Образ Андрогина в аналитической психологии

Андрогин - мифологический персонаж, обладающий признаками мужского и женского пола. В психологии образ андрогина символизирует единение мужского и женского начала, удерживание этого равновесия при помощи сознания.

Существует древняя легенда о людях «третьего пола» - андрогинах, об их могуществе и о той участи, которая их постигла.
Образ Андрогина в аналитической психологии
Она была рассказана древнегреческим философом Платоном в его диалоге «Пир». «Когда-то наша природа была совсем не такой как теперь, а другой, - говорит философ. - Тогда у каждого человека тело было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых... Передвигался такой человек либо прямо, во весь рост... либо, если торопился, шел колесом, занося ноги вверх и перекатываясь на восьми конечностях, что позволяло ему быстро бежать вперед. А было этих полов три, и таковы они были потому, что мужской искони происходит от Солнца, женский - от Земли, а совмещавший эти оба - от Луны, поскольку и Луна совмещает оба начала.» Андрогины обладали огромной силой, они «питали великие замыслы и посягали даже на власть богов». Задумались боги - как унять им гордость людей, уменьшить их силу? И тогда Зевс нашел способ положить конец этому бесчинству: он решил разрезать каждого из них пополам, чтобы стал человек вдвое слабее и мог теперь передвигаться только прямо, на двух ногах. «А если они и после этого не угомонятся и начнут буйствовать, я - сказал он, - рассеку их пополам снова, и они запрыгают у меня на одной ножке». С тех пор каждый человек полон желания найти свою вторую половину и соединиться с ней, чтобы вновь стать целостным существом. «Любовью называется жажда целостности и стремление к ней,» - говорит Платон.

Эта легенда вдохновляла многих поэтов и писателей, а образ Андрогина стал одним из символов изначальной целостности, утраченной из-за пренебрежения к высшим силам, невежества и гордыни. Алхимики в своих трактатах не только часто упоминают этот персонаж, но и изображают его в многочисленных иллюстрациях. К.Г.Юнг именно этот образ полагал символом конечной цели алхимического процесса, противопоставляя его Гермафродиту, в котором мужские и женские качества растворены друг в друге. Если образ Гермафродита соответствует бессознательному единству мужского и женского начала в человеческой психике, то образ Андрогина - это объединение их на уровне сознания, когда своеобразие и неповторимость каждого из этих начал не только не исчезает, но, напротив, подчеркивается. Путь индивидуации Юнг сравнивал с процессом алхимических превращений - и том, и в другом случае для достижения конечной цели - целостности и гармонии - необходимо пройти множество ступеней. Одна из самых значительных среди них - это встреча с противоположным началом и заключение союза с ним. Алхимики называют это событие алхимической свадьбой, К.Г.Юнг - встречей с Анимой или Анимусом.

Не только свойства человеческого характера, но и противоположные силы природы, свойства веществ традиционно связывают с изначальным противопоставлением мужского и женского начал (см. статью Гермафродит). Поэтому не удивительно, что образ, символизирующий их единство, оказался в центре внимания и алхимиков, изучающих мир природы, и психологов, чей предмет - человеческая душа.

В аналитической психологии образ Андрогина используется и в теоретических трудах, и в практической работе с клиентом. Этот символ может появиться в сновидениях, или в активном воображении, когда клиент работает над своей проблемой отношений с противоположным полом, или размышляет о своих представлениях о мужественности и женственности как таковых.

О принципе андрогинности говорят как об особом свойстве человеческой личности, достигшей достаточно высокой степени своей внутренней гармонии. К.Г.Юнг писал об Иисусе как примере такой личности, где все противоположности разрешены в «андрогинной взаимодополнительности и единстве». Но для того, чтобы быть готовым к встрече с противоположным началом, необходимо вначале «обрести себя», стать самим собой. В этом - отличие андрогина от инфантильного состояния «отсутствия пола», с которым связывают образ гермафродита. Андрогин же символизирует образ целостности, обретенной после долгого пути, принесения жертв и свершения подвигов ( см. герой). Достижение андрогинного состояния означает качественное изменение, происходящее с человеком и служит важным ориентиром в аналитической работе.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № P108-5752.
×

По теме Образ Андрогина в аналитической психологии

Знаки на пути гл5 Образ жизни

По мере духовного роста у человека меняется и образ жизни. У него расширяется...
Психология

Образ жизни на грани срыва

Стремимся ли мы прожить свою жизнь достойно и счастливо? Трудно найти такого...
Психология

Образ жизни

При всем разнообразии условий в жизни человека есть один общий признак – каждый...
Психология

Создай новый образ Магнетизма

Сначала статьи я Вам предлагаю представить следующую ситуацию. Встречаются две...
Психология

Когнитивное искажение и образ мышления

Каждое решение, которое мы принимаем находиться под влиянием наших...
Психология

Когда гениальность небезумие, а образ жизни

Исаак Ньютон, Фридрих Ницше, Винсент Ван Гог, Николай Гоголь, Иннокентий...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы