Многие из тех, кто бывал в Азии, сталкивались с так называемым феноменом "быстрой кармы". Когда я первый раз была в Таиланде, на своём опыте убедилась в этом. Всё, что ты делаешь, возвращается к тебе чуть ли не моментально, во всяком случае в течение двух-трёх дней.
Получаешь то, чего хочешь, даже если речь идёт о незначительных бытовых мелочах. Стоит лишь подумать о ком-то из знакомых, и вот он уже идёт тебе навстречу. Какая-то магия!
Для меня всё это время было непонятным такое явление. Я размышляла, но не находила ответа. И вот ко мне пришло довольно любопытное объяснение, которое я попробую вкратце изложить.
Согласно аюрведе, человеческий ум может находиться под влиянием трёх гун материальной природы: саттва, раджас и тамас. Саттвичный ум — благостный ум и характеризуется стремлением к знаниям, спокойствием, уравновешенностью. Люди в состоянии саттвы обычно доброжелательны, щедры и терпимы, стараются помогать окружающим и стремятся к тому, чтобы их деятельность была направлена на благо. Если же ум попадает под влияние раджаса (активность, страсть, деятельность), то человек может проявлять такие качества, как беспокойство, возбуждение, бесконтрольное стремление наслаждаться, определённую степень эгоизма, повышенную привязанность к материальным объектам. Тамасичный ум — это невежественный ум. Люди тамаса апатичны, ленивы, глупы. В их жизни отсутствуют осознанность и целеустремлённость. В сознании преобладают негативные мысли, человек часто бывает подавлен, расстроен, и неудовлетворён, чего пытается избежать, прибегая к интоксикациям — употребление алкоголя, одурманивающих средств.
Если принять как действующие концепции реинкарнации и кармы, то тем или иным образом мы, теоретически, сможем увидеть последствия своих действий или бездействия и проанализировать этот процесс — осознать, какие именно поступки привели к имеющимся результатам. Но порой достаточно непросто бывает отследить, какой именно поступок привёл к тем или иным событиям, что может убедить человека в том, что карма как таковая отсутствует и события происходят случайно, стихийно.
Существует мнение, что в жизнях людей, находящихся под действием тамаса (невежества), большинство кармических последствий в течение текущей жизни не наступает вообще, они случаются в следующих жизнях. Таким образом, человек вообще лишён возможности на своём опыте понять, как действует карма, впадает в иллюзию "безнаказанности" и стремится "брать от жизни всё", полагая, что возмездие не наступит, опускаясь всё ниже и ниже в своём развитии, а точнее, всё больше и больше деградируя. Что касается людей раджаса, в их жизнях последствия поступков наступают уже в текущей жизни, но часто намного позже содеянного, что дезориентирует человека, опять же приводя его к мысли о том, что события случаются безосновательно и просто так. Однако, поразмышляв, мы можем прийти к определенным выводам и скорректировать свое поведение, не допуская в дальнейшем в своей жизни возникновение негативных событий или снижая частоту их появления. В жизнях же саттвичных людей последствия поступков наступают практически сразу. Человек учится на своих поступках и видит в реальном времени результаты своих действий, это позволяет ему сознательно идти по благому пути, совершая гармоничные поступки по отношению к себе и окружающим, развиваться и совершенствоваться.
Конечно, имеет большое значение не только то, какие поступки мы совершаем, но и то, какие слова мы произносим, какие мыслеформы преобладают в нашем сознании и какие установки имеются в бессознательном. Можно внешне быть саттвичным человеком, стараться помогать другим, улыбаться, совершать вроде бы благие дела, но в глубине души испытывать негативные эмоции по отношению к другим: затаённая агрессия, злоба, зависть. Или этот негатив может быть запрятан еще глубже: в подсознание, когда человеку с младенчества внушили мысль о том, что он неполноценен например, что мир его не любит или не принимает, что он некрасив и никому неинтересен, что в мире его будут подстерегать одни опасности и неприятности. Тогда, несмотря на благие устремления, у человека жизнь не будет складываться гармонично и так, как ему видится. Попросту не будет хватать энергии на преобразование действительности вокруг себя, поскольку она тратится на излучение негативных вибраций. Если человек недоволен собой и окружающим миром, эта эмоция сторицей возвращается. Своеобразный эффект зеркала — по-другому никак.
