АНГЕЛЬСКИЙ КОРПУС
CORPUS ANGELICO
ххх
“...Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты.
Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, -
CORPUS ANGELICO
ххх
“...Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты.
Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, -
и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя...”.
(Пс. 138: 8-10)
(Пс. 138: 8-10)
Рассматривая отношения христианства к Ангельской Иерархии, во всей полноте этой проблемы, возникает больше вопросов, чем понимания того, что сами каноники представляют всю эту структуру верно. Высказываний на этот счёт много, есть как бы и свидетельские описания самого явления, есть и попытки систематизации и измышления о значимости всего этого, но всеобъемлющего понимания того, с чем они имеют дело - нет…
Такое мнение складывается по ряду причин.
Во-первых, из-за того, что нет ясной связи с древней традицией, а предложенные мысли строятся на основе версий, которые традиции или трансформируют или полностью отвергают…
Во-вторых, из-за множественных разночтений и разных мнений, которые основываются на культурных особенностях, специфике воспитания и образования интерпретаторов. Всё это привело к конъюнктурной систематизации и правке основополагающих текстов, а, следовательно, и ошибкам в понимании последующих исследователей и читателей….
Современные религиозные авторы предпочитают говорить о недопустимости модернизма или авангардизма в отношении принятого, утверждённого и практикуемого на протяжении последних полутора тысяч лет канона. Но ведь до этого периода был самый настоящий модернизм, когда накопленные тысячелетиями знания и опыт игнорировался, в угоду тому, что прежнему нет места в новой религиозной доктрине. Разве не было таких высказываний, что пришло иное время и теперь будет власть истинная, а те прежние есть тёмные, невежи, недостойные или нечестивые. Но ведь даже Христос говорил, что “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить” (Мф. 5:17.). И не было в речи его гордыни или желания реформации. А что получается у последователей всех авраамических религий? Зрелище печальное…
Закон был от Всевышнего до Мира Сего, как до Древнего Египта и Древнего Израиля, так и до пророков и до Христа он был. Но сколько с тех пор образовалось хитрых мыслей и разнотолков, сколько глупости, зла, ненависти и жертв от тех, кто должен был этот Закон просто исполнить, а не плодить вокруг Закона помыслов о Нём. В какое-то время стало модным изобретать некий материальный конструкт, практиковать чиноугодничество, плодить обрядовые сочинения и ритуалы. И разве это ни есть модернизм или авангардизм? А далее что...? Постмодернизм...? Когда храмы превращаются в магазины, рестораны или дома жилые... Когда вытравливается самоощущение Всевышнего и духовного, допускается механистичность и формализм в отношении сакрального и традиционного*. Но и обратное, когда есть ослепление религиозной идеологией до умопомрачения, когда процветает реваншизм, когда прикрываясь религиозной идеологией, решаются вопросы власти и обладания благами земными. Да и сама интерпретация Блага, в её исконном значении, становится сейчас чем-то постыдным, а массовое сознание более склоняется к желанию обладать реально доступным и вещественным, чем к обретению неиссякаемого, мощного и вечного - Духовного.
Ибо сказано, что: “…не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там” (Лк. 17:20,21).
Когда есть тотальное искривление смыслов, пусть даже того небольшого придания человеческого, которое ещё остаётся верным своим истокам, трудно рассчитывать на просветление и прозрение. Все метаморфозы, происходящие вовне или вокруг нас, скрываются в нас самих и зависят от нас. Да, всё что происходит с нами, происходит не из-за внешнего фактора, как бы некоторым и не хотелось переложить трудности на кого-то иного. Проблема реальной жизни человеческой на земле не извне провоцируется, а исходит из качеств человеческих через искажённое понимание своего предназначения. Всё по умыслу и делам самого Человека, но в контексте промысла Всевышнего. Как представляется, всей духовной Иерархии только и приходится сожалеть о том, что Человек, обладающий божественным сознанием и волей, мыслями и делами усугубляет своё бренное положение и более погружается в иллюзии, вместо, того, чтобы следовать заветам Отца своего.
------------------------------------------------
* "Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его" (Пс. 2:2).
------------------------------------------------
И всё-таки, обратимся к приданиям Отцов Церкви христианской и материалам их последователей, чтобы несколько прояснить для себя столь глубокую и сложную для понимания тему Иерархии духовных сущностей, то есть структуры и сущность Ангельского Корпуса….
Святитель Епифаний Кипрский*, отличающийся вульгарностью и компилятивностью своих текстов, как это отмечают исследователи, был противником, в отличие от блаженного Августина, классического образования (см.: Wilamowitz-Möllendorff. 1911. S. 759). Он стал автором и составителем обличительной работы “О ересях” или “На восемьдесят ересей” (причисленной к святоотеческой литературе). В ней он отмечает, что: “… Менандр, который, происходя из самарян, некоторое время был учеником у … Симона. И он, подобно Симону, говорил, что мир сотворен Ангелами (Книга первая. О менандрианах)”.
Поместный Лаодикийский собор, бывший за несколько лет до Первого Вселенского Собора, 35-м правилом осудил как еретическое и отверг поклонение ангелам, именно как творцам и правителям Сего Мира.
Ныне, по православному канону:
“Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних”/33/.
Из этого следует понимать, что такие представления, как созидание ангельской иерархией Мира, присутствовали и принимались ранее традиционно, то есть считались Порядком Всевышнего. Да и решение некоего собора, не показатель или установление Истины, а лишь административное решение в угоду мнению и соответствию источникам, вошедшим в некий канонический свод. Свод же, как представляется, оформить тогда было несложно, так как познаний и литературы данного толка было много.
------------------------------------------
* Епифаний Кипрский / Епифаний Саламский (~315 – 403) — один из ранних Отцов Церкви, который прославился значительными обличениями ересей, одним из главных источников которых он считал учение Оригена. Воззрения его слагались под влиянием аскетов Египта и Палестины, во время борьбы Церкви с арианством, в которой и сам Епифаний принимал деятельное участие.
---------------------------------------------
По словам того же Епифания Кипрского, у Птолемея II (ок. 308 до н. э. — 245 до н. э.) в Александрийской библиотеке от иудеев было представлено: двадцать одна книга, по их /иудейскому/ исчислению, двадцать две книги канонических и семьдесят две апокрифических книги. Вероятно, что в основном эти книги и легли в основу составленного Священного Писания христиан или Ветхого Завета Библии.
Второй Никейский собор (Седьмой Вселенский) 787 года, обсуждая и осуждая иконоборчество, в принятых догматах иконопочитания, признаваемых православными и католическими церквами утвердил: “...подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать иконы…. ангелов..., чтобы чествовать их... поклонением.... Не тем истинным по нашей вере служением, которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому евангелию.... Как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней” (Определение святого великого и вселенского собора, второго в Никее (Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. — Казань: Центральная типография, 1909. — Т. 7. — С. 284–285. — 332...).
Ссылки на “Великого Дионисия” и его тексты, в том числе и на текст о Небесной Иерархии, о котором подробнее остановимся ниже, были включены во второе правило VII Вселенского собора.
Некоторые символические персоналии ангельской Иерархии, в том числе и Начала, нам могут быть знакомы по более поздним священным источникам. Это духовные сущности, отвечающие за материальные основы Человека и его инстинкты, Князья Мира Сего и властители Материи…
----------------------------------------
* Псевдо-Дионисий Ареопагит — неизвестный автор сборника (корпуса) богословских сочинений на греческом языке, получившего название “Ареопагитики”, “Ареопагитик”, “Ареопагитского корпуса” (лат. Corpus Areopagiticum) и считающегося до VI в. неизвестным.
---------------------------------------
В эзотерическом европейском мистическом мироустройстве, Ангельский чин, Начала (Князья Мира, Архонты, Архаи…), высшие существа; обитатели высших областей духовного, невидимого нам мира; стоят вместе с Архангелами и Ангелами. Начала заботятся о человеке на Земле с лемурийской эпохи и вплоть до той эпохи в будущем, когда человек настолько разовьётся в духовном плане, что почти не будет привязан к планете*. Таким образом, Они добиваются от нас человеческого становления, то есть понимания, что быть человеком, жить стадию очеловечивания, это означает достичь осознания собственного “Я” при условии отделения себя от внешнего мира.
В индуистской эзотерической традиции Они обеспечивают состояние Майя** и по определённой программе способствуют трансформации человечества.
