Внутреннее или центральное существо состоит из внутреннего ментального, витального и физического существ. Психическое же — это сокровенное, глубоко скрытое существо, которое поддерживает центральное существо. именно внутреннее существо пребывая в состоянии безмолвия и тишины, осознает внешнюю природу как нечто отдельное от себя.
Иногда центральное существо осознается над головой и тогда мы говорим об Атмане, а его реализация является реализацией Безмолвного высшего "Я".
В обычном состоянии человека невежественная игра Пракрити, используя активный ум, витал и эго скрывает внутреннего свидетеля. Когда же он проявляется, то человек воспринимает его как, находящееся позади, и ничему не подвластное сознание. Для человека оно может быть скрыто, но неосознаваемое всегда присутствует в человеческой жизни. Осознание центрального существа — это начало освобождения, ведущего к просветлению. Внутренний свидетель постепенно становится хозяином положения и, преодолевая сопротивление низшей природы, постепенно заменяет ее движения игрой высших сил.
Само по себе внутреннее существо безлично, но некоторая его часть смешивается с движениями внешней природы и формирует эго и личность, и в то же время оно остается независимым от низшей природы и только наблюдает за ней. Осознавая внутреннее существо, человек может воспринимать его и как отдельный объект, и как беспредельное. Когда сознание человека занимает позицию внутреннего истинного существа и может бесстрастно наблюдать за всевозможными волнениями своей внешней части, то это является очень благоприятным временем для того, чтобы использовать силу высшего сознания для полного изменения своей индивидуальной природы.
Совсем недостаточно быть незатронутым изнутри, предоставляя внешнюю природу своей собственной судьбе, что может привести ко многим ошибкам и потаканию своим слабостям. Свидетель может находиться как позади сердца, так и на верху над головой, при этом он может влиять на активность низшей природы, позволяя или не позволяя ей решать всевозможные внешние проблемы привычными для нее способами. В результате активность низшей природы постепенно становится все менее интенсивной и в конце-концов прекращается. Отказ позволять низшей природе определенные движения не означает борьбу с низшей природой, но это настойчивый и спокойный отказ давать поддержку ложным действиям низшей природы.
Человек, живущий изнутри — бесстрастен и при любых обстоятельствах не теряет самообладания, которое предполагает отсутствие каких бы то ни было как внешних, так и внутренних реакций. Когда внутри есть нечто, что остается не подверженным этим реакциям, то это означает, что внутреннее существо свободно и полностью владеет собой, но оно пока еще не владеет всей природой. Когда же оно становится хозяином низшей природы, то не допускает возникновения никаких нежелательных реакций. Если подобные реакции и возникают, то они немедленно отвергаются и отбрасываются прочь и, в конце концов, больше не возвращаются. Когда человек пребывает в истинном сознании, тогда все его движения правильны, он ощущает истинное счастье и все находится в гармонии с Истиной. Когда он находится во внешнем сознании, возникают требования, чувство неудовлетворенности, сомнения, всевозможные противоречия и несоответствия.
Формирование свидетеля
Некоторые ищущие считают, что вполне достаточно быть внутренне незатронутым движениями внешней природы, предоставив ее самой себе. Этим самым они как бы снимают с себя ответственность за какие бы то ни было свои поступки, но позиция внутреннего свидетеля нужна не для того, чтобы снять с себя всякую ответственность за собственные недостатки или избавиться от необходимости исправлять их. Эта позиция предназначена для познания самого себя, так как при этом позволяет человеку оставаться и не вовлеченным в деятельность низшей природы, и поэтому, неподвластным ей. Кроме того, она позволяет воздействовать на неверные движения природы, налагая на них запрет и заменяя их активностью истинного сознания.
Стремясь к единству внешнего сознания с сознанием центрального существа следует прилагать настойчивые усилия, чтобы оставаться сосредоточенным внутри. Если при постоянно отвлекаться и выходить из внутреннего сосредоточения, то можно вечно блуждать в лабиринте мелочных движений обычной внешней природы и подвергаться влиянию тех сил, которым она открыта. Необходимо жить изнутри, и всегда действовать только изнутри, находясь в постоянном контакте с сознанием внутреннего истинного существа. Сначала, некоторым, трудно полностью погрузиться в себя и пребывать там постоянно, но это станет вполне возможным, если настойчиво стремиться к своей цели.
На определенной стадии духовной работы, когда человек стремится реализовать свое безличное "Я" (центральное существо или внутреннее истинное существо не имеет индивидуальности оно как безличный свидетель, взирающий на активность внешней природы человека) он может вступить в промежуточную зону между внешней активностью низшей природы и тишиной и неподвижностью центрального существа. Это время, когда он может погрузиться во внутреннее существо и воспринимать любые внешние движения как "свидетель", который духовным искателем осознается как отстраненный наблюдатель. Для того, чтобы это стало возможным, необходимо отстраниться от витально-физической части своей природы и рассматривать ее как ему не принадлежащую, и спокойно отказываться от ее требований.
Иногда для этого полезно использовать свою ментальную волю, но также спокойно и непреклонно. Когда духовный искатель начнет воспринимать внутреннего свидетеля, он может взывать к нему о помощи, которая необходима для того, чтобы изменить витал. При этом, опираясь на внутреннего свидетеля, человек находится в состоянии равновесия, в котором нет ни радости, ни печали, происходит своеобразное отделение человека от всего происходящего вокруг него, которое осознается как не имеющее к нему никакого отношения. Это происходит потому, что с позиции внутреннего свидетеля у человека исчезают все привязанности к вещам, людям, идеям и событиям. Поэтому, в таком состоянии у человека не может быть раздражения или нетерпения в связи с тем, что люди занимаются пустяками, бесчестны или же совершают насилие.
В это время может возникнуть ощущение, что тело — это не вы и в то же время, человек в этот период хорошо осознает все, что происходит вокруг него и любые движения, которые происходят в нем самом. Это состояние, когда человек переходит в позицию внутреннего свидетеля, дает человеку чувство свободы и независимости от всего, что происходит вокруг него и внутри него самого. В таком состоянии покоя может возникнуть ощущение присутствия Божественного и силы Матери, что воспринимается как чувство радости и ананды. В этом состоянии исчезают мелкие человеческие чувства, вместо которых присутствует необъятная тишина и свобода. Со временем покой, заполнивший человека, формирует в нем истинную внутреннюю, духовную жизнь, что дает возможность человеку управлять внешней природой и изменять ее, и это будет происходить до тех пор, пока внешняя природа человека не будет изменена полностью.
В обычном состоянии человека невежественная игра Пракрити, используя активный ум, витал и эго скрывает внутреннего свидетеля. Когда же он проявляется, то человек воспринимает его как, находящееся позади, и ничему не подвластное сознание. Для человека оно может быть скрыто, но неосознаваемое всегда присутствует в человеческой жизни. Осознание центрального существа — это начало освобождения, ведущего к просветлению. Внутренний свидетель постепенно становится хозяином положения и, преодолевая сопротивление низшей природы, постепенно заменяет ее движения игрой высших сил.
Само по себе внутреннее существо безлично, но некоторая его часть смешивается с движениями внешней природы и формирует эго и личность, и в то же время оно остается независимым от низшей природы и только наблюдает за ней. Осознавая внутреннее существо, человек может воспринимать его и как отдельный объект, и как беспредельное. Когда сознание человека занимает позицию внутреннего истинного существа и может бесстрастно наблюдать за всевозможными волнениями своей внешней части, то это является очень благоприятным временем для того, чтобы использовать силу высшего сознания для полного изменения своей индивидуальной природы.
Совсем недостаточно быть незатронутым изнутри, предоставляя внешнюю природу своей собственной судьбе, что может привести ко многим ошибкам и потаканию своим слабостям. Свидетель может находиться как позади сердца, так и на верху над головой, при этом он может влиять на активность низшей природы, позволяя или не позволяя ей решать всевозможные внешние проблемы привычными для нее способами. В результате активность низшей природы постепенно становится все менее интенсивной и в конце-концов прекращается. Отказ позволять низшей природе определенные движения не означает борьбу с низшей природой, но это настойчивый и спокойный отказ давать поддержку ложным действиям низшей природы.
Человек, живущий изнутри — бесстрастен и при любых обстоятельствах не теряет самообладания, которое предполагает отсутствие каких бы то ни было как внешних, так и внутренних реакций. Когда внутри есть нечто, что остается не подверженным этим реакциям, то это означает, что внутреннее существо свободно и полностью владеет собой, но оно пока еще не владеет всей природой. Когда же оно становится хозяином низшей природы, то не допускает возникновения никаких нежелательных реакций. Если подобные реакции и возникают, то они немедленно отвергаются и отбрасываются прочь и, в конце концов, больше не возвращаются. Когда человек пребывает в истинном сознании, тогда все его движения правильны, он ощущает истинное счастье и все находится в гармонии с Истиной. Когда он находится во внешнем сознании, возникают требования, чувство неудовлетворенности, сомнения, всевозможные противоречия и несоответствия.
Формирование свидетеля
Некоторые ищущие считают, что вполне достаточно быть внутренне незатронутым движениями внешней природы, предоставив ее самой себе. Этим самым они как бы снимают с себя ответственность за какие бы то ни было свои поступки, но позиция внутреннего свидетеля нужна не для того, чтобы снять с себя всякую ответственность за собственные недостатки или избавиться от необходимости исправлять их. Эта позиция предназначена для познания самого себя, так как при этом позволяет человеку оставаться и не вовлеченным в деятельность низшей природы, и поэтому, неподвластным ей. Кроме того, она позволяет воздействовать на неверные движения природы, налагая на них запрет и заменяя их активностью истинного сознания.
Стремясь к единству внешнего сознания с сознанием центрального существа следует прилагать настойчивые усилия, чтобы оставаться сосредоточенным внутри. Если при постоянно отвлекаться и выходить из внутреннего сосредоточения, то можно вечно блуждать в лабиринте мелочных движений обычной внешней природы и подвергаться влиянию тех сил, которым она открыта. Необходимо жить изнутри, и всегда действовать только изнутри, находясь в постоянном контакте с сознанием внутреннего истинного существа. Сначала, некоторым, трудно полностью погрузиться в себя и пребывать там постоянно, но это станет вполне возможным, если настойчиво стремиться к своей цели.
На определенной стадии духовной работы, когда человек стремится реализовать свое безличное "Я" (центральное существо или внутреннее истинное существо не имеет индивидуальности оно как безличный свидетель, взирающий на активность внешней природы человека) он может вступить в промежуточную зону между внешней активностью низшей природы и тишиной и неподвижностью центрального существа. Это время, когда он может погрузиться во внутреннее существо и воспринимать любые внешние движения как "свидетель", который духовным искателем осознается как отстраненный наблюдатель. Для того, чтобы это стало возможным, необходимо отстраниться от витально-физической части своей природы и рассматривать ее как ему не принадлежащую, и спокойно отказываться от ее требований.
Иногда для этого полезно использовать свою ментальную волю, но также спокойно и непреклонно. Когда духовный искатель начнет воспринимать внутреннего свидетеля, он может взывать к нему о помощи, которая необходима для того, чтобы изменить витал. При этом, опираясь на внутреннего свидетеля, человек находится в состоянии равновесия, в котором нет ни радости, ни печали, происходит своеобразное отделение человека от всего происходящего вокруг него, которое осознается как не имеющее к нему никакого отношения. Это происходит потому, что с позиции внутреннего свидетеля у человека исчезают все привязанности к вещам, людям, идеям и событиям. Поэтому, в таком состоянии у человека не может быть раздражения или нетерпения в связи с тем, что люди занимаются пустяками, бесчестны или же совершают насилие.
В это время может возникнуть ощущение, что тело — это не вы и в то же время, человек в этот период хорошо осознает все, что происходит вокруг него и любые движения, которые происходят в нем самом. Это состояние, когда человек переходит в позицию внутреннего свидетеля, дает человеку чувство свободы и независимости от всего, что происходит вокруг него и внутри него самого. В таком состоянии покоя может возникнуть ощущение присутствия Божественного и силы Матери, что воспринимается как чувство радости и ананды. В этом состоянии исчезают мелкие человеческие чувства, вместо которых присутствует необъятная тишина и свобода. Со временем покой, заполнивший человека, формирует в нем истинную внутреннюю, духовную жизнь, что дает возможность человеку управлять внешней природой и изменять ее, и это будет происходить до тех пор, пока внешняя природа человека не будет изменена полностью.
Источник: Пётр Зорин
Обсуждения Сознание свидетеля и его формирование