Так какое же отношение вся эта эзотерическая теория относится к Азии и людям, туда приезжающим? А вот какое. Как правило, среднестатистический человек живёт под влиянием тамаса либо раджаса. Решающее воздействие оказывают на это окружение и повседневная жизнь. Действительно, трудно быть благостным, если ты живёшь в панельке-муравейнике, тебя окружают соседи алкоголики, ты по грязному, исписанному похабщиной подъезду ходишь пять дней в неделю на ненавистную работу, где сталкиваешься с очень часто нелюбимыми коллегами. И везде вокруг тебя окружает страх, беспокойство о будущем, недовольство настоящим. Это утрированно говоря конечно же, но смысл примерно понятен.
И этот самый среднестатистический человек, попадая совершенно в другую среду, практически рай: постоянно тепло, солнце, море или океан в пяти минутах ходьбы, тропические фрукты, улыбчивые и радостные люди вокруг, никаких забот, никаких проблем, наконец начинает высыпаться, заниматься тем, чем ему нравится, живет в красивом хорошем месте, переходит на иной уровень сознания и становится резко благостным! Часто этот процесс неосознаваемый и не до конца контролируемый, но, как я размышляла выше, карма у саттвичных людей случается быстрее и человек начинает сразу же получать как позитивные, так и негативные последствия от своих поступков/слов/мыслей. Возможно, с этим также связано большое количество болезней и мотоциклетных аварий, столь часто происходящих в Азии с людьми, покинувшими зону комфорта. Люди перешли в благостное состояние сознания, но не до конца: всё еще присутствуют негативные установки, мысли и поступки. Вот человек и "получает по шапке" — такой фидбек от реальности. Часто о подобных происшествиях можно услышать такие слова: "отработал карму" или "почистил карму"— это, по-видимому, означает, что наступила так называемая расплата за свершения и цель наступления этих событий — научить человека, условно говоря, жить правильно, показать, что именно происходило не так. Главное — вовремя понять и увидеть неслучайность и закономерность событийной цепочки и остаться на пути благости, как бы ни пафосно и наивно это могло прозвучать.
Иногда получается зафиксироваться в этом состоянии и привезти его обратно на родину, но действительность сминает все устремления шквалом рутины. И это самое сложное — сохранять саттвичное сознание в имеющихся реалиях, часто к этому не располагающих. Есть такая китайская поговорка: "Легко быть святым, сидя на горе Тайшань. Гораздо сложнее оставаться святым, сидя на базаре. " Но, тем не менее, можно сознательно культивировать в себе эту саттву, по крайней мере на уровне физического тела, а затем и на духовно-психологическом уровне.
Важное значение имеет пища: большое количество свежих овощей, фруктов, зелени, проростки зёрен, орехи. Занимаясь своим телом, позволяя ему больше двигаться, дышать чистым воздухом, упражняться, приводя к активности мышцы, мы запускаем позитивные физиологические процессы. Даже на уровне биохимии является это очевидным. Тренировка ума, чтение книг, изучение языков или получение каких-либо новых знаний, приводят к развитию интеллекта, что позволяет нам принимать взвешенные и качественные решения, которые, как мы знаем, отразятся на нашей дальнейшей жизни. Отбрасывая эгоистические устремления, совершая хорошие поступки по отношению к другим живым существам без каких-либо корыстных ожиданий, человек также формирует совершенно другую среду вокруг себя. Осознанность и контроль приходящих мыслей — очередной шаг, ведущий к гармонии. Я считаю, следует по крайней мере выбирать мысли, которые мы думаем; в идеале, конечно, ограничить или прекратить поступление бесконтрольных мыслей. Люди, с которыми мы общаемся, оказывают огромное влияние на нас. Часто бывает так, что человек, становясь на путь развития, теряет в своей жизни тех людей, которых он считал своими друзьями, поскольку меняются интересы и их дороги расходятся . Это абсолютно нормальный процесс — вселенная не терпит пустоты, на место бывших друзей обязательно придут новые приятели— люди, которые будут помогать друг другу совершенствоваться и идти по пути гармонии.
Нам всё под силу, друзья! Следует помнить о том, что будущее начинается сейчас. И уже сегодня мы начинаем писать картину завтрашнего дня.
Нам всё под силу, друзья! Следует помнить о том, что будущее начинается сейчас. И уже сегодня мы начинаем писать картину завтрашнего дня.
Всех благ!
Для меня всё это время было непонятным такое явление. Я размышляла, но не находила ответа. И вот ко мне пришло довольно любопытное объяснение, которое я попробую вкратце изложить.
Согласно аюрведе, человеческий ум может находиться под влиянием трёх гун материальной природы: саттва, раджас и тамас. Саттвичный ум — благостный ум и характеризуется стремлением к знаниям, спокойствием, уравновешенностью. Люди в состоянии саттвы обычно доброжелательны, щедры и терпимы, стараются помогать окружающим и стремятся к тому, чтобы их деятельность была направлена на благо. Если же ум попадает под влияние раджаса (активность, страсть, деятельность), то человек может проявлять такие качества, как беспокойство, возбуждение, бесконтрольное стремление наслаждаться, определённую степень эгоизма, повышенную привязанность к материальным объектам. Тамасичный ум — это невежественный ум. Люди тамаса апатичны, ленивы, глупы. В их жизни отсутствуют осознанность и целеустремлённость. В сознании преобладают негативные мысли, человек часто бывает подавлен, расстроен, и неудовлетворён, чего пытается избежать, прибегая к интоксикациям — употребление алкоголя, одурманивающих средств.
Если принять как действующие концепции реинкарнации и кармы, то тем или иным образом мы, теоретически, сможем увидеть последствия своих действий или бездействия и проанализировать этот процесс — осознать, какие именно поступки привели к имеющимся результатам. Но порой достаточно непросто бывает отследить, какой именно поступок привёл к тем или иным событиям, что может убедить человека в том, что карма как таковая отсутствует и события происходят случайно, стихийно.
Существует мнение, что в жизнях людей, находящихся под действием тамаса (невежества), большинство кармических последствий в течение текущей жизни не наступает вообще, они случаются в следующих жизнях. Таким образом, человек вообще лишён возможности на своём опыте понять, как действует карма, впадает в иллюзию "безнаказанности" и стремится "брать от жизни всё", полагая, что возмездие не наступит, опускаясь всё ниже и ниже в своём развитии, а точнее, всё больше и больше деградируя. Что касается людей раджаса, в их жизнях последствия поступков наступают уже в текущей жизни, но часто намного позже содеянного, что дезориентирует человека, опять же приводя его к мысли о том, что события случаются безосновательно и просто так. Однако, поразмышляв, мы можем прийти к определенным выводам и скорректировать свое поведение, не допуская в дальнейшем в своей жизни возникновение негативных событий или снижая частоту их появления. В жизнях же саттвичных людей последствия поступков наступают практически сразу. Человек учится на своих поступках и видит в реальном времени результаты своих действий, это позволяет ему сознательно идти по благому пути, совершая гармоничные поступки по отношению к себе и окружающим, развиваться и совершенствоваться.
