Ряд интересных автобиографических книг написала Кеннет Роши, женщина, выросшая на Западе, которая испытала кеншо (просветление или Богопостижение) в буддийском монастыре и позже основала в Калифорнии монастырь Шаста. Две из ее книг особенно интересны в смысле изучения воздействия Кундалини. Одна – автобиографический рассказ о глубинном исцелении и духовном преображении, которые произошли с ней в течение нескольких месяцев после предупреждения врачей, что она вскоре умрет от сердечной недостаточности. А вторая – это подробное описание древних методик, которые могут помочь сбалансировать энергию. В автобиографической книге "Как вырастить цветок лотоса"(1977) она описывает свои состояния и видения, подобные которым возникают при занятиях йогой, и тем самым показывает подход, совершенно отличный от традиций учителей Дзэн, которые сохраняют такие подробности в тайне.
Кеннет видит просветление как постоянный поток, а не как процесс, состоящий из отдельных стадий, начинающийся с первого кеншо (состояния просветленности), которое дзэн-буддисты называют "великой вспышкой глубокого понимания" или "Пронзанием Небес". [59] "Это то, в чем человек познает свое единство с чистотой пустоты и что становится еще глубже, если человек продолжает медитировать и упражняться". [60]
Постоянный поток, возникающий после первого кеншо, тонок, и его не испытывают как особенное состояние, хотя существуют моменты кеншо, которые "заставляют плясать" и являются признаками развития. Кеннет чувствует, что самый трудный период для ученика – это период между первым и третьим кеншо, потому что соблазны в это время намного сильнее и тоньше. Человек обнаруживает, что для того, чтобы развиваться дальше, он должен не только искоренить пристрастия, но и смыть следы, оставленные ими как в этой, так и в прошлых жизнях. По описанию Кеннет, в третьем кеншо есть все элементы первого, но первое случается как вспышка, как удар молнии, третье же происходит намного медленнее и подробнее, давая время ощутить каждый шаг на этом пути. Например, "на каждое противоречие человек смотрит не спеша и беспристрастно, а потом тщательно его разрешает, первое кеншо – это мгновенное постижение, дарованное благодатью; третье кеншо начинается как сознательный волевой акт". [61]
Кеннет считает, что не следует выполнять глубокую медитацию и упражняться одному или же в месте, где человека могут побеспокоить. Она писала: "Когда на пути духовного развития достигаются значительные результаты, мир прилагает в три, в четыре раза больше усилий, чтобы отвлечь и лишить мужества... и именно тогда жизненно необходима вера в воспоминание о первом кеншо; односекундное сомнение, одна лишь мысль о том, что можно сомневаться, может ввергнуть дух в пучину отчаяния, и результатом будет смерть. Настоящая медитация не для трусов; она опасна, рискованна и великолепна. По этой причине необходимо совершенно тихое и спокойное место. Вам также нужен друг или ученик, который готов на все, чтобы предотвратить попытки мира помешать вам". [62]
Кеннет Роши уверена, что всем людям доступно испытать кеншо и что стадии его у всех одинаковы, но что каждый человек видит и ощущает во время кеншо немного по-иному. Она предупреждает, что нельзя заниматься духовной практикой лишь для того, чтобы получить опыт кеншо. В рассказе о себе она отмечает 43 стадии движения к третьему кеншо, процесс которого начался, когда она была очень серьезно больна и недалека от смерти, с 12 дней медитации. События последующих месяцев описаны яркими красками, тут изображены ее трудности, решения, противоречия и расширенное сознание.
На первой стадии она увидела две дороги, олицетворявшие выбор в мире, и не пошла ни по одной, но отправилась вперед, видя перед собой большую горную цепь, прозрачную, как стекло. Решительно, отказавшись обращать внимание на свои несоответствия, ограничения, отвлечения и страхи, она поднялась на самый верх. С этой выгодной точки она увидела беспомощность и отчаяние в жизни тех, кто остался на обычных дорогах, но перед ней простиралась неизвестность, вскоре сменившаяся обширной темнотой. Она продолжала двигаться дальше, напоминая себе, что "все это не важно" и помня первое кеншо. Она поняла, что должна исправить каждый неверный поступок, когда-либо ею совершенный. [63]
Следуя дальше по своему пути, проходившему над огромной темной бездной или среди сияния манящих огней, которые она тоже оставила позади, она продолжала искать цель своей жизни, добираться до самого глубокого смысла каждого наставления буддизма, а также смотреть на свои прошлые жизни и распутывать оставшиеся после них узлы в карме путем беседы с соответствующими аспектами своей личности. На этом этапе ее физическая болезнь начала отступать, она стала поправляться.
КОММЕНТАРИЙ
В работе Кеннет подробно описываются ее внутренние видения и сознавание, а также указывается, как расширение сознавания может сопровождаться видениями. Ее описания перекликаются с йогическими описаниями света и энергии и описаниями самадхи.
Кроме того, что она перечисляет зрительные образы, которые могут сопровождать процесс духовного роста, она также указывает в общих чертах те задачи, которые нужно выполнить в русле этого процесса. Это исправление прошедших ошибок, просмотр прошлых жизней, отпускание привязанностей и соблазнов, следование своей цели с опорой на память о прошлых переживаниях, а также глубокое проникновение в значение образов и священных книг. Такие вещи редко, или даже никогда не упоминаются в литературе по Дзэн, которая обычно смотрит на видения и телесные ощущения как на "макио" или отвлекающий обман. Нарисованные ею яркие картины указывают на живейшее участие интуиции и зрения во всех ее состояниях. Также примечательно, что она начала процесс роста перед лицом смерти и в ходе его испытала чудесное исцеление и что важным в процессе было постоянное присутствие рядом с нею монаха, которому она полностью доверяла.
Кеннет видит просветление как постоянный поток, а не как процесс, состоящий из отдельных стадий, начинающийся с первого кеншо (состояния просветленности), которое дзэн-буддисты называют "великой вспышкой глубокого понимания" или "Пронзанием Небес". [59] "Это то, в чем человек познает свое единство с чистотой пустоты и что становится еще глубже, если человек продолжает медитировать и упражняться". [60]
Постоянный поток, возникающий после первого кеншо, тонок, и его не испытывают как особенное состояние, хотя существуют моменты кеншо, которые "заставляют плясать" и являются признаками развития. Кеннет чувствует, что самый трудный период для ученика – это период между первым и третьим кеншо, потому что соблазны в это время намного сильнее и тоньше. Человек обнаруживает, что для того, чтобы развиваться дальше, он должен не только искоренить пристрастия, но и смыть следы, оставленные ими как в этой, так и в прошлых жизнях. По описанию Кеннет, в третьем кеншо есть все элементы первого, но первое случается как вспышка, как удар молнии, третье же происходит намного медленнее и подробнее, давая время ощутить каждый шаг на этом пути. Например, "на каждое противоречие человек смотрит не спеша и беспристрастно, а потом тщательно его разрешает, первое кеншо – это мгновенное постижение, дарованное благодатью; третье кеншо начинается как сознательный волевой акт". [61]
Кеннет считает, что не следует выполнять глубокую медитацию и упражняться одному или же в месте, где человека могут побеспокоить. Она писала: "Когда на пути духовного развития достигаются значительные результаты, мир прилагает в три, в четыре раза больше усилий, чтобы отвлечь и лишить мужества... и именно тогда жизненно необходима вера в воспоминание о первом кеншо; односекундное сомнение, одна лишь мысль о том, что можно сомневаться, может ввергнуть дух в пучину отчаяния, и результатом будет смерть. Настоящая медитация не для трусов; она опасна, рискованна и великолепна. По этой причине необходимо совершенно тихое и спокойное место. Вам также нужен друг или ученик, который готов на все, чтобы предотвратить попытки мира помешать вам". [62]
Кеннет Роши уверена, что всем людям доступно испытать кеншо и что стадии его у всех одинаковы, но что каждый человек видит и ощущает во время кеншо немного по-иному. Она предупреждает, что нельзя заниматься духовной практикой лишь для того, чтобы получить опыт кеншо. В рассказе о себе она отмечает 43 стадии движения к третьему кеншо, процесс которого начался, когда она была очень серьезно больна и недалека от смерти, с 12 дней медитации. События последующих месяцев описаны яркими красками, тут изображены ее трудности, решения, противоречия и расширенное сознание.
На первой стадии она увидела две дороги, олицетворявшие выбор в мире, и не пошла ни по одной, но отправилась вперед, видя перед собой большую горную цепь, прозрачную, как стекло. Решительно, отказавшись обращать внимание на свои несоответствия, ограничения, отвлечения и страхи, она поднялась на самый верх. С этой выгодной точки она увидела беспомощность и отчаяние в жизни тех, кто остался на обычных дорогах, но перед ней простиралась неизвестность, вскоре сменившаяся обширной темнотой. Она продолжала двигаться дальше, напоминая себе, что "все это не важно" и помня первое кеншо. Она поняла, что должна исправить каждый неверный поступок, когда-либо ею совершенный. [63]
Следуя дальше по своему пути, проходившему над огромной темной бездной или среди сияния манящих огней, которые она тоже оставила позади, она продолжала искать цель своей жизни, добираться до самого глубокого смысла каждого наставления буддизма, а также смотреть на свои прошлые жизни и распутывать оставшиеся после них узлы в карме путем беседы с соответствующими аспектами своей личности. На этом этапе ее физическая болезнь начала отступать, она стала поправляться.
КОММЕНТАРИЙ
В работе Кеннет подробно описываются ее внутренние видения и сознавание, а также указывается, как расширение сознавания может сопровождаться видениями. Ее описания перекликаются с йогическими описаниями света и энергии и описаниями самадхи.
Кроме того, что она перечисляет зрительные образы, которые могут сопровождать процесс духовного роста, она также указывает в общих чертах те задачи, которые нужно выполнить в русле этого процесса. Это исправление прошедших ошибок, просмотр прошлых жизней, отпускание привязанностей и соблазнов, следование своей цели с опорой на память о прошлых переживаниях, а также глубокое проникновение в значение образов и священных книг. Такие вещи редко, или даже никогда не упоминаются в литературе по Дзэн, которая обычно смотрит на видения и телесные ощущения как на "макио" или отвлекающий обман. Нарисованные ею яркие картины указывают на живейшее участие интуиции и зрения во всех ее состояниях. Также примечательно, что она начала процесс роста перед лицом смерти и в ходе его испытала чудесное исцеление и что важным в процессе было постоянное присутствие рядом с нею монаха, которому она полностью доверяла.
Обсуждения Пробужденные. Кеннет Роши: в русле дзэн-буддизма