Буддийская точка зрения

Голос: Дамы и господа! Пожалуйста встречайте, Его Святейшество Далай-лама!

Ведущая: Добрый день, дамы и господа! Меня зовут Эмина Кан и для меня огромная честь от имени Совета Хайленда приветствовать координаторов встречи, которые сидят здесь, в императорском зале театра «Эден Корт», а также среди сотен зрителей в «One Touch Theatre», втором зале этого гигантского комплекса.
Буддийская точка зрения
Причина, по которой мы собрались здесь сегодня - редкая удача встретить и послушать одного из величайших духовных лидеров нашего времени, Его Святейшество Далай-ламу. Мы от всей души приветствуем вас, Ваше Святейшество (аплодисменты).

Возможность встретиться с Его Святейшеством - не просто огромная честь, для меня это кульминация годового курса по изучению религии, нравственности и философии. Изучение буддийской философии приносит огромную пользу, и теперь я могу понять некоторые основополагающие воззрения, от которых отталкивается Его Святейшество в своих мыслях и поступках. Я уверена, что говорю от лица многих молодых людей, находящихся сегодня на сцене, которые также изучают буддизм в рамках освоения религии, нравственности и философии. Это заставляет нас размышлять. Мы не просто знакомимся с буддийской точкой зрения на многие вопросы, но также начинаем осознавать, что мы все в ответе за будущее и перемены в нашем обществе.

Его Святейшество - удивительный человек. Он несет людям вдохновляющее послание ненасилия, сострадания и глобальной ответственности. Он и вправду оказывает сильнейшее влияние на весь мир. Наглядным свидетельством тому служит факт, что все мы собрались здесь сегодня и, благодаря ему, готовы принять вызов и изменить мир к лучшему. Дамы и господа, студенты Хайленда, для меня огромная честь и великое удовольствие приветствовать здесь Его Святейшество Далай-ламу. Он прочтет сегодня лекцию на тему «Стань переменой». Спасибо, Ваше Святейшество!

Далай-лама: Теперь мое выступление? Я могу прочитать текст, который здесь оставили… (смех). Братья и сестры! Перед тем, как приехать к вам, я уже провел несколько дней в Великобритании. Моя официальная программа подходит к концу. Мое выступление здесь, в Шотландии, - заключительное. За последние несколько дней, проведенных в Англии, а также и здесь в Шотландии, мне выпало немало возможностей побеседовать с простыми людьми. Я всегда верил, что людям очень важно общаться друг с другом, ведь, по сути, вы и я одинаковы, между нами нет различий. Я всегда подчеркиваю, что наши эмоции, умы и тела устроены одинаково. И что важнее, каждый человек хочет прожить счастливую жизнь и избежать страданий, и каждый с самого рождения имеет на это полное право. Мы вправе преодолеть наши трудности и страдания. В этом отношении все семь миллиардов людей полностью похожи друг на друга.

Возникает вопрос, как же нам обрести счастье? Как, вопреки всем бедам, сохранять покой ума? Во мне нет ничего особенного, я обычный человек, но возможно, как человек пожилой, которому уже почти 77 лет и который в 14 лет потерял свободу, а в 24 - родную страну, [я могу вам совет]. За последние 73 года я сталкивался с множеством проблем, вести с родины в большинстве своем неутешительны. Мою жизнь нельзя назвать безоблачной, но я хочу подчеркнуть, что даже в сложных обстоятельствах можно сохранять покой ума.

Лучше было бы, конечно, если бы вы сами исследовали состояние моего ума. Ум нельзя увидеть глазами, но вы можете почувствовать, в каком состоянии он находится, ведь это отражается на моем лице. Много лет назад, кажется, это было в Барселоне, я познакомился с католическим монахом, да, это было в монастыре Монсеррат. Мне рассказали, что тот монах провел пять лет в горах, в окрестностях монастыря, ведя жизнь отшельника. Он почти не готовил горячую пищу, питался в основном хлебом и чаем. Он пришел повидаться со мной. К тому времени организаторы встречи уже рассказали мне о его жизни. Во время нашей беседы я упомянул, что знаю о его пятилетнем отшельничестве в горах и поинтересовался, какие практики он выполнял. И монах ответил: «Я размышлял о любви». При этих словах какая-то удивительная доброта засветилась в его глазах. Поэтому, я думаю, по моим глазам вы тоже до некоторой степени можете судить о состоянии моего ума.

Но важнее, что говорят об этом врачи... Я уже в преклонных летах и для профилактики каждый год прохожу медицинское обследование. Последние семь лет я прохожу его в одной из больниц США, в клинике Майо. И вот в прошлый раз, седьмой по счету, доктора сказали, что за последние семь лет мое физическое состояние почти не изменилось, осталось прежним. С чем меня и поздравили. Я веду обычный образ жизни, правда, будучи буддийским монахом, не ужинаю. Это помогает сбросить лишнее с живота (смех). Правда, врачи советуют мне есть еще меньше и сбросить еще пару-тройку килограммов. Мой вес должен быть 72-73 кг, а я вешу 76, поэтому, они говорят, нужно худеть.

В любом случае, я на личном опыте убедился, что несмотря на все трудности можно сохранять спокойный, мирный ум. В 60-е годы прошлого века было много беженцев из Китая, при схожих обстоятельствах они были вынуждены покинуть родные места. Беседуя с ними, мы чувствовали, что они охвачены сильным гневом и обидой, напряжены как пружины. По сравнению с ними, мы, тибетцы, были намного спокойнее. Я обычно называю тибетскую культуру культурой сострадания, культурой ненасилия. Я думаю, это многое определяет.

Конечно, это не означает, что все тибетцы без исключения отличаются спокойствием. Расскажу один случай: однажды, беседуя со знакомым тибетцем, я спросил, злится ли он на китайских коммунистов. Еще до того, как он ответил, его скула начала дергаться, лицо покраснело, и он выпалил: «Да, и еще как!» Прошу прощения, мне стало жарко (смех).

