На сайте уже поднималась тема о том, человеческая деятельность в значительной степени крутится не вокруг реальных вещей, а вокруг весьма отдаленных представлений об этих вещах или представлений о том, чего вообще нет. И проблема не столько в заблуждениях отдельных личностей, сколько в эфемерности многих понятий и общественных идеалов.
Может быть, прайминг - это микроскопический штрих на фоне колоссальной информации и грандиозных общественных явлений. Но порой в мелочах кроются причины масштабных процессов. Так, из-за мелкого случайного перепада температур рождаются циклоны и ураганы. Из-за неосторожного слова разгораются крупные скандалы. Из-за мелкой бракованной детали падают самолеты и космические корабли, гибнут люди, которым, возможно, предстояло сыграть заметную роль в истории.
И прайминг - в этом плане хоть частный, но показательный пример неисповедимых и странных путей блуждания исследовательской мысли. Я опять же не буду воспроизводить здесь нудные определения, поскольку это не курсы по обучению очередной красочной технологии. Сами психологи признаются, что понятие еще не сформировалось, лишь на Западе под ним что-то понимают, но не ясно что. Тогда возникает вопрос: где собственно объект и зачем упражняться в словесности, если нет объекта исследования?
Обычно для любого случайного слова найдется масса ассоциаций, примеров, неожиданных связей с разными науками. Но тут все наоборот. Все, что написано про прайминг, иначе как тягомотиной назвать трудно. Даже придраться не к чему, поскольку никто ничего определенно не утверждает.
Возможно, тяга к словечку вызвана красочными американскими праймериз и их вычурной избирательной системой. Никто уже толком объяснить не может, зачем нужны эти мероприятия, как аналогично англичанам - королева. Но есть дорогая сердцу старая игрушка или реликвия, и никак не удается от нее отделаться.
Раз есть явление, то трудно назвать его беспричинным. Вот и хочется непременно найти смысл там, где его нет.
При желании, конечно, можно найти откровение в любой абракадабре и что-то присобачить к праймингу. Почему бы всякую тренировку, учебу, практику, репетицию не отнести к праймингу? Только зачем тогда новое слово? И так хорошо известно, что к любому серьезному делу надо готовиться. Сначала прокрутить процесс в голове, затем по возможности отработать элементы в реальности.
Можно заметить, что подготовка, тренировки занимают немалую часть человеческой жизни. Долгие годы учебы в школе и институте - это подготовка к будущей жизни. Да и вся последующая жизнь складывается из бесконечных подготовок: к очередному празднику и к приходу гостей, к посадкам в саду и сбору урожая, к ремонту квартиры, к рождению ребенка, к приезду родственника или к собственному путешествию.
Вся наша жизнь запланирована, и согласно этим планам мы постоянно готовимся к множеству мероприятий. В результате само событие оказывается лишь кратким мигом на фоне многочисленных подготовок.
Можно сказать, что вся жизнь человека - это репетиция его завтрашней жизни. А жизнь родителей - это в какой-то мере репетиция жизни их детей.
Может, вся жизнь на Земле - это какой-то огромный эксперимент, репетиция еще более красочного представления?
Может, нет собственно жизни, а репетиция - это и есть сама жизнь?
Признают ли психологи эти замечания имеющими отношение к праймингу - не знаю. Возможно, кто-то найдет или уже нашел хорошую научную оболочку этого понятия. Но не об этом здесь речь. А о неблагодарных попытках подогнать реальность под имеющиеся слова. И таких попыток в жизни хоть отбавляй.
Из грандиозных это: небезызвестный поиск национальной идеи. Слова "национальная идея" есть, а вот с самой идеей - туго. Обычно идеи бывают первичны, они кого-то одолевают, не дают спать, толкают на великие дела или преступления. Однако с национальной идеей все наизнанку. Дела уже есть, нередко сомнительные, и теперь для них более требуется оправдание, а не идея... Аналогично на Западе в свое время идеологи упорно пытались наполнить понятие "народный капитализм".
Из не грандиозных - это представления о порядке в доме, семье, в городе, причем каждый гражданин под словом "порядок" мыслит разное.