Конечно, имеет большое значение не только то, какие поступки мы совершаем, но и то, какие слова мы произносим, какие мыслеформы преобладают в нашем сознании и какие установки имеются в бессознательном. Можно внешне быть саттвичным человеком, стараться помогать другим, улыбаться, совершать вроде бы благие дела, но в глубине души испытывать негативные эмоции по отношению к другим: затаённая агрессия, злоба, зависть. Или этот негатив может быть запрятан еще глубже: в подсознание, когда человеку с младенчества внушили мысль о том, что он неполноценен например, что мир его не любит или не принимает, что он некрасив и никому неинтересен, что в мире его будут подстерегать одни опасности и неприятности. Тогда, несмотря на благие устремления, у человека жизнь не будет складываться гармонично и так, как ему видится. Попросту не будет хватать энергии на преобразование действительности вокруг себя, поскольку она тратится на излучение негативных вибраций. Если человек недоволен собой и окружающим миром, эта эмоция сторицей возвращается. Своеобразный эффект зеркала — по-другому никак.
Так какое же отношение вся эта эзотерическая теория относится к Азии и людям, туда приезжающим? А вот какое. Как правило, среднестатистический человек живёт под влиянием тамаса либо раджаса. Решающее воздействие оказывают на это окружение и повседневная жизнь. Действительно, трудно быть благостным, если ты живёшь в панельке-муравейнике, тебя окружают соседи алкоголики, ты по грязному, исписанному похабщиной подъезду ходишь пять дней в неделю на ненавистную работу, где сталкиваешься с очень часто нелюбимыми коллегами. И везде вокруг тебя окружает страх, беспокойство о будущем, недовольство настоящим. Это утрированно говоря конечно же, но смысл примерно понятен.
И этот самый среднестатистический человек, попадая совершенно в другую среду, практически рай: постоянно тепло, солнце, море или океан в пяти минутах ходьбы, тропические фрукты, улыбчивые и радостные люди вокруг, никаких забот, никаких проблем, наконец начинает высыпаться, заниматься тем, чем ему нравится, живет в красивом хорошем месте, переходит на иной уровень сознания и становится резко благостным! Часто этот процесс неосознаваемый и не до конца контролируемый, но, как я размышляла выше, карма у саттвичных людей случается быстрее и человек начинает сразу же получать как позитивные, так и негативные последствия от своих поступков/слов/мыслей. Возможно, с этим также связано большое количество болезней и мотоциклетных аварий, столь часто происходящих в Азии с людьми, покинувшими зону комфорта. Люди перешли в благостное состояние сознания, но не до конца: всё еще присутствуют негативные установки, мысли и поступки. Вот человек и "получает по шапке" — такой фидбек от реальности. Часто о подобных происшествиях можно услышать такие слова: "отработал карму" или "почистил карму"— это, по-видимому, означает, что наступила так называемая расплата за свершения и цель наступления этих событий — научить человека, условно говоря, жить правильно, показать, что именно происходило не так. Главное — вовремя понять и увидеть неслучайность и закономерность событийной цепочки и остаться на пути благости, как бы ни пафосно и наивно это могло прозвучать.
Иногда получается зафиксироваться в этом состоянии и привезти его обратно на родину, но действительность сминает все устремления шквалом рутины. И это самое сложное — сохранять саттвичное сознание в имеющихся реалиях, часто к этому не располагающих. Есть такая китайская поговорка: "Легко быть святым, сидя на горе Тайшань. Гораздо сложнее оставаться святым, сидя на базаре. " Но, тем не менее, можно сознательно культивировать в себе эту саттву, по крайней мере на уровне физического тела, а затем и на духовно-психологическом уровне.
Важное значение имеет пища: большое количество свежих овощей, фруктов, зелени, проростки зёрен, орехи. Занимаясь своим телом, позволяя ему больше двигаться, дышать чистым воздухом, упражняться, приводя к активности мышцы, мы запускаем позитивные физиологические процессы. Даже на уровне биохимии является это очевидным. Тренировка ума, чтение книг, изучение языков или получение каких-либо новых знаний, приводят к развитию интеллекта, что позволяет нам принимать взвешенные и качественные решения, которые, как мы знаем, отразятся на нашей дальнейшей жизни. Отбрасывая эгоистические устремления, совершая хорошие поступки по отношению к другим живым существам без каких-либо корыстных ожиданий, человек также формирует совершенно другую среду вокруг себя. Осознанность и контроль приходящих мыслей — очередной шаг, ведущий к гармонии. Я считаю, следует по крайней мере выбирать мысли, которые мы думаем; в идеале, конечно, ограничить или прекратить поступление бесконтрольных мыслей. Люди, с которыми мы общаемся, оказывают огромное влияние на нас. Часто бывает так, что человек, становясь на путь развития, теряет в своей жизни тех людей, которых он считал своими друзьями, поскольку меняются интересы и их дороги расходятся . Это абсолютно нормальный процесс — вселенная не терпит пустоты, на место бывших друзей обязательно придут новые приятели— люди, которые будут помогать друг другу совершенствоваться и идти по пути гармонии.