Каждый человек наделен способностью сохранять покой ума. Это в наших силах. Всякий раз, когда мне выпадает случай побеседовать с другими людьми, я всегда делюсь знаниями о том, как поддерживать покой ума. Все очень просто. Если вы человек верующий, то следуйте своей вере; учения о сострадании, любви, терпимости, прощении есть во всех основных религиозных традициях. Все они несут это послание. Все религии обладают равным потенциалом, если вы практикуете искренне.

Когда я встречаюсь с людьми, для меня не имеет значения, верующий передо мной человек или нет, ведь в каждом из нас с самого рождения заложены одинаковые способности. Во-первых, мы относимся к общественным животным; во-вторых, когда мы появляемся на свет, материнская забота становится очень важным фактором, и не только у людей, но и у других животных, например, у кошек, собак. У детенышей собак (не знаю, как они называются по-английски)...

Переводчик: Щенята.

Далай-лама: Когда они еще слепые, они ползают и пытаются отыскать сосок матери. Как только они его отыскивают и начинают пить молоко, их охватывает чувство несравненного счастья. Вот так начинается наша жизнь. Мы тоже млекопитающие, и наше выживание полностью зависит от заботы других, в большинстве случаев, матери. Даже у птиц матери проявляют невероятную заботу о своих птенцах. Я несколько раз сам наблюдал, как мать, чтобы спасти, защитить своих птенцов, бесстрашно рисковала своей жизнью. Религия не имеет к этому никакого отношения, это заложено в их биологическом устройстве. Мы точно такие же, каждый из нас был рожден своей матерью. В Индии принято считать, что некоторые великие святые появились на свет из лотосов, и я иногда шучу, что эти удивительные святые, чудесно рожденные из лотоса, должно быть чувствуют больше сострадания к лотосам, чем к людям (смех). С этой точки зрения нам повезло, мы появились на свет из чрева матери. В нас уже заложена способность проявлять любовь и нежность к таким же людям, как мы сами. Итак, мы все наделены равным потенциалом.

Мне кажется, если в раннем детстве мать, друзья, отец окружали нас безраздельной любовью, то теперь эти переживания буквально пронизывают каждую клеточку нашего тела. В результате тот, кто в детстве был окружен любовью, не только вырастает более счастливым, но также и более здоровым человеком. Человек же, быть может, богатый и влиятельный, но некогда обделенный любовью в родительском доме или в своей среде, легче становится подозрительным, завистливым, недоверчивым. Подобные эмоции не только разрушают покой ума, но также, в конечном итоге, пагубно сказываются и на физическом здоровье. Чувства, которые мы пережили в раннем детстве - сразу после рождения и в первые несколько лет жизни, - оказывают огромное влияние на всю дальнейшую жизнь. Мне кажется, если исследовать те случаи, когда люди совершают страшные, разрушительные поступки и заглянуть в их детство, то скорее всего в большинстве своем обнаружится, что в ранние годы жизни они были обделены любовью близких. Поэтому в глубине души они испытывают разочарование, отчужденность; люди с таким состоянием ума легко начинают манипулировать другими.

В каждом из нас заложены равные возможности. Однако обычно мы воспринимаем их как нечто само собой разумеющееся и не уделяем им внимания. И я считаю своим долгом напоминать людям о бесценных сокровищах, которыми они уже обладают. Нужно просто обратить на них внимание, тогда наша жизнь станет счастливее. Наш ум может быть спокойным и мирным. Спокойный ум полезен в двух областях: он служит надежной опорой для хорошего физического самочувствия, а также помогает нашему интеллекту раскрыться, заработать в полную силу, с наибольшей отдачей - для этого покой ума необыкновенно важен. Когда наш ум замутнен, находится в возбуждении, мы испытываем слишком сильную привязанность, в это время мы не способны видеть вещи объективно, поскольку отрицательные эмоции склоняют нас в ту или иную сторону. Это ненависть, гнев, подозрительность или слишком сильная привязанность. В подобном состоянии наши интеллектуальные способности не могут проявиться в полной мере. Таким образом, покой ума способствует двум вещам: поддерживает физическое здоровье, а также помогает смотреть на происходящее реалистично и объективно.

Дальше встает вопрос, как воспитать в себе спокойный ум? Невозможно обрести покой ума из страха. Невозможно обрести покой ума, опираясь на сильный гнев или привязанность. Покой ума тесно связан с уверенностью в своих силах. Уверенность в себе бывает двух видов. Слепая самоуверенность, чрезмерная, далекая от реальности уверенность в себе – это весьма опасно. Но есть и обоснованная уверенность в собственных силах, она совершенно необходима для воспитания спокойного ума.

Как развить обоснованную уверенность в себе? Как правило, предметом нашего страха служат другие. Гнева тоже. Конечно, иногда мы злимся на себя; бывает, мы забываем что-то важное, хлопаем себя по голове и восклицаем: как же я мог забыть?! Но обычно на себя мы злимся не очень сильно. Мощный же, настоящий гнев мы направляем на других, на окружающих. Мы не злимся на незнакомых людей, но только на тех, кого знаем. Поэтому, когда мы начинаем заботиться о благополучии других, мы устраняем саму основу для гнева. Если мы относимся к другим с искренней любовью, то даже пусть даже между нами возникают разногласия, появляются небольшие причины для раздражения, умом мы понимаем: да, он поступил плохо, или она со мной поступила плохо, но глубоко внутри не возникает сильных отрицательных эмоций. Мы чувствуем, что эти люди - часть общего целого, часть большого «мы». Мое собственное будущее немыслимо без других людей. Мне следует больше беспокоиться об их благополучии. Такие рассуждения заметно снижают интенсивность гнева, привязанности. Вот так можно развивать уверенность в своих силах, которая лишает оснований страх и недоверие. Поскольку вы искренне уважаете других, считаете их частью своего «я», частью большого «мы», вы можете вести себя с ними честно, открыто, правдиво. А это приносит уверенность в своих силах; устраняет подозрения и недоверие, что помогает обрести покой ума.

За последние почти 60 лет моей жизни я встречался с самыми разными людьми и стал свидетелем многих событий в мире. Я пришел к заключению, и, кстати, многие здесь со мной согласны, что современная жизнь вращается вокруг потребления, она сильно смещена в сторону материальных ценностей. Наш образ жизни, наша культура весьма пронизаны духом материализма. Даже современная система образования сильно ориентирована на материальные ценности.

