Наша личность сложна и многообразна. Любая черта характера может быть большим счастьем и ограничивать субъекта. Возьмем такой континуум как бережливость (экономичность, расчетливость) и скупость (жадность). Великий психоаналитик З.Фрейд в своей генетической концепции выделил среди прочих анальный характер как тип личности, который в своем развитии зафиксировался на анальной стадии психосексуального развития.
Один из его подвидов - анально-удерживающий тип, который характеризуется скупостью, упрямством и запасливостью.
В психоанализе говорят не только о типе характера, но и типе невроза, т.к. на лицо ограничения такого человека в социуме. Литературными иллюстрациями данного характера являются «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина, Плюшкин из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Эти персонажи пребывают в социальной изоляции, заслуживая лишь жалость и сострадание.
Скупой относится плохо ко всем, но хуже всего - к самому себе, он не столько накапливает и сохраняет, сколько бесчестит, бичует, и унижает себя.
Часто скупость это патологическая страсть, которая приходит с возрастом. Приятно видеть иностранных пенсионеров, которые с интересом рассматривают наши достопримечательности. Они хорошо одеты, приветливы, в их глазах жизнь и стремление к новому. В нашей стране скупость это непрерывная бедность из-за страха перед нищетой. Как правило, наш средний пенсионер это человек зараженный скупостью, в силу исторических и экономических условий его существования.
Человек, характер которого заострен в сторону скупости, не помнит о том, как быстротечно время и как коротка жизнь. Откладывая на потом материальное благо, в какой-то мере он откладывает и жизнь на потом. Живет из принципа – вот умру, тогда и поживу. Происходит отказ удовлетворять потребности своего тела и души, потребностей, которые необходимо удовлетворить сейчас. Такое удовлетворение в каком-то ключе можно назвать счастьем.
Тот, кто экономит, всегда подавляет, отказывает себе в чем-то. Некая сверхидея подавляет чувственную, эмоциональную сферу человека. Нельзя одновременно быть в плену у страсти и копить, т.к. само накопление и есть страсть, плоды от которой человек должен вкусить лишь в будущем. А раз это будущее, то человека нет в настоящем, а есть одержимый идеей счастья или страхом.
В отличии от скупости как черты характера экономический образ мышления есть интеллектуальный инструмент и техника мышления, помогающая приходить к правильным заключениям и ориентациям в области рыночной экономики. Данное мышление невозможно без знания и понимания рыночных отношений, таких понятий как благо, товар и услуги, потребитель и производитель, спрос и цена. Обладать таким мышлением значит знать экономические законы, как эти явления влияют друг на друга.
Экономия заставляет человека отказывать от трат. Но не все наши траты имеют конкретную цель, многие из них косвенно влияют на нашу самооценку. Например, ресторан это не только место, где можно поесть, но и культурный феномен, социальное сообщество, ритуал, призванный дать нам обратную связь о том, что с нами «все в порядке», повысить нашу самооценку. В случае отказа от возможности время от времени посещать ресторан, человек отказывается от инструмента повысить свою самооценку.
Овладеть экономическим образом мышления это найти ответ на вопрос - чем я руководствуюсь в своем поведении применительно к экономическим категориям? Большинство экономических теорий строятся, опираясь на вполне определенную предпосылку, что люди предпринимают те действия, которые, по их мнению, принесут им наибольшую пользу (выгоду, прибыль).
Экономический образ мышления создает предпосылки для накопления личного и национального капитала, лежит в основе психологии инвестирования и ответственного хозяйствования. Однако, патологическое накопление и бережливость не ведет человека к счастью, необходим баланс между мотивами и смыслами существования человека. Вспомним персонажа «Мертвых душ» Плюшкина, его страсть к накоплению фактически его разоряла, т.к. то, что он копил портилось, а хозяйство приходило в упадок. Сама скупость Плюшкина обрекало его на одиночество, на конфликт с обществом и собственной семьи.
Теперь полезно обратить внимание на особенности характера русского человека, который в противоположность западноевропейскому абсолютно нерыночный. Одними из черт русской ментальности являются психологическая и интеллектуальная чрезмерная восприимчивость и врожденный анархизм. Русский человек занят ленным «витанием в облаках». Вспомним наши сказки – поймать бы золотую рыбку, которая исполнит все желания.
