Главная проблема в том, что механизмы внимания далеко не изучены, и выводы строятся в основном по результату, а не по сути физиологических процессов. К тому же, внимание скорее считают обобщенной характеристикой, которая подобно мысли не поддается эффективному препарированию.
И.П.Павлов рекомендовал представлять внимание как "светлое пятно", блуждающее под "черепной крышкой". К сожалению, и сегодня представления о внимании исчерпываются всего лишь гипотезами. А потому и рекомендации по работе над своим вниманием весьма различны.
По одному из подходов внимание трактуется как результат апперцепции, т.е. жизненного опыта индивида. При этом в нервной системе происходит фильтрация поступающей информации, исходя из потребностей и жизненного опыта. Формально то же самое присуще животным. Но для человека, способного вбирать в себя опыт всего человечества, данная основа внимания имеет качественно большее значение. Если животное сосредоточено на том, что непосредственно видит или чувствует, то объектом внимания человека становится колоссальная информация в виде слов, образов, звуков.
Однако, действия, доведенные до автоматизма, уже не привлекают внимания, сколь бы важны они ни были для индивида. Таково, например, вождение автомобиля, обычно сопровождаемое болтовней по телефону да и другими занятиями. И.Герберт и У.Гамильтон считали, что более интенсивные представления подавляют менее интенсивные. Однако, и это не всегда так. Например, интенсивная тряска в автобусе убаюкивает. Зато негромкое оскорбление может вывести человека из себя. Поэтому важен эмоциональный подход к вниманию, который пропагандировал Т.Рибо.
Важен также "установочный" подход, согласно которому внимание обусловлено волевым выделением определенного образа из всего многообразия окружающих объектов. Очень полезны модели Д.Канемана и У.Найссера, особенно в плане развития внимания. Немало наработано и другими авторами.
И все же, несмотря на несомненные достижения, огромные проблемы остаются, а с ними и неудовлетворенность имеющимися тестами и методиками. Если ребенок не внимателен на уроках и даже провалил все тесты, то это почему-то не мешает ему увлекаться компьютерными игрушками так, что оторвать невозможно. Весьма низкий уровень образования, а то и умственная отсталость, ничуть не мешают выполнять тяжелую монотонную работу, от которой стошнило бы интеллектуала.
Профессорская рассеянность и неприспособленность к жизни на самом деле часто вызваны постоянной сосредоточенностью внимания на любимых научных проблемах.
Поэтому весьма трудно оценивать в чем-либо внимание. Во всяком случае, оно не бросается в глаза. А бросаются лишь следствия, которые могли быть вызваны множеством причин. Возможно, люди от рождения почти одинаково наделены способностью к вниманию, как двумя ногами и двумя руками, хотя бывают, конечно, исключения... Без таких исходных данных затруднительно само существование...
Несмотря на важность внимания, в любой ситуации человека оценивают прежде всего по другим качествам: деловым - на работе, душевным - в семье и т.п. Возможно, внимание было при этом одной из основ этих качеств, но в гораздо большей степени важны знания, опыт, физические данные человека. Н.В.Невесенко
И.П.Павлов рекомендовал представлять внимание как "светлое пятно", блуждающее под "черепной крышкой". К сожалению, и сегодня представления о внимании исчерпываются всего лишь гипотезами. А потому и рекомендации по работе над своим вниманием весьма различны.
По одному из подходов внимание трактуется как результат апперцепции, т.е. жизненного опыта индивида. При этом в нервной системе происходит фильтрация поступающей информации, исходя из потребностей и жизненного опыта. Формально то же самое присуще животным. Но для человека, способного вбирать в себя опыт всего человечества, данная основа внимания имеет качественно большее значение. Если животное сосредоточено на том, что непосредственно видит или чувствует, то объектом внимания человека становится колоссальная информация в виде слов, образов, звуков.
Однако, действия, доведенные до автоматизма, уже не привлекают внимания, сколь бы важны они ни были для индивида. Таково, например, вождение автомобиля, обычно сопровождаемое болтовней по телефону да и другими занятиями. И.Герберт и У.Гамильтон считали, что более интенсивные представления подавляют менее интенсивные. Однако, и это не всегда так. Например, интенсивная тряска в автобусе убаюкивает. Зато негромкое оскорбление может вывести человека из себя. Поэтому важен эмоциональный подход к вниманию, который пропагандировал Т.Рибо.
Важен также "установочный" подход, согласно которому внимание обусловлено волевым выделением определенного образа из всего многообразия окружающих объектов. Очень полезны модели Д.Канемана и У.Найссера, особенно в плане развития внимания. Немало наработано и другими авторами.
И все же, несмотря на несомненные достижения, огромные проблемы остаются, а с ними и неудовлетворенность имеющимися тестами и методиками. Если ребенок не внимателен на уроках и даже провалил все тесты, то это почему-то не мешает ему увлекаться компьютерными игрушками так, что оторвать невозможно. Весьма низкий уровень образования, а то и умственная отсталость, ничуть не мешают выполнять тяжелую монотонную работу, от которой стошнило бы интеллектуала.
Профессорская рассеянность и неприспособленность к жизни на самом деле часто вызваны постоянной сосредоточенностью внимания на любимых научных проблемах.
Поэтому весьма трудно оценивать в чем-либо внимание. Во всяком случае, оно не бросается в глаза. А бросаются лишь следствия, которые могли быть вызваны множеством причин. Возможно, люди от рождения почти одинаково наделены способностью к вниманию, как двумя ногами и двумя руками, хотя бывают, конечно, исключения... Без таких исходных данных затруднительно само существование...
Несмотря на важность внимания, в любой ситуации человека оценивают прежде всего по другим качествам: деловым - на работе, душевным - в семье и т.п. Возможно, внимание было при этом одной из основ этих качеств, но в гораздо большей степени важны знания, опыт, физические данные человека. Н.В.Невесенко
Обсуждения Проблемы внимания