Цивилизационные типы психики

Если совершить непредвзятый анализ массового сознания, то в так называемой человеческой цивилизации обнаружится не только человеческий тип психики, но целая палитра таких типов. Отсюда возникает целый клубок противоречий и проблем, препятствующий выстраиванию вектора устойчивого развития земной цивилизации.
Цивилизационные типы психики
Так как между этими типами психики идет жесткая конкурентная борьба, порою перерастающая в настоящую войну.

Какие же это психические типы? Это человеческий тип психики, демонический тип психики, ангельский тип психики, животный тип психики, кибернетический тип психики или тип психики зомби, а также комбинированный, шизофренический или полифренический, больной, нездоровый тип психики. Охарактеризуем каждый из этих типов психики.

Человеческий тип психики характеризуется желанием жить в ладу и гармонии с самим собой, с другими людьми, природой и космосом и Создателем. Его базовыми принципами являются практическая любовь к себе и ближнему, природе, земле и космосу, к Создателю, мудрость, сила в форме защиты, а не агрессии и свобода личная, государственная и общественная. Человеческий тип психики нуждается как в разумных материальных благах, так и в интеллектуальном, духовном и творческом развитии. Это тип системного эгоиста, гармоничный тип психики.

Демонический тип психики характеризуется патологической тягой ко злу, к насилию и агрессии во всех ее видах и формах, начиная от физической и заканчивая идеологической. К слову, ложь и обман тоже являются определенным типом насилия, только не над человеком, а над истиной. Также дурные привычки (наркомания, алкоголизм, курение и прелюбодеяние) являются насилием над своей здоровой физиологией и психологией, и над физиологией и психологией окружающих.

Ангельский тип психики характеризуется псевдосвятостью как ненавистью ко всему земному, материальному и стремлением исключительно к духовному существованию, это так называемые «нищие духом», презирающие все материальное как грязное и низкое. При этом они могут быть как развитыми интеллектуально, так и не развитыми. У носителей этого типа психики альтруизм или духовный эгоизм развиты в патологической форме.

Животный тип психики характеризуется наоборот, презрением ко всему духовному и паталогической тягой к материальным благам. Деньги, связи, карьеру, успех и собственность эти люди ставят гораздо выше человека и человеческого отношения. Духовные предметы их вообще не интересуют. Это чисто прагматичный, потребительский тип личности, который живет только здесь и сейчас. Психически это «нищие материей», им всегда всего мало, у носителей этого типа психики развита жадность и эгоизм в патологической форме. Но при этом они могут быть даже очень интеллектуально развитыми животными.

Кибернетический тип психики или тип психики зомби характеризуется полным отсутствием критического восприятия поступающей к нему информации, ее анализа и выработке на основе этого анализа самостоятельных представлений о мире. Это тип догматиков и фанатиков разного рода. Этот тип психики сильно затрудняет духовное и интеллектуальное развитие человеческой цивилизации, создавая псевдотрадиции.

Больной тип психики характеризуется сочетанием в ней различных психотипов, многих психологических «Я» с полной невозможностью их контроля и управления ими. Это тот самый «легион» бесов, управляющий человеком из-за отсутствия у него психической целостности, психического ядра личности.

Сами понимаете, что для устойчивого развития человеческой цивилизации ей необходимо взять именно человеческий психотип за основу своего развития, иначе устойчивое развитие делается невозможным. При этом всю государственную и общественную систему построить необходимо таким образом, чтобы все материальные, моральные, культурные и духовные стимулы работали на идеал человеческой психики, который должен быть поставлен во главу угла.

Но при этом надо понимать, что если мы выбираем за основу человеческий тип психики, нам придется вести нелегкую борьбу за доминирование с другими типами психики.

Изменение других типов психики в сторону человечности – это долгий и драматический процесс, но здесь крайне важна его неуклонность, поступательность и преемственность. Человеком должно быть выгодно во всех отношениях, а остальными существами – невыгодно и проблемно. Только тогда нашу цивилизацию можно будет назвать стремящийся к человечности.

Конечно, многие апологеты «свободной воли» возмутятся таким подходом, и даже могут навесить на меня ярлык «фашиста», но все дело в том, что никакой свободы воли в чистом виде не существует, это великий миф и иллюзия. Есть только творческая свобода человека как соединение свободы выбора с личной ответственностью за этот выбор, или свободный выбор своей судьбы, самодетерминация, самоконструирование, творение самого себя. Человек никогда не должен жаловаться на свою горькую долю и кого-либо винить в своих бедах, если он понимает, что данное ему Создателем право на свободу выбора неизбежно несет за собой личную ответственность за выбор. Не было бы такого права, не было бы и ответственности. Как говорил известный австрийский психиатр и психолог Виктор Эмиль Франкл, «необходимо уравновесить статую свободы на одном берегу реки статуей ответственности на другом ее берегу».