Я думаю, что мы должны всерьез переосмыслить подход к образованию. Причина очень простая. Наша цель – обрести столь желаемое для нас счастье, которое возможно на двух уровнях. Первый уровень - это удовлетворение, которое мы получаем с помощью органов чувств. Видим что-то красивое - получаем удовлетворение; слушаем приятную музыку, песни, красивые звуки - чувствуем себя счастливыми, удовлетворенными. Мы наслаждаемся приятными запахами, приятным вкусом, чем-то приятным на ощупь. Такое удовлетворение полностью зависит от чувственного восприятия, оно недолговечно. Пока музыка играет - нам хорошо; музыка кончилась, или прервалась - иногда мы можем даже разозлиться от досады. Если мы смотрим на что-то красивое, пока мы это видим, чувствуем себя удовлетворенными, счастливыми, но вот прекрасное исчезает из виду, и от нашего удовлетворения не остается и следа.

Переживания ментального характера намного важнее физических ощущений. Это очевидно. Человек может быть окружен полным физическим комфортом, однако этот комфорт не поможет уменьшить беспокойство и печаль, доставляющие боль уму. С другой стороны, если внутренне вы счастливы и удовлетворены, то это ослабит и смягчит физические неудобства.

Возьмите для примера двух пациентов с одним и тем же диагнозом, лежащих в одной и той же больнице, которых лечат одинаково. Но ум одного из них в полном смятении, которое накладывается на физическую боль; он страшно встревожен. А другой пациент страдает от той же болезни, испытывает точно такую же боль, но в его уме преобладают размышления о том, что болезнь, возможно, несет ему какое-то послание; у него другое к ней отношение, другой подход. Одна и та же болезнь, одинаковая боль, но ум второго пациента намного спокойнее. Это ясно. Мы можем на собственном опыте убедиться, что рождающиеся в нашем уме мысли и чувства влияют на нас куда больше, чем физические ощущения.

Возникает вопрос, как нам обрести, как развить удовлетворение второго вида, то есть рождающееся в уме? Могут ли его принести деньги? Нет. Власть? Нет. Это на физическом уровне, если у вас есть деньги, вы можете покупать все, что заблагорассудится - большой дом, красивые вещи, прекрасный сад. Здесь в Шотландии у вас цветут чудесные цветы, я их очень люблю, люпины, чудесные дикие цветы. Наперстянки тоже, удивительные цветы. А еще здесь много кустов, которые ярко и пышно цветут. Богатый человек может украсить свой дом всеми этими цветами. Но с другой стороны, если ваше счастье зависит от цветов, то после их увядания, вы можете даже разозлиться. Таким образом, деньги помогают обеспечить материальные удобства, но на них не купить удовлетворенный и счастливый настрой ума.

Сегодня весьма известные ученые проводят научные исследования, показывающие, что покой ума, который достигается с помощью тренировок, выполнения практик сострадания, существенно улучшает наше физическое состояние. Я знаю, что в Америке в последние годы в нескольких университетах проводят такие эксперименты. В одном из таких экспериментов перед началом тренировки в сострадании у участников измеряли кровяное давление, уровень стресса и другие физические показатели. Потом следовали две или три недели практики, участников побуждали глубоко размышлять о сострадании, чтобы добиться понимания того, что представляет собой это качество. По завершении двух-трехнедельных тренировок снова снимали физические показатели. Оказалось, что давление у многих участников нормализовалось, снизился уровень стресса. Так что уже сегодня ученые, специалисты, занятые серьезными исследованиями, получают результаты, подтверждающие, что тренировки ума приносят значительную просьбу.

До сегодняшнего дня мы полностью пренебрегали внутренними ценностями. Однако пришло время глубже задуматься о внутренних ценностях, о переживаниях ментального уровня. Для этого нам, прежде всего, необходимо больше сведений об уме и эмоциях. И религия здесь ни при чем. Как, заботясь а о физическом здоровье, мы получаем сведения об устройстве различных систем тела, подобным образом, чтобы привести в порядок свой ум, мы должны больше знать об устройстве ума и эмоций.

Мы обычно считаем, что ум ‒ это нечто целое и неразделимое, но это не так. Существует огромное разнообразие мыслей, эмоций и много уровней сознания. В нашем сознании есть более грубые уровни и более глубокие, тонкие. Например, в этот самый момент, наш ум функционирует с опорой на чувственное восприятие. Во сне восприятие посредством органов чувств отключается, но ментальное сознание продолжает активно работать. В глубоком сне уже и этот уровень ума не задействуется, но даже там присутствует определенный тонкий уровень сознания. В момент смерти прекращают функционировать виды сознания, связанные с органами чувств, а также ментальное сознание, связанное с физическим мозгом, который уже не действует, но определенные, более глубокие уровни сознания, или ума, продолжают функционировать. Свидетельством тому служит факт, что тела некоторых людей, не только буддистов, но и христиан, после смерти, бывает даже столетиями, остаются свежими, не разлагаются. Мне рассказывали о таких случаях. Пока для этого нет научных объяснений. Но ученые начинают исследовать подобные загадочные явления. Как бы там ни было, пришло время уделять больше внимания внутренним ценностям.

Я обычно разделяю семимиллиардиардное население планеты на несколько групп: во-первых, это поколение 20-го века, я имею в виду людей моего возраста, кроме меня здесь есть еще несколько джентльменов в преклонных летах. Мы с вами принадлежим 20-му веку, не так ли? Те, кому за 50, 60, 70. Мы люди прошлого века. Затем, вторая категория - молодежь, те, кому сегодня меньше тридцати - двадцати и даже пятнадцати, вы - истинное поколение 21-го века. 20-й век канул в лету, мое дорогое столетие миновало. Оглядываясь на прошлый век, нельзя не увидеть множества замечательных достижений, это был величайший век в истории человечества, наиболее важное и знаменательное столетие. Но в то же время 20-й век стал столетием кровопролития, столетием насилия.

В начале 21-го века по-прежнему происходят нездоровые вещи. Они – следствие допущенной в прошлом небрежности. В общем и целом, люди по всей Земле хотят жить в мире; во многих уголках нашей планеты, мне кажется, люди пресытились насилием. Но мир не построить с помощью призывов и лозунгов. Я часто повторяю, что истинный мир на Земле придет, только если мы принесем мир в свою душу. Если человек полон ненависти, гнева, подозрений, о каком мире может идти речь? Истинный мир начинается изнутри. Мир на Земле не наступит по мановению волшебной палочки благодаря резолюциям ООН или правительственным решениям. Мир должны строить люди. Когда мы говорим «люди», мы подразумеваем группу индивидуумов. В конечном итоге мир должен начинаться с каждого отдельного человека. Вы должны создавать мир в своей душе, затем наполнять им сердца членов своей семьи, делая ее мирной. Затем одна, десять, сто семей внесут свою лепту в построение мирного общества, с этого нужно начинать. Вспомните о трудах исторических личностей – первый шаг всегда делал отдельный человек.

Иногда и мне какая-то трудность кажется непреодолимой и в сердце закрадывается сомнение - что могу сделать я, обыкновенный человек? Но затем я вспоминаю, что каждый из нас обладает определенным потенциалом, может внести свой вклад в общее дело. Если трудиться сообща ради достижения ясно очерченных целей, то мы изменим мир к лучшему. Вы - юное поколение, принадлежащее 21-му веку. С начала этого столетия прошло только 11 лет, большая его часть все еще впереди. Мы живем в самом начале 21-го века, пока еще не слишком поздно. Если вы, поколение 21-го века, начнете глубже задумываться о внутренних ценностях и одновременно прикладывать больше усилий, я верю, что вы сумеете сделать мирной вторую половину 21-го века.

Когда вы сталкиваетесь с проблемами, разногласиями, потенциально ведущими к конфликту, всегда помните, что ваши оппоненты - такие же люди, ваши братья и сестры, часть большого «мы». Опираясь на это понимание и подходите к решению проблемы. Это означает вступление в диалог, переговоры, а не применение силы. Я часто повторяю, что 20-й век был столетием кровопролития, но нынешний 21-й век должен стать столетием диалога. Для ведения успешного диалога необходима уверенность в своих силах и огромная сила воли. Я уже упоминал о том, какие человеческие достоинства способствуют развитию уверенности и внутренней силы. Необходимо также уважение к своим оппонентам. Несмотря на то, что они придерживаются иных взглядов и преследуют другие интересы, они - такие же люди, часть человечества, часть большого «мы». С опорой на такое понимание, проявляйте к ним уважение, принимайте в расчет их интересы ‒ только так можно построить серьезный диалог. Поэтому, молодые люди, пожалуйста, больше думайте в этом направлении. Конечно, вы молоды, и, естественно, вам хочется развлечений, но в то же время, хоть немного времени уделяйте более глубоким размышлениям о человеческой психологии, об уме и подобных материях. Договорились? (смех)

Недавно я встречался с моими индийскими друзьями и их детьми. Дети были довольно молодые, лет двадцать. В разговоре я упомянул, что за последние несколько лет ни разу не включал телевизор. Их сын очень удивился и спросил, что же я тогда делаю в свободное время. Молодые ребята не могут представить своей жизни без сидения перед телевизором, без него им становится скучно. Этот юноша...

Переводчик: Он и вправду не поверил своим ушам и совершенно искренне допытывался, как же тогда Его Святейшество проводит время (смех).

Далай-лама: Я частенько рассказываю случаи из своей жизни. Так вот, однажды в Берлине меня поселили в отеле, окна которого выходили на какой-то клуб. Я видел все эти ночные огни, синий, красный, зеленый, которые сверкали и переливались.

Переводчик: Огни дискотеки.

Далай-лама: Точно! Оттуда все время раздавалось такое бум-бум-бум. Заметное оживление началось около 6-7 вечера, стала доноситься музыка, зажглись огни. В это время я лег спать. Потом около полуночи я проснулся и увидел, что дискотека продолжается. Утром, я обычно встаю около 4 утра, чтобы приступить к молитве, я увидел, что веселье еще не закончилось. Всю ночь они танцевали и веселились. Конечно, иногда можно себе это позволить, но если танцевать всю ночь напролет слишком часто, то это плохо скажется на здоровье. Ведь нарушится распорядок дня. На следующий день, выступая, я упомянул, что Бог создал ночь для отдыха и сна, а день, когда светит солнце, Бог создал для работы.

В любом случае, если мы чрезмерно сосредотачиваемся на материальных ценностях, только на том, что воспринимаем органами чувств, то, по сути, перестаем отличаться от животных. Животные почти полностью находятся во власти чувственных переживаний и не наделены развитым интеллектом. Но ведь мы - обладатели чудесного разума, наша жизнь должна стать чем-то большим, нежели жизнь животного. Если человека занимают только чувственные переживания, в чем его отличие от животного? У нас есть ум. У животных же нет способности преобразовывать свои эмоции. Люди обладают удивительным интеллектом, поэтому, добившись правильного понимания, задействуя умственные способности, мы можем менять эмоции по своему усмотрению.

Например, гнев - неотъемлемая часть нашей жизни, но если задуматься, то какая от него польза? Для физического здоровья, для душевного здоровья он бесполезен; даже при решении проблем гнев - плохой помощник. Лишь избавившись от гнева, мы в состоянии принять адекватные, эффективные меры. Поэтому полагайтесь на свои умственные способности, анализируйте истинную ценность эмоций, и вы убедитесь, что гнев бесполезен. Даже в самых сложных обстоятельствах намного эффективнее оказываются действия, предпринятые без гнева.

Затем, сострадание. Сострадание, заложенное в нашей биологии, как я коротко упоминал раньше, доступно и животным. Но мы, благодаря своему интеллекту, можем гораздо дальше продвинуться в развитии заботы о благополучии других. Животные способны заботиться только о непосредственном круге своего общения. Мы же, люди, опираясь на человеческий разум, можем распространить сострадание на незнакомых людей, и в конечном итоге даже на врагов. Мы - люди, и только людям это под силу, благодаря нашим умственным способностям. Если нас интересуют только материальные блага, то интеллект не очень-то здесь задействован. Но если мы обращаем больше внимания на наш внутренний мир, то умственные способности оказываются весьма полезными и необходимыми.

Вот этими мыслями я и хотел с вами поделиться. Мы живем в начале 21-го века и вполне возможно, что если вы не пожалеете сил и дальновидно отнесетесь к будущему, то в конце 21-го века вы насладитесь плодами своих трудов. Я этого уже не увижу, но это не имеет значения. Я часто в шутку говорю молодым людям, что после смерти могу отправиться в рай или ад, но даже оттуда я буду следить за тем, действительно ли вы трудитесь над поставленной задачей; я буду за вами наблюдать (смех). Спасибо! Я, кстати, буду не один, мне составят компанию некоторые из присутствующих здесь джентльменов. Быть может, мы уютно устроимся в раю и будем смотреть на вас, потягивая вкусные напитки (смех). Спасибо, а теперь вопросы.

Ведущая: Ваши слова ободряют и воодушевляют, спасибо, Ваше Святейшество! Я бы очень хотела просто сесть и побеседовать с вами с глазу на глаз, но молодые люди, собравшиеся здесь, тоже хотят задать вопросы. Я могу представить, какое огромное количество вопросов у собравшихся; я постараюсь плодотворно потратить наше время. Первый вопрос короткий, но обширный. Его задаст Ваен Аклемен из Академии Чарльстона.

Вопрос: Ваше Святейшество, что, по вашему мнению, делает людей по-настоящему счастливыми?

Далай-лама: Пожалуй, умиротворенный ум. Я часто встречаюсь с учеными, и в последнее время у нас даже появился девиз: «Здоровый ум - здоровое тело». Даже для поддержания физического здоровья ключевым фактором оказывается здоровый ум. Пусть даже если у вас проблемы с физическим телом, здоровый ум поможет сохранить мир и покой. Нам нужен более спокойный, ненапряженный ум, ум, не склонный к излишнему беспокойству. Если случается трагедия, посмотрите на нее шире, и она не слишком потревожит ваш ум. Несмотря на жизненные перипетии, мы можем сохранять внутренний покой. Это я и считаю счастливой жизнью, к которой нужно стремиться. Я вам ответил? Следующий вопрос.

Ведущая: Спасибо, Ваше Святейшество. Вариации на тему следующего вопроса вы, наверное, слышите очень часто. Неудивительно, что этот вопрос подняли и сегодня, принимая во внимание тему нашей беседы. Он касается перемен. Его задаст Ани Ку из Академии Донахью.

Вопрос: Ваше Святейшество, переживать перемены порой очень непросто. Какие качества и умения нужны нам, молодым людям, чтобы научиться справляться с переменами?

Переводчик: Не могли бы вы повторить вопрос помедленнее?

Вопрос: Переживать перемены порой очень непросто. Какие качества и умения нужны нам, молодым людям, чтобы научиться справляться с переменами?

Далай-лама: Я думаю, в общем и целом, трудности и препятствия просто не могут не вставать на нашем пути. Но очень многое зависит от нашего собственного отношения к возникающим затруднениям. Если смотреть на проблему узко и ограниченно, любая трудность может показаться очень серьезной, просто невыносимой. Но если вы посмотрите на ту же проблему под более широким углом, то вы убедитесь, что она не так уж страшна и непреодолима. И повторяю, всегда помните о присущем нам интеллекте, анализируйте проблемы с разных точек зрения.

Например, как я уже упоминал раньше, я лишился родины. Если бы я видел только мрачную сторону этого события, я бы испытывал сильнейшее беспокойство, печаль. Но ведь эта потеря также открыла передо мной множество новых возможностей, например для встреч с разными людьми, с последователями различных религиозных традиций, разных профессий. Если бы я по-прежнему жил в Лхасе, в Тибете, во дворце Потала, не думаю, что у меня были бы такие обширные возможности, как сегодня. Моя жизнь в Тибете была бы полна церемоний и формальностей. Если рассмотреть произошедшее с разных точек зрения, то оказывается, что это же самое событие открыло передо мной множество дверей, принесло мне в том числе и хорошее. Рассуждая таким образом, мы видим, что беспокойство, возникающее при однобоком подходе, уменьшается. Мне кажется, на любую проблему можно посмотреть с разных сторон.

Кроме того, очень важно оставаться реалистами. Тщательно проанализировав проблему, мы должны трезво рассудить, сможем ли мы ее преодолеть. Это нужно делать, сохраняя покой ума. Если препятствие непреодолимо, то что толку беспокоиться и злиться? Если есть способ решить возникшую задачу, то какая польза от грусти или гнева? Нужно просто прилагать усилия. Это очень здравый подход.

Мне кажется, многие разрушительные эмоции возникают из-за неадекватного восприятия действительности. Один американский психолог, Аарон Бек, сказал мне однажды, что когда мы злимся, мы видим объект нашего гнева исключительно в черных красках, но в реальности 90 % этого негативного отношения - наша собственная ментальная проекция. Он так сказал. Когда мы начинаем злиться, нашему гневу необходима какая-то весьма определенная цель, мишень, нечто прочное, независимое, абсолютное. Если же мы пытаемся посмотреть на происходящее с другой стороны, как я уже говорил раньше, то эта прочная, независимая мишень начинает терять свои четкие очертания. По мнению Аарона Бека, таким образом можно унять свой гнев. Мне кажется, в большинстве случаев, наши разрушительные эмоции уводят нас очень далеко от реальности. Итак, нам не хватает разумного взгляда на вещи. Анализируйте, пробуйте увидеть реальность, и тогда вам будет легче справиться с гневом. Следующий вопрос.

Кстати, попробуйте провести такой эксперимент, когда выдастся свободное время: подумайте о человеке, который обычно вас раздражает, злит, и как только в вас вспыхнет гнев, попытайтесь понаблюдать за этим гневом. Иногда я тоже выполняю такую практику: когда гнев появляется, я за ним наблюдаю. Здесь проблема в том, что когда возникает отрицательная эмоция, она подчиняет себе весь ваш ум целиком. Опираясь на свой интеллект, попытайтесь отделить некоторую часть своего ума от этого гнева, и пусть она наблюдает за этой эмоцией. Это автоматически снижает интенсивность гнева. Мы обладаем удивительными умственными способностями, нам это по силам. Так что попробуйте, пусть вспыхнет гнев, лицо покраснеет, сердце начнет бешено колотиться, а потом попытайтесь за своим гневом понаблюдать. Иногда это бывает довольно любопытно. Вот так.

Ведущая: Интересный ответ! Спасибо! Тему прощения очень часто обсуждают на занятиях по религии, нравственности и философии. И это подвигло задать свой вопрос Хаденек Файленборг из старшей школы Госби.

Вопрос: Ваше Святейшество, так ли важно прощать людей, причинивших вред обществу?

Далай-лама: Вопрос о прощении? Простить и забыть - совершенно разные вещи. Иногда люди находятся под впечатлением, что простить - означает полностью забыть произошедшее. Это не так. Если вы забудете, то нечего будет прощать. Это очевидно. Прощение означает умение увидеть разницу между человеком, совершившим проступок, и самим проступком. Подумайте о своих переживаниях во время исповеди: в этот момент мы четко отделяем себя от своих дурных поступков. Я осознаю, что такие-то действия были ошибочными и сожалею о них. Мы разграничиваем ошибочные действия и того, кто их совершил. Подобным образом, мы должны видеть разницу между проступками и совершившим их человеком, когда это касается других. Мы прощаем человека, но не оправдываем совершенных им действий. Ясно?

Зачастую проступки других вызывают в нас гнев. Поэтому старайтесь никогда не забывать, что тот, кто их совершил, всегда остается человеком. На самом деле, при другом стечении обстоятельств, он мог бы и не совершить такого проступка, но из-за собственных сложных переживаний, человек поступил плохо. Есть все основания испытывать жалость к человеку, беспокоиться о нем, проявить заботу о его благополучии, взрастить к нему сострадание. В этом смысл слова «прощение».

Что же касается действий, если человек причинил вам вред, или в корыстных целях воспользовался вашим состраданием и хорошим отношением, то это совершенно неправильно, несправедливо. На несправедливые действия других, иногда необходимо отвечать контрмерами. Человека нужно прощать, но к его действиям, когда требуется, нужно применять адекватные контрмеры, чтобы остановить причинение вреда. Это пойдет на пользу человеку, причинившему вред, в долгосрочной перспективе. Иногда бывает сложно уловить эту разницу, но полагайтесь на свои умственные способности, тщательно анализируйте происходящее; мы в состоянии различить эти вещи. Следующий вопрос.

Ведущая: Мы движемся дальше на запад и следующий вопрос задаст Таня Макдональд из старшей школы «Поттери».

Вопрос: Ваше Святейшество, как религиозные и духовные лидеры могут зародить в юном поколении интерес к духовной жизни?

Я думаю, неправомерно было бы ожидать, что все семь миллиардов жителей Земли станут религиозными последователями. Это попросту невозможно. Мне кажется, среди верующих найдутся люди, которые признают религиозные ценности, или духовность, основанную на религиозной вере, но относятся к этому не очень серьезно. Я часто в шутку говорю, что люди, приходят в церковь на воскресную службу, стоят там с закрытыми глазами, вознося молитвы, и выглядят при этом очень набожными, но покинув пределы церкви, в своей обычной жизни не очень-то беспокоятся о библейских заповедях, забывают о практике прощения, практике терпения и практике самодисциплины. Предполагается, что такие люди верят в Бога, но ведь они делают это не слишком искренне. Я думаю, религиозные лидеры по всему миру должны искать более действенный подход к таким верующим. Это значит, что религиозные воззрения необходимо сделать более актуальными для повседневной жизни.

Расскажу один случай: много лет назад я побывал в большом торговом центре, отправился туда не за покупками, а просто из любопытства. Как только я видел какую-нибудь красивую вещь, у меня возникало желание ее купить (смех), затем в моей голове появлялась другая мысль: тебе она правда нужна? И я отвечал себе: нет. Это умение довольствоваться тем, что есть, ну и конечно, я помнил, сколько денег у меня в кошельке (смех). Вот такое практическое упражнение.

Желания и другие отрицательные эмоции естественным путем возникают в нашем уме, будучи его частью. Поэтому всегда помните об учениях своей исконной религиозной традиции. Их темы - умение довольствоваться малым, терпимость, прощение, самодисциплина. По моему мнению, духовные лидеры должны уделять внимание не только проведению воскресных проповедей. Последователи тибетского буддизма такие же, они зачастую выполняют множество ритуалов, даже не подозревая об их истинном смысле и не следуя учению в повседневной жизни. Пользы от таких церемоний в этом случае немного. Слишком часто люди следуют вере поверхностно и неискренне, мне так кажется.

Большая часть человечества либо относится к религии поверхностно, либо их вообще не интересуют духовные материи. Как я говорил раньше, необходимо продвигать светскую этику; эта традиция существует в Индии на протяжении нескольких тысячелетий. Согласно индийской трактовке, секуляризм означает не просто равное уважение ко всем религиям, но также и ко взглядам неверующих. Светская этика приемлема и для верующих, и для атеистов и включает определенные принципы, например, непричинение вреда другим. Если возможно помогайте другим, но по крайней мере не причиняйте вреда.

Вы знаете, гавайских аборигенов есть замечательная поговорка: «Твоя кровь - моя кровь, твоя кость - моя кость». Чудесная поговорка, означающая «твое счастье - мое счастье, твои страдания - мои страдания». Думать о человечестве как о едином организме – это замечательно! Пришло время понять, что все семь миллиардов людей - часть одного большого «мы».

Обычно мы делаем чересчур сильный упор на разделении людей на «своих» и «чужих». Эта идея порождает войны, насилие. ведь мы верим, что уничтожение чужих, сделает нас самих сильнее. Эта идея не только безнравственна, но и, учитывая реалии современного мира, непрактична. Мир со всеми его континентами стал взаимозависимым, северу нужен юг, а югу - север, западу нужен восток, востоку – запад. В том, что касается экономики, экологических проблем мир стал единым целым, поэтому вековая традиция разделения на «своих» и «чужих» безнадежно устарела. Мы обязаны воспитывать в себе ощущение единства всего человечества, тогда размежевание на «своих» и «чужих» канет в лету.

