Процессуально-ориентированная Психология (или Процессуальная Работа) полагает, что ночные и дневные сны, сновидческие процессы, которые происходят с нами, когда мы бодрствовуем, содержат более глубокие смыслы и дают нам подсказки о нашей сегодняшней жизни и того, что случится в будущем.
Арнольд Минделл ввел термин «Dreambodywork (работа со сновидящим телом)», идея которого состоит в том, что наши тела сновидят все время. Это предполагает, что ночные сны отражаются в нашем бессознательном и «сноподобном поведение», как например, случайные оговорки, срывающиеся с языка при виде кого-то, споры в отношениях, непонятные звуки и картинки, которые привлекают наше внимание в течение дня.
Наши ночные сны подобны снимкам или замороженным картинкам процесса в движении. Для проникновения в этот застывший процесс и для вхождения в поток опыта, процессуальная работа разработала методы разворачивания, раскрытия.
Мы считаем, что сновидение происходит здесь и сейчас. Мы наблюдаем и слушаем то, что «внешне не соответствует сознательному содержанию», когда человк говорит: оговорки, двигательные сигналы и язык тела, иррациональные визуальные и слуховые ощущения, синхроничности и др.
Следуя за этими сноподобными мерцаниями и фрагментами опыта, мы проникаем в сновидение нашего скрытого процесса и таким образом входим сон в здесь и сейчас.
Когда мы работаем со сновидениями – будь то свои собственные сны или сны другого человека, полезно иметь открытый ум и не следовать заранее сформированным представлениям о возможном значении сна, а исследовать его здесь и сейчас.
Когда работаешь с другим человеком особенно важно замечать у сновидца обратную связь. Позитивная и негативная обратная связь может быть выражена непосредственно вербально, но если сновидец стесняется или не согласен, негативные сигналы могут быть выражены через тонкие телесные сигналы, такие как отклонение назад, взгляд вниз, возможное кивание без какого-либо воодушевления и т.д. Необходимо уважительно относиться к негативной обратной связи и границам другого человека.
Детский сон – долгосрочные паттерны.
Повторяющиеся сны, которые мы помним из нашего детства, могут быть рассмотрены как визуальное представление долгосрочных интрапсихических паттернов, лежащих в основе нашего жизненного развития. Распутывание детского сна может указать на те же жизненные паттерны, которые могут быть всплыть при работе с хроническими телесными симптомами. К.Г. Юнг открыл, что детские сны и ранние детские воспоминания содержат паттерны, которые проявляются в различных аспектах нашей жизни. Такие ранние сновидения подобны карте нашего индивидуального процесса. Будучи детьми, мы ближе к духовному миру и поэтому ловим мифические аспекты всей нашей жизни.
Когда мы работаем со снами?
В своей частной практике я часто спрашиваю клиента о сне, когда он находится в сложном переходном периоде или хочет принять важное решение, способное изменить его жизнь. Сны могут дать нам ясную картинку ситуации и процесса, которые произойдут в дальнейшем.
Когда работаешь с парами, находящимися в кризисе, вопросы о снах одного или обоих партнеров могут прояснить некоторые аспекты сложившейся ситуации.
Я обычно спрашиваю о сне в конце сессии с клиентом, больше для проверки процесса и также как подведение итогов сессии. Сновидение словно карта процесса – оно может высветлить аспекты, с которыми мы работали во время сессии, часто в символичном языке сновидений.
Я учу процессуально-ориантированной работе со сновидениями в малых группах, обучая любого интересующегося сновидениями, консультантов и терапевтов, работать над их собственными сновидениями так же, как и с другими людьми.
Я поощряю клиентов и студентов вести дневник сновидений. Прочтение сновидений прошлых лет дает более глубокое ощущение нашего жизненного пути.
Пример случая работы со сном
Женщине приснилось, как она плавает глубоко под водой в океане. Ей снилось, что она дышала под водой и плавала с большими рыбами, и сначала она была напугана ими и их размерами. Но одна из рыб проплыла под ней, и она очутилась сидящей на ней верхом и рыба перевезла ее через этот глубокий океан. Она сказала: я чувствовала себя настолько фантастично, такой сильной, и что было самым удивительным, так это то, что у меня даже не возникло вопроса о способности дышать под водой. «Я же астматик! И боюсь любой глубокой воды!», - расхохоталась она.
Мое внимание привлекло удивление клиентки той способности, которая была у нее во сне. Я ей напомнила об этом и спросила, не хотела бы она «ненадолго войти в сон и исследовать это». Она согласилась. Вместе мы разыграли эту «езду верхом на большой рыбе» и таким образом перемещались по комнате. Она засмеялась и сказала: «Вау, как будто я могу делать все что угодно - погружаться в неизвестность так глубоко как я захочу, без страха, потому что я знаю, что не утону. Я могу все время продолжать углубляться дальше в никуда! Так здорово!»
