На этот вопрос можно ответить с разных планов сознания. И это будут ответы, затрагивающие нашу связь именно с этими планами. Мы можем медитировать для того, чтобы улучшить состояние своего физического тела: воздействуя на органы, центры, каналы энергетически и побуждая их восстанавливать свое оптимальное состояние и действовать в здоровом режиме.
Мы также можем иметь целью медитации уравновесить и гармонизировать свое нервно-эмоциональное состояние, избавить себя от страхов и стрессов, восстановить ровность и адекватность эмоциональных реакций. А еще – научиться контролировать свой ментал/ум, устанавливая в этом плане покой и тишину. В медитации мы можем погружаться в собственную глубину, двигаясь навстречу своему психическому существу – своей Душе. И мы, наконец, можем встретиться с собственным Светом и погрузиться в него… И это только начальные этапы нашего внутреннего путешествия. Но для чего мы делаем все это? И тут мне, пишущей эти строки, стоит отойти в сторонку, чтобы дать слово Божественной Мудрости. Ибо кто может сказать и объяснить лучше?
Человек как существо, наделенное индивидуальностью, должен обрести себя, свое подлинное бытие; он может сделать это, только углубившись в себя, научившись жить внутри и изнутри: ибо внешнее или наружное сознание и жизнь, будучи отделены от внутреннего Духа, представляют собой сферу Неведения; и они могут превзойти себя и это Неведение только открывшись широте и величию внутреннего «я» и внутренней жизни. Если в нас есть некое высшее трансцендентное существо, то именно в нашем тайном «я» оно должно скрываться; на поверхности же находится лишь эфемерное природное существо, образованное внешними ограничениями и обстоятельствами. Если есть в нас некое «я», способное быть всеобъемлющим и вездесущим, могущее обрести универсальность космического сознания, то и оно должно находится в нашем внутреннем существе; внешнее же сознание – это сознание физическое, привязанное к своим индивидуальным ограничениям тройственными узами ума, жизни и тела: любая попытка достичь подобной космической широты и универсальности во внешнем существе может окончится лишь возвеличением эго либо уничтожением личности вследствие ее растворения в массах или подчинения массам.
Только при помощи внутреннего роста, движения, действия индивид может свободно и эффективно достичь универсальности и трансцендентности своего существа. Для того чтобы мы могли жить божественной жизнью, центр и непосредственный источник динамической самореализации нашего существа должен переместиться снаружи вовнутрь; ибо именно там пребывает наша истинная душа, пусть ныне она полностью или в значительной мере скрыта от нас, а наше непосредственное существование или источник деятельности лежат на поверхности нашего существа. В Упанишадах говорится, что Самосущий раскрыл двери сознания в людях наружу, так что лишь немногие обращают взор внутрь себя, и именно они прозревают и постигают высший Дух и обретают духовное бытие. Поэтому нужно вглядеться, углубиться внутрь себя и начать жить внутренней жизнью – это первый необходимый шаг на пути к преображению нашей природы и обретению жизни божественной.
***
В определенном смысле, мы – не что иное, как сложная совокупность ментальных, нервных и физических привычек, удерживаемых вместе несколькими господствующими идеями, желаниями и ассоциациями, — амальгама множества мелких, самоповторяющихся сил с несколькими преобладающими вибрациями. Цель же нашей йоги* – не более и не менее как преодоление всей совокупности формации нашего прошлого и настоящего, которую представляет собой обычный материально-ментальный человек, и создание в самих себе нового центра видения и нового универсума жизнедеятельности, которые лягут в основу сверхчеловеческой природы и образуют человека божественного.
***
Это мелкое умственно-витальное-телесное образование, которое мы считаем собой, есть лишь поверхностная формация нашего существа, а отнюдь не наше подлинное «я». Это лишь внешняя незначительная часть нашей личности, сформированная на время одной короткой жизни в рамках игры неведения. Она включает в себя невежественный ум, блуждающий в поисках разрозненных частиц истины; невежественное витальное, мечущееся в жажде разрозненных поисков наслаждения, а также помраченное физическое, в основном подсознательного характера, вынужденное испытывать боль и удовольствие от внешних воздействий и едва ли способное контролировать эти реакции. Человек мирится со всем этим, пока однажды его ум не начинает испытывать отвращение к состоянию, в котором он пребывает, и не обращается к поиску настоящей Истины собственного существования и окружающего мира; пока витальное тоже не начинает испытывать разочарования и не задается вопросом, как обрести настоящее блаженство, а физическое не устает от всего этого и не начинает желать освобождения от самого себя, своих страданий и удовольствий. И тогда у этой ничтожной невежественной части нашей личности появляется возможность вновь обрести свое настоящее «Я» и тем самым возвыситься до более великой Реальности…
Это подлинное «Я» находится не где-то на поверхности существа, но глубоко во внутренних и в высших его сферах. Внутри скрывается истинная душа, поддерживающая внутренний ум, внутреннее витальное и внутреннее физическое, которые обладают способностью к универсальной широте, а значит, могут обрести то, к чему мы только стремимся, — непосредственное осознание истины собственного бытия и истины мироздания, восприятие универсального блаженства, освобождение от порабощающей ничтожности и страданий грубого физического тела.