Мне кажется, большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся, возникают из-за нашего чрезмерного внимания к второстепенным различиям между людьми: та или иная религия, разные национальности, разный цвет кожи; среди последователей одной религии и людей одной расы мы выделяем богатых и бедных и так далее. Поскольку большинство созданных руками человека бед возникают из-за чрезмерного внимания к второстепенным различиям между нами. Мы должны осознать, что на базовом уровне человечество едино, что, по моему мнению, бесконечно важно.

Если бы, проводя публичные беседы, встречаясь с людьми, я считал себя особенным, сосредотачивался на том, что я тибетец, буддист, то в своих мыслях отдалялся от слушателей. Но я считаю себя одним из семи миллиардов жителей планеты. Я появился на свет точно так же, как вы; умрем мы в конце концов тоже одинаково. Иногда наполовину в шутку, наполовину всерьез я говорю, что когда мы проходим мимо кладбища, а их здесь много, стоит вспомнить, что это конечный пункт нашего назначения. Мы все туда отправимся, богатые и бедные, влиятельные и рядовые. Вы пока еще молоды, но в конце концов и вам придется отправиться туда (смех). Никому этого не избежать. Даже Будда, в которого верят буддисты, отправился туда, Иисус тоже и Мухаммед, поэтому, нравится нам это или нет, но кладбище - конечный пункт нашего назначения. Вот только деньги и слава там совершенно бесполезны, власть и оружие тоже. Единственное, что принесет покой в момент смерти - это жизнь, прожитая со смыслом, полная заботы о людях и служения им, непричинения вреда; вот тогда, умирая, вы будете испытывать счастье. Это очень важно (аплодисменты).

Ведущая: Таня задала свой вопрос сначала на гэльском языке, родном языке Шотландии. Ваше Святейшество, важно ли для страны сохранять языки населяющих ее малых народов?

Далай-лама: Это очень непростой вопрос. Недавно я был с визитом в Америке, в Сан-Диего. В Южной Калифорнии проживают три основных индейских племени, у которых есть собственные языки. Бывает, что людей, говорящих на каком-то языке, осталось всего две-три тысячи. В таких условиях сохранить язык очень трудно. Не знаю… Если в языке есть письменность, то сберечь его легче. Однажды в Чили на встречу со мной пришли местные индейцы; они были крайне обеспокоены сохранением своей национальной самобытности и языка. Я посоветовал им разработать систему письменности, тогда результаты будут более удовлетворительными. Сохранить устный язык куда сложнее.

На нашей планете существует, наверное, несколько тысяч разных языков. Каждый малый народ уверен, что очень важно сохранить свой родной язык. Но насколько это реально, я не знаю. Это очень сложный вопрос, очень сложный. Иногда я отмечаю, что в конце концов все люди будут говорить на одном языке, и скорее всего это будет ваш язык, английский, с шотландским акцентом или британским, или американским, или австралийски,м не важно - акценты разные, а язык один и тот же. Английский уже стал языком международного общения. Если придет время всем разговаривать на английском, что ж, я не против. Но до определенного момента, каждый народ, как, например, мы, тибетцы, имеет полное право сохранять свой родной язык и свою письменность. Когда мир изменится, у меня нет возражений, пусть все говорят на одном языке. Это мое личное мнение, другие люди могут думать иначе . Я высказываюсь от своего имени. Просто пользуюсь свободой слова. Хорошо, следующий вопрос.

Ведущая: Спасибо, Ваше Святейшество. Чтобы вы, Ваше Святейшество, не подумали, будто в Хайленде только девушки задают вопросы, следующий вопрос о подготовке к будущему задаст Камон Фрейзен из старшей школы «Эмбонес».

Вопрос: Ваше Святейшество, что вы можете посоветовать молодым людям, которые только начинают свою профессиональную деятельность и могут впоследствии занять влиятельные посты?

Далай-лама: Мне кажется, это во многом зависит от выбранной вами профессии.

Переводчик: Не могли бы вы повторить первую часть вопроса?

Вопрос: Ваш совет современной молодежи?

Далай-лама: Я думаю, в общем и целом, всякая деятельность, все профессии должны служить человечеству. Ими занимаются люди. А значит, принесет ли такая деятельность пользу или урон, в конечном итоге зависит от мотивации. Если вы искренни, полны сострадания, заботитесь о благополучии других на глобальном уровне, смотрите на вещи целостно, то у вас есть важнейшая составляющая правильной мотивации.

Это общее соображение. Далее можно подробнее поговорить о разных профессиях. Насколько я могу судить, сферы образования и здравоохранения напрямую связаны с состраданием. Есть ему место и в других областях. Ученые, например, в своих научных исследованиях не особенно руководствуются состраданием, но в долгосрочной перспективе сострадание играет свою роль и в науке. Затем предпринимательство, казалось бы, эта область далека от сострадания, но возьмите, например, марксистскую экономическую теорию, где упор делается на равном распределении благ, я считаю этот подход нравственным. В капитализме об этом не говорят, там главное - прибыль. Однако в последнее время капитализму сопутствует государственное регулирование, свобода слова, свобода прессы - там есть чему поучиться. Марксизм же, к сожалению, в конце концов, привел к созданию тоталитарных систем. Один мой друг, лауреат Нобелевской премии, не буду называть его имени, он социалист и раньше с большим одобрением относился к Китайской Народной Республике, потому что Китай был социалистической страной. Недавно мы с ним встретились, и я спросил, считает ли он нынешний Китай социалистическим государством. Он без промедления ответил: конечно же, нет. Китай стал капиталистической страной с тоталитарной системой. Почти полная противоположность изначальной идее.

