Есть много разных мнений и способов, как развить креативность и научиться генерировать идеи, но креативность - это часть человеческой сущности, а не умение или навык, которому мы должны научиться. Мы креативны от природы и моменты, когда мы ее проявляем продолжают возникать в нашей жизни, только делаем мы это каждый по-своему.
Наши строгие правила, как нужно себя вести и думать, приводят к тому, что мы отклоняем новые идеи, которые могли бы внести свой вклад в устройство мира.
Одним из самых строгих правил является то, что мы не должны делать то, над чем другие будут смеяться. Боясь стать объектом насмешек, мы постоянно отслеживаем наше поведение на предмет правильности и приемлемости, чтобы не стать мишенью для насмешек.
Как страх казаться смешным тянет нас назад.
Мы можем увидеть, как сильно ограничивают нас эти правила, вспоминая то время, когда мы были детьми и как свободно и креативно мы себя тогда вели. Большинство из нас мало переживало по поводу того, как оценивают наше поведение другие.
Будучи детьми, мы легко экспериментировали с музыкой, искусством, танцами, выступая публично, даже если у нас было совсем мало опыта. Мы без колебаний и легко могли спеть или станцевать.
Но другие люди - родители или дети - начинали критиковать или смеяться над нашим свободным поведением, и мы стали ограничивать свою креативность и поведение, чтобы оно стало социально более приемлемым.
Как утверждает доктор Джеймс Даунтон, «мы с детства креативны, но теряем творческую составляющую из-за критики со стороны других людей, в которую сами начинаем верить».
Мы также можем увидеть креативность и свободу в эксцентричности поведения многих известных людей в нашем обществе. Практически все знаменитые музыканты, художники, писатели имеют несколько привычек, которые могут шокировать любого. Подозреваю, что источником их креативности является их свобода, желание говорить и делать то, что может вызвать чью- то насмешку.
Как мы теряем нашу свободу и разрушаем вдохновение?
Если заняться творческим проектом, таким как написание симфонии или романа кажется вам трудным занятием, можно начать с малого и заняться тем, что я называю небольшим абсурдом. Это значит временно разрешить себе не следовать правилам, которые вы для себя установили, чтобы не казаться смешным. Когда мы ослабляем эти ограничения и следуем нашим инстинктам, мы часто обнаруживаем у себя творческие способности, о которых давно забыли.
Я расскажу о трех направлениях к тому как это сделать, которые доказали свою эффективность в личной работе и работе с другими людьми.
Свободные движения.
Для этого упражнения нужно сесть в одиночестве в свободной комнате и позволить своему телу совершать инстинктивные движения. Вы можете почувствовать сильное желание попрыгать, жестикулировать, издавать какие-то звуки или что-то еще. Делайте это независимо от того, что на первый взгляд это занятие кажется бессмысленным. Посмотрите, что вы можете делать, если снимите ограничения с вашего поведения.
У некоторых людей возникают трудности с выполнением этого упражнения. Некоторые держат тело в таких строгих рамках, чтобы избежать чужих оценок и суждений, что временно забывают, что в действительности они хотят делать.
Если такое случилось с вами, то исследуйте свое тело на предмет напряжения: где, в какой области оно возникает – шея, плечи, грудь или еще что-то. Когда вы обнаружите проблемный участок, постарайтесь дышать глубоко и расслабить мышцы в этой области. Это ослабит напряжение и зажим и поможет вам продолжить выполнять упражнение на спонтанные движения.
Также проследите, какие мысли и эмоции у вас возникают при выполнении этого упражнения. Эти мысли и чувства дают вам ценное знание о том, как и почему вы тормозите свою креативность в повседневной жизни.
Например, во время этого упражнения вам приходит болезненное воспоминание о том, как родители заставляли вас вести себя спокойно и тихо. И если такое пришло вам на ум, вспомните в вашей жизни моменты, когда вы хотели озвучить некоторые идеи, но не решались и сдерживали себя. Это упражнение сходно с техникой психотерапевта и танцовщицы Мэри Вайтхауз, которая называется «аутентичные движения».
Свободные ассоциации.
Эта техника используется психотерапевтами. Вам необходимо сесть или лечь поудобней и начать произносить звуки или слова, которые придут вам на ум. Произносите вслух все, что придет вам на ум, независимо от того какими бы глупыми или непристойными они не казались. Вам не нужно строить осмысленные предложения, это могут быть отдельные слова или даже звуки. Замечайте моменты, когда вы не можете произнести некоторые слова или звуки и чувства, которые при этом возникают.
По аналогии с предыдущим упражнением на свободные движения, если вы испытываете затруднения с произнесением слов или звуков, и при этом у вас возникают мысли о работе или карьере, то область карьеры – это та сфера, где вы ограничиваете свое выражение и удовлетворение в жизни. Возможно, у вас есть желание изменить или улучшить эту сферу вашей жизни, но вы избегаете этого.
Вы также можете использовать моменты, когда вы испытываете стыд или другие сильные эмоции, как возможность позволить себе полностью испытать это чувство без смущения. Если сказанное вами слово вызывает у вас сильные эмоции, относящиеся к прошлому, карьере, личным отношениям или чему-то еще, сядьте, вдохните поглубже, и позвольте чувству спокойно развиваться. Однажды прочувствовав его полностью и осознав что оно не «убило» вас, вы сможете легко справиться с ним в реальной жизни.
Сочините песню.
У многих из нас даже напевание песни вызывает смущение и болезненны воспоминания. Но редкое исполнение своей собственной песни поможет снять ограничения, которые вы наложили на свое воображение. Песня может быть нескладной и свободной, но вы обязательно должны ее петь теми словами и на тот мотив, которые приходят вам в голову в этот момент.
Это упражнение может вызвать у вас очень сильные чувства. Поступайте с ними так, как было описано в предыдущих упражнениях. Это поможет вам открыть свою креативность и использовать ее в жизни.
Чем лучше и комфортнее вы будете себя чувствовать при выполнении этого упражнения, при исполнении песни собственного сочинения, тем легче вам будет проявлять свою креативность в жизни и высказывать идеи во время мозгового штурма, тем легче вы будете к этому относиться, вы будете воспринимать это как детскую игру.
Одним из самых строгих правил является то, что мы не должны делать то, над чем другие будут смеяться. Боясь стать объектом насмешек, мы постоянно отслеживаем наше поведение на предмет правильности и приемлемости, чтобы не стать мишенью для насмешек.
Как страх казаться смешным тянет нас назад.
Мы можем увидеть, как сильно ограничивают нас эти правила, вспоминая то время, когда мы были детьми и как свободно и креативно мы себя тогда вели. Большинство из нас мало переживало по поводу того, как оценивают наше поведение другие.
Будучи детьми, мы легко экспериментировали с музыкой, искусством, танцами, выступая публично, даже если у нас было совсем мало опыта. Мы без колебаний и легко могли спеть или станцевать.
Но другие люди - родители или дети - начинали критиковать или смеяться над нашим свободным поведением, и мы стали ограничивать свою креативность и поведение, чтобы оно стало социально более приемлемым.
Как утверждает доктор Джеймс Даунтон, «мы с детства креативны, но теряем творческую составляющую из-за критики со стороны других людей, в которую сами начинаем верить».
Мы также можем увидеть креативность и свободу в эксцентричности поведения многих известных людей в нашем обществе. Практически все знаменитые музыканты, художники, писатели имеют несколько привычек, которые могут шокировать любого. Подозреваю, что источником их креативности является их свобода, желание говорить и делать то, что может вызвать чью- то насмешку.
Как мы теряем нашу свободу и разрушаем вдохновение?
Если заняться творческим проектом, таким как написание симфонии или романа кажется вам трудным занятием, можно начать с малого и заняться тем, что я называю небольшим абсурдом. Это значит временно разрешить себе не следовать правилам, которые вы для себя установили, чтобы не казаться смешным. Когда мы ослабляем эти ограничения и следуем нашим инстинктам, мы часто обнаруживаем у себя творческие способности, о которых давно забыли.
Я расскажу о трех направлениях к тому как это сделать, которые доказали свою эффективность в личной работе и работе с другими людьми.
Свободные движения.
Для этого упражнения нужно сесть в одиночестве в свободной комнате и позволить своему телу совершать инстинктивные движения. Вы можете почувствовать сильное желание попрыгать, жестикулировать, издавать какие-то звуки или что-то еще. Делайте это независимо от того, что на первый взгляд это занятие кажется бессмысленным. Посмотрите, что вы можете делать, если снимите ограничения с вашего поведения.
У некоторых людей возникают трудности с выполнением этого упражнения. Некоторые держат тело в таких строгих рамках, чтобы избежать чужих оценок и суждений, что временно забывают, что в действительности они хотят делать.
Если такое случилось с вами, то исследуйте свое тело на предмет напряжения: где, в какой области оно возникает – шея, плечи, грудь или еще что-то. Когда вы обнаружите проблемный участок, постарайтесь дышать глубоко и расслабить мышцы в этой области. Это ослабит напряжение и зажим и поможет вам продолжить выполнять упражнение на спонтанные движения.
Также проследите, какие мысли и эмоции у вас возникают при выполнении этого упражнения. Эти мысли и чувства дают вам ценное знание о том, как и почему вы тормозите свою креативность в повседневной жизни.
Например, во время этого упражнения вам приходит болезненное воспоминание о том, как родители заставляли вас вести себя спокойно и тихо. И если такое пришло вам на ум, вспомните в вашей жизни моменты, когда вы хотели озвучить некоторые идеи, но не решались и сдерживали себя. Это упражнение сходно с техникой психотерапевта и танцовщицы Мэри Вайтхауз, которая называется «аутентичные движения».
Свободные ассоциации.
Эта техника используется психотерапевтами. Вам необходимо сесть или лечь поудобней и начать произносить звуки или слова, которые придут вам на ум. Произносите вслух все, что придет вам на ум, независимо от того какими бы глупыми или непристойными они не казались. Вам не нужно строить осмысленные предложения, это могут быть отдельные слова или даже звуки. Замечайте моменты, когда вы не можете произнести некоторые слова или звуки и чувства, которые при этом возникают.
По аналогии с предыдущим упражнением на свободные движения, если вы испытываете затруднения с произнесением слов или звуков, и при этом у вас возникают мысли о работе или карьере, то область карьеры – это та сфера, где вы ограничиваете свое выражение и удовлетворение в жизни. Возможно, у вас есть желание изменить или улучшить эту сферу вашей жизни, но вы избегаете этого.
Вы также можете использовать моменты, когда вы испытываете стыд или другие сильные эмоции, как возможность позволить себе полностью испытать это чувство без смущения. Если сказанное вами слово вызывает у вас сильные эмоции, относящиеся к прошлому, карьере, личным отношениям или чему-то еще, сядьте, вдохните поглубже, и позвольте чувству спокойно развиваться. Однажды прочувствовав его полностью и осознав что оно не «убило» вас, вы сможете легко справиться с ним в реальной жизни.
Сочините песню.
У многих из нас даже напевание песни вызывает смущение и болезненны воспоминания. Но редкое исполнение своей собственной песни поможет снять ограничения, которые вы наложили на свое воображение. Песня может быть нескладной и свободной, но вы обязательно должны ее петь теми словами и на тот мотив, которые приходят вам в голову в этот момент.
Это упражнение может вызвать у вас очень сильные чувства. Поступайте с ними так, как было описано в предыдущих упражнениях. Это поможет вам открыть свою креативность и использовать ее в жизни.
Чем лучше и комфортнее вы будете себя чувствовать при выполнении этого упражнения, при исполнении песни собственного сочинения, тем легче вам будет проявлять свою креативность в жизни и высказывать идеи во время мозгового штурма, тем легче вы будете к этому относиться, вы будете воспринимать это как детскую игру.
Обсуждения Использовать абсурдность, чтобы развить креативность