Нам всё под силу, друзья! Следует помнить о том, что будущее начинается сейчас. И уже сегодня мы начинаем писать картину завтрашнего дня.
Нам всё под силу, друзья! Следует помнить о том, что будущее начинается сейчас. И уже сегодня мы начинаем писать картину завтрашнего дня.
Всех благ!
Источник: Ева Орлова
Обсуждения Как работает феномен быстрой кармы
Понятие Гун
В переводе с санскрита слово «Гуна» означает «веревка», а в более широком смысле «качество, свойство». В Йога-сутрах Патанджали говорится, что гуны – «это то, что лежит в основе всех качеств». Доктор аюрведы Дэвид Фроули дает такой перевод этого термина: «то, что связывает душу», что, на мой взгляд, является наиболее емким определением с точки зрения рассмотрения взаимодействия гун с сознанием человека (пуруши).
Гуны – это качество проявленной природы (пракрити), ее базовые свойства. Все многообразие вещей в мире, как физической, так и ментальной природы, возникает в ходе «игры» гун, их взаимодействия, переплетения.
Итак, выделяют три гуны: саттва, раджас, тамас. Для понимания сущности гун их можно рассматривать с четырех точек зрения: гуны, как формы колебания вещества, состояние энергии, процессы, свойства сознания.
Наиболее верным, на мой взгляд, является понимание гун как форм движения, ведь согласно учению вед и современным исследованиям квантовой физики вся вселенная – это колебания волн и частиц, которые по сути своей являются одним и тем же (корпускулярно-волновой дуализм).
Так, саттва-гуна – это гармонические колебания, раджа-гуна – хаотические, тамас – отсутствие колебаний. Прекрасный пример для понимания того, как гуны формируют окружающий нас материальный мир, дает в своей книге доктор философии, кандидат наук в области психологии, специалист в области аюрведы Рами Блект. Вода в сосуде на микроуровне – это масса беспорядочно колеблющихся частиц (раджас), каждая молекула содержит две молекулы водорода и одну молекулу кислорода, объединенных вместе на фиксированном расстоянии (тамас), в каждом атоме электроны вращаются со скоростью света по своим орбитам, а точнее образует стоячую гармоническую волну (саттва).
Можно рассмотреть природу гун и с точки зрения энергии. Саттва – контролируемая энергия, раджас – неподконтрольная, тамас – отсутствие энергии.
С точки зрения процессов тамас – это отсутствие развития, остановка эволюции, разрушение, но в том случае, когда нет энергии для поддержания структуры и созидания нового; раджас отвечает за созидание, как пиковый всплеск творческой, изменяющей (разрушающей через изменение) старое, энергии; саттва – равномерный предсказуемый процесс функционирования и развития.
В рамках сознания человека гуны получают морально-нравственную оценку: так раджас называют гуной страсти, тамас – невежества, саттву – благости. В данной концепции саттва отождествляется с добродетелью, нравственностью, служением другим, саморазвитием, раджас – со страстью, желаниями, яркими эмоциями, неустойчивостью, изменениями, тамас – с заблуждениями, невежеством, саморазрушением, бессознательностью и стагнацией. Таким образом, проявляясь в дуальном сознании человека, саттва является наиболее желанным состоянием разума, а раджас и тамас нежелательны. Но, тем не менее, не все так однозначно: тамас необходим для отдыха, так как сон – это тамасичное состояние, раджас нужен для созидания и изучения нового. Например, участие в каких-то проектах, проявление творческого акта – это раджасические явления.
