О взаимосвязи кармы и самодисциплины

Отрицательная карма тела, речи и Ума

Негативная деятельность или отрицательная карма складывается из поступков и их следствий, которые вредят другим и нам самим.

Это побуждения и мотивации тела, речи или Ума, причина которых — кармические отпечатки, связанные с эго.
О взаимосвязи кармы и самодисциплины
Это поведение, вызванное страстями — такими, как желание, гнев, гордыня и прочее. Сама же подобная деятельность, в свою очередь, подпитывает и усиливает кармические отпечатки, связанные с Я и коренными аффектами, способствуя тем самым неограниченному воспроизводству сансары и питающих её иллюзий. Коротко говоря, отрицательная карма порождается десятью отрицательными деяниями:

— тремя телесными;
— четырьмя речевыми;
— и тремя ментальными.

Различные типы следствий поступков

Разнообразные положительные или отрицательные поступки влекут за собою четыре главных типа следствий, называемых: «господствующее» или «созревшее», «подобное исходному действию», «подобное начальному претерпеванию» жертвы и «обуславливающее жизненное окружение».

— Господствующее следствие поступка появляется первым, и оно наиболее сильное. Заключается оно в рождении в мире, соответствующем природе поступка. А именно, господствующим результатом совершенного убийства будет рождение в адском состоянии.

С исчерпанием этого первого господствующего последствия, эта карма будет проявляться и в последующем, возможно человеческом, рождении, как следствия, подобные начальному действию и начальному претерпеванию.

— Следствие, подобное начальному действию, заключается в склонности воспроизводить поступки, подобные начальному действию. Если продолжить пример с убийством, то это будет готовность к убийству и удовольствие от него.

— Следствие, подобное начальному претерпеванию, заключается в склонности, подталкивающей существо оказываться в ситуации, где уже мы сами в свою очередь подвергаемся тому, что когда-то испытала наша жертва. Иными словами, у нас есть предрасположенность стать объектом подобного же воздействия, осуществляемого кем-то другим.

В случае убийства это будет предрасположенность к короткой, отягощённой многочисленными болезнями жизни, к тому же, на протяжении множества существований это предрасполагает к смерти от насильственных причин.

— Следствие, сказывающееся в жизненном окружении, обуславливает внешнюю среду, в которой обретается новое рождение. Так, убийство создаёт внешний мир, угрожающий жизни, где много пропастей и обрывов.

Три отрицательных поступка, связанных с телом

Убийство

Это лишение жизни из страстного желания или по привязанности, ради богатств, мяса, костей, мускуса и прочее, или чтобы защитить себя и своих ближних; из ненависти — когда убивают противников или соперников; наконец, по глупости, совершая, скажем, подношение жизни как жертву и полагая при этом, будто это добродетельный поступок.

Кража

Это присвоение того, что тебе не принадлежит. Совершается оно либо с открытым применением насилия власти, либо скрытно, тайком; или же с помощью мошенничества и надувательства, например, пользуясь при торговле поддельными разновесами и гирями.

Следствия этих поступков таковы:

господствующее следствие — это рождение в качестве голодного духа.

— следствие, подобное начальному действию - склонность воровать и удовольствие от этого.

— следствие подобное начальному претерпеванию — делаться жертвой воровства, жить в нужде и бедности.

— следствие, обуславливающее жизненное окружение — рождение в местности, которой свойственны разрушительные ненастья.

Дурное половое поведение

Дурное половое поведение заключается в нарушении кровнородственых запретов, в супружеской измене или в преступлении против ил Дхармы. Последнее может означать: вступление в сексуальную связь вблизи священных зданий или с кем-либо, принявшим обеты целомудрия; также в период, когда сам человек взял временный обет воздержания; или во время беременности жены, или много раз подряд.

Различные следствия этих поступков соответственно, таковы:

рождение в мире голодных духов;

затем, при человеческом рождении, постылая жена, подобная врагу; недовольство супружеской жизнью и тяга к чужим жёнам.

Наконец, последнее из следствий — рождение в грязном и пыльном окружении.

Четыре отрицательных поступка, связанных с речью

Ложь

Лгатъ можно о своих мнимых духовных результатах; чтобы навредить другому; наконец, вполне заурядно, вульгарно.

Различные типы последствия этого таковы:

рождение животным;

затем, при человеческом рождении, — склонность к вранью; частое принятие ошибочного за истинное; и пребывание в среде, где рельеф местности и температуры изобилуют крайностями.

Сеяние раздоров

Можно делать это открыто, т.е. в присутствии друзей, которых хотелось бы поссорить, или косвенно, коварными способами, или же тайком от одной из сторон.

