В августе русские православные отмечают день обретения мощей преподобного Серафима Саровского, одного из самых почитаемых святых в России.
«Сердце не может иметь мира, доколе не стяжает надежды на Бога», - эти слова преподобного Серафима Саровского, пожалуй, наилучшим образом демонстрируют главный принцип жизни православного верующего.
«Сердце не может иметь мира, доколе не стяжает надежды на Бога», - эти слова преподобного Серафима Саровского, пожалуй, наилучшим образом демонстрируют главный принцип жизни православного верующего.
О вере
«Кто истинно верует, тот непременно имеет и дела», - говорил Серафим Саровский. Как известно, в 1794 году Старец поселился в лесу, в 5 километрах от Саровского монастыря. Ведя аскетичный образ жизни, он самостоятельно добывал себе пропитание в лесу, много читал, мало спал, много трудился на собственном огороде рядом с кельей и следил за устроенным им же пчельником.
О надежде
«Все, имеющие твердую надежду на Бога, возводятся к Нему и просвещаются сиянием вечного света», - говорил Старец. Важно, что в детстве будущий отец Серафим тяжело заболел. Во сне ему явилась Богородица, которая пообещала исцеление. Сон стал явью: во время крестного хода мимо дома, где жил маленький Прохор (Прохор Мошнин (или Машнин) – так звали в миру святого старца), проносили икону Знамения Пресвятой Богородицы. Мать поспешила вынести сына и приложить к иконе, после чего ребенок пошел на поправку.
О молчании
По словам преподобного Серафима, «ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая с другими». Молчание позволяет человеку созерцать себя и Бога в себе. Сам Старец в 1807 году принял иноческий подвиг молчания, во время которого старался ни с кем не общаться. По возвращению в монастырь в 1810 году он уходит на 15 лет в затвор, после окончания которого принимает многих посетителей, в том числе царя Александр I. Как сказано в житие, Старец получил дар прозорливости и мог исцелять от болезней. «От уединения и молчания рождается умиление и кротость», - замечал Серафим Саровский.
О терпении
«Надобно всегда терпеть все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью», - считал преподобный Серафим. Доказательством может служить эпизод из жизни Старца. Однажды какие-то люди, узнав, что Старца посещают весьма состоятельные люди, решили его ограбить. Разбойники застали Серафима в лесу за ежедневной молитвой. Они жестоко избили его, проломив голову обухом топора. Несмотря на то, что Серафим был в то время молодым и сильным человеком, он не сопротивлялся. Разбойники обыскали его келью, но ничего не нашли. Преподобный чудом остался жив. После этой трагедии он навсегда остался сильно сгорбленным. Старец говорил, что можно осуждать дурное дело, но не делающего его, ибо «судить и осуждать надлежит единому Богу и Великому Судье».
О мире душевном
Старец советовал «всеми мерами сохранять мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других, для чего следует всячески стараться удерживать гнев». Сам Серафим Саровский был истинным воплощением безгневия. Разбойников, которые напали на него, поймали и опознали, однако отец Серафим простил их, более того – по его требованию преступники были оставлены без наказания. Лучшим рецептом укрощения гнева Старец считал изгнание уныния и стремление обрести «дух радостный, а не печальный».
О посте
Истинный пост, по мнению преподобного Старца, «не в одном изнурении плоти» состоит, а в том, «чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел съесть, отдать алчущему». Он замечал, что святые люди никогда не затевали пост «вдруг», а входили в него постепенно и мало-помалу были способны довольствоваться самой скудной пищей. В житие Серафима отмечен, к примеру, такой факт, что, ведя аскетичный образ жизни в лесу, он в течение трех с половиной лет питался только травой снытью. По утверждению Старца, все святые постники, к удивлению других, «не знали расслабления, но всегда были бодры, сильны и готовы к делу».
О скуке
Святой Старец упоминал и скуку, которая неразлучно сопровождает печаль. Он говорил о том, что обычно скука нападает на монаха около полудня и производит в душе его страшное беспокойство, сопровождаемое зевотой: становятся несносны и место, и братья. Болезнь сия, по словам отца Серафима, врачуется молитвою и «посильным рукоделием», а еще исполнением всех возложенных на послушника обязанностей. «Когда занятия твои придут в настоящий порядок, то скука не найдет себе места в твоем сердце».
«Кто истинно верует, тот непременно имеет и дела», - говорил Серафим Саровский. Как известно, в 1794 году Старец поселился в лесу, в 5 километрах от Саровского монастыря. Ведя аскетичный образ жизни, он самостоятельно добывал себе пропитание в лесу, много читал, мало спал, много трудился на собственном огороде рядом с кельей и следил за устроенным им же пчельником.
О надежде
«Все, имеющие твердую надежду на Бога, возводятся к Нему и просвещаются сиянием вечного света», - говорил Старец. Важно, что в детстве будущий отец Серафим тяжело заболел. Во сне ему явилась Богородица, которая пообещала исцеление. Сон стал явью: во время крестного хода мимо дома, где жил маленький Прохор (Прохор Мошнин (или Машнин) – так звали в миру святого старца), проносили икону Знамения Пресвятой Богородицы. Мать поспешила вынести сына и приложить к иконе, после чего ребенок пошел на поправку.
О молчании
По словам преподобного Серафима, «ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая с другими». Молчание позволяет человеку созерцать себя и Бога в себе. Сам Старец в 1807 году принял иноческий подвиг молчания, во время которого старался ни с кем не общаться. По возвращению в монастырь в 1810 году он уходит на 15 лет в затвор, после окончания которого принимает многих посетителей, в том числе царя Александр I. Как сказано в житие, Старец получил дар прозорливости и мог исцелять от болезней. «От уединения и молчания рождается умиление и кротость», - замечал Серафим Саровский.
О терпении
«Надобно всегда терпеть все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью», - считал преподобный Серафим. Доказательством может служить эпизод из жизни Старца. Однажды какие-то люди, узнав, что Старца посещают весьма состоятельные люди, решили его ограбить. Разбойники застали Серафима в лесу за ежедневной молитвой. Они жестоко избили его, проломив голову обухом топора. Несмотря на то, что Серафим был в то время молодым и сильным человеком, он не сопротивлялся. Разбойники обыскали его келью, но ничего не нашли. Преподобный чудом остался жив. После этой трагедии он навсегда остался сильно сгорбленным. Старец говорил, что можно осуждать дурное дело, но не делающего его, ибо «судить и осуждать надлежит единому Богу и Великому Судье».
О мире душевном
Старец советовал «всеми мерами сохранять мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других, для чего следует всячески стараться удерживать гнев». Сам Серафим Саровский был истинным воплощением безгневия. Разбойников, которые напали на него, поймали и опознали, однако отец Серафим простил их, более того – по его требованию преступники были оставлены без наказания. Лучшим рецептом укрощения гнева Старец считал изгнание уныния и стремление обрести «дух радостный, а не печальный».
О посте
Истинный пост, по мнению преподобного Старца, «не в одном изнурении плоти» состоит, а в том, «чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел съесть, отдать алчущему». Он замечал, что святые люди никогда не затевали пост «вдруг», а входили в него постепенно и мало-помалу были способны довольствоваться самой скудной пищей. В житие Серафима отмечен, к примеру, такой факт, что, ведя аскетичный образ жизни в лесу, он в течение трех с половиной лет питался только травой снытью. По утверждению Старца, все святые постники, к удивлению других, «не знали расслабления, но всегда были бодры, сильны и готовы к делу».
О скуке
Святой Старец упоминал и скуку, которая неразлучно сопровождает печаль. Он говорил о том, что обычно скука нападает на монаха около полудня и производит в душе его страшное беспокойство, сопровождаемое зевотой: становятся несносны и место, и братья. Болезнь сия, по словам отца Серафима, врачуется молитвою и «посильным рукоделием», а еще исполнением всех возложенных на послушника обязанностей. «Когда занятия твои придут в настоящий порядок, то скука не найдет себе места в твоем сердце».
Обсуждения Принципы жизни Серафима Саровского