Суровая жизнь до революции (про советский период и говорить не приходится), и идеализм характера приучили нашего человека к самоограничению в материальной жизни. Поэтому среди русских не было распространено накопительство, стремление к обогащению любой ценой и русский человек не мог все силы бросать на материальное благоустройство. Тем более что сама собственность, вернее права на нее не сильно ценились в обществе. В противовес этому у нас в большей мере развита духовность и сострадание, открытость и задушевность в общении. Поэтому копить для нас есть большая мука. Дойдя до какого-то уровня накопления, наш человек произносит словно молитву - другой там за околицей просит и молит, так я пойду и поделюсь (а заодно и нарушу зарок, что буду копить). Другой формой протеста против рутинного накопления и рационального хозяйствования является организация праздника, но не как закрепления некоего достижения, а как смерча, после которого стыдно (но не одиноко, ибо соборность превыше).
Какова же цена политики экономии? Подавление чувственной сферы, и как следствие психическая компенсация, неразрывно связана с психическими патологиями – употреблением алкоголя и наркотиков, затяжной депрессией и самоубийствами.
Интересно, что на первом месте в мире по числу самоубийств стоят республики Балтии, где ежегодно в результате самоубийства погибает тридцать человек из ста тысяч. В «стране самоубийц» Швеции ведущими мотивы суицида являются социальные амбиции, болезненный страх и чувство вины за собственное несоответствие ситуации и несостоятельность. В таких экономически развитых странах как Австралия, Новая Зеландия и Ирландия уровень самоубийств также велик составляет до 40 человек на 100 тысяч населения.
Самой интересной странной, близкой к теме психологии экономии является Япония. Философия опоры на собственные силы, рациональный образ действий, свободная торговля были и остаются основными условиями для успешного развития этой страны. Но вместе с этим, уровень стресса в японских городах велик, что приводит к большому числу суицидов. В 2003 году покончили жизнь самоубийством 34427 человек, из них более одной четверти самоубийств совершены из-за финансовых проблем. Установлено, что самоубийства совершают служащие среднего возраста и лица, выходящие на пенсию. В 1997-1998 годах в среднем совершалось от 20 до 24 тысяч самоубийств в год, а в годы кризиса число самоубийств возросло на 35% и с тех пор составляет около 30 тыс. в год. Таким образом, не достижение финансового благополучия влияет на развитие негативных психических состояний, заставляет людей совершать самоубийства.
Несостоятельность толкает самоубийц на отчаянный шаг. Но почему? Потому что человек собственную состоятельность приравнял к цифрам, забыв, что он человек, что он нужен другому человеку, т.к. способен и может давать другим больше чем рейтинг своего богатства.
Реклама заставляет нас покупать и пользовать материальные блага. «Купи это и будешь счастливым человеком» – такова религия современного общества, которая транслируется со страниц газет и журналов. Стало быть, психика человека-экономного содержит внутренний конфликт. С одной стороны у него есть цель, более долгосрочная по сравнению с текущей покупкой, но с другой он становится объектом зомбирования со стороны СМИ или других людей, призывающих его тратить деньги сейчас. Встает задача защиты психики, которая решается путем информационного голода, путем практики сосредоточения своего внимания в выбранном направлении и поддержании этого направления на длительное время. Это приводит к психическому перенапряжению и истощению, что часто снимается алкоголем.
Возникает вопрос, каким образом можно накопить капитал, без страдания и с учетом нашей ментальности? Сегодня понятие капитал свободно от идеологической подоплеки, люди хотят быть богатыми, здоровыми и счастливыми. Капитал, материальный достаток - понятия, которые требую переосмысления в течение длительного периода времени. К этому нельзя придти по постановлению правительства. Сама идея, что нужно экономить - абстрактна даже для нашего мечтающего человека. Мысль, что можно постановлением переделать ментальность русского глубоко поверхностна, ошибочна и даже вредна.
Существует и нравственный аспект. Кто предлагает копить и кому? Если предлагают люди власти, состоятельные и богатые люди, то так ли они близки к народу? Если предлагается это пенсионеру, то он и так давно экономит, а копит себе на гроб, потому что власть не может ему дать больше. Так вот как протест против этого безнравственного предложения русский человек тем более не будет поддерживать эту «национальную идею», которая родилась в кейсах государственного олигархата.
Нельзя ничего достигнуть без мотивации и ясной цели. Сегодня каждый желающий двигаться к материальному достатку должен заключить внутренний договор, учитывающий разнонаправленные потребности, смыслы и мотивы жизнедеятельности. Потребности душевной жизнь должны не подавляться, а учитывать при экономии и накоплении капитала.
В заключении. Важно бояться не больших трат, а низких доходов. Только одна экономия не может сделать человека или государство богатым. Следует формировать контексты, в которых семья может зарабатывать дополнительно к основному заработку. Это реализуется путем создания равных условий доступа к материальным ресурсам, формирования правового и демократического и государства, устранения коррупции - чего нет в нынешней России. Без решения этих вопросов вряд ли можно рассчитывать на то, что россияне будут повально обретать экономический образ мышления, скорее государство получит страдающих и беспомощных скряг, не верящих в себя и лучшее.
В психоанализе говорят не только о типе характера, но и типе невроза, т.к. на лицо ограничения такого человека в социуме. Литературными иллюстрациями данного характера являются «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина, Плюшкин из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Эти персонажи пребывают в социальной изоляции, заслуживая лишь жалость и сострадание.
Скупой относится плохо ко всем, но хуже всего - к самому себе, он не столько накапливает и сохраняет, сколько бесчестит, бичует, и унижает себя.
Часто скупость это патологическая страсть, которая приходит с возрастом. Приятно видеть иностранных пенсионеров, которые с интересом рассматривают наши достопримечательности. Они хорошо одеты, приветливы, в их глазах жизнь и стремление к новому. В нашей стране скупость это непрерывная бедность из-за страха перед нищетой. Как правило, наш средний пенсионер это человек зараженный скупостью, в силу исторических и экономических условий его существования.
Человек, характер которого заострен в сторону скупости, не помнит о том, как быстротечно время и как коротка жизнь. Откладывая на потом материальное благо, в какой-то мере он откладывает и жизнь на потом. Живет из принципа – вот умру, тогда и поживу. Происходит отказ удовлетворять потребности своего тела и души, потребностей, которые необходимо удовлетворить сейчас. Такое удовлетворение в каком-то ключе можно назвать счастьем.
Тот, кто экономит, всегда подавляет, отказывает себе в чем-то. Некая сверхидея подавляет чувственную, эмоциональную сферу человека. Нельзя одновременно быть в плену у страсти и копить, т.к. само накопление и есть страсть, плоды от которой человек должен вкусить лишь в будущем. А раз это будущее, то человека нет в настоящем, а есть одержимый идеей счастья или страхом.
В отличии от скупости как черты характера экономический образ мышления есть интеллектуальный инструмент и техника мышления, помогающая приходить к правильным заключениям и ориентациям в области рыночной экономики. Данное мышление невозможно без знания и понимания рыночных отношений, таких понятий как благо, товар и услуги, потребитель и производитель, спрос и цена. Обладать таким мышлением значит знать экономические законы, как эти явления влияют друг на друга.
Экономия заставляет человека отказывать от трат. Но не все наши траты имеют конкретную цель, многие из них косвенно влияют на нашу самооценку. Например, ресторан это не только место, где можно поесть, но и культурный феномен, социальное сообщество, ритуал, призванный дать нам обратную связь о том, что с нами «все в порядке», повысить нашу самооценку. В случае отказа от возможности время от времени посещать ресторан, человек отказывается от инструмента повысить свою самооценку.
Овладеть экономическим образом мышления это найти ответ на вопрос - чем я руководствуюсь в своем поведении применительно к экономическим категориям? Большинство экономических теорий строятся, опираясь на вполне определенную предпосылку, что люди предпринимают те действия, которые, по их мнению, принесут им наибольшую пользу (выгоду, прибыль).
Экономический образ мышления создает предпосылки для накопления личного и национального капитала, лежит в основе психологии инвестирования и ответственного хозяйствования. Однако, патологическое накопление и бережливость не ведет человека к счастью, необходим баланс между мотивами и смыслами существования человека. Вспомним персонажа «Мертвых душ» Плюшкина, его страсть к накоплению фактически его разоряла, т.к. то, что он копил портилось, а хозяйство приходило в упадок. Сама скупость Плюшкина обрекало его на одиночество, на конфликт с обществом и собственной семьи.
Теперь полезно обратить внимание на особенности характера русского человека, который в противоположность западноевропейскому абсолютно нерыночный. Одними из черт русской ментальности являются психологическая и интеллектуальная чрезмерная восприимчивость и врожденный анархизм. Русский человек занят ленным «витанием в облаках». Вспомним наши сказки – поймать бы золотую рыбку, которая исполнит все желания.
Суровая жизнь до революции (про советский период и говорить не приходится), и идеализм характера приучили нашего человека к самоограничению в материальной жизни. Поэтому среди русских не было распространено накопительство, стремление к обогащению любой ценой и русский человек не мог все силы бросать на материальное благоустройство. Тем более что сама собственность, вернее права на нее не сильно ценились в обществе. В противовес этому у нас в большей мере развита духовность и сострадание, открытость и задушевность в общении. Поэтому копить для нас есть большая мука. Дойдя до какого-то уровня накопления, наш человек произносит словно молитву - другой там за околицей просит и молит, так я пойду и поделюсь (а заодно и нарушу зарок, что буду копить). Другой формой протеста против рутинного накопления и рационального хозяйствования является организация праздника, но не как закрепления некоего достижения, а как смерча, после которого стыдно (но не одиноко, ибо соборность превыше).
Какова же цена политики экономии? Подавление чувственной сферы, и как следствие психическая компенсация, неразрывно связана с психическими патологиями – употреблением алкоголя и наркотиков, затяжной депрессией и самоубийствами.
Интересно, что на первом месте в мире по числу самоубийств стоят республики Балтии, где ежегодно в результате самоубийства погибает тридцать человек из ста тысяч. В «стране самоубийц» Швеции ведущими мотивы суицида являются социальные амбиции, болезненный страх и чувство вины за собственное несоответствие ситуации и несостоятельность. В таких экономически развитых странах как Австралия, Новая Зеландия и Ирландия уровень самоубийств также велик составляет до 40 человек на 100 тысяч населения.
Самой интересной странной, близкой к теме психологии экономии является Япония. Философия опоры на собственные силы, рациональный образ действий, свободная торговля были и остаются основными условиями для успешного развития этой страны. Но вместе с этим, уровень стресса в японских городах велик, что приводит к большому числу суицидов. В 2003 году покончили жизнь самоубийством 34427 человек, из них более одной четверти самоубийств совершены из-за финансовых проблем. Установлено, что самоубийства совершают служащие среднего возраста и лица, выходящие на пенсию. В 1997-1998 годах в среднем совершалось от 20 до 24 тысяч самоубийств в год, а в годы кризиса число самоубийств возросло на 35% и с тех пор составляет около 30 тыс. в год. Таким образом, не достижение финансового благополучия влияет на развитие негативных психических состояний, заставляет людей совершать самоубийства.
Несостоятельность толкает самоубийц на отчаянный шаг. Но почему? Потому что человек собственную состоятельность приравнял к цифрам, забыв, что он человек, что он нужен другому человеку, т.к. способен и может давать другим больше чем рейтинг своего богатства.
Реклама заставляет нас покупать и пользовать материальные блага. «Купи это и будешь счастливым человеком» – такова религия современного общества, которая транслируется со страниц газет и журналов. Стало быть, психика человека-экономного содержит внутренний конфликт. С одной стороны у него есть цель, более долгосрочная по сравнению с текущей покупкой, но с другой он становится объектом зомбирования со стороны СМИ или других людей, призывающих его тратить деньги сейчас. Встает задача защиты психики, которая решается путем информационного голода, путем практики сосредоточения своего внимания в выбранном направлении и поддержании этого направления на длительное время. Это приводит к психическому перенапряжению и истощению, что часто снимается алкоголем.
Возникает вопрос, каким образом можно накопить капитал, без страдания и с учетом нашей ментальности? Сегодня понятие капитал свободно от идеологической подоплеки, люди хотят быть богатыми, здоровыми и счастливыми. Капитал, материальный достаток - понятия, которые требую переосмысления в течение длительного периода времени. К этому нельзя придти по постановлению правительства. Сама идея, что нужно экономить - абстрактна даже для нашего мечтающего человека. Мысль, что можно постановлением переделать ментальность русского глубоко поверхностна, ошибочна и даже вредна.
Существует и нравственный аспект. Кто предлагает копить и кому? Если предлагают люди власти, состоятельные и богатые люди, то так ли они близки к народу? Если предлагается это пенсионеру, то он и так давно экономит, а копит себе на гроб, потому что власть не может ему дать больше. Так вот как протест против этого безнравственного предложения русский человек тем более не будет поддерживать эту «национальную идею», которая родилась в кейсах государственного олигархата.
Нельзя ничего достигнуть без мотивации и ясной цели. Сегодня каждый желающий двигаться к материальному достатку должен заключить внутренний договор, учитывающий разнонаправленные потребности, смыслы и мотивы жизнедеятельности. Потребности душевной жизнь должны не подавляться, а учитывать при экономии и накоплении капитала.
В заключении. Важно бояться не больших трат, а низких доходов. Только одна экономия не может сделать человека или государство богатым. Следует формировать контексты, в которых семья может зарабатывать дополнительно к основному заработку. Это реализуется путем создания равных условий доступа к материальным ресурсам, формирования правового и демократического и государства, устранения коррупции - чего нет в нынешней России. Без решения этих вопросов вряд ли можно рассчитывать на то, что россияне будут повально обретать экономический образ мышления, скорее государство получит страдающих и беспомощных скряг, не верящих в себя и лучшее.
Обсуждения Халат Плюшкина или психология экономии