________________________________________
*Rudolf Steiner. Les hierarchies spirituelles et leur reflet dans le monde physique: zodiaque, planetes, cosmos : 10 conferences faites a Düsseldorf du 12 au 18 avril 1909. — Laboissiere en Thelle: Triades, 2009. — С. 75-83; 119-120; 132-133; 146. — 222 с. — ISBN 9782852483088.
** Майя — созданная творцом иллюзия, череда перемен, цепь страданий, и цель адепта путем отречения от соблазнов, постижения высшего начала преодолеть цепи майи, выйти из бесконечного круговорота сансары.
________________________________________________
Богословие вверяет священноначальство над нами Ангелам, когда называет Михаила князем Иудейского народа (Дан. 10), равно как и других Ангелов, князьями других народов: ибо Вышний “поставил пределы языков по числу Ангелов Божиих” (греч. Втор. 32: 8). И Фараону Ангелом поставленным над Египтянами, и царю Вавилонскому своим Ангелом в видениях было возвещено о промысле и власти Управляющего всем и над всем Господствующего; и что над сими народами поставлены были, как бы вождями, служители истинного Бога, для объяснения преобразовательных Ангельских видений, которое святым мужам, близким к Ангелам, открываемо было Богом также чрез Ангелов. “Ибо Начало одно и Промысел над всем один”/1/.
Как отмечал, в отношении Псевдо-Дионисия Ареопагита и его труда “О небесной иерархии”, протоиерей Иоанн Мейендорф*: “...по сути дела, это была всё та же эллинистическая космология, выряженная в христианское платье. Упоминания об ангельских чинах встречаются в книге пророка Даниила и в других ветхозаветных книгах, о них говорит также и святой Григорий Назианзин, однако лишь Псевдо-Дионисий классифицировал их со свойственной одному ему точностью. Для христианской традиции эта классификация представляет большое неудобство, ибо ветхозаветная ангелология сложна и никак не укладывается в иерархию Дионисия. Так, например, серафим в книге пророка Исайи является непосредственным посланником Бога. Церковь чтит Архангела Михаила как главу небесного воинства (в послании Иуды он сражается с Сатаной), и в некоторых апокрифических сочинениях он едва ли не приравнен Богу, однако в системе Дионисия архангельский чин – один из низших в небесной иерархии. В общем можно сказать, что Дионисиева классификация небесных сил не соответствует библейскому откровению о них, и его триады приходится признать вымышленной конструкцией”/34/
Несмотря на критику, представим ангельскую классификацию** из труда Псевдо-Дионисия/1/, сопроводив её некоторыми характеристиками из того же произведения…
“Сколько чинов небесных Существ, какие они, и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, - в точности знает это, как я думаю, один Бог, Виновник их Иерархии” (Ареопаг. 6:1).
-----------------------------------------
* Иоанн Мейендорф (17.02.1926 /Франция/ – 22.07.1992 /Канада/) - протопресвитер Православной церкви в Америке, богослов, патролог, византинист и церковный историк.
**До Псевдо – Дионисия систематизацией у христиан занимались:
- Псевдо-Климент Римский в “Апостольских постановлениях”, (ок. 380): Первый вариант (Апостольские постановления, VII 35. 3), Второй вариант сгруппированный (Апостольские постановления, VIII 12. 8), Третий вариант (Апостольские постановления, VIII 12. 27), (IV в);
- Григорий Богослов. Слово 28. О богословии второе / Слова. (IV век);
- Афанасий Великий в “Первом Послании к Серапиону, епископу тмиусскому”, 20: 13 (IV век);
- Кирилл Иерусалимский в “Тайноводственное поучении пятом”, 6 (IV век);
- Амвросий Медиоланский в “Апология пророка Давида”, I 4. 5, 20 (IV век);
- Иоанн Златоуст в проповеди 71 “На евангелие от Луки, о драхме, и на слова: “человек некий имел два сына”” (IV век) и т.д...
------------------------------------------
“... цель всякой Иерархии состоит в неуклонном подражании Богу, и что деятельность всякой Иерархии делится на священное принятие самими ими, и сообщение другим истинного очищения, Божественного света и совершенствующего звания” (Ареопаг. 7:2).
“...каждое наименование небесных Умов показывает Богоподобное свойство каждого из них. Так святое наименование Серафимов, по мнению знающих еврейский язык, означает или пламенеющих, или горящих, а название Херувимов - обилие познания, или излияние мудрости. Итак, справедливо в первую из небесных Иерархий посвящаются Существа высшие, так как она имеет чин высший всех - особенно потому, что к ней, как к ближайшей к Богу, первоначально относятся первые Богоявления и освящения. Горящими же Престолами и излиянием мудрости называются небесные Умы потому, что имена сии выражают Богоподобные их свойства” (Ареопаг. 7:1)... “Такова, по моему разумению, первая Иерархия небесных Существ. Она находится непосредственно окрест Бога и близ Бога, просто и непрестанно устремлена в вечное познание Его, по высочайшему, приличному Ангелам, всегда деятельному свойству; так что она ясно созерцает многие и блаженные видения, освещается простыми и беспосредственными озарениями и насыщается Божественною пищею, обильно в первоначальном ее излиянии ниспосылаемою, - впрочем, единообразною, так как Божественное питание не разнообразно, но едино и ведет к единству” (Ареопаг. 7:4)
“Теперь нам надлежит перейти к средней степени Иерархии небесных Умов, и, сколько возможно, рассмотреть умственными очами Господства вместе с истинно сильными изображениями Божественных Властей и Сил; ибо каждое наименование и сих высших существ изображает их Богоподражательные и Богоподобные свойства. Итак, знаменательное наименование святых Господств, по моему мнению, означает некоторое нераболепное и совершенно свободное от всякой низкой привязанности к земному - возвышение к горнему, ни одним насильственным влечением к несходному с ними ни в каком совершенно случае не колеблемое, - но господство постоянное по своей свободе, которое стоит выше всякого унизительного рабства; чуждое всякой униженности, изъятое от всякого неравенства самому себе, постоянно стремящееся к истинному Господству, и, сколько возможно, свято преобразующее в совершенное Ему подобие, как само себя, так и все ему подчиненное; не прилепляющееся ни к чему случайно существующему, но всегда к Истинно-сущему всецело обращающееся, и непрестанно приобщающееся державному Богоподобию. Наименование святых Сил - означает некоторое могущественное и непреоборимое мужество, по возможности им сообщенное, отражающееся во всех их Богоподобных действиях - для того, чтобы удалять от себя все то, что могло бы уменьшить и ослабить Божественные озарения, им даруемые; сильно стремящееся к Богоподражанию, не остающееся праздным от лености, но неуклонно взирающее на высочайшую и всеукрепляющую Силу, и, сколько возможно, по своим силам соделывающееся Ее образом, совершенно обращенное к Ней, как источнику Сил, и к низшим силам богоподобно нисходящее для сообщения им могущества. Наконец наименование святых Властей - знаменует равный Божественным Господствам и Силам, стройный и способный к принятию Божественных озарений чин, и устройство премирного духовного владычества; - не употребляющее самовластно во зло дарованные владычественные силы, но свободно и благочинно к Божественному как само восходящее, так и других свято к Нему приводящее, и, сколько возможно, уподобляющееся Источнику и Подателю всякой власти, и изображающее Его, сколько возможно для Ангелов, в совершенно-истинном употреблении своей владычественной силы” (Ареопаг. 8:1).
“Остается нам теперь рассмотреть ту священную Иерархию, которая заключает чины Ангельские, и состоит из Богоподобных Начальств, Архангелов и Ангелов. И, во-первых, за нужное почитаю объяснить, по возможности, значения святых их имен. Имя небесных Начальств означает Богоподобную способность начальствовать и управлять сообразно священному порядку, приличнейшему начальствующим Силам, всецело как самим обращаться к Безначальному Началу, так и других, как свойственно Начальству, к Нему руководствовать; отпечатлевать в себе, сколько возможно, образ неточного Начала, - и, наконец, способность выражать премирное Его начальство в благоустроении начальствующих Сил” (Ареопаг. 9:1)…. “Чин святых Архангелов равен оным небесным Начальствам; ибо Иерархия их, как я сказал, одна с Иерархиею Ангелов. Но как нет Иерархии, которая бы не имела первых, средних и последних Сил; то и святый чин Архангелов, как средний в последней Иерархии, соединяет крайние Чины своим общением с ними.... Ангелы, как мы уже сказали, окончательно заключают все чины небесных Умов, так как они последние между небесными существами имеют Ангельское свойство, - и потому тем приличнее нам называть их пред другими чинами Ангелами, чем очевиднее их Иерархия и ближе к миру. Ибо должно думать, что высшая Иерархия, как сказано, будучи особенно близка к непостижимому Существу, непостижимо и священноначальствует над второю; а вторая, которую, составляют святые Господства, Силы и Власти, руководствует Иерархии Начальств, Архангелов и Ангелов, и хотя она открытее первой Иерархии, но сокровеннее последующей” (Ареопаг. 9:2).
“Каждый Чин есть истолкователь и вестник высших себя. Высшие всех суть истолкователи Бога их движущего, прочие подобным образом - истолкователи Богом движимых; ибо Виновник порядка для того, чтобы каждому чину умных и духовных Существ иметь и благолепный порядок возводить других, установил в каждой Иерархии приличные степени, и всю Иерархию, как мы видим, разделил на Силы первые, средние и последние. Даже, собственно говоря, каждую степень разделил на свои Божественные чины; посему и самые Божественнейшие Серафимы друг ко Другу взывают (Исаии гл. VI, 3), как говорят Богословы, ясно, по моему мнению, сим показывая, что первые сообщают ведения о Боге вторым” (Ареопаг. 10:2).
Как можно видеть из описания, Псевдо–Дионисий предлагает вид Иерархии “светлых сил” состоящей из трёх троиц, то есть девяти чинов расположенных на трёх уровнях…
Не умоляя духовные воззрения Псевдо-Дионисия, на построение Иерархии божественных сил, приведу интересную аналогию из сакральной традиции Древнего Египта. Не буду вдаваться в детали происхождения данной божественной структуры и источника информации о ней, с которыми можно ознакомиться отдельно, обозначу лишь саму суть…
“С [этим] царством ассоциируется солнечная триада [триада высшая], состоящая из Ра, Хепри и Сопдет… Ра – это принцип изначального света, поддерживающего жизненную силу. Хепри – это жизненная сила в движении, претерпевающая метаморфозы. Сойдет (… название звезды Сириус) была …источником и местом назначения потоков жизни во вселенной. [Далее]…то, что находится в промежуточном мире [ниже триады высшей]…, [две триады] функционируют между абстрактным (то, что наверху) и конкретным (то, что внизу). Каждое из [этих] двух космических семейств [двух триад] … образует … триаду творческого действия. [Тут, в данной, второй триаде] Огонь воплощён в Сехмет, “тайной супруге Ра” [связь с Первой триадой], которая являет собой свет, впервые появившийся в начальной фазе [т.е. в предыдущей триаде]. Элемент Земли воплощён в Птахе – первичной форме, принимающей творческий огонь [от Сехмет]… [и третий “чин”, организующийся от первых двух] Нетертум - … воплощает пульс творчества…, побуждающий жизнь стремиться в высшие области. … Триада [следующая, или третья] … выражает архетип построения и управляет тремя основными жизненными силами в физической сфере. Хнум представляет элемент Земли…, который формирует Ка (“двойника”) человеческих существ, прежде чем они рождаются на свет. [Далее] Нейт [связанная с Хнумом] направляет первозданный Огонь в физическое тело и выполняет роль хранительницы вида… [Завершающий и связанный с предыдущими двумя “чинами”] Хека… “магическая сила”… обозначает состояние сна и пророческого видения, которые … связаны с “промежуточным миром” [второй и третей триадами]…” /18/.
Что же касается противоборств в Ангельской Иерархии, восстаний или сражений против Всевышнего, как это указывают редкие авторы свода Писания и на чём настаивают некоторые богословы, то оставим это на их совести. Вспомним святоотеческие тексты того же Епифания Кипрского, который настойчиво увещевал: “… безрассудно и противно здравому смыслу признать, что дело гораздо совершеннее Художника, и Художник бессильнее сотворенных Им ангелов”. Мнение, что ангелы вступают в конфликты между собой и более того, что совсем абсурдно, борются со своим Основанием или Всевышним – безрассудно и противно Традиции*.
_________________________________________
* Конфуций, уважая духовную Традицию и людей, добродетельно следующих ей (Лао-пын, ок. I тыс. до н. э.), советовал: “Рассказывать, а не изобретать, веровать в древность и любить её”/14/.
-----------------------------------------------------------
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ - В СЕТИ ...
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № R108-10928.