Андрогин - мифологический персонаж, обладающий признаками мужского и женского пола. В психологии образ андрогина символизирует единение мужского и женского начала, удерживание этого равновесия при помощи сознания.
Существует древняя легенда о людях «третьего пола» - андрогинах, об их могуществе и о той участи, которая их постигла.
Существует древняя легенда о людях «третьего пола» - андрогинах, об их могуществе и о той участи, которая их постигла.
Она была рассказана древнегреческим философом Платоном в его диалоге «Пир». «Когда-то наша природа была совсем не такой как теперь, а другой, - говорит философ. - Тогда у каждого человека тело было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых... Передвигался такой человек либо прямо, во весь рост... либо, если торопился, шел колесом, занося ноги вверх и перекатываясь на восьми конечностях, что позволяло ему быстро бежать вперед. А было этих полов три, и таковы они были потому, что мужской искони происходит от Солнца, женский - от Земли, а совмещавший эти оба - от Луны, поскольку и Луна совмещает оба начала.» Андрогины обладали огромной силой, они «питали великие замыслы и посягали даже на власть богов». Задумались боги - как унять им гордость людей, уменьшить их силу? И тогда Зевс нашел способ положить конец этому бесчинству: он решил разрезать каждого из них пополам, чтобы стал человек вдвое слабее и мог теперь передвигаться только прямо, на двух ногах. «А если они и после этого не угомонятся и начнут буйствовать, я - сказал он, - рассеку их пополам снова, и они запрыгают у меня на одной ножке». С тех пор каждый человек полон желания найти свою вторую половину и соединиться с ней, чтобы вновь стать целостным существом. «Любовью называется жажда целостности и стремление к ней,» - говорит Платон.
Эта легенда вдохновляла многих поэтов и писателей, а образ Андрогина стал одним из символов изначальной целостности, утраченной из-за пренебрежения к высшим силам, невежества и гордыни. Алхимики в своих трактатах не только часто упоминают этот персонаж, но и изображают его в многочисленных иллюстрациях. К.Г.Юнг именно этот образ полагал символом конечной цели алхимического процесса, противопоставляя его Гермафродиту, в котором мужские и женские качества растворены друг в друге. Если образ Гермафродита соответствует бессознательному единству мужского и женского начала в человеческой психике, то образ Андрогина - это объединение их на уровне сознания, когда своеобразие и неповторимость каждого из этих начал не только не исчезает, но, напротив, подчеркивается. Путь индивидуации Юнг сравнивал с процессом алхимических превращений - и том, и в другом случае для достижения конечной цели - целостности и гармонии - необходимо пройти множество ступеней. Одна из самых значительных среди них - это встреча с противоположным началом и заключение союза с ним. Алхимики называют это событие алхимической свадьбой, К.Г.Юнг - встречей с Анимой или Анимусом.
Не только свойства человеческого характера, но и противоположные силы природы, свойства веществ традиционно связывают с изначальным противопоставлением мужского и женского начал (см. статью Гермафродит). Поэтому не удивительно, что образ, символизирующий их единство, оказался в центре внимания и алхимиков, изучающих мир природы, и психологов, чей предмет - человеческая душа.
В аналитической психологии образ Андрогина используется и в теоретических трудах, и в практической работе с клиентом. Этот символ может появиться в сновидениях, или в активном воображении, когда клиент работает над своей проблемой отношений с противоположным полом, или размышляет о своих представлениях о мужественности и женственности как таковых.
О принципе андрогинности говорят как об особом свойстве человеческой личности, достигшей достаточно высокой степени своей внутренней гармонии. К.Г.Юнг писал об Иисусе как примере такой личности, где все противоположности разрешены в «андрогинной взаимодополнительности и единстве». Но для того, чтобы быть готовым к встрече с противоположным началом, необходимо вначале «обрести себя», стать самим собой. В этом - отличие андрогина от инфантильного состояния «отсутствия пола», с которым связывают образ гермафродита. Андрогин же символизирует образ целостности, обретенной после долгого пути, принесения жертв и свершения подвигов ( см. герой). Достижение андрогинного состояния означает качественное изменение, происходящее с человеком и служит важным ориентиром в аналитической работе.
Эта легенда вдохновляла многих поэтов и писателей, а образ Андрогина стал одним из символов изначальной целостности, утраченной из-за пренебрежения к высшим силам, невежества и гордыни. Алхимики в своих трактатах не только часто упоминают этот персонаж, но и изображают его в многочисленных иллюстрациях. К.Г.Юнг именно этот образ полагал символом конечной цели алхимического процесса, противопоставляя его Гермафродиту, в котором мужские и женские качества растворены друг в друге. Если образ Гермафродита соответствует бессознательному единству мужского и женского начала в человеческой психике, то образ Андрогина - это объединение их на уровне сознания, когда своеобразие и неповторимость каждого из этих начал не только не исчезает, но, напротив, подчеркивается. Путь индивидуации Юнг сравнивал с процессом алхимических превращений - и том, и в другом случае для достижения конечной цели - целостности и гармонии - необходимо пройти множество ступеней. Одна из самых значительных среди них - это встреча с противоположным началом и заключение союза с ним. Алхимики называют это событие алхимической свадьбой, К.Г.Юнг - встречей с Анимой или Анимусом.
Не только свойства человеческого характера, но и противоположные силы природы, свойства веществ традиционно связывают с изначальным противопоставлением мужского и женского начал (см. статью Гермафродит). Поэтому не удивительно, что образ, символизирующий их единство, оказался в центре внимания и алхимиков, изучающих мир природы, и психологов, чей предмет - человеческая душа.
В аналитической психологии образ Андрогина используется и в теоретических трудах, и в практической работе с клиентом. Этот символ может появиться в сновидениях, или в активном воображении, когда клиент работает над своей проблемой отношений с противоположным полом, или размышляет о своих представлениях о мужественности и женственности как таковых.
О принципе андрогинности говорят как об особом свойстве человеческой личности, достигшей достаточно высокой степени своей внутренней гармонии. К.Г.Юнг писал об Иисусе как примере такой личности, где все противоположности разрешены в «андрогинной взаимодополнительности и единстве». Но для того, чтобы быть готовым к встрече с противоположным началом, необходимо вначале «обрести себя», стать самим собой. В этом - отличие андрогина от инфантильного состояния «отсутствия пола», с которым связывают образ гермафродита. Андрогин же символизирует образ целостности, обретенной после долгого пути, принесения жертв и свершения подвигов ( см. герой). Достижение андрогинного состояния означает качественное изменение, происходящее с человеком и служит важным ориентиром в аналитической работе.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № P108-5752.
Обсуждения Образ Андрогина в аналитической психологии