Сторонние исследователи Каббалы обычно определяют ее как эзотерическое учение, возникшее в рамках иудаизма и на его основе. Согласно наиболее распространенной версии, Каббала зародилась в XII веке, хотя некоторые каббалисты уверены, что их учение, или, по крайней мере, его истоки насчитывают не одно тысячелетие.
Слово «Каббала» означает на иврите «получение», как гласит каббалистическое предание, первые сокровенные знания были получены прародителем евреев Авраамом от ангела.
В любом случае Каббала является древним учением, содержащим некие тайные знания из божественного Откровения, зашифрованные в Торе. Изучение Каббалы предполагает поиск ответов на вопросы о Творце и процессе Творения, смысле существования и предназначении человека.
Основные положения Каббалы были сформулированы в эпоху Средних веков рядом известных еврейских ученых в таких трудах как Книга Зоар, Багир, Йецира и других.
Изучение каббалы
Если прислушаться к Талмуду, то к изучению Каббалы можно приступать лишь постигнув все уровни Торы, которых насчитывается четыре, начиная с простого понимания текста (первый уровень), распознавания смысла намеков (второй уровень) и заканчивая толкованием (третий уровень) и тайной (последний четвертый уровень). Такое требование объясняется тем, что раньше Каббала была доступна лишь иудеям. Сейчас же приобщиться к ее знаниям проявляют желание миллионы людей, большинство из которых до этого мало что знали о священных текстах еврейского народа. Поэтому это требование в настоящее время строго не соблюдается и к изучению Каббалы желающие допускаются сразу. Конечно, можно спорить, о правильности такого послабления, ведь истоки все же учения кроятся в священных текстах иудаизма, поэтому человеку незнакомому с ними, понять суть Каббалы на первых этапах будет сложнее. Современные учителя рекомендуют одновременно с Каббалой изучать и канонические тексты иудаизма.
Тут важно отметить, что каббалисты не призывают переходить всех в иудаизм, они не считают Каббалу исключительно религиозным учением. Видный современный каббалист Михаэль Лайтман позиционирует Каббалу как науку со своей методологией и предметом изучения. Можно оставаться мусульманином, православным или католиком и параллельно изучать Каббалу, говорят каббалисты. Все же МирСовeтов хотел бы предупредить, что все глубже погружаясь в изучение Каббалы, можно обнаружить точку, где взгляды исповедуемой вами религии и Каббалы расходятся, и доверие к одной из концепций может у вас пошатнуться.
Что изучается в Каббале
Каббала рассматривает священную книгу иудеев Тору как носитель скрытых знаний, зашифрованных особым мистическим кодом. Согласно Каббале, все беды человечества и каждого его представителя в отдельности происходят из-за незнания и несоблюдения законов мироздания. Поэтому предназначением Каббалы провозглашается совершенствование людей в духовном плане, что, по идее, непременно поспособствует пониманию их предназначения как в мире материальном, так и в духовном. Каббала выступает в роли инструмента, необходимого для более глубокого понимания законов, управляющих жизнью и миром в целом.
Согласно Каббале, душа получает телесное воплощение в материальном мире, чтобы осознать, присущую ей индивидуальную особенность и выполнить поставленную перед ней задачу. Как только эти цели достигаются, душа перестает возвращаться в материальный мир и переходит в новое состояние «Гмар Тикун», знаменующего собой окончательное исправления духовного «Я», что и является истинной целью Каббалы.
Каббалистическая литература
Литература по Каббале сегодня общедоступна и разнообразна. Так как существуют несколько основных школ, изучающих Каббалу, то в книгах разных авторов могут встречаться разночтения, отличающиеся взгляды, различные толкования одних и тех же аспектов учения. Но фундаментальные, основополагающие знания по Каббале изложены нескольких древних книгах.
Основы Каббалы закладывались в Испании, где в XIII веке действовала сильная Жеронская школа. Видные деятели этой школы (Исаак Слепой, Рамбан и др.) разработали и дали определения главным понятиям Каббалы. Тогда была написана «Сефер Ийюн», в которой даются важные элементы учения.
Другой значимой для каббалистов книгой, и, возможно, самой древней, является «Сефер Йецира», написанная, как считается, во втором столетии нашей эры. Впрочем, ряд каббалистов полагают, что у книги гораздо более солидный возраст и написана она самим библейским праотцем Авраамом (его, кстати, считают основателем Каббалы). В этой книге впервые упоминаются сфироты (одно из важнейших понятий в Каббале), с помощью которых происходит сотворение мира богом, а также дается расшифровка символических значений букв иврита.