Вспоминая знаменитую формулу Альберта Эйнштеина, доктор Дэвид Фроули также дает нам пояснение природы гун: E = mc2 (энергия равна произведению массы на квадрат скорости света), где энергия – раджас, свет – саттва, масса – тамас. Далее он приводит пример, того, как гуны проявляются в человеке, где тело – это тамас, жизненная сила – раджас, ум – саттва.
Хочется отметить, что несмотря на то, что мы можем так уверенно, достаточно четко выделить и описать качества каждой гуны, ни одна гуна не существует сама по себе в чистом виде, гуны всегда и во всем присутствуют вместе, но одна, как правило, преобладает. Об этом мы можем прочитать в древнеиндийском эпосе «Махабхарата», а именно в Анугите (часть четырнадцатой книги «Махабхараты» — «Ашвамедхикапарвы»):
1. Нельзя говорить о гунах в отдельности о каждой:
Нерасторжимы качества: саттва, раджас, тамас;
2. Они одно из другого исходят, одно в другом пребывая;
Друг друга поддерживают, друг за другом вращаясь;
3. Поскольку саттва вращается, постольку и раджас – в этом нет сомнения.
Поскольку говорится о тамасе и саттве, постольку о раджасе также.
4. Неразлучные спутники, они совместно совершают дорогу;
Совместно они вращаются, как причина и не-причина.
~ «Анугита» (XIV, 39, 1 и сл.)
Гуны, как психологические доши
Согласно Ведам материя состоит из 5 первоэлементов: огонь, земля, вода, воздух, эфир. Попарно они образуют три доши (вата – эфир и воздух, питта – огонь и вода, капха – вода и земля), фундаментальные жизненные силы, которые регулируют все функции организма. Человек здоров, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.
Человеческий ум для адекватного функционирования, психического здоровья и равновесия нуждается в ясности, покое, гармонии. Ум – это область наибольшего проявления в человеке саттвы, он наиболее нуждается в ней. Раджас и тамас являются для ума своеобразными психологическими токсинами и становятся дошами, регулируя работу сознания и определяя его состояние. Равновесие гун регулирует здоровье сознания (психики), также как равновесие дош определяет здоровье физического тела.
При сдвиге в раждас человека захватывает страсть, возбуждение, неконтролируемые желания и влечения, истерики. В тамасе человека охватывает леность, апатия, депрессии.
Мы можем классифицировать людей по трем типам в соответствии с гунами:
Сатвические личности – миролюбивые, уравновешенные, неэгоистичны. Склонны любить, служить другим людям.
Тамасические личности – страдают апатией, инертностью, депрессиями, скукой. Им не хватает мотивации, имеют серьезный дефицит чувств и не могут гармонично выражать себя.
Раджасические личности – активны, возбуждены, амбициозны. Защищают тех, кто им служит и враждебны к тем, кто им противостоит. Ими владеют постоянно изменяющиеся желания, которые так и не выходит удовлетворить. Часто эмоционально возмущаются и агрессивно реагируют на тех, кто мешает им в достижении их целей.
Для гармоничного развития и существования, избавления от страдания и получения радости от жизни человек должен взращивать в себе саттву.
Переизбыток тамаса аюрведа допускает устранять с помощью раджаса. В психологии примером этого может быть психоанализ, вскрывающий глубинные переживания и травмы личности. Переизбыток раджаса устраняется тамасом – это могут быть различные седативные (успокаивающие) травы и препараты. Однако обоими методами нельзя злоупотреблять.
Гуны и наше окружение
Окружающий нас мир – воплощение гун. Контактируя с его проявлениями, мы подпадаем под их воздействие. Общаясь с тамасическим человеком, мы сами попадаем под действие тамаса. Находясь в саттвическом окружении, например, ясным днем на поляне в лесу, мы попадаем под действие саттвы. Цвета, запахи, погода, время суток – во всем этом проявляются ее сущность. Зная природу проявления гун в окружающем мире, мы можем научиться контролировать баланс гун в своей жизни.
