Проходил я свой курс буддистской медитации в центре, который находится Дарамкоте, в гималайском уголке штата Химачал-Прадеш. В поселке Дарамкот школа заняла вершину холма, поэтому в ней удалось достичь атмосферы уединенности и покоя.
Чего трудно достичь в других местах Индии, где непременно кто-то рядом будет играть на барабане или флейте или петь, будет слышаться непрерывное дудение автомобилей, голоса, короче все, что будет мешать медитации.
Одновременно в центре проходили практику 50 мужчин и 50 женщин, большинство из которых оказались индийцами. Центр поровну разделен на мужскую и женскую половины, которые в процессе обучения встречаются только в медитационных залах и комнатах для лекций.
Медитация Гоэнки пользуется популярностью в Индии, места уходят в первый же день открытия записи на очередную дату. Запись открывается за 2 месяца до начала курса.
Ученики живут по одному в кельях с душем и туалетом, редко по двое. Мне достался как раз такой номер "на двоих" в ветхой дачке времен царя Гороха. Душ и туалет внутри отсутствовали, приходилось пользоваться общими. Деревянный топчан, покрытый тонким матрасом, пластмассовый стул и несколько вбитых в стену гвоздей для одежды составляли всю мебель. Ученику полагалась подушка, два одеяла, простынь и наволочка, которую я принял за полотенце и пользовался весь курс ей именно в этой роли, лишь в последний день курса обнаружив свою оплошность.
Обучение, проживание и питание бесплатны и были оплачены пожертвованиями прошлых учеников, поэтому в 10 день Вас спрашивают, хотели бы Вы оставить свое пожертвование, которое пойдет на оплату проживания будущих учеников. Если Вы изъявляете такое желание, то принятую от сумму пересчитывают и выписывают квитанцию на полученные деньги, причем делают это не моргнув глазом, жертвуете ли Вы 2 тысячи или 20 тысяч рупий.
Режим для Випассаны в Дарамсале
Подьем в 4:00, и чтобы народ не спал дальше, ходит помощник учителя с колокольчиком и всех будит, мягко, но настойчиво приводя Вас в вертикальное положение. Начинается первая медитация в 4:30. Все мероприятия по программе строго обязательные, пропускать медитации нельзя, поэтому перед каждой порцией медитаций звучит гонг и каждая келья проверяется, не остался ли где заснувший медитатор. Общие медитации не начинаются, пока не соберутся все до последнего человека.
Вообще все было на удивление хорошо организовано; несмотря на то, что учащихся было 100 человек, общие медитации не задерживались более чем на 2-3 минуты. В день проводится 12 часов медитации, которая подразделяется на самостоятельную, строгую и медитацию под руководством учителя. Кроме того, есть инструкции по 15-20 минут и лекции по технике по 75 минут. Все мероприятия ведет записанный на пленку голос С.Н. Гоэнки, который просто включают на айпаде в нужное время в соответствии с порядком медитаций.
На протяжении всего обучения, кроме последнего дня, запрещены любые контакты между учениками, не только говорить, но и смотреть в глаза, и дотрагиваться друг до друга нельзя.
Трудности
Подъем в 4 часа и потом напряженная работа весь день оказались новым жизненным опытом. Что не говори, нас нигде не учили работать по 12 часов. Я начал сильно уставать после 3 часов медитации подряд и после каждого приема пищи, вместо того чтобы как было бы правильно, погулять, я пошатываясь, добредал до своей койки и проваливался в сон на 30….40 минут до следующего мероприятия по программе. Думаю, силы подкашивала необходимость постоянно сосредотачивать внимание, ранний подъем и сезон дождей, ежедневно наполнявший лагерь влагой и сыростью. Медитации заканчивались ответом на вопросы в 9:30 вечера. После можно было идти спать.
На 4 день медитации Гоэнка просит учеников начать соблюдать "строгую" медитацию. В течение всего часа медитации нельзя менять позу и двигаться. Для меня это оказалось серьезным испытанием. Примерно через 30 минут сидения в медитационной позе на мате из кокосового волокна, появляется боль в тазовых и коленных суставах, затекают ноги и начинает ломить спину. Последние 15 минут медитации боль превращается в настоящую пытку, когда уже не до медитации, сидишь и гадаешь когда Гоэнка запоет свои песнопения на древнем языке пали: "Са-ба-кя мангалей, са-ба-кя мангалей ууу-еее!". В начале курса обучения некоторые участники попросили себе стульчики, которые позволяли сидеть не со скрещенными ногами, а свесив ноги, как это принято в западных странах, но я хотел сидеть как и местные индийцы, на мате.