В сфере экономики можно рассмотреть недавний кризис... Я крайне удивился, что он произошел, ведь все эти мировые эксперты, экономисты не только наяву, но и во сне, как мне кажется, думают исключительно об экономике. Они же профессионалы, как профессионалы могли допустить ошибку? Мне было сложно это понять. Из любопытства, я задал этот вопрос моим знакомым предпринимателям, и они ответили, что виной тому алчность. Это один из факторов, плюс, я думаю, недальновидность. Люди гонятся за непосредственной выгодой, пренебрегая долгосрочными последствиями и более целостным восприятием действительности. Мешают также предположения, опирающиеся на непроверенную информацию, спекуляции, поэтому неведение тоже играет здесь свою роль. Это слова моих друзей. Поэтому даже экономические кризисы в конечном итоге имеют отношение к человеческому уму и эмоциям. Чтобы предпринимательство было успешным, необходимо, чтобы отношения работника и работодателя были основаны на взаимном доверии и уважении. Это намного продуктивнее, чем простая эксплуатация наемных работников. Таким образом, нравственные ценности имеют отношение и к бизнесу.

Что касается политики, международных отношений, если заботиться только о краткосрочных интересах и пренебрегать интересами долговременными, то обязательно возникнут проблемы. Мы должны прочно придерживаться нравственных принципов, честности, правдивости, прозрачности. Они закладывают основу для доверия и уважения друг к другу. Поэтому, я считаю, любая область человеческой деятельности, в конечном итоге связана с нравственными ценностями. Это мое мнение.

Ведущая: В продолжение темы, Ваше Святейшество, один из выборных представителей молодежной организации «Голос молодежи Шотландии» (Highland Youth Voice), Стюарт Дэвидсон, который, как и я, учился в Академии «Найрн», поднявший множество вопросов от лица молодых людей за последние годы, сидит сейчас здесь, в первом ряду. Я уверена, ему доставляют огромное удовольствие ваши ответы. Однако следующий вопрос задаст Льюис Миконен из «Вэна».

Вопрос: Ваше Святейшество, Махатма Ганди, известный индийский духовный лидер, пустил в обращение фразу: «Если желаешь, чтобы мир изменился - сам стань этой переменой». Как вы относитесь к Махатме Ганди?

Далай-лама: Я никогда лично не встречался с Махатмой Ганди-джи. Я встречал его только во сне. Я много о нем читал, это было, наверное, в конце 40-х годов. Я, конечно же, горячий его почитатель.

Как я уже упоминал раньше, изменения должны начинаться с каждого отдельной личности. Я уже говорил об этом. Перемены начинаются с одного человека, затем это уже десять, сто, тысяча, сто тысяч человек. Махатма Ганди был на самом деле величайшим мыслителем, а кроме того величайшим практикующим. То, чему он учил других людей, он применял и сам. Это чудесно. На меня произвело огромное впечатление, что он получил прекрасное юридическое образование в Лондоне, но после того, как вернулся в Индию, он одевался и выглядел как самый обычный индиец. Это замечательно, другие индийские лидеры ведут себя иначе. Он обладал удивительной решимостью и внутренней силой. Некоторые индийцы утверждают, что порой Махатма Ганди был несколько упрям. Но я не знаю. Следующий вопрос.

Ведущая: Огромное спасибо, Ваше Святейшество за ваши воодушевляющие ответы, которые заставляют нас думать. Я знаю, что у нас осталось много вопросов, но ведь все хорошее когда-нибудь кончается и, к сожалению, наше время истекает. Молодые люди, сидящие в этом зале, были очень рады возможности задать вам свои вопросы. Мы очень признательны им за подготовку вопросов, которые здесь прозвучали. Ваши слова заставляют задуматься, и я еще раз хочу вас поблагодарить за ясные и доступные ответы. Его Святейшество напомнил нам о том, что мы можем стать той переменой, которую хотим увидеть в мире. Это чудесное, мотивирующее послание.

Далай-лама: Больше не будет вопросов?

Как я уже упоминал раньше, это мое последнее официальное мероприятие в Шотландии, завтра рано утром я улетаю в Италию, проведу там несколько дней, а потом возвращаюсь домой в Индию. Мои проблемы всегда улетают со мной, а ваши всегда остаются с вами. Вы должны сами искать пути для решения этих проблем. И только вы сами в ответе за сохранение покоя собственного ума. Если вы почерпнули в моих словах что-то полезное, что можно применить в повседневной жизни, поразмышляйте об этом еще, проверьте на опыте. Я уже говорил о том, как работать с гневом, дерзайте, экспериментируйте. Пользуйтесь здравым смыслом, полагайтесь на свои умственные способности. С их помощью вы приобретете больше опыта, который позволит вашему уму стать спокойнее. Чрезмерная возбужденность или чрезмерная чувствительность иногда вредят. Подчас пустяк служит причиной колоссальных перепадов настроения. Мы должны уметь сохранять устойчивость, постоянство ума. Это очень важно. На этом все, спасибо большое! (аплодисменты)

Садитесь, пожалуйста, спасибо, спасибо!

Ведущая: Шотландия преподнесла миру множество даров, однако больше всего, наверное, славится песня о крепкой шотландской дружбе. В ней говорится, что после расставания друзья готовы умереть за возможность встретиться снова. Ваше Святейшество, я уверена, вам понравится эта старинная шотландская баллада. Приветствуйте на сцене певца Питера Кали. Спасибо.

(Звучит песня «Auld Lang Syne»/»Олд лайн сайн»)

Далай-лама: Чудесно, просто замечательно. Спасибо, большое спасибо! До свидания! Спасибо! Чудесная встреча, спасибо огромное!
×

По теме Буддийская точка зрения

Бог и человек с точки зрения современной науки

"Бог и человек с точки зрения современной науки" «Как физика, вообщем как...
Религия

Смерть и бессмертие с точки зрения магии

Энергоинформационная жизнь и «не-жизнь» человека. В рамках магической...
Религия

Аура с точки зрения Описания Магов

Любой, кто читал труды К. Кастаньеды и его последователей, четко понимает, что...
Религия

Существует ли душа с точки зрения буддизма?

Наиболее разноречивым в буддизме является вопрос о существовании души. Наставник...
Религия

Как исполнять желания? Взгляд с точки зрения энергий

Практикам все уши прожужжали про исполнение желаний, силу мысли и волшебство...
Религия

Ахимса с точки зрения тантры

К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Весомые аргументы в пользу оптимизма
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека