Философия и психология связаны гораздо теснее, чем это кажется на первый взгляд.
Часто, говоря «психология» многие мудрые люди подразумевают-то на самом деле «философию». А скрываются они, чтоб не отпугнуть жаждущего счастья и мудрости.
Часто, говоря «психология» многие мудрые люди подразумевают-то на самом деле «философию». А скрываются они, чтоб не отпугнуть жаждущего счастья и мудрости.
Что пожелаешь, если «Философия» в 20-ом (и 21-ом) веке предпочитает называться «Психология»? Дама имеет право на свои капризы, дама имеет право сменить фамилию.
Итак, приступим к рассуждению на животрепещущую тему: как нам найти верную дорогу к счастью и мудрости?
Я раскрою свои карты сразу: чтобы стать «мудрыми и счастливыми» нам нужно научить себя - удивлению, научиться удивляться.
А теперь - доказательство этого тезиса+ уточнение самого термина «удивление».
***
Как известно, рождение древнегреческой философии стало толчком к рождению науки как таковой, к рождению научного способа осмыслять наш мир и происходящие в нём процессы.
Потому что философия - это функция работающего сознания. Ключевое слово - работающего.
И только затем уже - философия и наука породили и всю нашу цивилизацию, благодаря которой Вы сейчас сидите в интернете и читаете то, что Вам интересно, а не лежите под одеялом в холоде и темноте, не только экономя сальные свечи, но и отбивая их с боем у голодных мышей.
***
Ну...а что же породило - саму философию? А ответ - в названии статьи. Кто придумал сей афоризм?
Это - Аристотель. Это он - думал-думал и надумал: что началом всякого философского рассуждения является - акт удивления.
Человек же, лишённый способности удивляться, никогда не станет не то что философом (это никому особо не нужно, потому что малопривлекательно и непонятно).
Не умеющий удивляться человек никогда не станет ни учёным, ни просто мыслящим субъектом. А значит, будет всю свою жизнь тупо «мести двор», как твердили нам наши мамы, папы и бабули... не так ли, Читатель? Более того, «мести двор» будет всё его общество и государство, состоящее из людей, которым не привита в обязательном порядке - культура удивления.
Вот лежит дохлая кошка. Она ничему не удивляется, потому что она - дохлая и у неё уже всё в прошлом. Так или примерно так рассуждал тогда Аристотель...
Друзья! Не будем дохлыми кошками! Будем учиться удивляться сами и учить удивляться наших детей и маленьких внуков, пока они не выучились жевать презрительно жвачку, засунув руки глубоко в карманы...
***
Ну а теперь - мой подвох.
Я как часть этого мира не могу отказать себе в удовольствии тоже вызвать у Вас некоторое удивление.
Вы думаете, что удивляться- это просто, да? Вы думаете, что Вы знаете, что такое удивление? Вы думаете, что Вы умеете правильно удивляться и всегда удивляетесь тому, чему надо?
Так вот, я Вас разочарую...
Вы вряд ли умеете удивляться правильно. Вы, скорее всего, всю жизнь удивляетесь не тому.
А я сейчас расскажу - что такое настоящее и правильное удивление. Удивление, которое ведёт к счастью и к мудрости... (если Вы помните цель наших рассуждений)...
Внимание! Нам с Вами предстоит изучить короткий конфуцианский свиток, где древними китайскими учёными и философами было чётко написано поучение-рассуждение о том, что
«Удивление удивлению - рознь»
и «К какому нужно стремиться удивлению»
Однажды некий китайский обыватель сидел в компании дружков и выпивал. Вдруг он заснул.
Никто не обратил на это внимания, но парень не просыпался. Через некоторое время он (в состоянии некоего транса) встал, взял цитру - струнный китайский инструмент, и стал петь, аккомпанируя себе на этой цитре.
Потом парень вернулся на своё место, проспал ещё три часа и когда проснулся, то не поверил в то, что ему рассказали друзья про его поведение.
Потому что этот обыватель никогда не пел песен и вообще не умел ни на чём играть...
Через какое-то время история повторилась...
Оказалось, что в сомнамбулическом состоянии этот китаец умеет ещё и довольно сносно вышивать шёлком пионы, декламировать стихи, отгадывать числа и делать достаточно сложные акробатические трюки...
Вскоре слава о «спящем» пошла по всему Китаю. Молодой китайский обыватель прославился и теперь как звезда встречался со всеми, кто пожелает...
А как же: всему Китаю была охота «на говорящую собачку посмотреть»...
И вот...
***
И вот как-то в эту провинцию, которая была родиной нашего героя, приехал прославленный мудрец и философ своего времени - Сыма Гун.
Наш «феномен» уже готов был встретиться и с этим великим человеком, но... Сыма Гун не проявил к встрече никакого интереса и сделав свои дела - покинул город, так и не повидавшись с обладателем редкого дара...
Внимание, вопрос: Почему же так поступил великий мастер философии и великий человек Сыма Гун?
Вот что говорит об этом древний китайский комментатор-монах:
«Слава лунатика, гуляющего ночью по крышам, выходит за пределы родного города не во всякие времена, а только в эпоху кризиса и упадка. В лучшие времена такая слава не покидает пределов его семьи»...
А вот, что добавляет к его словам другой китайский философ:
«Мы любим собирать факты о похождениях разного рода лунатиков... Но ведь намного меньше известно о том, что вообще происходит с человеком во сне... Воистину удивительно, что никто не удивляется обычному сну, предпочитая пересказывать истории про лунатиков...
Между тем, если бы удалось разрешить загадку сна как такового, то и случай же с лунатиком, играющем на цитре, разрешился бы сам собой!»
Мысль древней философии конфуцианства сводится вот к чему: человек, чьё удивление вызывают лишь отклонения от нормы, тогда как естественный ход вещей оставляет его равнодушным - такой человек слеп и глуп. Ему никогда не откроется истина, и - следовательно, он никогда не обретёт верного пути к счастью...
Так говорит древняя китайская - философия.
А вот, что примерно говорили древние китайские мастера искусства:
(в моём кратком пересказе)
Легенда рассказывает, что молодой китаец играл на цитре во сне - сносно.
Обратите внимание на слово - сносно... Из-за чего разгорелся весь сыр-бор?
Из-за того, что кто-то играл довольно посредственно на музыкальном инструменте?
Но ведь если мы вдруг захотим послушать музыку именно как музыку, а не как трюк, то мы скорее всего отправимся на концерт известного исполнителя, который будет играть отнюдь не во сне...
Но разве из-за этого его искусство будет достойно меньшего восхищения?
И ещё один пример приводят древние китайские философы и знатоки искусств
В некое время был художник, который забавы ради выучился рисовать, зажав кисточку в пальцах ног.
Все тогда устроили паломничество к нему и сообщали, что хризантемы, которые он рисует, «похожи на настоящие».
Нет сомнения, что тот человек, который для забавы выучился рисовать ногами, рисовал «похожие» хризантемы...
Но ведь любители живописи любуются не его творениями, а ...
творениями мастеров, державших кисть - в руке и рисовавших - сердцем.
Запомним эту мысль. Самое достойное удивления (и подражания) искусство - это то искусство, которое творится именно так, как описано выше.
Удивление правильное и удивление неправильное;
Философия и суета.
Конфуцианские мыслители внесли этой своей притчей большую толковую коррективу в афоризм Аристотеля.
Аристотель (напомню) сказал, что начало всякой философии есть удивление.
А китайцы знали нюансы этой темы.
Они сказали нам, что философия - это форма правильного удивления.
Именно поэтому великий человек Сыма Гун отказался встречаться с юношей-феноменом.
Просто он отказался поощрять ложную форму праздного любопытства...
Ведь эта форма не приводит нас ни к мудрости, ни к счастью. Она лишь временами приводит нас в какой-нибудь балаган, где билетёр требует с нас немалые деньги за входной билет на довольно глупое шоу.
Итак, приступим к рассуждению на животрепещущую тему: как нам найти верную дорогу к счастью и мудрости?
Я раскрою свои карты сразу: чтобы стать «мудрыми и счастливыми» нам нужно научить себя - удивлению, научиться удивляться.
А теперь - доказательство этого тезиса+ уточнение самого термина «удивление».
***
Как известно, рождение древнегреческой философии стало толчком к рождению науки как таковой, к рождению научного способа осмыслять наш мир и происходящие в нём процессы.
Потому что философия - это функция работающего сознания. Ключевое слово - работающего.
И только затем уже - философия и наука породили и всю нашу цивилизацию, благодаря которой Вы сейчас сидите в интернете и читаете то, что Вам интересно, а не лежите под одеялом в холоде и темноте, не только экономя сальные свечи, но и отбивая их с боем у голодных мышей.
***
Ну...а что же породило - саму философию? А ответ - в названии статьи. Кто придумал сей афоризм?
Это - Аристотель. Это он - думал-думал и надумал: что началом всякого философского рассуждения является - акт удивления.
Человек же, лишённый способности удивляться, никогда не станет не то что философом (это никому особо не нужно, потому что малопривлекательно и непонятно).
Не умеющий удивляться человек никогда не станет ни учёным, ни просто мыслящим субъектом. А значит, будет всю свою жизнь тупо «мести двор», как твердили нам наши мамы, папы и бабули... не так ли, Читатель? Более того, «мести двор» будет всё его общество и государство, состоящее из людей, которым не привита в обязательном порядке - культура удивления.
Вот лежит дохлая кошка. Она ничему не удивляется, потому что она - дохлая и у неё уже всё в прошлом. Так или примерно так рассуждал тогда Аристотель...
Друзья! Не будем дохлыми кошками! Будем учиться удивляться сами и учить удивляться наших детей и маленьких внуков, пока они не выучились жевать презрительно жвачку, засунув руки глубоко в карманы...
***
Ну а теперь - мой подвох.
Я как часть этого мира не могу отказать себе в удовольствии тоже вызвать у Вас некоторое удивление.
Вы думаете, что удивляться- это просто, да? Вы думаете, что Вы знаете, что такое удивление? Вы думаете, что Вы умеете правильно удивляться и всегда удивляетесь тому, чему надо?
Так вот, я Вас разочарую...
Вы вряд ли умеете удивляться правильно. Вы, скорее всего, всю жизнь удивляетесь не тому.
А я сейчас расскажу - что такое настоящее и правильное удивление. Удивление, которое ведёт к счастью и к мудрости... (если Вы помните цель наших рассуждений)...
Внимание! Нам с Вами предстоит изучить короткий конфуцианский свиток, где древними китайскими учёными и философами было чётко написано поучение-рассуждение о том, что
«Удивление удивлению - рознь»
и «К какому нужно стремиться удивлению»
Однажды некий китайский обыватель сидел в компании дружков и выпивал. Вдруг он заснул.
Никто не обратил на это внимания, но парень не просыпался. Через некоторое время он (в состоянии некоего транса) встал, взял цитру - струнный китайский инструмент, и стал петь, аккомпанируя себе на этой цитре.
Потом парень вернулся на своё место, проспал ещё три часа и когда проснулся, то не поверил в то, что ему рассказали друзья про его поведение.
Потому что этот обыватель никогда не пел песен и вообще не умел ни на чём играть...
Через какое-то время история повторилась...
Оказалось, что в сомнамбулическом состоянии этот китаец умеет ещё и довольно сносно вышивать шёлком пионы, декламировать стихи, отгадывать числа и делать достаточно сложные акробатические трюки...
Вскоре слава о «спящем» пошла по всему Китаю. Молодой китайский обыватель прославился и теперь как звезда встречался со всеми, кто пожелает...
А как же: всему Китаю была охота «на говорящую собачку посмотреть»...
И вот...
***
И вот как-то в эту провинцию, которая была родиной нашего героя, приехал прославленный мудрец и философ своего времени - Сыма Гун.
Наш «феномен» уже готов был встретиться и с этим великим человеком, но... Сыма Гун не проявил к встрече никакого интереса и сделав свои дела - покинул город, так и не повидавшись с обладателем редкого дара...
Внимание, вопрос: Почему же так поступил великий мастер философии и великий человек Сыма Гун?
Вот что говорит об этом древний китайский комментатор-монах:
«Слава лунатика, гуляющего ночью по крышам, выходит за пределы родного города не во всякие времена, а только в эпоху кризиса и упадка. В лучшие времена такая слава не покидает пределов его семьи»...
А вот, что добавляет к его словам другой китайский философ:
«Мы любим собирать факты о похождениях разного рода лунатиков... Но ведь намного меньше известно о том, что вообще происходит с человеком во сне... Воистину удивительно, что никто не удивляется обычному сну, предпочитая пересказывать истории про лунатиков...
Между тем, если бы удалось разрешить загадку сна как такового, то и случай же с лунатиком, играющем на цитре, разрешился бы сам собой!»
Мысль древней философии конфуцианства сводится вот к чему: человек, чьё удивление вызывают лишь отклонения от нормы, тогда как естественный ход вещей оставляет его равнодушным - такой человек слеп и глуп. Ему никогда не откроется истина, и - следовательно, он никогда не обретёт верного пути к счастью...
Так говорит древняя китайская - философия.
А вот, что примерно говорили древние китайские мастера искусства:
(в моём кратком пересказе)
Легенда рассказывает, что молодой китаец играл на цитре во сне - сносно.
Обратите внимание на слово - сносно... Из-за чего разгорелся весь сыр-бор?
Из-за того, что кто-то играл довольно посредственно на музыкальном инструменте?
Но ведь если мы вдруг захотим послушать музыку именно как музыку, а не как трюк, то мы скорее всего отправимся на концерт известного исполнителя, который будет играть отнюдь не во сне...
Но разве из-за этого его искусство будет достойно меньшего восхищения?
И ещё один пример приводят древние китайские философы и знатоки искусств
В некое время был художник, который забавы ради выучился рисовать, зажав кисточку в пальцах ног.
Все тогда устроили паломничество к нему и сообщали, что хризантемы, которые он рисует, «похожи на настоящие».
Нет сомнения, что тот человек, который для забавы выучился рисовать ногами, рисовал «похожие» хризантемы...
Но ведь любители живописи любуются не его творениями, а ...
творениями мастеров, державших кисть - в руке и рисовавших - сердцем.
Запомним эту мысль. Самое достойное удивления (и подражания) искусство - это то искусство, которое творится именно так, как описано выше.
Удивление правильное и удивление неправильное;
Философия и суета.
Конфуцианские мыслители внесли этой своей притчей большую толковую коррективу в афоризм Аристотеля.
Аристотель (напомню) сказал, что начало всякой философии есть удивление.
А китайцы знали нюансы этой темы.
Они сказали нам, что философия - это форма правильного удивления.
Именно поэтому великий человек Сыма Гун отказался встречаться с юношей-феноменом.
Просто он отказался поощрять ложную форму праздного любопытства...
Ведь эта форма не приводит нас ни к мудрости, ни к счастью. Она лишь временами приводит нас в какой-нибудь балаган, где билетёр требует с нас немалые деньги за входной билет на довольно глупое шоу.
Обсуждения Начало всякой философии - удивление