Однако, на 8 день медитации нижняя часть тела при каждом подходе к медитационному залу, стала жалобно ныть. Желание быть крутым медитатором стало сдаваться под натиском постоянной боли. Тогда я решил посоветоваться с учителем. Выслушав мои жалобы, он сказал, что если я получу стульчик, это меня ничему не научит, так как одной из задач данной медитации является контроль боли. В соответствии с задачей випассаны, боль больше не должна вызывать у меня отвращения, ее нужно научиться воспринимать отстраненно, как любое другое, приятное или неприятное, ощущение тела. Пришлось вернуться на свой матик, но - о, чудо! - на следующий день боль стала намного меньше, а в течение одной из строгих медитаций я вообще не чувствовал боли!
Ради справедливости стоит отметить, что судя по громкому хрусту затекших суставов, оханью и мукам, отражавшимся на загорелых лицах, ученики из местных индийцев страдали от непрерывного сидения не меньше, чем иностранцы. Что ни говори, сделаны мы все из одного теста.
Состав участников Випассаны в Дарамсале и их отзывы
Иностранцев среди мужчин было всего 4 человека, остальные 46 были, соответственно, индийцы, причем с разных регионов страны. Иностранок-женщин было значительно больше; одних русских было трое. Люди приехали совершенно разные, from all walks of life, так что можно было познакомиться как с бизнесменом, так и с работником колл-центра. Многие проходили випассану повторно, и не по одному разу, а один мужчина из учащихся проходил ее 40 раз! 40 раз по 10 дней - это 400 дней, так? То есть, больше года своей жизни человек прожил в медитационнном центре, медитируя по 12 часов!
Мне это показалось невероятным, да я сейчас мне непросто это осознать. Я пообщался со многими участниками. Люди говорили, что випассана помогла им стать более уравновешенными, работоспособными, ум стал более острым, что позволило принимать более быстрые и более правильные решения. Все из тех, кто пришел на практику повторно, занимаются медитацией дома ежедневно от 1 до 2 часов. Я спросил где они берут время, они ответили, что если есть цель, то время найдется. Видимо, придётся и мне теперь искать время на мою випассану.
Впечатления от Випассаны в Дарамсале
Не все явившиеся на курс участники его окончили, и те у кого слабая воля, покинули курс. Хотя лично я думаю, что получил уникальный опыт в энергетически заряженном месте. Отдельно хочется отметить учительский талант Гоэнки. Его лекциями заслушаешься. И видимо, это был человек мощной воли, которая и сегодня, через много лет после его смерти, заставляет тысячи мужчин и женщин сидеть в течение многих часов не шелохнувшись, пренебрегаю пронизывающей суставы болью, постигая тайны великой Даммы - пути, указанному самим Буддой.
Одновременно в центре проходили практику 50 мужчин и 50 женщин, большинство из которых оказались индийцами. Центр поровну разделен на мужскую и женскую половины, которые в процессе обучения встречаются только в медитационных залах и комнатах для лекций.
Медитация Гоэнки пользуется популярностью в Индии, места уходят в первый же день открытия записи на очередную дату. Запись открывается за 2 месяца до начала курса.
Ученики живут по одному в кельях с душем и туалетом, редко по двое. Мне достался как раз такой номер "на двоих" в ветхой дачке времен царя Гороха. Душ и туалет внутри отсутствовали, приходилось пользоваться общими. Деревянный топчан, покрытый тонким матрасом, пластмассовый стул и несколько вбитых в стену гвоздей для одежды составляли всю мебель. Ученику полагалась подушка, два одеяла, простынь и наволочка, которую я принял за полотенце и пользовался весь курс ей именно в этой роли, лишь в последний день курса обнаружив свою оплошность.
Обучение, проживание и питание бесплатны и были оплачены пожертвованиями прошлых учеников, поэтому в 10 день Вас спрашивают, хотели бы Вы оставить свое пожертвование, которое пойдет на оплату проживания будущих учеников. Если Вы изъявляете такое желание, то принятую от сумму пересчитывают и выписывают квитанцию на полученные деньги, причем делают это не моргнув глазом, жертвуете ли Вы 2 тысячи или 20 тысяч рупий.
Режим для Випассаны в Дарамсале
Подьем в 4:00, и чтобы народ не спал дальше, ходит помощник учителя с колокольчиком и всех будит, мягко, но настойчиво приводя Вас в вертикальное положение. Начинается первая медитация в 4:30. Все мероприятия по программе строго обязательные, пропускать медитации нельзя, поэтому перед каждой порцией медитаций звучит гонг и каждая келья проверяется, не остался ли где заснувший медитатор. Общие медитации не начинаются, пока не соберутся все до последнего человека.
Вообще все было на удивление хорошо организовано; несмотря на то, что учащихся было 100 человек, общие медитации не задерживались более чем на 2-3 минуты. В день проводится 12 часов медитации, которая подразделяется на самостоятельную, строгую и медитацию под руководством учителя. Кроме того, есть инструкции по 15-20 минут и лекции по технике по 75 минут. Все мероприятия ведет записанный на пленку голос С.Н. Гоэнки, который просто включают на айпаде в нужное время в соответствии с порядком медитаций.
На протяжении всего обучения, кроме последнего дня, запрещены любые контакты между учениками, не только говорить, но и смотреть в глаза, и дотрагиваться друг до друга нельзя.
Трудности
Подъем в 4 часа и потом напряженная работа весь день оказались новым жизненным опытом. Что не говори, нас нигде не учили работать по 12 часов. Я начал сильно уставать после 3 часов медитации подряд и после каждого приема пищи, вместо того чтобы как было бы правильно, погулять, я пошатываясь, добредал до своей койки и проваливался в сон на 30….40 минут до следующего мероприятия по программе. Думаю, силы подкашивала необходимость постоянно сосредотачивать внимание, ранний подъем и сезон дождей, ежедневно наполнявший лагерь влагой и сыростью. Медитации заканчивались ответом на вопросы в 9:30 вечера. После можно было идти спать.
На 4 день медитации Гоэнка просит учеников начать соблюдать "строгую" медитацию. В течение всего часа медитации нельзя менять позу и двигаться. Для меня это оказалось серьезным испытанием. Примерно через 30 минут сидения в медитационной позе на мате из кокосового волокна, появляется боль в тазовых и коленных суставах, затекают ноги и начинает ломить спину. Последние 15 минут медитации боль превращается в настоящую пытку, когда уже не до медитации, сидишь и гадаешь когда Гоэнка запоет свои песнопения на древнем языке пали: "Са-ба-кя мангалей, са-ба-кя мангалей ууу-еее!". В начале курса обучения некоторые участники попросили себе стульчики, которые позволяли сидеть не со скрещенными ногами, а свесив ноги, как это принято в западных странах, но я хотел сидеть как и местные индийцы, на мате.
Однако, на 8 день медитации нижняя часть тела при каждом подходе к медитационному залу, стала жалобно ныть. Желание быть крутым медитатором стало сдаваться под натиском постоянной боли. Тогда я решил посоветоваться с учителем. Выслушав мои жалобы, он сказал, что если я получу стульчик, это меня ничему не научит, так как одной из задач данной медитации является контроль боли. В соответствии с задачей випассаны, боль больше не должна вызывать у меня отвращения, ее нужно научиться воспринимать отстраненно, как любое другое, приятное или неприятное, ощущение тела. Пришлось вернуться на свой матик, но - о, чудо! - на следующий день боль стала намного меньше, а в течение одной из строгих медитаций я вообще не чувствовал боли!
Ради справедливости стоит отметить, что судя по громкому хрусту затекших суставов, оханью и мукам, отражавшимся на загорелых лицах, ученики из местных индийцев страдали от непрерывного сидения не меньше, чем иностранцы. Что ни говори, сделаны мы все из одного теста.
Состав участников Випассаны в Дарамсале и их отзывы
Иностранцев среди мужчин было всего 4 человека, остальные 46 были, соответственно, индийцы, причем с разных регионов страны. Иностранок-женщин было значительно больше; одних русских было трое. Люди приехали совершенно разные, from all walks of life, так что можно было познакомиться как с бизнесменом, так и с работником колл-центра. Многие проходили випассану повторно, и не по одному разу, а один мужчина из учащихся проходил ее 40 раз! 40 раз по 10 дней - это 400 дней, так? То есть, больше года своей жизни человек прожил в медитационнном центре, медитируя по 12 часов!
Мне это показалось невероятным, да я сейчас мне непросто это осознать. Я пообщался со многими участниками. Люди говорили, что випассана помогла им стать более уравновешенными, работоспособными, ум стал более острым, что позволило принимать более быстрые и более правильные решения. Все из тех, кто пришел на практику повторно, занимаются медитацией дома ежедневно от 1 до 2 часов. Я спросил где они берут время, они ответили, что если есть цель, то время найдется. Видимо, придётся и мне теперь искать время на мою випассану.
Впечатления от Випассаны в Дарамсале
Не все явившиеся на курс участники его окончили, и те у кого слабая воля, покинули курс. Хотя лично я думаю, что получил уникальный опыт в энергетически заряженном месте. Отдельно хочется отметить учительский талант Гоэнки. Его лекциями заслушаешься. И видимо, это был человек мощной воли, которая и сегодня, через много лет после его смерти, заставляет тысячи мужчин и женщин сидеть в течение многих часов не шелохнувшись, пренебрегаю пронизывающей суставы болью, постигая тайны великой Даммы - пути, указанному самим Буддой.
Обсуждения Випассана в Дарамсале