Но наиболее богаты на эфемерные понятия наука и религия. Строго говоря, все слова - лишь отражение действительности, а потому в значительной мере ложь. Но где-то этой лжи больше, а где-то меньше. Наиболее известны научные казусы с поиском теплорода и всемирного эфира. Но в физике была есть масса других гипотетических частиц, полей, взаимодействий.
Еще запутаннее дело в экономике и общественных науках, где руками не пощупаешь инфляцию, патриотизм, любовь... Поэтому одни специалисты упорно твердят о загнивании капитализма, о падении нравов, о скором конце света, другие - о подъеме и светлом будущем. Впрочем, о падении нравов твердили еще во всемена Вавилона и Древнего Рима. Долго падают эти нравы, но ко всеобщему удивлению конец света пока не состоялся.
В большинстве случаев не удается отделить реальность от вымысла. Так и осталась спорной "пассионарность" Льва Гумилева. Отвергнута серьезной наукой, но продолжает интересовать массы "новая хронология" Фоменко и Носовского. Я уж не говорю о великом множестве учений с ограниченным количеством приверженцев. Осторожно и с сомнениями относятся к богоискательству. Мне крайне сомнительным представляется поиск намерений Бога. Это все равно как каждая гайка в автомобиле искала бы смысл окружающего ее грохота. Но раз есть намерения у людей, то нетрудно собрать слова "намерения Бога" и затем упорно искать в них смысл.
Если нет объективных критериев, то посторонним трудно о чем-либо судить, а верующим не нужны доказательства, раз они и так верят. Поэтому наводить какой-то порядок в убеждениях не только бесперспективно, но и опасно.
Однако в тех коллективах, где целенаправленно ведется поиск и обсуждение идей (а таковым является сайт), - вполне уместно давать взаимные оценки: как выглядит та или иная идея с некоторой позиции. Сколько позиций - столько может быть и оценок. Только так можно избежать однобоких и безапелляционных характеристик.
И по-прежнему, желательно аргументировать свое мнение. Я понимаю, что автор может не сомневаться в своих словах, особенно если считает их посланными свыше. Но другие-то сомневаются. Желая приобщиться к истине, читатели все же хотят поначалу разобраться. А когда ни черта не понятно, то интерес сразу пропадает.
Не даю радостных напутствий. Каждый сам решает, как бороться с эфемерностью и надо ли вообще с ней бороться. Н.В.Невесенко
Может быть, прайминг - это микроскопический штрих на фоне колоссальной информации и грандиозных общественных явлений. Но порой в мелочах кроются причины масштабных процессов. Так, из-за мелкого случайного перепада температур рождаются циклоны и ураганы. Из-за неосторожного слова разгораются крупные скандалы. Из-за мелкой бракованной детали падают самолеты и космические корабли, гибнут люди, которым, возможно, предстояло сыграть заметную роль в истории.
И прайминг - в этом плане хоть частный, но показательный пример неисповедимых и странных путей блуждания исследовательской мысли. Я опять же не буду воспроизводить здесь нудные определения, поскольку это не курсы по обучению очередной красочной технологии. Сами психологи признаются, что понятие еще не сформировалось, лишь на Западе под ним что-то понимают, но не ясно что. Тогда возникает вопрос: где собственно объект и зачем упражняться в словесности, если нет объекта исследования?
Обычно для любого случайного слова найдется масса ассоциаций, примеров, неожиданных связей с разными науками. Но тут все наоборот. Все, что написано про прайминг, иначе как тягомотиной назвать трудно. Даже придраться не к чему, поскольку никто ничего определенно не утверждает.
Возможно, тяга к словечку вызвана красочными американскими праймериз и их вычурной избирательной системой. Никто уже толком объяснить не может, зачем нужны эти мероприятия, как аналогично англичанам - королева. Но есть дорогая сердцу старая игрушка или реликвия, и никак не удается от нее отделаться.
Раз есть явление, то трудно назвать его беспричинным. Вот и хочется непременно найти смысл там, где его нет.
При желании, конечно, можно найти откровение в любой абракадабре и что-то присобачить к праймингу. Почему бы всякую тренировку, учебу, практику, репетицию не отнести к праймингу? Только зачем тогда новое слово? И так хорошо известно, что к любому серьезному делу надо готовиться. Сначала прокрутить процесс в голове, затем по возможности отработать элементы в реальности.
Можно заметить, что подготовка, тренировки занимают немалую часть человеческой жизни. Долгие годы учебы в школе и институте - это подготовка к будущей жизни. Да и вся последующая жизнь складывается из бесконечных подготовок: к очередному празднику и к приходу гостей, к посадкам в саду и сбору урожая, к ремонту квартиры, к рождению ребенка, к приезду родственника или к собственному путешествию.
Вся наша жизнь запланирована, и согласно этим планам мы постоянно готовимся к множеству мероприятий. В результате само событие оказывается лишь кратким мигом на фоне многочисленных подготовок.
Можно сказать, что вся жизнь человека - это репетиция его завтрашней жизни. А жизнь родителей - это в какой-то мере репетиция жизни их детей.
Может, вся жизнь на Земле - это какой-то огромный эксперимент, репетиция еще более красочного представления?
Может, нет собственно жизни, а репетиция - это и есть сама жизнь?
Признают ли психологи эти замечания имеющими отношение к праймингу - не знаю. Возможно, кто-то найдет или уже нашел хорошую научную оболочку этого понятия. Но не об этом здесь речь. А о неблагодарных попытках подогнать реальность под имеющиеся слова. И таких попыток в жизни хоть отбавляй.
Из грандиозных это: небезызвестный поиск национальной идеи. Слова "национальная идея" есть, а вот с самой идеей - туго. Обычно идеи бывают первичны, они кого-то одолевают, не дают спать, толкают на великие дела или преступления. Однако с национальной идеей все наизнанку. Дела уже есть, нередко сомнительные, и теперь для них более требуется оправдание, а не идея... Аналогично на Западе в свое время идеологи упорно пытались наполнить понятие "народный капитализм".
Из не грандиозных - это представления о порядке в доме, семье, в городе, причем каждый гражданин под словом "порядок" мыслит разное.
Но наиболее богаты на эфемерные понятия наука и религия. Строго говоря, все слова - лишь отражение действительности, а потому в значительной мере ложь. Но где-то этой лжи больше, а где-то меньше. Наиболее известны научные казусы с поиском теплорода и всемирного эфира. Но в физике была есть масса других гипотетических частиц, полей, взаимодействий.
Еще запутаннее дело в экономике и общественных науках, где руками не пощупаешь инфляцию, патриотизм, любовь... Поэтому одни специалисты упорно твердят о загнивании капитализма, о падении нравов, о скором конце света, другие - о подъеме и светлом будущем. Впрочем, о падении нравов твердили еще во всемена Вавилона и Древнего Рима. Долго падают эти нравы, но ко всеобщему удивлению конец света пока не состоялся.
В большинстве случаев не удается отделить реальность от вымысла. Так и осталась спорной "пассионарность" Льва Гумилева. Отвергнута серьезной наукой, но продолжает интересовать массы "новая хронология" Фоменко и Носовского. Я уж не говорю о великом множестве учений с ограниченным количеством приверженцев. Осторожно и с сомнениями относятся к богоискательству. Мне крайне сомнительным представляется поиск намерений Бога. Это все равно как каждая гайка в автомобиле искала бы смысл окружающего ее грохота. Но раз есть намерения у людей, то нетрудно собрать слова "намерения Бога" и затем упорно искать в них смысл.
Если нет объективных критериев, то посторонним трудно о чем-либо судить, а верующим не нужны доказательства, раз они и так верят. Поэтому наводить какой-то порядок в убеждениях не только бесперспективно, но и опасно.
Однако в тех коллективах, где целенаправленно ведется поиск и обсуждение идей (а таковым является сайт), - вполне уместно давать взаимные оценки: как выглядит та или иная идея с некоторой позиции. Сколько позиций - столько может быть и оценок. Только так можно избежать однобоких и безапелляционных характеристик.
И по-прежнему, желательно аргументировать свое мнение. Я понимаю, что автор может не сомневаться в своих словах, особенно если считает их посланными свыше. Но другие-то сомневаются. Желая приобщиться к истине, читатели все же хотят поначалу разобраться. А когда ни черта не понятно, то интерес сразу пропадает.
Не даю радостных напутствий. Каждый сам решает, как бороться с эфемерностью и надо ли вообще с ней бороться. Н.В.Невесенко
Обсуждения Прайминг и эфемерность понятий