Результаты такого поступка следующие:

рождение в адском состоянии;

затем, при человеческом рождении, — охота сеять раздоры, разлука с друзьями и хаотическое окружение.

Грубые речи

Грубые речи ранят и обижают других. Грубость можно открыто бросить в лицо собеседнику, можно смешать с вышучиванием; она может даже заключаться в прямом указании друзьям на их недостатки.

Различные следствия этих поступков таковы:

сначала рождение в адском мире;

затем — удовольствие от сквернословия;

слышать по своему адресу неприятные слова или порочащие слухи;

и местность, полная колючек, знойная пустыня.

Пустословие

Это болтовня, многословие без нужды, а также объяснение дхармы тем, кто её не уважает.

Следствие — рождение животным;

а в случае человеческой жизни — склонность к низменным и пошлым выражениям, к высказываниям, которые никому не нравятся, а также — жизнь в стране с неровным климатом.

Три отрицательных поступка Ума

Жадность

Жадность может принимать вид большой привязанности к тому, что уже у нас есть: к семье, телу, имуществу; или она заключается в большом желании присвоить себе блага других; это также тяга получить в частную собственность то, что никому в отдельности не принадлежит.

Последствия его таковы: рождение алчным духом; затем, при человеческом рождении, — подверженность множеству привязанностей, неспособность добиться желаемого и нахождение в малоплодородной местности.

Злонамеренность

Это желание причинить вред, что может возникнуть под влиянием гнева, ненависти, ревности или мнительности.

Результаты его следующие:

рождение в аду;

если последовало человеческое рождение, то — гневливость; люди безо всякого основания относятся к тебе, как к врагу, а окружение негостеприимно и жизнь в нём трудна.

Ложные взгляды

Ложные взгляды это вредные убеждения. Например, когда считают ложным закон кармы или объяснения дхармы, сделанные с точки зрения относительной или абсолютной истины; это может относиться и к неправильному пониманию достоинств Трёх драгоценностей.

Следствие этого:

рождение в мире животных;

в случае человеческого рождения — отсутствие всякой склонности к обучению, тупость и невосприимчивость к чему бы то ни было, а также — жизнь в местности, где ничто не плодоносит.

Десять сугубо отрицательных поступков
Среди конкретных проявлений десяти отрицательных поступков особенно тяжкие следующие:

1) убийство родного отца, матери или духовного наставника;

2) кража имущества, принадлежащего Трём Драгоценностям;

З) половая связь с кем-либо, кому это запрещают его обеты;

4.) клевета на Будду и обман своего ламы;
5) порождение раздоров среди членов сангхи или между соучениками в дхарме;

б) грубые речи по отношению к своим родителям или тому, кто духовно выше тебя;

7) отвлечение пустой болтовнёй тех, кто хотел бы заняться

8) желание имущества, предназначенного Трём драгоценностям;

9) злонамеренность такой силы, что есть готовность совершить один из пяти поступков, влекущих немедленные последствия, т.е. убийство родных отца, матери или убийство архата; раскол в Сангхе и пролитие крови Татхагаты;

10) сектантские взгляды, порождающие склоки и раздоры.

Самодисциплину, основанную на законе кармы,
не нужно путать с моралью, требующей исполнения религиозных заповедей или следований законам общества.

Её точка зрения в большей мере напоминает медицинскую; предписания здесь — правила здоровой жизни, позволяющие избежать болезней ума,, т.е. иллюзий, страстей и вызывающих их проявлений страдания. Древо отрицательного наглядно иллюстрирует устройство отрицательной кармы.

Корни его — неведение ииллюзии Ума, ствол — сознание, ориентированное на Эго; ветви — страсти, а плоды порождаемые ими — тягостные существования

Положительная карма тела, речи и Ума

В противоположность отрицательной карме, положительная, т.е. благотворные поступки, возникает благодаря преодолению эгоистических установок и основывается на таких чувствах, как любовь, сострадание, сорадование и прочее. Они направлены к Пробуждению и реализации состояния Будды.

Десять положительных поступков являются противоположностями десяти отрицательных.

Три благих поступка тела

Отказ от убийства, спасение и защита жизни имеет своим господствующим следствием рождение небожителем или человеком. Следствие, подобное начальному действию — отвращение к убийству и тенденция к защите и продлению жизни. Следствие, подобное начальному претерпеванию, это длинная, счастливая жизнь, крепкое здоровье, материальное благополучие. И следствие, относящееся к окружающей среде, это жизнь в приятной местности.

Воздержание от воровства имеет господствующим следствием состоятельность, могущество и приход влиятельности. В течение обычного человеческого перерождения — любовь к великодушию, обладание редкими сокровищами и богатое окружение. Если не прибегать к дурному и следовать подобающему половому поведению, то в результате последует рождение в мире небожителей. Или, родившись человеком, мы будем обладать красивыми и грациозными друзьями, с которыми будут хорошие отношения, которыми мы всегда будем удовлетворены, и будем существовать в приятном обществе.

Четыре благих действия речи

Не лгать и говорить правду — это приводит к перерождению в мире небожителей или людей, использованию только правдивой речи, ясного восприятия другими наших слов как правды и жизни в гармоничном окружении.

Если мы не создаем разногласий и способствуем примирению и гармонии, это ведет к перерождению в мире небожителей или людей; способность постоянно ценить гармонию приводит к тому, что каждый будет рассматривать наши слова как правдивые и приятные, а жить мы будем в изобильной местности, где плохая погода редкость.

Отказ от грубой речи и вежливость приводят к рождению в мирах небожителей или людей, мы будем говорить приятные слова обо всех, иметь почтительное окружение, которое восхваляет нас, и жить в местности с приятным климатом.

Отказ от бесполезной болтовни и ясная речь следствиями имеют перерождение в мирах богов или людей; предпочтение немногословности, умение говорить вещи, которые внушают уважение и нравятся другим, жизнь в приятной местности, где рельеф и климат избавлены от крайностей.

Три положительных поступка Ума

Отказ от алчности, умение довольствоваться и удовлетворяться тем, что есть, имеет своими следствиями рождение небожителем или человеком; удовлетворённым тем, что имеешь, удачливость в осуществлении своих планов и приятную среду обитания.

Отказ от злонамеренности, благожелательность, доброе ко всем отношение, имеет результатом рождение в мире небожителей или людей; доброта по отношению ко всем — уважительное отношение со стороны всех, осуществление своих желаний и среду обитания, способствующую исполнению задуманного.

Отказ от превратных взглядов, правильное понимание влечёт за собой обретение мира небожителей или людей; склонность к Учению и прилежание приводит к тому, что человек пользуется всеобщим уважением за свой интеллект и большую мудрость и живёт в плодородной местности, где пища вкусна.

Чем лучше мы постигаем природу Ума, тем глубже проникаем в суть неизбежной причинно-следственной последовательности, т.е. кармы. Это понимание является основой для воплощения в жизнь наставлений Будды. С одной стороны, оно дает возможность избежать или уменьшить тяжесть отрицательных поступков, вредящих другим и нам самим, а равно и порождаемых ими страданий, а с другой — помогает взращивать и приумножать положительные поступки, результаты которых благотворны и воспринимаются как счастье. В ходе подобной практики отрицательная карма убывает, а положительная — множится. Так происходит взращивание заслуг и непосредственного постижения, и мы продвигаемся вперёд, пока не достигнем состояния совершенного Будды.

Белые и чёрные камешки

Жил когда-то некто по имени дракхен. Он верил в дхарму и хотел изменить своё поведение и практиковать закон. Спросил он совета у своего ламы, а тот надоумил его быть очень внимательным ко всему, что делаешь. Заметив в себе дурную мысль, следовало её отбросить и положить в кучку чёрный камешек; заметив же добрую мысль, нужно было её подкрепить, а в другую кучку положить белый камешек.

Поначалу выходила целая куча чёрных камешков и совсем немного белых. Затем, в ходе того, как дракхен неослабно старался отбросить дурные действия и приучить себя к благим, кучки сравнялись по размеру. Наконец, пришло такое время, когда чёрные камешки почти перестали прибавляться. Сказывали, что в качестве «наказания» за преобладание чёрных камешков использовалось уменьшение количества сна и пищи. Именно скрупулезная бдительность и внимание позволяют нам изменить структуру нашего поведения..
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № R108-10158.
×

Обсуждения О взаимосвязи кармы и самодисциплины

По теме О взаимосвязи кармы и самодисциплины

Кармические взаимосвязи из прошлых жизней

Семейная Карма Каждый раз воплощаясь вновь, мы получаем новых родителей...
Религия

Две руки два ритма жизни Часть 3: Принципы кармы

Прежде чем перейти к пояснению этих проблем, необходимо понять главный принцип...
Религия

Закон кармы

Будда учил нас, что всё во вселенной - что бы это ни было - есть естественный...
Религия

Ошо о Законе Кармы

Я могу сказать об этом совсем немногое, — но и это все же займет два с половиной...
Религия

Закон кармы

Этот закон создан дьяволом, как бы для наказания людей за их безнравственные...
Религия

Время освобождения от тяжелой кармы!

Священный месяц Пурушоттама случается не каждый год, он происходит один раз в...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Волшебство сакральных звуков
Важный момент практики садханы