцы пользуются связкой палочек, сделанных из стеблей деревея (тысячелистника, Achillea millefolium). Эта техника отличается математической точностью, но сам процесс довольно сложен и отнимает много времени. Иногда китайцы используют набор из трех китайских монеток.
Однако детальное описание этих способов гадания по Ицзин не является темой данной книги, а читателю, желающему и дальше распутывать клубок ее мистических гексаграмм, мы можем посоветовать обратиться непосредственно к переводной литературе. Заметим лишь, что лучшим из переводов Ицзин считается немецкий перевод Рихарда Вильгельма с комментариями К. Г. Юнга.
ИЦЗИН ДЛЯ РАЗВЛЕЧЕНИЯ
К Ицзин можно обращаться и ради развлечения, хотя некоторые люди, возможно, и сочтут это кощунством. Тем не менее многие прибегают к такой практике. Причем в этом случае для составления гексаграммы достаточно одной монетки. Процедура состоит в следующем: для начала представьте, что орел - это ян, а решка - это инь. Подбросьте монетку шесть раз, рисуя после каждого бросания соответствующую черту на бумаге: сплошную, если выпал орел (ян), и прерванную посередине, если выпала решка (инь). Черты располагаются одна под другой, начиная сверху.
После того, как гексаграмма составлена, следует отыскать ее номер в таблице. Для этого найдите верхнюю триграмму среди триграмм, помещенных в таблице по горизонтали вверху, а нижнюю триграмму - в вертикальной колонке слева. В точке пересечения воображаемых линий, исходящих от триграмм, и будет номер выпавшей вам гексаграммы. В данном случае - это номер 40. По номеру гексаграммы в тексте, приведенном на следующих двух страницах, можно найти соответствующее ей предсказание. Необходимо, однако, отдавать себе отчет, что эти предсказания предназначены исключительно развлечения ради и их не следует воспринимать всерьез.
1 Для достижения успеха дерзай.
2 Будь настойчив, но осмотрителен.
3 Ищи друзей. Они могут помочь тебе.
4 Соблюдай принятые соглашения.
5 Дерзновение только вызовет противодействие.
6 Сейчас не время для опрометчивых решений.
7 Прояви уступчивость во мнении.
8 Не интригуй и не действуй из неподобающих побуждений.
9 Правильно оценивай свои возможности во избежание поражения.
10 Будь полезен, трудолюбив и тактичен.
11 Тебя ждут здоровье, благоденствие и любовь.
12 Оставайся верным своим нравственным принципам.
13 Не потворствуй негодным людям.
14 Не будь скаредным.
15 Не ожидай и не требуй многого от жизни.
16 Наслаждайся своим счастьем скромно.
17 Будь искренен перед самим собой; будь честен с другими.
18 Принимай решения сам.
19 Тебе предопределено преуспеть.
20 Хорошо подумай, прежде чем начать действовать.
21 Ты обязательно обретешь спокойствие духа.
22 Правильные мысли и правильные поступки доминируют.
23 Избегай самонадеянности и лицемерия.
24 Твои желания исполнятся.
25 Слушайся велений своего сердца.
26 Воздерживайся от мелких и не приносящих пользу дел.
27 Не завидуй другим.
28 Оберегай свое состояние и положение.
29 Помни, что воображение (фантазия) порождает страх.
30. Будь реалистом, а не идеалистом.
31. Твое здравомыслие поможет многим.
32. Будь в гармонии с природой и обществом.
33. Уступай элегантно, чтобы сохранить позиции.
34. Чти свои обязательства по отношению к друзьям.
35. Заслужишь уважение своей честностью.
36. Не буди ревность, выставляя себя напоказ.
37. Храни верность своим родным и друзьям.
38. Будь добр к менее удачливым.
39. Посмотри перед тем, как прыгать.
40. Забудь прошлые ошибки и глупости.
41. В доме воцарится любовь.
42. Судьба благосклонна к тебе.
43. Не поддавайся мелким страстям.
44. Сейчас надо вести себя осторожно и разумно.
45. Ищи гармоничных взаимоотношений.
46. Не бойся ничего. Соблюдай только свои интересы.
47. В исправлении ошибок - движение вперед.
48. Проявляй гражданское мужество.
49. Руководствуйся традицией.
50. Этот опасный период скоро закончится.
51. Нужны большие перемены.
52. Счастье сопутствует мудрым
53. Сосредоточься на голых фактах.
54. Ты наделен способностями. Постарайся реализовать большинство из них.
55. Проблема разделенная - проблема, уменьшенная наполовину.
56. Неподвижный язык делает голову мудрой.
57. Делай в первую очередь первоочередные дела.
58. Скоро познаешь радость успехов.
59. Сейчас время заняться самоанализом. Никто не может делать все хорошо.
61. Не доверяй влиятельным особам.
62. Довольствуйся малым.
63. Не делай того, что ты не делал прежде.
64. Для тебя все сложится благополучно.
ТЕОРИИ ОБ ИЦЗИН
В попытке объяснить принцип предсказаний Ицзин, необыкновенно точно и на удивление уместно отвечающих на наши вопросы, было выдвинуто множество разнообразных теорий.
К. Г. Юнг объяснял действие Ицзин «законом синхронизации», под которым он понимал совпадение одних и тех же событий во времени во всей Вселенной и определенное влияние этих событий друг на друга, хотя и довольно слабое. Это своего рода «побочные причины и следствия», когда влияния взаимны и мгновенны и не являются звеньями цепи событийных факторов, связующей прошлое с будущим. Но это всего лишь умозрительное, гипотетическое допущение. Как бы то ни было, следует иметь в виду, что Юнг был ученым высочайшего уровня, и вполне может быть, что его теория не лишена оснований.
Возможно, теорией Юнга можно объяснять совпадения как события, происходящие одновременно в силу своей взаимосвязи, - правда, какой именно, нам не известно. Так, у многих людей возникает порой это странное ощущение - нечто сродни «шестому чувству», - что что-то случилось, но невозможно определить, что именно, на уровне одного лишь физического ощущения.
Похоже, составители Ицзин эффективно пользовались методом самовнушения, представляющим собой ментальный процесс извлечения из недр подсознания определенной информации, несущей ответы на интересующие их вопросы. Ведь зачастую одно слово может послужить толчком подсознанию, приводя в движение определенный поток мыслей, нередко весьма сокровенных.
ГАДАЛЬНЫЕ ПАЛОЧКИ
В Китае традиционно занимаются предсказаниями с помощью гадальных палочек. Наборы гадальных палочек, которыми пользуются в буддийских храмах, могут насчитывать 40, 75 или 100 штук, помещенных в округлый контейнер. Палочки изготавливаются из бамбука, каждая из них нумеруется. Испрашивающий предсказание встряхивает контейнер, держа его по направлению к алтарю, до тех пор, пока одна палочка не отделится от остальных и не упадет на пол. Затем медиум находит соответствующее ее номеру предсказание в общем списке пронумерованных предсказаний.
Большинство людей возразят, что вряд ли можно получить точное предсказание по выбранной наугад палочке. Но любой выбор, в принципе, делается наугад. Хотя в данном случае, действительно, ни медиум, ни испрашивающий предсказание не знают истинной природы причинно-следственных связей - в данном случае падения одной определенной палочки. Иными словами, почему выпадает палочка такого-то размера, веса, определенного номера, почему именно таково расположение палочек, что подвигло человека обратиться к медиуму и т. п. - все эти вопросы остаются без ответа.
Медиум прибегает к такой технике по трем основным причинам. Это создает ауру таинственности, поражающую воображение клиента. Кроме того, это - бизнес, своеобразная лотерея, способная привлечь многих участников. Ведь китайцы - азартные игроки. Выпавшее предсказание гарантирует подходящую базу для начала общения, во время которого медиум будет ловко трансформировать предсказание, видоизменяя его под определенную личность клиента, который в результате обязательно услышит то, что только и жаждет услышать.
Сделать комплект гадальных палочек для составления гексаграмм по Ицзин довольно легко. Все, что вам нужно - это 4 м (13 футов) тонкого прута и немного черной краски. Разрежьте прут на 49 палочек длиной 9 см (4 дюйма). Теперь отсчитайте 25 палочек и на каждую из них посередине нанесите краской полосу в 3 см (1 '/г дюйма). Остальные 24 палочки оставьте такими, какие они есть.
Неокрашенной палочке будет соответствовать сплошная черта в гексаграмме, символизирующая ян, или положительное начало, и соотносимая со стихией «огонь» и 1 в бинарном исчислении. Окрашенной палочке, имеющей черную «пустоту», будет соответствовать прерванная посередине черта гексаграммы. Это воплощение инь, или отрицательного начала, соотносимое со стихией «вода» и 0 в бинарном исчислении.
Всего в наборе получается 25 палочек инь и 24 палочки ян, а значит, у палочки инь чуть больше шансов выпасть во время сеанса гадания. Эта разница в количестве палочек объясняется верой китайцев в то, что инь хотя и воплощает пассивное начало, тем не менее немного, но превосходит ян, символизирующее активное начало. Вода гасит огонь! Теперь найдите подходящий цилиндрический сосуд для палочек высотой 8,5 см. Он должен быть сделан из непрозрачного материала, чтобы во время сеанса гадания не было видно, какие палочки инь, а какие - ян.
Чтобы получить гексаграмму, проделайте следующее. Достаньте из сосуда сначала одну палочку - она будет соответствовать первой черте гексаграммы. Затем достаньте вторую палочку. Это будет вторая черта гексаграммы. Всего нужно вынуть шесть палочек - тогда гексаграмма будет построена полностью. Линии в гексаграмме рисуются снизу вверх. Пример готовой гексаграммы приведен выше. Положив шесть палочек обратно в сосуд, вы сможете приступить к составлению новой гексаграммы.
СНОВИДЕНИЯ
Сновидения всегда имели большое значение для тех, кто увлекается оккультизмом. Но для составителей предсказаний они не играют такой роли, поскольку, как правило, быстро забываются. Вполне вероятно, что дневные грезы более важны, чем те, что являются во время ночного сна, ведь первые служат своеобразными орудиями труда наделенных богатым воображением людей, которые создают великие творения на ниве искусства.
Хотя справедливости ради следует сказать, что для некоторых сны также являются своеобразной формой ухода от непосильных реалий жизни. А сны, уходящие корнями в идеализм или властолюбие, могут приводить в религиозные секты и политические организации, представляющие большую угрозу для общества. И это служит доказательством того, что чрезмерно развитое воображение может быть опасным. Но мы все в той или иной степени - в силу одаренности талантами или особой эмоциональной структуры - склонны потворствовать мечтам, предаваясь которым, оказываемся в таком мире, каким нам хотелось бы его видеть, и таким образом планируем себе лучшее будущее.
Ночным сновидениям сегодня придают меньшее значение, нежели в древние времена, когда люди были более суеверными. Именно сновидения породили веру в мир духов и загробную жизнь, так как люди считали сон собратом смерти. Сны несли добрые или плохие предзнаменования, а ночные кошмары повергали в ужас. Толкование снов было любимым занятием предсказателей. В Библии довольно часто упоминаются сны. Просто поразительно, сколь многое люди готовы были «увидеть» в ночных видениях.
В этом отношении жители Древнего Китая ничем не отличались от любого другого народа древности. Китайские крестьяне почти поголовно верили, что во время сна душа покидает тело человека и странствует по свету. Если же она не успевает вернуться до пробуждения, тело теряет контроль и человек умирает; душа же продолжает жить, становясь странницей. С этим поверьем связана и вера в то, что в макушке умершего человека необходимо сделать отверстие, через которое душа могла бы вылететь и освободиться от оков уже ненужного тела. Китайцы также верили, что если люди не будут предлагать душам-странницам пищу или какое-нибудь иное приношение, то последние будут всячески вредить живым.
Страхам и суевериям, порожденным сновидениями, можно найти научное объяснение. Часть человеческого мозга функционирует примерно так же, как память компьютера, воскрешая мысли и ощущения, связанные с прошедшими событиями. Во время сна, когда мозг работает не в полную силу, события минувшего воскрешаются в памяти медленно и к тому же смешиваются, обретая зачастую характер фантазий с широким спектром ощущений - необычных, приятных, непонятных или пугающих, как в случае с ночными кошмарами - оказывающих более выраженное зрительное, чем звуковое воздействие.
Сновидения отражают события прошлого, порой становящиеся проводниками будущего, поскольку человеку свойственны повторения в поведенческой составляющей своей натуры. Картинки внизу служат иллюстрацией того, как истолковывали некоторые сновидения древние мудрецы.
ФИЗИОГНОМИКА
Физиогномика - это учение о проявлениях на лице человека свойств его характера и настроения. Как способ предсказаний она применялась в странах и Востока, и Запада с древнейших времен.
Последователи даосизма в Древнем Китае применяли физиогномику в Дао превосходства. Они считали, что инстинктивное предчувствие человеком грядущих событий, особенно из ближайшего будущего, отражаются определенными позициями на его лице. Всего таких позиций 108.
НАСТРОЕНИЕ
Физиогномика, в общем, обеспечивает точное ориентирование в определении настроения человека. Мы смеемся или улыбаемся, когда счастливы или приятно удивлены чем-то; хмуримся и насупливаемся, когда сердиты или чем-то напуганы. Более того, на лице человека отражаются и попытки скрыть свое истинное настроение - как, например, у игрока в покер. В действительности, практически любому человеку весьма трудно не выказать на лице обуревающие его чувства.
Движения глаз и губ - лучшие индикаторы настроения человека. Широко раскрытые глаза свидетельствуют об удивлении, сморщенные губы означают досаду, широкая улыбка - признак удовольствия.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Основные черты характера передаются по наследству. Но формируется наш характер под влиянием окружающей среды и накапливаемого в течение жизни опыта. Например, если нас постоянно что-то тревожит, рано или поздно на лице появится озлобленное и затравленное выражение, а возможно, и морщины, которые могут остаться навсегда. Если нам живется легко и счастливо, лицо приобретает доброе, мягкое выражение.
И тем не менее, внешность иногда бывает обманчивой, а у некоторых людей их наружность и речь вообще создают превратное представление об истинной натуре.
Взято из открытых источников.
Обсуждения Мудрость в китайских книгах и мире