Духовность, как одна из главных отличительных черт человека, есть способность к творчеству и стремление к высшим ценностям.
Стремление «измерить» уровень духовного развития может вызвать сомнение у приверженцев не только классических научных теорий, но и некоторых эзотерических подходов к пониманию человека. Однако, принимая во внимание тот факт, что всякая теория есть отражение реальности, выраженное в тех или иных терминах, мы считаем ценным подход к проблеме духовного развития человека с позиций современной постнеклассической (универсумной) социологии.
Универсумная социология рассматривает человека в единстве его социальных, природных и духовных связей. Важным элементом универсумной социологии является разработанная В.Г.Немировским концепция эмоциональной направленности личности, представляющая собой эффективный инструмент изучения духовного мира человека.
Согласно данной концепции, объектами направленности личности являются как вербально выражаемые ценности, так и комплексы эмоциональных переживаний. Последние, являясь мощным фактором мотивации поведения индивида, представляют собой смысложизненные переживания и входят в качестве элемента в смысложизненную структуру личности.
Ориентации человека на те или иные комплексы смысложизненных переживаний позволяют, на основе применения соответствующих измерительных инструментов, делать выводы об уровнях духовного развития как различных социальных групп, так и отдельных индивидов.
В соответствии с принципом минимального универсума, существует семь слоев (уровней) эволюционного развития любого объекта, включая человека. В работах В.Г.Немировского и Д.Д.Невирко представлена типология людей в соответствии с их уровнем духовного развития.
Первый эволюционный уровень – выживание. Человек, находящийся на данном уровне – человек, в буквальном смысле борющийся за выживание, главная цель которого – физическое выживание. На первом эволюционном уровне находятся солдат на войне, заключенный, бомж, а также альпинист, штурмующий горную вершину, путешественник, идущий на лыжах к Северному полюсу, люди занятые тяжелым и низкоквалифицированным трудом и т.д.
Второй эволюционный уровень – размножение, процветание. Здесь объект закрепляется на уровне устойчивого существования. Этот уровень соответствует продолжению рода, активной жизнедеятельности, творчеству (как сублимации сексуальной энергии). Главная цель человека, находящегося на втором эволюционном уровне – материальное потребление.
Третий эволюционный уровень характеризует сосредоточенность на управлении собой и внешним миром. Человек данного эволюционного уровня обладает такими качествами, как решительность, независимость, сила воли. Это человек волевой, человек управляющий. Такие люди также стремятся к материальному потреблению, но потреблению изысканному, более ориентируясь на эстетические качества вещи, нежели потребительские.
Четвертый эволюционный уровень связан с сосредоточенностью на чувствах любви, сострадания, доброжелательности. Человек, находящийся на данном эволюционном уровне – человек любящий, ощущающий свою связь с тонким миром. Такой человек с упоением занимается любимым делом, стремится создать что-то новое. Любовь определяет все его действия и поступки. Это может быть сестра милосердия, нянечка в детском саду, добрый детский писатель, учитель или врач «от Бога» и т.д.
Пятый эволюционный уровень – совершенство. У человека данного уровня выражены такие качества, как коммуникабельность, экспрессивность, высокий творческий потенциал. Это люди творческие, стремящиеся к созиданию. К данному уровню можно отнести мастеров, достигших вершин в своем деле: великих актеров, музыкантов, политиков, мастеров единоборств, художников, организаторов и т.д.
Шестой эволюционный уровень – мудрость и высшая воля. Человек, находящийся на этом эволюционном уровне имеет высокоразвитый интеллект и воображение, волевые качества и парапсихологические способности. Это человек синтезирующий, соединяющий, устанавливающий связи. К данному уровню можно отнести ученого, работающего на стыке наук и создающего новые теории, создателя нового религиозного учения, великого писателя, шеф-повара экстра-класса и т.д.
Седьмой эволюционный уровень связан со способностью к просветлению, космической любви, к контакту с космическим сознанием. Человек данного уровня – человек, имеющий связь с высоким эгрегором. Это человек просветленный, испытывающий всеобъемлющую полноту и мистический восторг бытия.
Д.Д.Невирко отмечает, что большинство населения нашей страны – рабочие, крестьяне, чиновники, предприниматели, военные – находятся именно на втором уровне духовного развития .
Стремление «измерить» уровень духовного развития может вызвать сомнение у приверженцев не только классических научных теорий, но и некоторых эзотерических подходов к пониманию человека. Однако, принимая во внимание тот факт, что всякая теория есть отражение реальности, выраженное в тех или иных терминах, мы считаем ценным подход к проблеме духовного развития человека с позиций современной постнеклассической (универсумной) социологии.
