Конфликты между детьми, заканчивающиеся потасовкой, можно наблюдать не только в школе или на футбольном поле во дворе. Зачастую примеры агрессии и недружелюбия проявляют совсем маленькие завсегдатаи песочницы. В свои 2-3 года они могут больно укусить или стукнуть того, кто посмел им в чем-то перечить или захотел поиграть с их любимой игрушкой.
Такие "разборки" выбивают из колеи мам и бабушек, которые при этом присутствуют. Одно дело растащить по разным углам разгоряченных ссорой малышей. И совсем другое - наблюдать, как твой ребенок, едва появившись на детской площадке, вновь бежит к своему "обидчику" и с размаху толкает его в грязь.
"Как после этого смотреть в глаза бабушке малыша, видя, как она тащит его домой ревущего и испачканного в грязи? - беспокоится мамаша провинившегося чада. – А, может, не стоит выводить его на прогулку в то время, когда в песочнице полно детей? Ее общества для него вполне достаточно. Он еще маленький. Зачем ему друзья? Тем более, что и общаться с ними, толком, он не умеет."
Некоторые родители прекращают ссору шлепком или легким подзатыльником. А потом в глаза своим детям смотреть не могут. Стыдно, не сдержались, а значит, поступили ничуть не лучше самого забияки.
Как выходить из подобных ситуаций? Очевидно, следует помнить о том, что малыши, привыкшие к атмосфере домашнего общения, оказываются на детской площадке в свои неполные два года и попадают в коллектив. А здесь уже действуют другие законы, о которых ребенок не знает.
Если дома он самый любимый, и все крутится вокруг него, то в коллективе надо делиться игрушками, ждать своей очереди, чтобы покататься на качелях, то есть уметь уступать, договариваться, идти на компромисс.
И ребенок никогда не научится этому, если вы попытаетесь изолировать его от общества сверстников и гулять с ним где-то в стороне от детей.
О том, что нельзя наказывать маленького драчуна сгоряча, даже не объяснив ему, в чем он не прав, с этим, я думаю, согласятся все мамы и папы, так как, скорее всего, теми моделями поведения, которым вы научите его в раннем детстве, он будет руководствоваться в течение всей жизни.
Ребенок 3-5 лет уже в состоянии объяснить, что произошло, почему возник конфликт, и почему он повел себя именно так, а не по-другому. Надо выслушать его, а затем спросить: "Как можно было по-другому, не вступая в драку, решить эту проблему?"
В такой ситуации мой маленький сын, например, немного подумав, ответил, что драться нехорошо, что лучше дружить. И я поняла, что у него появляется потребность научиться доказывать свою точку зрения словами, а не при помощи кулаков.
А если, разбирая происшествие, попросить ребенка посмотреть на него глазами других участников конфликта, то он, несмотря на чувство обиды, которое его переполняет, наверняка сделает правильные выводы (разумеется, с вашей помощью) и постарается учитывать в следующий раз мнение своих маленьких друзей в подобной ситуации.
Конечно, научить дошкольника соблюдать "правила игры" и вести себя в обществе сверстников дружелюбно, идти на компромиссы, даже если речь идет о любимой игрушке, получится не сразу, это длительный процесс.
Но "пошаговая" работа в этом направлении разовьет у малыша внимательное отношение не только к своим словам и поступкам, но и к словам и действиям товарищей по играм. И, в конце концов, он овладеет искусством общаться конструктивно, учитывая интересы других, то есть приобретет бесценный опыт, который пригодится ему не только в детском саду и школе, но и во взрослой самостоятельной жизни.
"Как после этого смотреть в глаза бабушке малыша, видя, как она тащит его домой ревущего и испачканного в грязи? - беспокоится мамаша провинившегося чада. – А, может, не стоит выводить его на прогулку в то время, когда в песочнице полно детей? Ее общества для него вполне достаточно. Он еще маленький. Зачем ему друзья? Тем более, что и общаться с ними, толком, он не умеет."
Некоторые родители прекращают ссору шлепком или легким подзатыльником. А потом в глаза своим детям смотреть не могут. Стыдно, не сдержались, а значит, поступили ничуть не лучше самого забияки.
Как выходить из подобных ситуаций? Очевидно, следует помнить о том, что малыши, привыкшие к атмосфере домашнего общения, оказываются на детской площадке в свои неполные два года и попадают в коллектив. А здесь уже действуют другие законы, о которых ребенок не знает.
Если дома он самый любимый, и все крутится вокруг него, то в коллективе надо делиться игрушками, ждать своей очереди, чтобы покататься на качелях, то есть уметь уступать, договариваться, идти на компромисс.
И ребенок никогда не научится этому, если вы попытаетесь изолировать его от общества сверстников и гулять с ним где-то в стороне от детей.
О том, что нельзя наказывать маленького драчуна сгоряча, даже не объяснив ему, в чем он не прав, с этим, я думаю, согласятся все мамы и папы, так как, скорее всего, теми моделями поведения, которым вы научите его в раннем детстве, он будет руководствоваться в течение всей жизни.
Ребенок 3-5 лет уже в состоянии объяснить, что произошло, почему возник конфликт, и почему он повел себя именно так, а не по-другому. Надо выслушать его, а затем спросить: "Как можно было по-другому, не вступая в драку, решить эту проблему?"
В такой ситуации мой маленький сын, например, немного подумав, ответил, что драться нехорошо, что лучше дружить. И я поняла, что у него появляется потребность научиться доказывать свою точку зрения словами, а не при помощи кулаков.
А если, разбирая происшествие, попросить ребенка посмотреть на него глазами других участников конфликта, то он, несмотря на чувство обиды, которое его переполняет, наверняка сделает правильные выводы (разумеется, с вашей помощью) и постарается учитывать в следующий раз мнение своих маленьких друзей в подобной ситуации.
Конечно, научить дошкольника соблюдать "правила игры" и вести себя в обществе сверстников дружелюбно, идти на компромиссы, даже если речь идет о любимой игрушке, получится не сразу, это длительный процесс.
Но "пошаговая" работа в этом направлении разовьет у малыша внимательное отношение не только к своим словам и поступкам, но и к словам и действиям товарищей по играм. И, в конце концов, он овладеет искусством общаться конструктивно, учитывая интересы других, то есть приобретет бесценный опыт, который пригодится ему не только в детском саду и школе, но и во взрослой самостоятельной жизни.
Обсуждения Разборки в детской песочнице