Мы исследовали, что может означать для ее нынешней жизни «продолжать углубляться дальше в никуда». Она сказала, что она всегда боялась оставлять близкие отношения из-за страха потерять саму себя в болезненных чувствах и эмоциях утраты. Но это дало ей опыт, что она может «ехать верхом на волне» и вернуться живой не «утонув».
Наши ночные сны подобны снимкам или замороженным картинкам процесса в движении. Для проникновения в этот застывший процесс и для вхождения в поток опыта, процессуальная работа разработала методы разворачивания, раскрытия.
Мы считаем, что сновидение происходит здесь и сейчас. Мы наблюдаем и слушаем то, что «внешне не соответствует сознательному содержанию», когда человк говорит: оговорки, двигательные сигналы и язык тела, иррациональные визуальные и слуховые ощущения, синхроничности и др.
Следуя за этими сноподобными мерцаниями и фрагментами опыта, мы проникаем в сновидение нашего скрытого процесса и таким образом входим сон в здесь и сейчас.
Когда мы работаем со сновидениями – будь то свои собственные сны или сны другого человека, полезно иметь открытый ум и не следовать заранее сформированным представлениям о возможном значении сна, а исследовать его здесь и сейчас.
Когда работаешь с другим человеком особенно важно замечать у сновидца обратную связь. Позитивная и негативная обратная связь может быть выражена непосредственно вербально, но если сновидец стесняется или не согласен, негативные сигналы могут быть выражены через тонкие телесные сигналы, такие как отклонение назад, взгляд вниз, возможное кивание без какого-либо воодушевления и т.д. Необходимо уважительно относиться к негативной обратной связи и границам другого человека.
Детский сон – долгосрочные паттерны.
Повторяющиеся сны, которые мы помним из нашего детства, могут быть рассмотрены как визуальное представление долгосрочных интрапсихических паттернов, лежащих в основе нашего жизненного развития. Распутывание детского сна может указать на те же жизненные паттерны, которые могут быть всплыть при работе с хроническими телесными симптомами. К.Г. Юнг открыл, что детские сны и ранние детские воспоминания содержат паттерны, которые проявляются в различных аспектах нашей жизни. Такие ранние сновидения подобны карте нашего индивидуального процесса. Будучи детьми, мы ближе к духовному миру и поэтому ловим мифические аспекты всей нашей жизни.
Когда мы работаем со снами?
В своей частной практике я часто спрашиваю клиента о сне, когда он находится в сложном переходном периоде или хочет принять важное решение, способное изменить его жизнь. Сны могут дать нам ясную картинку ситуации и процесса, которые произойдут в дальнейшем.
Когда работаешь с парами, находящимися в кризисе, вопросы о снах одного или обоих партнеров могут прояснить некоторые аспекты сложившейся ситуации.
Я обычно спрашиваю о сне в конце сессии с клиентом, больше для проверки процесса и также как подведение итогов сессии. Сновидение словно карта процесса – оно может высветлить аспекты, с которыми мы работали во время сессии, часто в символичном языке сновидений.
Я учу процессуально-ориантированной работе со сновидениями в малых группах, обучая любого интересующегося сновидениями, консультантов и терапевтов, работать над их собственными сновидениями так же, как и с другими людьми.
Я поощряю клиентов и студентов вести дневник сновидений. Прочтение сновидений прошлых лет дает более глубокое ощущение нашего жизненного пути.
Пример случая работы со сном
Женщине приснилось, как она плавает глубоко под водой в океане. Ей снилось, что она дышала под водой и плавала с большими рыбами, и сначала она была напугана ими и их размерами. Но одна из рыб проплыла под ней, и она очутилась сидящей на ней верхом и рыба перевезла ее через этот глубокий океан. Она сказала: я чувствовала себя настолько фантастично, такой сильной, и что было самым удивительным, так это то, что у меня даже не возникло вопроса о способности дышать под водой. «Я же астматик! И боюсь любой глубокой воды!», - расхохоталась она.
Мое внимание привлекло удивление клиентки той способности, которая была у нее во сне. Я ей напомнила об этом и спросила, не хотела бы она «ненадолго войти в сон и исследовать это». Она согласилась. Вместе мы разыграли эту «езду верхом на большой рыбе» и таким образом перемещались по комнате. Она засмеялась и сказала: «Вау, как будто я могу делать все что угодно - погружаться в неизвестность так глубоко как я захочу, без страха, потому что я знаю, что не утону. Я могу все время продолжать углубляться дальше в никуда! Так здорово!»
Мы исследовали, что может означать для ее нынешней жизни «продолжать углубляться дальше в никуда». Она сказала, что она всегда боялась оставлять близкие отношения из-за страха потерять саму себя в болезненных чувствах и эмоциях утраты. Но это дало ей опыт, что она может «ехать верхом на волне» и вернуться живой не «утонув».
Обсуждения Работа со сновидениями в процессуальной психологии