Крупные мегаполисы являются средоточиями раджаса. Большой темп жизни, люди захвачены материальными страстями. Небольшие промышленные города с плохой экологией, спальные районы мегаполисов – тамасичны. Парки, леса, все, что связано с природой, пропитано саттвой.
Если же говорить о пище, то можно выделить следующие вкусовые ощущения и связать их с гунами: сладкое, кислое, соленое, острое, горькое, вяжущее. Сладкий вкус относится к саттве, кислое, соленое и острое – к раджасу, горькое и вяжущее – к тамасу.
В саттве пища свежая, натуральная, растительная. В раджасе – пережаренная, пересоленная, слишком острая пища, современные продукты в супермаркетах полные вкусовых добавок. В тамасе пища несвежая, с гнильцой, в том числе – мясные продукты.
Следующие цитаты из Бхагавадгиты раскрывают проявление гун в еде:
«Пища, дорогая тем, кто в гуне добродетели, увеличивает продолжительность жизни, улучшает их существование и дает силу, здоровье, счастье и удовлетворение. Такая пища сочная, маслянистая, здоровая и приятная сердцу.»
~ Бхагавадгита, XVII, 8
«Пища слишком горькая, слишком кислая, соленая, пряная, острая, сухая и горячая дорога тем, кто в гуне страсти. Такая пища вызывает страдания, несчастья и болезни.»
~ Бхагавадгита, XVII, 9
«Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, пища разложившаяся и испорченная, пища, состоящая из остатков и непригодных продуктов, дорога тем, кто находится в гуне темноты.»
~ Бхагавадгита, XVII, 10
Уравновесить гуны в своей жизни мы можем и с помощью цвето-терапии. Используя цвета, оттенки, контрасты соответствующей гуны мы преумножим ее влияние на нашу жизнь. Можно обставить квартиру в соответствующих цветах, использовать лампы и светильники, обои, одежду и т.д.
Раджасичные цвета яркие, кричащие, оттенки пронзительные, с металлическим отливом. Раджасичные контрасты – резкие, образованные противоположными цветами, например, красный с зеленым или синий с желтым. Через свои цвета раджас возбуждает и раздражает ум и чувства. Следует с осторожностью использовать эти цвета для того, чтобы нивелировать тамасичные состояния.
Тамасичные цвета темные, тусклые, мутные. Например, болотный цвет, избыток черного или серого. Они отягощают ум и чувства, делают нас инертными и вялыми. Кратковременное их использование может помочь при раджасичных состояниях.
Базовый саттвический цвет – белый, олицетворяющий чистоту, свет и бога. К саттве также относятся любые гармоничные, мягкие, светлые, природные краски.
Что такое Гуны?
Для усиления саттвы важно поддерживать режим. Тамас заставляет ложиться нас задолго после полуночи и вставать после 8 утра, так как тамасичные люди наиболее активны ночью. Раджас заставляет ложиться в полночь-час и вставать в 7-8 утра. При активной саттве, мы ложимся в десять-одинадцать вечера и встаем в четыре-пять утра. Таким образом, утром с 4 до 10 – это время гуны благости. Именно в это время происходит наиболее гармоничное пробуждение, которое благоприятно для молитвы, изучения священных писаний, медитации, занятий йогой. С 10 утра до 22 часов – время влияния гуны страсти. В это время осуществляется активная деятельность. С 22 до 4 утра – время влияния гуны невежества. Это время сна – погружения в самозабвение.
Гуны и практика йоги
Влияние гун важно учитывать в нашей личной практике йоги. Работа с гунами, пусть и не явный, но важный элемент любого занятия хатха-йогой. На утренних тренировках людям часто характерны тамасичные состояния – вялость, сонливость, ленность; вечером проявляется раджас, как результат перевозбуждения после активного дня или также тамас (в результате переутомления).
Таким образом, можно выделить три ступени практики (а также терапии болезней ума в аюрведе):
Разрушение тамаса
Усмирение раджаса
Взращивание саттвы
Для разрушения тамаса можно принимать активные интенсивные комплексы, такие как Сурья Намаскар, виньясаны и сукшма-вьяяма. Для усмирения раджаса – успокаивающие и расслабляющие асаны и пранаямы, асаны на баланс. Взращивание саттвы происходит в медитативных практиках и, по сути, может происходить в любом из комплексов, упражнений и практик йоги при высоком уровне выполнения. Саттвическим людям в меньшей степени требуется практика асан, отдается предпочтение релаксирующим, созерцательным и медитативным практикам.
Опосредованно усилить раджас или тамас, а также привести их в равновесие и тем самым достичь состояния саттвы можно используя пранаямы. Так Нади-Шодхана, воздействуя на лунный и солнечный энергетический каналы и балансируя их, полезна как практика для усиления саттвы; Чандра Бхедана Пранаяма воздействует только на лунный канал, усиливая тамас; Сурья Бхеда Пранаяма посредством солнечного канала усиливает раджас.
Стоит отметить, что перечисленные выше способы воздействия на гуны через практику йоги не столь однозначны. Так возможно выполнение асан на баланс со страстью раджаса, медитация, переходящая в сон под действием тамаса и пр. Однако иметь в виду перечисленные методы работы с гунами в любом случае – полезно.
Достаточно точные инструкции, как освободиться от влияния гун в своей жизни, мы можем получить из древнеиндийского текста «Бхагавата-пурана» или просто «Бхагаватам», где также отмечается важность для этого методов йоги:
«Чтобы избавиться от вожделения, надо твердо решить не идти на поводу у своих чувств. Подобно этому, чтобы победить гнев, надо перестать завидовать другим, чтобы избавиться от жадности, надо обсуждать пагубные последствия накопительства, а чтобы избавиться от страха, надо размышлять об истине. Обсуждая духовные истины, можно одолеть скорбь и иллюзию, служа великому преданному, можно избавиться от гордыни, храня молчание, можно избежать препятствий на пути мистической йоги, а просто перестав потворствовать своим чувствам, можно победить в себе злобу. Проявляя сострадание и никому не завидуя, человек может избавиться от страданий, причиняемых другими живыми существами; медитируя в трансе, он сможет устранить страдания, которые посылает провидение, а практикуя хатха-йогу, пранаяму и другие подобные методы, сможет избавиться от беспокойств, доставляемых собственным телом и умом. Аналогичным образом, усилив влияние гуны благости, особенно в отношении еды, человек должен победить сон. Усиливая влияние гуны благости, нужно победить страсть и невежество, а потом, возвысившись до уровня шуддха-саттвы, надо избавиться и от привязанности к гуне благости. Все это произойдет само собой, если человек с верой служит духовному учителю. Так можно преодолеть влияние гун материальной природы.»
~ Бхагаватам 7.15.22-25
На мой взгляд, существует три поэтапных уровня работы с гунами практикующего (садхака):
Поиск проявления гун в жизни и окружении. Устранение влияния тамаса и раджаса.
Взращивание саттвы в целях духовного развития, для успешной практики йоги: при помощи карма-йоги, медитации, шаткарм, пратьяхары, дхараны и дхьяни, следования морально-нравственному кодексу йоги – яме и нияме.
Состояние сантоши – приятие игры гун, как данности. Наблюдение за сменой гун без привязанностей и отвержения. Йогин разтождествляет свою сущность (атман) с телом и разумом, подверженным влиянию гун, благодаря чему обретает освобождение.
Мы живем в мире проявленной природы, выраженной с помощью трех ее качеств – гун. Гуны влияют на нас, наше окружение, нашу практику, качество жизни и сознания. Задача практикующего осознать это влияние и использовать это знание для поддержания своего физического и психического здоровья, а также достижения главных целей практики хатха йоги – душевной гармонии и погружения в самадхи.