Исходя из дзэнского понятия рая и ада, то есть состоянии сознания нашей, так называемой самости, попытаемся определить на каком уровне расположены мы по "шкале" совершенствования личности, и насколько освобождена она от оков различного рода условностей.
Для образности представления возьмем как общие буддийские понятия, так и воззрения религиозных деятелей буддизма в различных его формах. Но какие бы конкретизации не были определены в качестве подсобного материала для рационального, привыкшего к логическому мышлению сознания европейца, мы, в первую очередь, делаем, это для того, чтобы вывести это сознание из узости его логического мышления на просторы космического сиюминутного охвата реальности; вывести к понятию, когда личность, создав себя, образует рай своего бытия, находясь в определенном пласте бытия вечного. Это путь самосовершенствования — путь сложный и трудный в преодолении.
Более того: этот путь — не дорога, которую надо пройти, чтобы в конце ее получить результат. Путь реализуется в каждом моменте преодоления его правильными методами; результат определяется в каждом шаге. Это ежеминутная борьба по преодолению скверн жизни, окружающих человека, преодолений желаний и пороков, и обращение к материальному как к необходимому инструментарию для пестования духовного начала.
"... Они ни во что не верят, они верят в то, что могут создать сами или испытать в научных лабораториях. Но самой главной наукой, наукой о душе, они вообще не занимаются", — сказал как-то один лама своему ученику, впоследствии Великому Ламе. Во многом, если не во всем, эти слова выражают реальное положение жизни общности людей на планете Земля.
"Цивилизованный" человек, забыв свою самость, то есть то, чем он на самом деле является, в своей материальной ограниченности уповает лишь на способность тела, на предметы окружающего его мира, безжалостно и безрассудно эксплуатируя их. В результате этого, чисто внешнего подхода к жизни, человек все, а в первую очередь себя, превращает в пустые формы.
Если же, сравнивать по значимости тело и сознание, то сознание важнее, ибо тело находится у него в подчинении. И хотя природа сознания, то есть нашей бесконечной самости, чиста и ничем не омрачена, все равно, скверны, такие, как страстные желания, являясь периферийными факторами его, в большей степени сковывают, а иногда и полностью затмевают чистоту проявления души (сознания). Эта неомраченная душа, то есть состояние будды, изначально есть в каждом человеке, просто постепенно исправляя изъяны всех, видов, можно полностью устранить загрязнения. Сквозь закопченное стекло не проходят лучи солнца, но стоит приложить усилие, и оно, в своей изначальной данности, засверкает в них. Это состояние совершенного очищения и есть состояние будды. Поэтому буддисты не считают, что есть некий изначально просветленный Будда.
Страдания возникают от омраченности (загрязнения) сознания, но так как истинные страдания возникают из истинных источников, то источники на самом деле предшествуют страданиям. Истинные же пресечения осуществляются посредством прохождения истинных путей: посему на самом деле пути предшествуют пресечениям. Но сначала человек распознает страдания, и потом он исследует их причины: поэтому Будда объяснил источники страданий после определения самих страданий. Когда рождается уверенность в возможности уничтожения страдания, возникает и желание пресечь его. Отсюда прявляется желание пройти путь (к пресечению); поэтому Будда объяснил истинные пути после определения истинных пресечений.
Поскольку круговорот бытия, а наша жизнь, как неотъемлемая часть его, суть истинные страдания, то что же он собой представляет?
Круговорот бытия можно разделить на три сферы: мир желаний, мир форм и мир без форм. Далее, без предрассудков и чувства собственной важности, необходимо определить, себя к одной из сфер, честно оценивал все составные своего "здесь и сейчас" и начать процесс "чистки" кристалла своей души.
В мире желаний существа предаются удовольствиям пяти видов: форм, звуков, запахов, вкусов и осязаемых объектов.
Мир форм состоит из двух частей: в низшей существа не увлекаются внешними удовольствиями, но испытывают наслаждение внутреннего созерцания. В высшей части существа вообще отвратились от услаждающих чувств, и испытывают нейтральные чувства. В мире без-форм все формы, звуки, запахи, вкусы и осязаемые объекты, а также пять чувств, дающих наслаждение ими, отсутствуют: здесь царит лишь сознание, и существа испытывают только нейтральные чувства сосредоточенно и без отвлечений. Это и есть состояние души, то есть состояние рая и ада — которые существо само и вводит свое сознание.
В круговороте бытия есть шесть типов живых существ, движущихся в нем: боги, полубоги, люди, голодные духи, животные и мученики ада. (Следует отметить, что буддизм это вера, философия и даже религия без Бога. Бог, по буддийским представлениям, есть в самом человеке. И задача состоит в том, чтобы пестовать его, развивая лучшие качества, данные природой человеку, и уповать лишь на себя в своих поступках, мыслях и т. д.
К богам относятся существа в мире форм и без-форм и шесть типов богов мира желаний. Полубоги подобны богам, но злонамеренны и грубы. Люди — обитатели четырех "материков" и остальной суши.
Голодные духи — многочисленные разновидности существ, мучимых голодом п жаждой. Животные — те, что живут в океане и на поверхности земли. Мученики ада — существа, имеющие разные цвета и виды в зависимости от их собственных прежних деяний.
В доктринальной нитирэновской литературе есть очень образное описание "миров", то есть состояний души человека, его сознания. Образность нитирэновских выкладок о нахождении человеческого существа в определенном слое бытия более доступна западному читателю, привыкшему к дуализации окружающего мира.
Итак, десять миров — состояний:
1. Мир ада. Картина ада, в котором демоны истязают взятых в плен голодных призраков (душ умерших людей)
Состояние конкретного мучения, испытываемого человеком. Мир ада — выражение страданий в какой-либо конкретной форме, то есть в виде болезней, домашних неурядиц, крайней бедности и так далее.
Ад — это не мир, в котором оказываются после смерти, и не метафора. Он одна из сторон жизни и проявляется в реальном бытии. То есть это состояние, когда ты раздавлен мучениями, хуже которых, ничего не бывает, и не способен даже пошевельнуться. Другими словами, адом называется существование с израненным телом и душой, доставляющее муки, это предел страданий.
2. Мир голодных духов.
Состояние, когда существование человека определяется рядом низменных желаний. Вот причины попадания в этот мир: гурманство, убийство животных ради потребления их мяса в пищу, эгоизм, стремление к личной выгоде, продажа вина, разбавленного водой, приобретение обманным путем вещей, вырубание деревьев. Голодные духи, согласно распространенным в буддийской среде представлениям, пожирают человека, который, как правило, не знает, кто на самом деле является его поводырем в этом мире.
Миром голодных духов называется состояние постоянно существующей жажды, мучающей человека желаниями — "хочу иметь то-то", "хочу делать то-то". Это состояние мучительного существования, при котором тело и мысли опалены огнем не знающих предела желаний. Это состояние кратко определяется словом "живу! "
3. Мир скотов.
Состояние, когда потерян разум, состояние, когда живут, следуя инстинктам. Здесь все предельно ясно без дальнейших пояснений.
4. Мир демона Асуры. Девы-небожительницы
Состояние агрессивности, когда человек охвачен желанием быть всегда и во всем первым. Если у такого человека есть мысли, то это непрекращающиеся намерения превзойти всех людей. На тех, которые ниже его, он смотрит с пренебрежением. Проявление в жизни агрессивности в виде высокомерия и чванства также можно назвать заблуждением на пути достижения просветления, и это мир демона Асуры. Отличие его от вышеупомянутых миров в том, что здесь зарождается самосознание. Однако это самосознание не более чем себялюбивое "Я", требующее только личной выгоды и самоутверждения. Таким образом, существовать в мире демона Асуры — значит пребывать в фантазиях и не ощущать реальности, взращивать в себе самодовольство, наносить раны другим людям и самому впасть в несчастье.
5. Мир человека.
Естественное состояние человека — добросовестно заниматься повседневными делами. Позиция мира человека таит в себе потенциальную опасность внезапно очутиться в одном из четырех плохих миров в силу каких-либо обстоятельств, но, с другой стороны, в ней также заключена возможность благодаря хорошему пониманию сущности вещей и совершенствованию поднять себя до уровня "слушающих голос", "самостоятельно идущих к просветлению" и "бодхисаттв" (миры — состояния более высокого уровня), сделать полезный вклад в общество. Поддерживать в себе мир человека — обязательное условие человеческого существования.
6. Мир неба.
Когда человека переполняет радость, тело и мысли как бы оживляются, и действительно создается настроение "поднимающегося в небо". "Мир неба" — это состояние, когда тебя переполняет такая радость. Однако настораживает, что в "мире неба" скрыта дьявольская сущность желаний. Если она проявляется, то человек легко становится эгоистичным, ищущим выгоды для себя, он ощущает радость, даже когда вызывает общественно вредное явление, войну или разрушает природу. В радости имеется неосторожность, наличествует причина деградации. Кроме того "мир неба" легко разрушим и так же легко превращается в один из трех "плохих миров". Он не может быть конечной целью человеческого существования.
7. "Мир слушающих голос".
Это состояние, в котором находится человек, слушающий голос учителя, проповедующего "Закон". Первоначально "слушающими голос" (санскр. шраваками) называли учеников Будды, позднее значение этого понятия расширилось, но наличие бинома "учитель — ученик" имелось в виду всегда.
Состояние "мира слушающих голос" возникает тогда, когда человек читает книги, чтобы усвоить суть своей работы, слушает старших товарищей, учится чему-либо, испытывает интерес к общественным проблемам. Таким образом, старание "слушающих голос", когда они приходят учиться у другого человека, и есть то, что действительно ведет к просветлению; миром "слушающих голос" можно назвать такое состояние в жизни, когда "вдумываясь" в человеческую жизнь, размышляя о ней, стремятся достичь истинного ее осознания. К тому же на основе такого самосознания формируются условия, направляющие личность на самоусовершенствование.
8. Мир самостоятельно идущих к просветлению.
Этот мир противопоставляется миру слушающих голос (шраваков), поскольку, с одной стороны "самостоятельно идущие к просветлению" (санскр. пратьекабудды) стремятся к нирване без чьей-либо помощи. С другой стороны, oни ни с кем не делятся опытом достижения спасения, что противоречит идее помощи другим, столь характерной для Махаяны. Таким образом пратьекабудда не может быть ни учителем, ни учеником, и в этом его принципиальное отличие от шравака. Следует отметить, что пратьекабудды, также как и шраваки считались в махаяне представителями "малой колесницы", то есть хинаяны, и большего различия между теми и другими не делалось.
9. Мир бодхисаттв.
Состояние полярно противоположное состоянию пратьекабудды. Бодхисаттва сознательно жертвует собственным благополучием ради спасения других. Он, пренебрегая собой, сосредоточивает все внимание на других людях; на плохое направляет хорошее, его мысли отданы другим. У бодхисаттвы все действия альтруистичны, то есть это существование, направленное на людей, общество. Однако альтруизм не просто самопожертвование: его источник в том, что бодхисаттва проникнут огромным желанием добиться ничем не разрушаемого счастья для самого себя и всего человечества, а также горячим желанием построить гармоничное общество. Так что особенность этого состояния очевидно в том, что оно поддерживается силой сострадания, переполняющего жизнь бодхисаттвы. Сострадание — это жизненная энергия, бьющая из глубин живого, оно проявляется в том, что печали и страдания других людей становятся своими собственными, и, кроме этого, нет большей радости. Можно сказать, что такой путь жизни ради других возвышается над дьявольским характером желаний и эгоизмом, отшлифовывает человеческую сущность.
10. Мир будд. Небесная страна счастья
Будде открываются все законы бытия, прошлое, настоящее и будущее. Он освобождается от всяческих страданий, поскольку окончательно преодолевает привязанности ко всем желаниям, кроме одного — спасать живые существа. Можно сказать, что это состояние абсолютного счастья, или, говоря другими словами, состояние, когда жизнь, как таковая, является радостью. Конечно "мир будд" присутствует в существовании любого человека, но обычно скрыт дьявольской сущностью жизни, и его невозможно осознать самому.
Цель и смысл Закона Будды как раз и заключается в открытии этого потаенного "мира будд".
Миры-состояния являются знаками не только бытия человека, но и природы, то есть десяти "миров" — модусов всего сущего, носящих универсальный характер.
Причины пребывания сознания или самости человека в одном из низших миров прямо зависит от источников страданий: омраченных действий и скверн. Скверны определяются как периферийные факторы сознания и сами по себе не являются ни одним из шести основных сознаний (глаза, уха, носа, языка, тела и ума). Однако, когда проявляется какой-либо из оскверняющих факторов сознания, основное сознание (ум) попадает под его влияние, идет туда, куда ведут его скверны, и тем самым накапливает дурные действия.
Существует великое множество скверн, но основные — это эгоистические желания, злоба, гордость, ложные взгляды и так далее. Из них главные — желание и злоба. Злость проявляется из-за первоначальной привязанности к самому себе, когда случается что-либо нежелательное. Затем из-за привязанности к себе появляется гордость, и человек считает себя лучше других. Точно так же, когда мы чего-то не знаем, появляется ложное представление, что данный объект не существует.
Теперь несколько строк о действиях, способствующих попаданию человеческого сознания в тот или иной срез бытия.
С точки зрения вызываемых ими следствий, действия бывают трех видов: дающие заслуги, не дающие заслуги и дающие неколебимое. Действия, дающие заслуги имеют следствием счастливое перерождение: жизнь в облике людей в мире неба, шраваков. Действия, не дающие заслуги, имеют следствием плохое перерождение: жизнь в облике скотов, демонов, голодных духов, мучеников ада. Действия, дающие неколебимое, подвигают к высшим мирам. Следствия деяний, накопленных в этой жизни, могут быть испытаны в этой же самой жизни, в следующей жизни или в любом из последующих перерождений.
Более того: этот путь — не дорога, которую надо пройти, чтобы в конце ее получить результат. Путь реализуется в каждом моменте преодоления его правильными методами; результат определяется в каждом шаге. Это ежеминутная борьба по преодолению скверн жизни, окружающих человека, преодолений желаний и пороков, и обращение к материальному как к необходимому инструментарию для пестования духовного начала.
"... Они ни во что не верят, они верят в то, что могут создать сами или испытать в научных лабораториях. Но самой главной наукой, наукой о душе, они вообще не занимаются", — сказал как-то один лама своему ученику, впоследствии Великому Ламе. Во многом, если не во всем, эти слова выражают реальное положение жизни общности людей на планете Земля.
"Цивилизованный" человек, забыв свою самость, то есть то, чем он на самом деле является, в своей материальной ограниченности уповает лишь на способность тела, на предметы окружающего его мира, безжалостно и безрассудно эксплуатируя их. В результате этого, чисто внешнего подхода к жизни, человек все, а в первую очередь себя, превращает в пустые формы.
Если же, сравнивать по значимости тело и сознание, то сознание важнее, ибо тело находится у него в подчинении. И хотя природа сознания, то есть нашей бесконечной самости, чиста и ничем не омрачена, все равно, скверны, такие, как страстные желания, являясь периферийными факторами его, в большей степени сковывают, а иногда и полностью затмевают чистоту проявления души (сознания). Эта неомраченная душа, то есть состояние будды, изначально есть в каждом человеке, просто постепенно исправляя изъяны всех, видов, можно полностью устранить загрязнения. Сквозь закопченное стекло не проходят лучи солнца, но стоит приложить усилие, и оно, в своей изначальной данности, засверкает в них. Это состояние совершенного очищения и есть состояние будды. Поэтому буддисты не считают, что есть некий изначально просветленный Будда.
Страдания возникают от омраченности (загрязнения) сознания, но так как истинные страдания возникают из истинных источников, то источники на самом деле предшествуют страданиям. Истинные же пресечения осуществляются посредством прохождения истинных путей: посему на самом деле пути предшествуют пресечениям. Но сначала человек распознает страдания, и потом он исследует их причины: поэтому Будда объяснил источники страданий после определения самих страданий. Когда рождается уверенность в возможности уничтожения страдания, возникает и желание пресечь его. Отсюда прявляется желание пройти путь (к пресечению); поэтому Будда объяснил истинные пути после определения истинных пресечений.
Поскольку круговорот бытия, а наша жизнь, как неотъемлемая часть его, суть истинные страдания, то что же он собой представляет?
Круговорот бытия можно разделить на три сферы: мир желаний, мир форм и мир без форм. Далее, без предрассудков и чувства собственной важности, необходимо определить, себя к одной из сфер, честно оценивал все составные своего "здесь и сейчас" и начать процесс "чистки" кристалла своей души.
В мире желаний существа предаются удовольствиям пяти видов: форм, звуков, запахов, вкусов и осязаемых объектов.
Мир форм состоит из двух частей: в низшей существа не увлекаются внешними удовольствиями, но испытывают наслаждение внутреннего созерцания. В высшей части существа вообще отвратились от услаждающих чувств, и испытывают нейтральные чувства. В мире без-форм все формы, звуки, запахи, вкусы и осязаемые объекты, а также пять чувств, дающих наслаждение ими, отсутствуют: здесь царит лишь сознание, и существа испытывают только нейтральные чувства сосредоточенно и без отвлечений. Это и есть состояние души, то есть состояние рая и ада — которые существо само и вводит свое сознание.
В круговороте бытия есть шесть типов живых существ, движущихся в нем: боги, полубоги, люди, голодные духи, животные и мученики ада. (Следует отметить, что буддизм это вера, философия и даже религия без Бога. Бог, по буддийским представлениям, есть в самом человеке. И задача состоит в том, чтобы пестовать его, развивая лучшие качества, данные природой человеку, и уповать лишь на себя в своих поступках, мыслях и т. д.
К богам относятся существа в мире форм и без-форм и шесть типов богов мира желаний. Полубоги подобны богам, но злонамеренны и грубы. Люди — обитатели четырех "материков" и остальной суши.
Голодные духи — многочисленные разновидности существ, мучимых голодом п жаждой. Животные — те, что живут в океане и на поверхности земли. Мученики ада — существа, имеющие разные цвета и виды в зависимости от их собственных прежних деяний.
В доктринальной нитирэновской литературе есть очень образное описание "миров", то есть состояний души человека, его сознания. Образность нитирэновских выкладок о нахождении человеческого существа в определенном слое бытия более доступна западному читателю, привыкшему к дуализации окружающего мира.
Итак, десять миров — состояний:
1. Мир ада. Картина ада, в котором демоны истязают взятых в плен голодных призраков (душ умерших людей)
Состояние конкретного мучения, испытываемого человеком. Мир ада — выражение страданий в какой-либо конкретной форме, то есть в виде болезней, домашних неурядиц, крайней бедности и так далее.
Ад — это не мир, в котором оказываются после смерти, и не метафора. Он одна из сторон жизни и проявляется в реальном бытии. То есть это состояние, когда ты раздавлен мучениями, хуже которых, ничего не бывает, и не способен даже пошевельнуться. Другими словами, адом называется существование с израненным телом и душой, доставляющее муки, это предел страданий.
2. Мир голодных духов.
Состояние, когда существование человека определяется рядом низменных желаний. Вот причины попадания в этот мир: гурманство, убийство животных ради потребления их мяса в пищу, эгоизм, стремление к личной выгоде, продажа вина, разбавленного водой, приобретение обманным путем вещей, вырубание деревьев. Голодные духи, согласно распространенным в буддийской среде представлениям, пожирают человека, который, как правило, не знает, кто на самом деле является его поводырем в этом мире.
Миром голодных духов называется состояние постоянно существующей жажды, мучающей человека желаниями — "хочу иметь то-то", "хочу делать то-то". Это состояние мучительного существования, при котором тело и мысли опалены огнем не знающих предела желаний. Это состояние кратко определяется словом "живу! "
3. Мир скотов.
Состояние, когда потерян разум, состояние, когда живут, следуя инстинктам. Здесь все предельно ясно без дальнейших пояснений.
4. Мир демона Асуры. Девы-небожительницы
Состояние агрессивности, когда человек охвачен желанием быть всегда и во всем первым. Если у такого человека есть мысли, то это непрекращающиеся намерения превзойти всех людей. На тех, которые ниже его, он смотрит с пренебрежением. Проявление в жизни агрессивности в виде высокомерия и чванства также можно назвать заблуждением на пути достижения просветления, и это мир демона Асуры. Отличие его от вышеупомянутых миров в том, что здесь зарождается самосознание. Однако это самосознание не более чем себялюбивое "Я", требующее только личной выгоды и самоутверждения. Таким образом, существовать в мире демона Асуры — значит пребывать в фантазиях и не ощущать реальности, взращивать в себе самодовольство, наносить раны другим людям и самому впасть в несчастье.
5. Мир человека.
Естественное состояние человека — добросовестно заниматься повседневными делами. Позиция мира человека таит в себе потенциальную опасность внезапно очутиться в одном из четырех плохих миров в силу каких-либо обстоятельств, но, с другой стороны, в ней также заключена возможность благодаря хорошему пониманию сущности вещей и совершенствованию поднять себя до уровня "слушающих голос", "самостоятельно идущих к просветлению" и "бодхисаттв" (миры — состояния более высокого уровня), сделать полезный вклад в общество. Поддерживать в себе мир человека — обязательное условие человеческого существования.
6. Мир неба.
Когда человека переполняет радость, тело и мысли как бы оживляются, и действительно создается настроение "поднимающегося в небо". "Мир неба" — это состояние, когда тебя переполняет такая радость. Однако настораживает, что в "мире неба" скрыта дьявольская сущность желаний. Если она проявляется, то человек легко становится эгоистичным, ищущим выгоды для себя, он ощущает радость, даже когда вызывает общественно вредное явление, войну или разрушает природу. В радости имеется неосторожность, наличествует причина деградации. Кроме того "мир неба" легко разрушим и так же легко превращается в один из трех "плохих миров". Он не может быть конечной целью человеческого существования.
7. "Мир слушающих голос".
Это состояние, в котором находится человек, слушающий голос учителя, проповедующего "Закон". Первоначально "слушающими голос" (санскр. шраваками) называли учеников Будды, позднее значение этого понятия расширилось, но наличие бинома "учитель — ученик" имелось в виду всегда.
Состояние "мира слушающих голос" возникает тогда, когда человек читает книги, чтобы усвоить суть своей работы, слушает старших товарищей, учится чему-либо, испытывает интерес к общественным проблемам. Таким образом, старание "слушающих голос", когда они приходят учиться у другого человека, и есть то, что действительно ведет к просветлению; миром "слушающих голос" можно назвать такое состояние в жизни, когда "вдумываясь" в человеческую жизнь, размышляя о ней, стремятся достичь истинного ее осознания. К тому же на основе такого самосознания формируются условия, направляющие личность на самоусовершенствование.
8. Мир самостоятельно идущих к просветлению.
Этот мир противопоставляется миру слушающих голос (шраваков), поскольку, с одной стороны "самостоятельно идущие к просветлению" (санскр. пратьекабудды) стремятся к нирване без чьей-либо помощи. С другой стороны, oни ни с кем не делятся опытом достижения спасения, что противоречит идее помощи другим, столь характерной для Махаяны. Таким образом пратьекабудда не может быть ни учителем, ни учеником, и в этом его принципиальное отличие от шравака. Следует отметить, что пратьекабудды, также как и шраваки считались в махаяне представителями "малой колесницы", то есть хинаяны, и большего различия между теми и другими не делалось.
9. Мир бодхисаттв.
Состояние полярно противоположное состоянию пратьекабудды. Бодхисаттва сознательно жертвует собственным благополучием ради спасения других. Он, пренебрегая собой, сосредоточивает все внимание на других людях; на плохое направляет хорошее, его мысли отданы другим. У бодхисаттвы все действия альтруистичны, то есть это существование, направленное на людей, общество. Однако альтруизм не просто самопожертвование: его источник в том, что бодхисаттва проникнут огромным желанием добиться ничем не разрушаемого счастья для самого себя и всего человечества, а также горячим желанием построить гармоничное общество. Так что особенность этого состояния очевидно в том, что оно поддерживается силой сострадания, переполняющего жизнь бодхисаттвы. Сострадание — это жизненная энергия, бьющая из глубин живого, оно проявляется в том, что печали и страдания других людей становятся своими собственными, и, кроме этого, нет большей радости. Можно сказать, что такой путь жизни ради других возвышается над дьявольским характером желаний и эгоизмом, отшлифовывает человеческую сущность.
10. Мир будд. Небесная страна счастья
Будде открываются все законы бытия, прошлое, настоящее и будущее. Он освобождается от всяческих страданий, поскольку окончательно преодолевает привязанности ко всем желаниям, кроме одного — спасать живые существа. Можно сказать, что это состояние абсолютного счастья, или, говоря другими словами, состояние, когда жизнь, как таковая, является радостью. Конечно "мир будд" присутствует в существовании любого человека, но обычно скрыт дьявольской сущностью жизни, и его невозможно осознать самому.
Цель и смысл Закона Будды как раз и заключается в открытии этого потаенного "мира будд".
Миры-состояния являются знаками не только бытия человека, но и природы, то есть десяти "миров" — модусов всего сущего, носящих универсальный характер.
Причины пребывания сознания или самости человека в одном из низших миров прямо зависит от источников страданий: омраченных действий и скверн. Скверны определяются как периферийные факторы сознания и сами по себе не являются ни одним из шести основных сознаний (глаза, уха, носа, языка, тела и ума). Однако, когда проявляется какой-либо из оскверняющих факторов сознания, основное сознание (ум) попадает под его влияние, идет туда, куда ведут его скверны, и тем самым накапливает дурные действия.
Существует великое множество скверн, но основные — это эгоистические желания, злоба, гордость, ложные взгляды и так далее. Из них главные — желание и злоба. Злость проявляется из-за первоначальной привязанности к самому себе, когда случается что-либо нежелательное. Затем из-за привязанности к себе появляется гордость, и человек считает себя лучше других. Точно так же, когда мы чего-то не знаем, появляется ложное представление, что данный объект не существует.
Теперь несколько строк о действиях, способствующих попаданию человеческого сознания в тот или иной срез бытия.
С точки зрения вызываемых ими следствий, действия бывают трех видов: дающие заслуги, не дающие заслуги и дающие неколебимое. Действия, дающие заслуги имеют следствием счастливое перерождение: жизнь в облике людей в мире неба, шраваков. Действия, не дающие заслуги, имеют следствием плохое перерождение: жизнь в облике скотов, демонов, голодных духов, мучеников ада. Действия, дающие неколебимое, подвигают к высшим мирам. Следствия деяний, накопленных в этой жизни, могут быть испытаны в этой же самой жизни, в следующей жизни или в любом из последующих перерождений.
Источник: Майа
Обсуждения Миры сознания