…Согласно психологии, эта глубинная часть нашего существа связана с незначительной внешней личностью определенными центрами сознания, которые мы начинаем осознавать благодаря йоге. Нашему внутреннему существу удается лишь в малой степени проявиться во внешней жизни через эти центры, но даже это немногое составляет лучшую часть нашей внешней личности и является источником нашего искусства, поэзии, философии, идеалов, религиозных дерзаний, тяги к знаниям и стремлению к совершенствованию. Дело в том, что эти внутренние центры большей частью закрыты или погружены в сон; и как раз в том, чтобы открыть, пробудить и активизировать их, состоит одна из задач йоги. По мере того как они открываются, наше внутреннее существо начинает все полнее проявлять свои силы и возможности; наше сознание обретает все большую широту, и мы достигаем космического сознания; мы перестаем быть ничтожной обособленной личностью с ограниченной жизнью и превращаемся в центр вселенской деятельности, находящийся в непосредственном контакте с космическими силами.
Более того, если раньше мы, будучи поверхностным личностным образованием, оставались лишь безвольной игрушкой мировых сил, то теперь мы начинаем в значительной мере осознавать игру природы и вместе с тем управлять ею – и то, насколько нам это удается, зависит от уровня развития нашего внутреннего существа и от степени его открытости высшим духовным планам.
* Шри Ауробиндо, говоря "наша йога", всегда имеет в виду Интегральную йогу.
Это объемное, глобальное видение и пояснение цели медитации как устремления и практики единения с Высшим, Божественным, взято из работ Шри Ауробиндо - мирового Учителя, эволюциониста-практика, носителя Божественного (космического) сознания. Чтение его работ – это уже сама по себе медитация. После прочтения нескольких абзацев происходит непроизвольное погружение в собственную глубину, сознание поднимается на более высокие уровни, открывая в нас нечто новое, расширяя диапазон пространственного видения и побуждая к более глубокому осознанию…
Человек как существо, наделенное индивидуальностью, должен обрести себя, свое подлинное бытие; он может сделать это, только углубившись в себя, научившись жить внутри и изнутри: ибо внешнее или наружное сознание и жизнь, будучи отделены от внутреннего Духа, представляют собой сферу Неведения; и они могут превзойти себя и это Неведение только открывшись широте и величию внутреннего «я» и внутренней жизни. Если в нас есть некое высшее трансцендентное существо, то именно в нашем тайном «я» оно должно скрываться; на поверхности же находится лишь эфемерное природное существо, образованное внешними ограничениями и обстоятельствами. Если есть в нас некое «я», способное быть всеобъемлющим и вездесущим, могущее обрести универсальность космического сознания, то и оно должно находится в нашем внутреннем существе; внешнее же сознание – это сознание физическое, привязанное к своим индивидуальным ограничениям тройственными узами ума, жизни и тела: любая попытка достичь подобной космической широты и универсальности во внешнем существе может окончится лишь возвеличением эго либо уничтожением личности вследствие ее растворения в массах или подчинения массам.
Только при помощи внутреннего роста, движения, действия индивид может свободно и эффективно достичь универсальности и трансцендентности своего существа. Для того чтобы мы могли жить божественной жизнью, центр и непосредственный источник динамической самореализации нашего существа должен переместиться снаружи вовнутрь; ибо именно там пребывает наша истинная душа, пусть ныне она полностью или в значительной мере скрыта от нас, а наше непосредственное существование или источник деятельности лежат на поверхности нашего существа. В Упанишадах говорится, что Самосущий раскрыл двери сознания в людях наружу, так что лишь немногие обращают взор внутрь себя, и именно они прозревают и постигают высший Дух и обретают духовное бытие. Поэтому нужно вглядеться, углубиться внутрь себя и начать жить внутренней жизнью – это первый необходимый шаг на пути к преображению нашей природы и обретению жизни божественной.
***
В определенном смысле, мы – не что иное, как сложная совокупность ментальных, нервных и физических привычек, удерживаемых вместе несколькими господствующими идеями, желаниями и ассоциациями, — амальгама множества мелких, самоповторяющихся сил с несколькими преобладающими вибрациями. Цель же нашей йоги* – не более и не менее как преодоление всей совокупности формации нашего прошлого и настоящего, которую представляет собой обычный материально-ментальный человек, и создание в самих себе нового центра видения и нового универсума жизнедеятельности, которые лягут в основу сверхчеловеческой природы и образуют человека божественного.
***
Это мелкое умственно-витальное-телесное образование, которое мы считаем собой, есть лишь поверхностная формация нашего существа, а отнюдь не наше подлинное «я». Это лишь внешняя незначительная часть нашей личности, сформированная на время одной короткой жизни в рамках игры неведения. Она включает в себя невежественный ум, блуждающий в поисках разрозненных частиц истины; невежественное витальное, мечущееся в жажде разрозненных поисков наслаждения, а также помраченное физическое, в основном подсознательного характера, вынужденное испытывать боль и удовольствие от внешних воздействий и едва ли способное контролировать эти реакции. Человек мирится со всем этим, пока однажды его ум не начинает испытывать отвращение к состоянию, в котором он пребывает, и не обращается к поиску настоящей Истины собственного существования и окружающего мира; пока витальное тоже не начинает испытывать разочарования и не задается вопросом, как обрести настоящее блаженство, а физическое не устает от всего этого и не начинает желать освобождения от самого себя, своих страданий и удовольствий. И тогда у этой ничтожной невежественной части нашей личности появляется возможность вновь обрести свое настоящее «Я» и тем самым возвыситься до более великой Реальности…
Это подлинное «Я» находится не где-то на поверхности существа, но глубоко во внутренних и в высших его сферах. Внутри скрывается истинная душа, поддерживающая внутренний ум, внутреннее витальное и внутреннее физическое, которые обладают способностью к универсальной широте, а значит, могут обрести то, к чему мы только стремимся, — непосредственное осознание истины собственного бытия и истины мироздания, восприятие универсального блаженства, освобождение от порабощающей ничтожности и страданий грубого физического тела.
…Согласно психологии, эта глубинная часть нашего существа связана с незначительной внешней личностью определенными центрами сознания, которые мы начинаем осознавать благодаря йоге. Нашему внутреннему существу удается лишь в малой степени проявиться во внешней жизни через эти центры, но даже это немногое составляет лучшую часть нашей внешней личности и является источником нашего искусства, поэзии, философии, идеалов, религиозных дерзаний, тяги к знаниям и стремлению к совершенствованию. Дело в том, что эти внутренние центры большей частью закрыты или погружены в сон; и как раз в том, чтобы открыть, пробудить и активизировать их, состоит одна из задач йоги. По мере того как они открываются, наше внутреннее существо начинает все полнее проявлять свои силы и возможности; наше сознание обретает все большую широту, и мы достигаем космического сознания; мы перестаем быть ничтожной обособленной личностью с ограниченной жизнью и превращаемся в центр вселенской деятельности, находящийся в непосредственном контакте с космическими силами.
Более того, если раньше мы, будучи поверхностным личностным образованием, оставались лишь безвольной игрушкой мировых сил, то теперь мы начинаем в значительной мере осознавать игру природы и вместе с тем управлять ею – и то, насколько нам это удается, зависит от уровня развития нашего внутреннего существа и от степени его открытости высшим духовным планам.
* Шри Ауробиндо, говоря "наша йога", всегда имеет в виду Интегральную йогу.
Это объемное, глобальное видение и пояснение цели медитации как устремления и практики единения с Высшим, Божественным, взято из работ Шри Ауробиндо - мирового Учителя, эволюциониста-практика, носителя Божественного (космического) сознания. Чтение его работ – это уже сама по себе медитация. После прочтения нескольких абзацев происходит непроизвольное погружение в собственную глубину, сознание поднимается на более высокие уровни, открывая в нас нечто новое, расширяя диапазон пространственного видения и побуждая к более глубокому осознанию…
Источник: Поющая Рассвет
Обсуждения Для чего нужна медитация?