Пока не был опубликован «Зоар», самой авторитетной для изучавших Каббалу была «Книга Багир», которую чаще других цитировали и толковали. Этот труд, первоначально в виде рукописи, получил распространение благодаря прованской школе каббалистов (1176 г.) Естественно, сначала книга была известна довольно узкому кругу адептов, но в 1651 году книга была напечатана в амстердамской типографии, а позже была издана и в других европейских странах. В «Багир» излагается учение о десяти Сфирот, освещается вопрос перевоплощения, содержится трактовка значений чисел и букв иврита.
Каждая из 22 букв несет некий божественный атрибут и связана с определенным числом. Причина всего существующего есть Единое Божество, чью волю можно узнать, правильно интерпретируя значения букв и чисел. Раскладывая слова на части, каббалисты приходят к выводу, что именно в буквах алфавита и первых 10 числах заключена великая мудрость. Обобщенно буквы и цифры в каббалистической практике называют «32 чудесных пути к мудрости».
Вслед за Пифагором, каббалисты большое значение придают числам, в них заключается глубинная сущность вещей и все может быть измерено числами. В каббалистической космогонии число-буквенные комбинации рассматриваются как символы, выражающие мысль и одновременно как инструменты Творца, занимающегося мирозданием.
Книга Зоар
Но наибольшим уважением и известностью пользуется «Книга Зоар» (иногда название произносится как «Зогар»), что на иврите означает «сияние». Ортодоксальные последователи Каббалы говорят, что эта книга была написана во II—III веке н. э. и ее автором называют Шимона Бар Йохая, хотя есть мнение, что настоящим автором является живший в XIII веке Моше де-Леон.
Книга написана в форме беседы трех ученых мужей: Шимона (автора), его сына Элиэзера и Хизкии. Они рассуждают о наиболее сложных для понимания местах Писания. Особенно подробно рассматривается момент творения земли и человека, изложенные в начале Библии, излагаются каббалистическая трактовка причин грехопадения первых людей и всемирного потопа.
В «Книге Зоар» заключена небывалая духовная мощь и первооснова идейной составляющей Каббалы. Считается, что прочтение «Зоар» вслух даже без проникновения в смысл текста положительно влияет на душу. В Средние века и Новое время «Зоар» стала очень цениться и практически каждый ученый, в том числе и христианские, желали иметь в своей библиотеке этот труд.
В любом случае Каббала является древним учением, содержащим некие тайные знания из божественного Откровения, зашифрованные в Торе. Изучение Каббалы предполагает поиск ответов на вопросы о Творце и процессе Творения, смысле существования и предназначении человека.
Основные положения Каббалы были сформулированы в эпоху Средних веков рядом известных еврейских ученых в таких трудах как Книга Зоар, Багир, Йецира и других.
Изучение каббалы
Если прислушаться к Талмуду, то к изучению Каббалы можно приступать лишь постигнув все уровни Торы, которых насчитывается четыре, начиная с простого понимания текста (первый уровень), распознавания смысла намеков (второй уровень) и заканчивая толкованием (третий уровень) и тайной (последний четвертый уровень). Такое требование объясняется тем, что раньше Каббала была доступна лишь иудеям. Сейчас же приобщиться к ее знаниям проявляют желание миллионы людей, большинство из которых до этого мало что знали о священных текстах еврейского народа. Поэтому это требование в настоящее время строго не соблюдается и к изучению Каббалы желающие допускаются сразу. Конечно, можно спорить, о правильности такого послабления, ведь истоки все же учения кроятся в священных текстах иудаизма, поэтому человеку незнакомому с ними, понять суть Каббалы на первых этапах будет сложнее. Современные учителя рекомендуют одновременно с Каббалой изучать и канонические тексты иудаизма.
Тут важно отметить, что каббалисты не призывают переходить всех в иудаизм, они не считают Каббалу исключительно религиозным учением. Видный современный каббалист Михаэль Лайтман позиционирует Каббалу как науку со своей методологией и предметом изучения. Можно оставаться мусульманином, православным или католиком и параллельно изучать Каббалу, говорят каббалисты. Все же МирСовeтов хотел бы предупредить, что все глубже погружаясь в изучение Каббалы, можно обнаружить точку, где взгляды исповедуемой вами религии и Каббалы расходятся, и доверие к одной из концепций может у вас пошатнуться.
Что изучается в Каббале
Каббала рассматривает священную книгу иудеев Тору как носитель скрытых знаний, зашифрованных особым мистическим кодом. Согласно Каббале, все беды человечества и каждого его представителя в отдельности происходят из-за незнания и несоблюдения законов мироздания. Поэтому предназначением Каббалы провозглашается совершенствование людей в духовном плане, что, по идее, непременно поспособствует пониманию их предназначения как в мире материальном, так и в духовном. Каббала выступает в роли инструмента, необходимого для более глубокого понимания законов, управляющих жизнью и миром в целом.
Согласно Каббале, душа получает телесное воплощение в материальном мире, чтобы осознать, присущую ей индивидуальную особенность и выполнить поставленную перед ней задачу. Как только эти цели достигаются, душа перестает возвращаться в материальный мир и переходит в новое состояние «Гмар Тикун», знаменующего собой окончательное исправления духовного «Я», что и является истинной целью Каббалы.
Каббалистическая литература
Литература по Каббале сегодня общедоступна и разнообразна. Так как существуют несколько основных школ, изучающих Каббалу, то в книгах разных авторов могут встречаться разночтения, отличающиеся взгляды, различные толкования одних и тех же аспектов учения. Но фундаментальные, основополагающие знания по Каббале изложены нескольких древних книгах.
Основы Каббалы закладывались в Испании, где в XIII веке действовала сильная Жеронская школа. Видные деятели этой школы (Исаак Слепой, Рамбан и др.) разработали и дали определения главным понятиям Каббалы. Тогда была написана «Сефер Ийюн», в которой даются важные элементы учения.
Другой значимой для каббалистов книгой, и, возможно, самой древней, является «Сефер Йецира», написанная, как считается, во втором столетии нашей эры. Впрочем, ряд каббалистов полагают, что у книги гораздо более солидный возраст и написана она самим библейским праотцем Авраамом (его, кстати, считают основателем Каббалы). В этой книге впервые упоминаются сфироты (одно из важнейших понятий в Каббале), с помощью которых происходит сотворение мира богом, а также дается расшифровка символических значений букв иврита.
Пока не был опубликован «Зоар», самой авторитетной для изучавших Каббалу была «Книга Багир», которую чаще других цитировали и толковали. Этот труд, первоначально в виде рукописи, получил распространение благодаря прованской школе каббалистов (1176 г.) Естественно, сначала книга была известна довольно узкому кругу адептов, но в 1651 году книга была напечатана в амстердамской типографии, а позже была издана и в других европейских странах. В «Багир» излагается учение о десяти Сфирот, освещается вопрос перевоплощения, содержится трактовка значений чисел и букв иврита.
Каждая из 22 букв несет некий божественный атрибут и связана с определенным числом. Причина всего существующего есть Единое Божество, чью волю можно узнать, правильно интерпретируя значения букв и чисел. Раскладывая слова на части, каббалисты приходят к выводу, что именно в буквах алфавита и первых 10 числах заключена великая мудрость. Обобщенно буквы и цифры в каббалистической практике называют «32 чудесных пути к мудрости».
Вслед за Пифагором, каббалисты большое значение придают числам, в них заключается глубинная сущность вещей и все может быть измерено числами. В каббалистической космогонии число-буквенные комбинации рассматриваются как символы, выражающие мысль и одновременно как инструменты Творца, занимающегося мирозданием.
Книга Зоар
Но наибольшим уважением и известностью пользуется «Книга Зоар» (иногда название произносится как «Зогар»), что на иврите означает «сияние». Ортодоксальные последователи Каббалы говорят, что эта книга была написана во II—III веке н. э. и ее автором называют Шимона Бар Йохая, хотя есть мнение, что настоящим автором является живший в XIII веке Моше де-Леон.
Книга написана в форме беседы трех ученых мужей: Шимона (автора), его сына Элиэзера и Хизкии. Они рассуждают о наиболее сложных для понимания местах Писания. Особенно подробно рассматривается момент творения земли и человека, изложенные в начале Библии, излагаются каббалистическая трактовка причин грехопадения первых людей и всемирного потопа.
В «Книге Зоар» заключена небывалая духовная мощь и первооснова идейной составляющей Каббалы. Считается, что прочтение «Зоар» вслух даже без проникновения в смысл текста положительно влияет на душу. В Средние века и Новое время «Зоар» стала очень цениться и практически каждый ученый, в том числе и христианские, желали иметь в своей библиотеке этот труд.
Взято из открытых источников.
Обсуждения Каббала - эзотерическое учение