Универсумная социология рассматривает человека в единстве его социальных, природных и духовных связей. Важным элементом универсумной социологии является разработанная В.Г.Немировским концепция эмоциональной направленности личности, представляющая собой эффективный инструмент изучения духовного мира человека.
Согласно данной концепции, объектами направленности личности являются как вербально выражаемые ценности, так и комплексы эмоциональных переживаний. Последние, являясь мощным фактором мотивации поведения индивида, представляют собой смысложизненные переживания и входят в качестве элемента в смысложизненную структуру личности.
Ориентации человека на те или иные комплексы смысложизненных переживаний позволяют, на основе применения соответствующих измерительных инструментов, делать выводы об уровнях духовного развития как различных социальных групп, так и отдельных индивидов.
В соответствии с принципом минимального универсума, существует семь слоев (уровней) эволюционного развития любого объекта, включая человека. В работах В.Г.Немировского и Д.Д.Невирко представлена типология людей в соответствии с их уровнем духовного развития.
Первый эволюционный уровень – выживание. Человек, находящийся на данном уровне – человек, в буквальном смысле борющийся за выживание, главная цель которого – физическое выживание. На первом эволюционном уровне находятся солдат на войне, заключенный, бомж, а также альпинист, штурмующий горную вершину, путешественник, идущий на лыжах к Северному полюсу, люди занятые тяжелым и низкоквалифицированным трудом и т.д.
Второй эволюционный уровень – размножение, процветание. Здесь объект закрепляется на уровне устойчивого существования. Этот уровень соответствует продолжению рода, активной жизнедеятельности, творчеству (как сублимации сексуальной энергии). Главная цель человека, находящегося на втором эволюционном уровне – материальное потребление.
Третий эволюционный уровень характеризует сосредоточенность на управлении собой и внешним миром. Человек данного эволюционного уровня обладает такими качествами, как решительность, независимость, сила воли. Это человек волевой, человек управляющий. Такие люди также стремятся к материальному потреблению, но потреблению изысканному, более ориентируясь на эстетические качества вещи, нежели потребительские.
Четвертый эволюционный уровень связан с сосредоточенностью на чувствах любви, сострадания, доброжелательности. Человек, находящийся на данном эволюционном уровне – человек любящий, ощущающий свою связь с тонким миром. Такой человек с упоением занимается любимым делом, стремится создать что-то новое. Любовь определяет все его действия и поступки. Это может быть сестра милосердия, нянечка в детском саду, добрый детский писатель, учитель или врач «от Бога» и т.д.
Пятый эволюционный уровень – совершенство. У человека данного уровня выражены такие качества, как коммуникабельность, экспрессивность, высокий творческий потенциал. Это люди творческие, стремящиеся к созиданию. К данному уровню можно отнести мастеров, достигших вершин в своем деле: великих актеров, музыкантов, политиков, мастеров единоборств, художников, организаторов и т.д.
Шестой эволюционный уровень – мудрость и высшая воля. Человек, находящийся на этом эволюционном уровне имеет высокоразвитый интеллект и воображение, волевые качества и парапсихологические способности. Это человек синтезирующий, соединяющий, устанавливающий связи. К данному уровню можно отнести ученого, работающего на стыке наук и создающего новые теории, создателя нового религиозного учения, великого писателя, шеф-повара экстра-класса и т.д.
Седьмой эволюционный уровень связан со способностью к просветлению, космической любви, к контакту с космическим сознанием. Человек данного уровня – человек, имеющий связь с высоким эгрегором. Это человек просветленный, испытывающий всеобъемлющую полноту и мистический восторг бытия.
Д.Д.Невирко отмечает, что большинство населения нашей страны – рабочие, крестьяне, чиновники, предприниматели, военные – находятся именно на втором уровне духовного развития .
Обсуждения Уровни духовного развития
С благодарностью, Ирина.
С уважением и теплом души, Оля.
Согласна с тобой, мне тоже этот вывод в последнем предложение не нравится.
Но если брать в целом общество или среднестатистического человека, то вывод, на мой взгляд, верен, так как большинство людей находится на втором уровне эволюционного развития, не потому что это крестьяне, воины, а потому, что у них психология потребителей. Хотя в потребительстве нет ничего плохого, так как через ступеньку эту надо было пройти. Если, пройдя этот этап развития, будем к нему возвращаться, то да - это плохо.
Вообще надо было бы отталкиваться не от профессии, а от того какие духовные наработки, характеристики у человека и насколько это сочетается у него с выбранным занятием, кругом общения, взятых обязанностей и много ещё чего надо бы учесть.
Я разместила статью по той причине, что сами уровни могут служить некоторым ориентиром для собственной оценки, но оценивать по ней кого-либо, думаю совершенно не правильно, так как это будет очень поверхностное определение.
С уважением, Ирина.
С улыбкой,Марина
Спасибо за отклик!
С уважением, Ирина.