Человек всегда реагирует на многочисленные воздействия и стимулы внешнего мира, анализирует их и строит на основе этого анализа свое мировоззрение и поведение всегда исходя из своего типа психики, из своей психологической сущности. А эта сущность всегда принадлежит к определенному типу психики. Таким образом, человек не может быть свободен от самого себя, от своей психологической сущности определенного типа. Именно эта сущность всегда и решает, какие стимулы принимать, а какие отвергать. И в чем тут чистая свобода выбора, если мы всегда следуем за своей психологической сущностью?

При этом мы часто не осознаем, куда это следование может нас привести. Запиаренный своими вождями рабочий класс считал, что следование за революционными идеалами приведет его к победе коммунизма.

Куда оно привело, мы знаем из истории. К еще большему порабощению и потере авторитета в обществе, где быть простым рабочим уже неприлично и стыдно. Но никто из рабочих не хотел думать, насколько истинно и гармонично марксистское учение, и стоит ли за ним слепо следовать. Это тип психики зомби.

Наркоман тоже может думать, что он обладает свободой воли, выбирая наркотик. Если бы он знал о своей полной ответственности за свой выбор, он бы десять раз подумал. Но ему с детства прививали мысль о его полной свободе воли без единого грамма ответственности за этот самый свободный выбор.

Только после того, как он делает такой свободный выбор, его свобода заканчивается и начинается психологическое рабство.

Таким образом, мы сами постоянно конструируем свой психический мир. Наши «свободные» поступки формируют наши несвободные привычки, наши привычки – наш характер, наш характер – нашу судьбу, наши жизненные стратегии и ориентации.

Привычное понимание «свободы воли» без ответственности за свободный выбор подразумевает, что мы всегда делаем то, что хотим. Но это заблуждение. Все за нас решает та психологическая сущность, которую мы сформировали и которую мы постоянно продолжаем создавать каждым нашим поступком. А в сформированном виде она достаточно авторитарна и консервативна, это уже судьба, которая сама отбирает нужные и интересующие ее стимулы, «свободно» отбрасывая стимулы ненужные и неинтересные ей.

Может, человек и рад бы бросить принимать наркотики, да вот его сущность, сформировавшая эту дурную привычку, не дает ему это сделать. Она всеми силами протестует. И куда же при этом девается его пресловутая «свобода воли», свобода поступать так, как заблагорассудится? Я не думаю, что наркоману нравится «свободно» заживо гнить от «крокодила».

А тип психики задается изначально Создателем, кармой, родителями и организацией повседневной человеческой жизни. Все это на нас оказывает сильнейшее воздействие, и значительно лишает нас той самой «свободы воли». Но при этом все же у взрослого и умудренного жизненным опытом человека действительно есть возможность постепенно изменить свой психотип в нужную ему и сторону. Хотя часто для этого ему придется пойти против своих традиций, привычек, представлений, массового сознания.

Но для этого каждый человек должен понять, что он обладает «свободой воли» только в момент принятия решения, когда же решение принято и реализовано в поступке, результат этого решения становится его психологической сущностью, определяющей его дальнейшее поведение.

Так свобода выбора переходит в свою противоположность, психологическую ответственность, несвободу, в судьбу, в психологическую самодетерминацию.

У нас, как у взрослых людей, есть только одна свобода, не свобода выбора, а свобода творчества – формировать у себя через свои поступки как реакции на определенные жизненные воздействия и стимулы такой тип психики, какой нам необходим для дальнейшей жизни. И при этом мы должны понимать, что создавая нашу психику, мы творим свою дальнейшую судьбу, что на этом свобода нашей воли заканчивается. То, что мы создали в итоге, то и управляет нами и нашей жизнью.

При этом надо понимать, что лучше один раз правильно выстроить свой психический внутренний мир, чем сто раз его полностью перестраивать. Сознательно менять чуждый нам тип психики на более комфортный требует от нас огромной воли, дисциплины, терпения, внутренней работы через самонаблюдение и сознательный отказ от тех стимулов, которые тянут нашу психологическую сущность в пропасть ада. Поэтому и существует пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Творческая свобода человека – это всегда свобода выбора, соединенная воедино с нашей личной ответственностью за то, что мы выбираем.
×

По теме Цивилизационные типы психики

Cтроение человеческой психики

Желание узнать, как устроен мир, пробуждало в человеке интерес ко всему, что его...
Психология

Защитные механизмы психики

Если представить личность в виде ядра, окруженного несколькими слоями...
Психология

Советы психолога оставшимся без семьи. Странность психики

Оставшийся без семьи, брошенный человек должен поставить себе планку: сколько он...
Психология

Модели психики. Полная шкала

Модели психики, полная эволюционная шкала психических моделей. Процесс...
Психология

Матрица психики как интегративного целого

Матрица (модель) психики как целого. С точки зрения гуманистического космизма...
Психология

Структурно-функциональная модель психики

I Исходные положения. В настоящее время ученые, занимающиеся изучением психики...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы