I. Понятие одиночества в психологических исследованиях
Одиночество принадлежит к «числу тех понятий и категорий, реальный жизненный смысл которых, казалось бы, отчетливо представлен даже обыденному сознанию, однако подобная отчетливость обманчива, поскольку скрывает сложное, противоречивое содержание, как бы ускользающее от рационального анализа».
Одиночество принадлежит к «числу тех понятий и категорий, реальный жизненный смысл которых, казалось бы, отчетливо представлен даже обыденному сознанию, однако подобная отчетливость обманчива, поскольку скрывает сложное, противоречивое содержание, как бы ускользающее от рационального анализа».
В самом общем приближении, практически всеми авторами одиночество связывается с переживанием человеком некой «оторванности» его от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармонии мироздания, наконец, от собственного «Я» [8].
Первыми из психологов, кто стал заниматься проблемой одиночества, стали психоаналитики школы З.Фрейда [17]. С их точки зрения, одиночество становится следствием таких черт личности, как нарциссизм, мания величия и агрессивность. Постепенно эти врожденные или приобретенные свойства психики аккумулируются в комплекс «одиночество». З.Фрейд писал, что невроз заменяет монастырь, в который удалились разочарованные в жизни люди или те, которые чувствовали себя слишком слабыми для жизни. Монастырь – место уединения от мирской жизни, где человек уже не чувствует себя изгоем за свое пристрастие к одиночеству. При невозможности отречения от мира и ухода в монастырь человек «уходит» в невроз. То есть сам невроз следует за одиночеством [17].
Г.Салливан проследил возрастную динамику потребности человека в интимной близости [4]. В раннем детстве эта потребность проявляется в стремлении ребенка к контакту сначала со взрослым, затем со сверстниками. В подростковом возрасте возникает потребность в друге одного пола, с которым можно поделиться самым сокровенным. Салливан также установил большое влияние характера взаимоотношений с родителями на успешность установления приятельских отношений со сверстниками. Если у подростка проявляется неспособность к удовлетворению потребности в интимности, то это может привести к глубокому одиночеству, как в данном возрасте, так и в последующей жизни.
Ф.Фромм-Рейхман в статье «Одиночество» считает проявление одиночества экстремальным состоянием, поскольку изучала его на группе шизофреников. Автор полагает, что одиночество носит разрушительный характер, приводит к развитию психопатических состояний и превращает людей в «эмоционально парализованных и беспомощных». Иногда одиночество полностью деморализует человека, что может вести к психической девиации. Большое значение в его формировании имеет преждевременное отлучение от материнской ласки [9].
Карл Роджерс полагал, что одиночество обозначает слабую приспособляемость личности к внешним условиям и внешнему «Я». Причина одиночества – внутри индивида, в феноменологических несоответствиях его представлений о собственном «Я». Можно сказать, что Роджерс рассматривал одиночество как отчуждение личности от ее истоков; содержание опыта одиночества составляют текущие влияния на личность, а не ранние детские впечатления [10,11].
Сторонники социологического подхода, К.Боумен, Д.Рисмен, П.Слейтер считают одиночество общим статистическим показателем, характеризующим общество [12]. Источником одиночества у П.Слейтера выступает индивидуализм. Он пишет, что человек стремится к общению, сопричастности и значимости. Но ввиду того, что в обществе все чаще действует принцип «каждый сам за себя», эти потребности оказываются неудовлетворенными, и результатом становится одиночество.
Согласно точке зрения К.Боумена, любое изменение социальных институтов неизбежно приводит к «провалам», разрывам межличностных связей и тем самым порождает одиночество [12].
Когнитивные модели (в частности модель «когнитивного диссонанса») определяют одиночество как «реакцию индивида на восприятие того факта, что имеющиеся социальные связи не соизмеряются с определенным внутренним стандартом». Таким образом, в центре внимания оказываются две основных взаимосвязанных проблемы: каким образом человек оценивает и соизмеряет с образом свою социальную жизнь, и что выступает в качестве образца [7].
Л.Г. Гринмак справедливо утверждает, что для нормального развития организма и психики человеку абсолютно необходимо периодически оставаться в полном одиночестве [1]. Основная причина одиночества согласно ему - в потере сущности нравственного единения человеческого рода, утрате истинного, смыслового содержания этого понятия; по их мнению, проблема одиночества имеет всечеловеческий масштаб.
В своих работах Э. Фромм [14, 15] перечислил и рассмотрел ряд социальных потребностей, формирующих резко отрицательное отношение личности к одиночеству, а именно, потребность в общении, в связях с людьми, потребность в самоутверждении, в привязанности, потребность обладать самосознанием, иметь систему ориентаций и объект поклонения. Чувство одиночества выступает, с одной стороны, как результат фрустрирования этих потребностей; оно фрагментирует личность, раскалывает ее на дискретные части. Сама натура человека не может быть согласна с изоляцией и одиночеством. В целом, одиночество у Фромма определяется, как « неспособность соотносится с другими людьми, ценностями и идеалами вообще» [14].
Особый подход к одиночеству прослеживается у К.Г.Юнга [18, 19]. С одной стороны он понимает одиночество как отсутствие или переживание отсутствия удовлетворяющего социального окружения, сопровождаемое симптомами психологического дистресса. С другой стороны, занимаясь проблемами кризиса середины жизни, автор отмечает, что пребывание в состоянии одиночества - это необходимый аспект развития человеческой личности. Особенно это связано с жизненными этапами, когда происходит переоценка ценностей.
Оригинальная точка зрения на проблему одиночества принадлежит А.Маслоу [6]. Изучая особенности самоактуализирующихся личностей, он пришел к выводу, что для таких личностей характерна потребность в одиночестве. Он определяет ее как «…нормальную, абсолютно необходимую человеку, стремящемуся к самопознанию, самосовершенствованию и собственной актуализации» [6].
Таким образом одиночество - сложное эмоциональное переживание, которое имеет многоуровневый и противоречивый характер. Эта противоречивость возникает из самой сущности человеческого бытия. С одной стороны, субъект, испытывает потребность в автономии и индивидуализации, с другой - он существо общественное, испытывающее потребность в единении с другими людьми. Поэтому потеря продуктивных контактов с людьми и одиночество представляет для него серьезную проблему.
II.Причины возникновения одиночества
Одиночество не возникает за один день. Оно может быть результатом всей жизни или характера человека. Оно может быть последствием какого-либо события или травмы, пережитой человеком. Иногда мы даже не подозреваем о том, что теми или иными поступками или действиями сами себя загоняем в тупик одиночества [20].
1.Воспитание.
Некоторые люди имеют тенденцию к одиночеству из-за определённых событий и обстоятельств, произошедших в их раннем детстве. Например, у ребёнка, чьи родители сдерживали свои чувства или, наоборот, были излишне критичны в своих высказываниях, могут сформироваться комплексы, которые в будущем негативно отразятся на его умении взаимодействовать с окружающими. Одни из них так и не научатся нормальному общению и дружбе со сверстниками. У других может сформироваться резкий и агрессивный характер, который будет отпугивать и отталкивать окружающих. Третьи будут обречены на одиночество из-за чересчур заниженной самооценки и боязни быть отвергнутыми обществом. Одиночество может стать стилем жизни у тех, кто так и не сумел развить в себе межличностных навыков и способностей, таких как коммуникабельность и т.п.
2. Социальные факторы.
Существует ряд социальных факторов, играющих на руку одиночеству. Мы живём в век научно-технического прогресса, когда человек легко может обойтись без помощи другого человека. Сегодня мы можем делать многое, не выходя из дома. Телевидение и интернет заменили нам родственников и друзей. Многие пожилые люди страдают от одиночества из-за боязни выйти из дома в связи с возросшим ростом бандитизма. Постоянная занятость на работе или частые переезды мешают развитию тесных дружеских взаимоотношений между людьми.
3. Обстоятельства.
Одиночество также может быть результатом жизненных обстоятельств. Несемейные, разведённые или овдовевшие люди более склонны к одиночеству в силу своих обстоятельств. Однако от одиночества может страдать даже семьянин, взаимоотношения в семье которого лишены взаимопонимания, любви и близости. Также жертвами одиночества по обстоятельствам могут стать студенты, находящиеся на учёбе вдали от дома; специалисты, вынужденные проводить время в частых командировках; пожилые люди, чьи дети и внуки переехали в другой город или страну, а также больные и инвалиды. Кроме того, так называемые «трудоголики» и представители отдельных профессий (например, компьютерщики) также могут стать жертвами одиночества. Все эти люди принадлежат к группе риска стать одинокими людьми по обстоятельствам.
4.Привычки и пороки.
В некоторых случаях люди становятся одинокими благодаря своим нехорошим привычкам, или порокам. Так алкоголизм, наркомания, алчность или расточительность (азартные игры) способствуют тому, что человек лишается и семьи и друзей. Кроме того, зачастую одинокие люди усугубляют своё одиночество такими пороками, как алкоголизм, наркомания и пр. Сегодня количественный рост банд, сект и культов во многом объясняется увеличением количества людей, которые не в состоянии избежать одиночества иным способом. Оной из самых распространённых причин одиночества является эгоизм. Эгоисты любят использовать окружающих. Они начинают с родных и близких, но скоро остаются без друзей. Тогда они начинают использовать знакомых и соседей. Но вскоре и те отворачиваются от них. Часто эгоисты остаются одними потому, что не любят никого ни о чём просить и, как следствие, не любят никого благодарить.
5. Экономические причины. Иллюстрацией к этому пункту может быть поговорка: «Сытый голодного не разумеет». Не секрет, что когда человек беднеет (или теряет своё состояние) от него многие отказываются и отворачиваются, тем самым, обрекая его на одиночество. В то же самое время известно множество случаев, когда богатые люди в силу своего положения в обществе и по причине своего огромного состояния кончали жизнь самоубийством по причине одиночества [20].
III. Возможные последствия переживания одиночества
Одиночество может подтолкнуть к греховным взаимоотношениям.
Взаимоотношения с людьми является противоположностью одиночеству. Именно поэтому для большинства людей интимные взаимоотношения с представителями противоположного пола являются попыткой избавится от одиночества. Иными словами, стараясь избежать одиночества, люди вступают в греховные взаимоотношения. Однако эти люди не понимают, что физическая близость не может полностью удовлетворить и насытить опустошённое одинокое сердце. Половая близость может лишь отвлечь на время, но не в состоянии устранить проблему одиночества.
Одиночество может негативно отразиться на финансах.
Некоторых людей приступы одиночества побуждают идти в магазин и делать ненужные покупки, чтобы хоть на время забыться и пережить эмоциональный подъём. Однако этот подъём длится недолго и, как правило, больно бьёт по кошельку.
Одиночество может деформировать самооценку.
Одно из самых опасных последствий одиночества – это заниженная самооценка. Человек с низкой самооценкой верит в свою бесполезность и никчёмность. Он считает ненужным ни Богу, ни людям, и даже может поставить под сомнение необходимость своего существования.
Одиночество может привести к развитию болезней и к самоубийству.
Наше тело и эмоции взаимосвязаны. Приступ одиночества может привести к озлобленности, депрессии, которая позже может вылиться в физическое недомогание и, в некоторых случаях, к сумасшествию. Кроме того, многие люди, впадающие в депрессию имеют тенденцию к чревоугодию: они начинают есть для того, чтобы на время забыть о своей проблеме и пережить хотя бы временный эмоциональный подъём. Этот подъём длиться недолго, и, как правило, негативно сказывается на здоровье переедающего человека. В некоторых случаях одиночество может даже привести и к самоубийству. Это происходит тогда, когда человек уже не видит иного выхода из сложившейся ситуации, как только, лишая себя жизни [20].
IV. Методики исследования особенностей переживания одиночества
Для исследования особенностей переживания одиночества возможно использоват следующие диагностические методики: методика субъективного шкалирования структуры эмоциональных переживаний [2, 3]; тест-опросник субъективного ощущения одиночества М.Фергюссона [13]; тест смысло-жизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева [4]; методика предельных смыслов (МПС) Д.А. Леонтьева [5].
Тест субъективного ощущения одиночества М. Фергюссона [13] представляет собой опросник, состоящий из 20 утверждений, которые по своему смыслу содержат в себе тот или иной аспект проявления одиночества. На каждое утверждение испытуемому предлагаются четыре варианта ответа, из которых выбрать следует только один. Эти варианты связаны с частотой проявления во внутреннем или внешнем мире субъекта определенного переживания или отношения (часто, иногда, редко, никогда). Основная диагностическая цель: выявить уровень субъективного ощущения одиночества.
Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) [4] является адаптированной Д.А. Леонтьевым версией теста «Цель в жизни» Д.Крамбо и Л.Махолика [4]. Методика направлена на психометрическую диагностику количественной меры наполненности жизни смыслом, является многомерной и содержит, наряду с общим показателем осмысленности жизни, пять субшкал, три из которых непосредственно связаны с временным измерением («Цель в жизни», «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни», «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией»), а также два аспекта внутреннего локуса контроля («Локус контроля Я» и «Управляемость жизни»). Методика представляет собой набор из 20 утверждений, каждое из которых имеет раздваивающиеся противоположные окончания, задающие полюса оценочных шкал, между которыми возможны 7 градаций предпочтения. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) – полюсу ее отсутствия. Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций по каждому утверждению. Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений по всем шкалам, общая сумма баллов (всех шкал) является общим показателем осмысленности жизни [4].
Методика субъективного шкалирования эмоциональных переживаний отношения к жизни [3]. В соответствии с основными общепринятыми этапами создания методики субъективного шкалирования [2, 16] для диагностики структуры эмоциональных переживаний отношения к жизни осуществлялась следующая процедура: на основании бесед с испытуемыми был составлен избыточный список эмоциональных переживаний, характерных для человека указанного возрастного диапазона, и проведена их трансформация в форму биполярных шкал. Эмоциональные переживания были представлены антонимистическими наречиями. В результате проведения пилотажного исследования, экспертной оценки и обработки данных методом парного сравнения была создана методика субъективного шкалирования, включающая 13 биполярных шкал.
Методика предельных смыслов (МПС) [5] разработана Д.А. Леонтьевым в целях диагностики динамических смысловых систем (ДСС) сознания, отраженных в индивидуальном мировоззрении субъекта. (ДСС) Д.А. Леонтьев определяет как относительно устойчивую и автономную иерархически организованную систему, включающую в себя ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующую как единое целое. Под мировоззрением Д.А. Леонтьев понимает ядро индивидуального образа мира, содержащего как представления о наиболее общих свойствах, связях и закономерностях, присущих предметам и явлениям действительности, их взаимоотношениям, а также человеческой деятельности и взаимоотношениям людей, так и представления о характеристиках идеального, совершенного мира, общества и человека [4].
V. Возможные подходы к решению проблемы одиночества
Смотрите в глаза. Если вы хотите подружиться с кем-либо или познакомиться с женщиной, вы должны дать им почувствовать, что вы открытый, дружелюбный человек, с которым любой будет рад пообщаться. Чтобы внушить к себе расположение и симпатию, прежде всего, смотрите в глаза собеседнику. Зрительный контакт - это своего рода психологическое поощрение. Смотря человеку в глаза, вы как бы говорите: «Вы мне интересны». Существует даже правило, выведенное па основе изучения значения зрительного контакта: смотрите прямо в глаза собеседнику в течение 15-20 секунд (если смотреть дольше, человек почувствует себя неуютно). Затем отведите взгляд на 5 секунд. Далее следуйте этой формуле, чередуя прямой взгляд и взгляд в сторону. Со временем такое поведение войдет в привычку. Если же вы один из тех, кто отводит взгляд слишком часто и надолго, следует пересмотреть свои манеры. Если вы избегаете взгляда своего собеседника, он может понять это так, что он вам неинтересен, часто такое поведение просто обижает. Прекратите двойную игру. Не вступайте ради общения более чем в три разные организации, лучше ограничиться двумя. Конечно, будучи членом какого-то клуба, легче познакомиться с новыми людьми, но если вы вступите сразу в несколько клубов, у вас просто не останется времени на действительно содержательные отношения. Многочисленные шапочные знакомства не решат проблемы одиночества. Поэтому сосредоточьтесь на посещении тех клубов или организаций, где вам на самом деле нравится.
Вступите в клуб или запишитесь на курсы, где вы встретите людей, разделяющих ваши интересы. Это один из самых верных способов завести новых друзей. Вступите в спортивное общество, запишитесь на занятий плаванием. Найдите книжный клуб для любителей детективов. В общем, годится любая подобная организация или общество. Чем шире круг общения, тем больше шансов, что вы встретите кого-то, кто придется вам по душе. Все, что вам нужно, - это найти одного-двух единомышленников.
Учитесь слушать. Еще один ключик к общению с людьми - отнестись к их речам с восторженным вниманием, этот прием называется активным слушанием. Представьте себе, что на каком-то деловом мероприятии вы познакомились с привлекательной женщиной. Слушая ее, вы смотрите ей в глаза, киваете в знак согласия, время от времени поддакиваете, тем самым, поощряя собеседницу к продолжению разговора. Иногда вы задаете наводящие вопросы по теме беседы: это показывает, что вы внимательно слушаете и живо реагируете па сказанное. Попробуйте «расшифровать полученное сообщение. В разговоре с человеком, потерявшим душевное равновесие, выслушайте его и скажите что-нибудь вроде: «Я понимаю, какое это было для вас тяжелое испытание». С помощью одной этой фразы вы подвели итог беседе, показали, что вы активно слушали, расшифровали полученную информацию и довольно выразительно отреагировали на нее. Активное слушание может показаться нарочитым, но оно очень эффективно. Кроме того, когда вы найдете собеседника с теми же интересами и системой ценностей, что и у вас, все эти кивания, поддакивания и пристальные взгляды уже не будут казаться притворством. Они будут вполне искреннимивсегда тот, кто живет один, испытывает чувство одиночества. В истории есть масса примеров людей самодостаточных, которые не нуждались в чьей-либо компании по тем или иным причинам. Вот трое из тех, кто оставил неизгладимый след в истории, пройдя свой путь в одиночку.
Лечитесь цветами. Может быть, это покажется странным, но метод альтернативной медицины, называемый цветочной терапией, помогает облегчить чувство одиночества. Цветочные эссенции - это жидкие экстракты растений, используемые исключительно для лечения эмоциональных расстройств. Специалисты рекомендует использовать эссенцию из цветков мальвы для преодоления социального дискомфорта и формирования чувства доверия и сердечности [20].
Заключение
Одиночество - это болезненное чувство: оно ранит, проникая глубоко в сердце. Иногда человеку хочется кому-то сказать о своём одиночестве, но он боится даже заговорить об этом: «А что, если люди не поймут меня? Мне от этого станет ещё больнее, и ещё более одиноко». Именно по этой причине, человек приходит на прием к психологу-консультанту, задача, которого разъяснить клиенту природу его проблемы, указать на возможные причины и последствия. С помощь квалифицированного подхода попытаться наметить алгоритм решения проблемы и совместными усилиями добиться результата.
Первыми из психологов, кто стал заниматься проблемой одиночества, стали психоаналитики школы З.Фрейда [17]. С их точки зрения, одиночество становится следствием таких черт личности, как нарциссизм, мания величия и агрессивность. Постепенно эти врожденные или приобретенные свойства психики аккумулируются в комплекс «одиночество». З.Фрейд писал, что невроз заменяет монастырь, в который удалились разочарованные в жизни люди или те, которые чувствовали себя слишком слабыми для жизни. Монастырь – место уединения от мирской жизни, где человек уже не чувствует себя изгоем за свое пристрастие к одиночеству. При невозможности отречения от мира и ухода в монастырь человек «уходит» в невроз. То есть сам невроз следует за одиночеством [17].
Г.Салливан проследил возрастную динамику потребности человека в интимной близости [4]. В раннем детстве эта потребность проявляется в стремлении ребенка к контакту сначала со взрослым, затем со сверстниками. В подростковом возрасте возникает потребность в друге одного пола, с которым можно поделиться самым сокровенным. Салливан также установил большое влияние характера взаимоотношений с родителями на успешность установления приятельских отношений со сверстниками. Если у подростка проявляется неспособность к удовлетворению потребности в интимности, то это может привести к глубокому одиночеству, как в данном возрасте, так и в последующей жизни.
Ф.Фромм-Рейхман в статье «Одиночество» считает проявление одиночества экстремальным состоянием, поскольку изучала его на группе шизофреников. Автор полагает, что одиночество носит разрушительный характер, приводит к развитию психопатических состояний и превращает людей в «эмоционально парализованных и беспомощных». Иногда одиночество полностью деморализует человека, что может вести к психической девиации. Большое значение в его формировании имеет преждевременное отлучение от материнской ласки [9].
Карл Роджерс полагал, что одиночество обозначает слабую приспособляемость личности к внешним условиям и внешнему «Я». Причина одиночества – внутри индивида, в феноменологических несоответствиях его представлений о собственном «Я». Можно сказать, что Роджерс рассматривал одиночество как отчуждение личности от ее истоков; содержание опыта одиночества составляют текущие влияния на личность, а не ранние детские впечатления [10,11].
Сторонники социологического подхода, К.Боумен, Д.Рисмен, П.Слейтер считают одиночество общим статистическим показателем, характеризующим общество [12]. Источником одиночества у П.Слейтера выступает индивидуализм. Он пишет, что человек стремится к общению, сопричастности и значимости. Но ввиду того, что в обществе все чаще действует принцип «каждый сам за себя», эти потребности оказываются неудовлетворенными, и результатом становится одиночество.
Согласно точке зрения К.Боумена, любое изменение социальных институтов неизбежно приводит к «провалам», разрывам межличностных связей и тем самым порождает одиночество [12].
Когнитивные модели (в частности модель «когнитивного диссонанса») определяют одиночество как «реакцию индивида на восприятие того факта, что имеющиеся социальные связи не соизмеряются с определенным внутренним стандартом». Таким образом, в центре внимания оказываются две основных взаимосвязанных проблемы: каким образом человек оценивает и соизмеряет с образом свою социальную жизнь, и что выступает в качестве образца [7].
Л.Г. Гринмак справедливо утверждает, что для нормального развития организма и психики человеку абсолютно необходимо периодически оставаться в полном одиночестве [1]. Основная причина одиночества согласно ему - в потере сущности нравственного единения человеческого рода, утрате истинного, смыслового содержания этого понятия; по их мнению, проблема одиночества имеет всечеловеческий масштаб.
В своих работах Э. Фромм [14, 15] перечислил и рассмотрел ряд социальных потребностей, формирующих резко отрицательное отношение личности к одиночеству, а именно, потребность в общении, в связях с людьми, потребность в самоутверждении, в привязанности, потребность обладать самосознанием, иметь систему ориентаций и объект поклонения. Чувство одиночества выступает, с одной стороны, как результат фрустрирования этих потребностей; оно фрагментирует личность, раскалывает ее на дискретные части. Сама натура человека не может быть согласна с изоляцией и одиночеством. В целом, одиночество у Фромма определяется, как « неспособность соотносится с другими людьми, ценностями и идеалами вообще» [14].
Особый подход к одиночеству прослеживается у К.Г.Юнга [18, 19]. С одной стороны он понимает одиночество как отсутствие или переживание отсутствия удовлетворяющего социального окружения, сопровождаемое симптомами психологического дистресса. С другой стороны, занимаясь проблемами кризиса середины жизни, автор отмечает, что пребывание в состоянии одиночества - это необходимый аспект развития человеческой личности. Особенно это связано с жизненными этапами, когда происходит переоценка ценностей.
Оригинальная точка зрения на проблему одиночества принадлежит А.Маслоу [6]. Изучая особенности самоактуализирующихся личностей, он пришел к выводу, что для таких личностей характерна потребность в одиночестве. Он определяет ее как «…нормальную, абсолютно необходимую человеку, стремящемуся к самопознанию, самосовершенствованию и собственной актуализации» [6].
Таким образом одиночество - сложное эмоциональное переживание, которое имеет многоуровневый и противоречивый характер. Эта противоречивость возникает из самой сущности человеческого бытия. С одной стороны, субъект, испытывает потребность в автономии и индивидуализации, с другой - он существо общественное, испытывающее потребность в единении с другими людьми. Поэтому потеря продуктивных контактов с людьми и одиночество представляет для него серьезную проблему.
II.Причины возникновения одиночества
Одиночество не возникает за один день. Оно может быть результатом всей жизни или характера человека. Оно может быть последствием какого-либо события или травмы, пережитой человеком. Иногда мы даже не подозреваем о том, что теми или иными поступками или действиями сами себя загоняем в тупик одиночества [20].
1.Воспитание.
Некоторые люди имеют тенденцию к одиночеству из-за определённых событий и обстоятельств, произошедших в их раннем детстве. Например, у ребёнка, чьи родители сдерживали свои чувства или, наоборот, были излишне критичны в своих высказываниях, могут сформироваться комплексы, которые в будущем негативно отразятся на его умении взаимодействовать с окружающими. Одни из них так и не научатся нормальному общению и дружбе со сверстниками. У других может сформироваться резкий и агрессивный характер, который будет отпугивать и отталкивать окружающих. Третьи будут обречены на одиночество из-за чересчур заниженной самооценки и боязни быть отвергнутыми обществом. Одиночество может стать стилем жизни у тех, кто так и не сумел развить в себе межличностных навыков и способностей, таких как коммуникабельность и т.п.
2. Социальные факторы.
Существует ряд социальных факторов, играющих на руку одиночеству. Мы живём в век научно-технического прогресса, когда человек легко может обойтись без помощи другого человека. Сегодня мы можем делать многое, не выходя из дома. Телевидение и интернет заменили нам родственников и друзей. Многие пожилые люди страдают от одиночества из-за боязни выйти из дома в связи с возросшим ростом бандитизма. Постоянная занятость на работе или частые переезды мешают развитию тесных дружеских взаимоотношений между людьми.
3. Обстоятельства.
Одиночество также может быть результатом жизненных обстоятельств. Несемейные, разведённые или овдовевшие люди более склонны к одиночеству в силу своих обстоятельств. Однако от одиночества может страдать даже семьянин, взаимоотношения в семье которого лишены взаимопонимания, любви и близости. Также жертвами одиночества по обстоятельствам могут стать студенты, находящиеся на учёбе вдали от дома; специалисты, вынужденные проводить время в частых командировках; пожилые люди, чьи дети и внуки переехали в другой город или страну, а также больные и инвалиды. Кроме того, так называемые «трудоголики» и представители отдельных профессий (например, компьютерщики) также могут стать жертвами одиночества. Все эти люди принадлежат к группе риска стать одинокими людьми по обстоятельствам.
4.Привычки и пороки.
В некоторых случаях люди становятся одинокими благодаря своим нехорошим привычкам, или порокам. Так алкоголизм, наркомания, алчность или расточительность (азартные игры) способствуют тому, что человек лишается и семьи и друзей. Кроме того, зачастую одинокие люди усугубляют своё одиночество такими пороками, как алкоголизм, наркомания и пр. Сегодня количественный рост банд, сект и культов во многом объясняется увеличением количества людей, которые не в состоянии избежать одиночества иным способом. Оной из самых распространённых причин одиночества является эгоизм. Эгоисты любят использовать окружающих. Они начинают с родных и близких, но скоро остаются без друзей. Тогда они начинают использовать знакомых и соседей. Но вскоре и те отворачиваются от них. Часто эгоисты остаются одними потому, что не любят никого ни о чём просить и, как следствие, не любят никого благодарить.
5. Экономические причины. Иллюстрацией к этому пункту может быть поговорка: «Сытый голодного не разумеет». Не секрет, что когда человек беднеет (или теряет своё состояние) от него многие отказываются и отворачиваются, тем самым, обрекая его на одиночество. В то же самое время известно множество случаев, когда богатые люди в силу своего положения в обществе и по причине своего огромного состояния кончали жизнь самоубийством по причине одиночества [20].
III. Возможные последствия переживания одиночества
Одиночество может подтолкнуть к греховным взаимоотношениям.
Взаимоотношения с людьми является противоположностью одиночеству. Именно поэтому для большинства людей интимные взаимоотношения с представителями противоположного пола являются попыткой избавится от одиночества. Иными словами, стараясь избежать одиночества, люди вступают в греховные взаимоотношения. Однако эти люди не понимают, что физическая близость не может полностью удовлетворить и насытить опустошённое одинокое сердце. Половая близость может лишь отвлечь на время, но не в состоянии устранить проблему одиночества.
Одиночество может негативно отразиться на финансах.
Некоторых людей приступы одиночества побуждают идти в магазин и делать ненужные покупки, чтобы хоть на время забыться и пережить эмоциональный подъём. Однако этот подъём длится недолго и, как правило, больно бьёт по кошельку.
Одиночество может деформировать самооценку.
Одно из самых опасных последствий одиночества – это заниженная самооценка. Человек с низкой самооценкой верит в свою бесполезность и никчёмность. Он считает ненужным ни Богу, ни людям, и даже может поставить под сомнение необходимость своего существования.
Одиночество может привести к развитию болезней и к самоубийству.
Наше тело и эмоции взаимосвязаны. Приступ одиночества может привести к озлобленности, депрессии, которая позже может вылиться в физическое недомогание и, в некоторых случаях, к сумасшествию. Кроме того, многие люди, впадающие в депрессию имеют тенденцию к чревоугодию: они начинают есть для того, чтобы на время забыть о своей проблеме и пережить хотя бы временный эмоциональный подъём. Этот подъём длиться недолго, и, как правило, негативно сказывается на здоровье переедающего человека. В некоторых случаях одиночество может даже привести и к самоубийству. Это происходит тогда, когда человек уже не видит иного выхода из сложившейся ситуации, как только, лишая себя жизни [20].
IV. Методики исследования особенностей переживания одиночества
Для исследования особенностей переживания одиночества возможно использоват следующие диагностические методики: методика субъективного шкалирования структуры эмоциональных переживаний [2, 3]; тест-опросник субъективного ощущения одиночества М.Фергюссона [13]; тест смысло-жизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева [4]; методика предельных смыслов (МПС) Д.А. Леонтьева [5].
Тест субъективного ощущения одиночества М. Фергюссона [13] представляет собой опросник, состоящий из 20 утверждений, которые по своему смыслу содержат в себе тот или иной аспект проявления одиночества. На каждое утверждение испытуемому предлагаются четыре варианта ответа, из которых выбрать следует только один. Эти варианты связаны с частотой проявления во внутреннем или внешнем мире субъекта определенного переживания или отношения (часто, иногда, редко, никогда). Основная диагностическая цель: выявить уровень субъективного ощущения одиночества.
Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) [4] является адаптированной Д.А. Леонтьевым версией теста «Цель в жизни» Д.Крамбо и Л.Махолика [4]. Методика направлена на психометрическую диагностику количественной меры наполненности жизни смыслом, является многомерной и содержит, наряду с общим показателем осмысленности жизни, пять субшкал, три из которых непосредственно связаны с временным измерением («Цель в жизни», «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни», «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией»), а также два аспекта внутреннего локуса контроля («Локус контроля Я» и «Управляемость жизни»). Методика представляет собой набор из 20 утверждений, каждое из которых имеет раздваивающиеся противоположные окончания, задающие полюса оценочных шкал, между которыми возможны 7 градаций предпочтения. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) – полюсу ее отсутствия. Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций по каждому утверждению. Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений по всем шкалам, общая сумма баллов (всех шкал) является общим показателем осмысленности жизни [4].
Методика субъективного шкалирования эмоциональных переживаний отношения к жизни [3]. В соответствии с основными общепринятыми этапами создания методики субъективного шкалирования [2, 16] для диагностики структуры эмоциональных переживаний отношения к жизни осуществлялась следующая процедура: на основании бесед с испытуемыми был составлен избыточный список эмоциональных переживаний, характерных для человека указанного возрастного диапазона, и проведена их трансформация в форму биполярных шкал. Эмоциональные переживания были представлены антонимистическими наречиями. В результате проведения пилотажного исследования, экспертной оценки и обработки данных методом парного сравнения была создана методика субъективного шкалирования, включающая 13 биполярных шкал.
Методика предельных смыслов (МПС) [5] разработана Д.А. Леонтьевым в целях диагностики динамических смысловых систем (ДСС) сознания, отраженных в индивидуальном мировоззрении субъекта. (ДСС) Д.А. Леонтьев определяет как относительно устойчивую и автономную иерархически организованную систему, включающую в себя ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующую как единое целое. Под мировоззрением Д.А. Леонтьев понимает ядро индивидуального образа мира, содержащего как представления о наиболее общих свойствах, связях и закономерностях, присущих предметам и явлениям действительности, их взаимоотношениям, а также человеческой деятельности и взаимоотношениям людей, так и представления о характеристиках идеального, совершенного мира, общества и человека [4].
V. Возможные подходы к решению проблемы одиночества
Смотрите в глаза. Если вы хотите подружиться с кем-либо или познакомиться с женщиной, вы должны дать им почувствовать, что вы открытый, дружелюбный человек, с которым любой будет рад пообщаться. Чтобы внушить к себе расположение и симпатию, прежде всего, смотрите в глаза собеседнику. Зрительный контакт - это своего рода психологическое поощрение. Смотря человеку в глаза, вы как бы говорите: «Вы мне интересны». Существует даже правило, выведенное па основе изучения значения зрительного контакта: смотрите прямо в глаза собеседнику в течение 15-20 секунд (если смотреть дольше, человек почувствует себя неуютно). Затем отведите взгляд на 5 секунд. Далее следуйте этой формуле, чередуя прямой взгляд и взгляд в сторону. Со временем такое поведение войдет в привычку. Если же вы один из тех, кто отводит взгляд слишком часто и надолго, следует пересмотреть свои манеры. Если вы избегаете взгляда своего собеседника, он может понять это так, что он вам неинтересен, часто такое поведение просто обижает. Прекратите двойную игру. Не вступайте ради общения более чем в три разные организации, лучше ограничиться двумя. Конечно, будучи членом какого-то клуба, легче познакомиться с новыми людьми, но если вы вступите сразу в несколько клубов, у вас просто не останется времени на действительно содержательные отношения. Многочисленные шапочные знакомства не решат проблемы одиночества. Поэтому сосредоточьтесь на посещении тех клубов или организаций, где вам на самом деле нравится.
Вступите в клуб или запишитесь на курсы, где вы встретите людей, разделяющих ваши интересы. Это один из самых верных способов завести новых друзей. Вступите в спортивное общество, запишитесь на занятий плаванием. Найдите книжный клуб для любителей детективов. В общем, годится любая подобная организация или общество. Чем шире круг общения, тем больше шансов, что вы встретите кого-то, кто придется вам по душе. Все, что вам нужно, - это найти одного-двух единомышленников.
Учитесь слушать. Еще один ключик к общению с людьми - отнестись к их речам с восторженным вниманием, этот прием называется активным слушанием. Представьте себе, что на каком-то деловом мероприятии вы познакомились с привлекательной женщиной. Слушая ее, вы смотрите ей в глаза, киваете в знак согласия, время от времени поддакиваете, тем самым, поощряя собеседницу к продолжению разговора. Иногда вы задаете наводящие вопросы по теме беседы: это показывает, что вы внимательно слушаете и живо реагируете па сказанное. Попробуйте «расшифровать полученное сообщение. В разговоре с человеком, потерявшим душевное равновесие, выслушайте его и скажите что-нибудь вроде: «Я понимаю, какое это было для вас тяжелое испытание». С помощью одной этой фразы вы подвели итог беседе, показали, что вы активно слушали, расшифровали полученную информацию и довольно выразительно отреагировали на нее. Активное слушание может показаться нарочитым, но оно очень эффективно. Кроме того, когда вы найдете собеседника с теми же интересами и системой ценностей, что и у вас, все эти кивания, поддакивания и пристальные взгляды уже не будут казаться притворством. Они будут вполне искреннимивсегда тот, кто живет один, испытывает чувство одиночества. В истории есть масса примеров людей самодостаточных, которые не нуждались в чьей-либо компании по тем или иным причинам. Вот трое из тех, кто оставил неизгладимый след в истории, пройдя свой путь в одиночку.
Лечитесь цветами. Может быть, это покажется странным, но метод альтернативной медицины, называемый цветочной терапией, помогает облегчить чувство одиночества. Цветочные эссенции - это жидкие экстракты растений, используемые исключительно для лечения эмоциональных расстройств. Специалисты рекомендует использовать эссенцию из цветков мальвы для преодоления социального дискомфорта и формирования чувства доверия и сердечности [20].
Заключение
Одиночество - это болезненное чувство: оно ранит, проникая глубоко в сердце. Иногда человеку хочется кому-то сказать о своём одиночестве, но он боится даже заговорить об этом: «А что, если люди не поймут меня? Мне от этого станет ещё больнее, и ещё более одиноко». Именно по этой причине, человек приходит на прием к психологу-консультанту, задача, которого разъяснить клиенту природу его проблемы, указать на возможные причины и последствия. С помощь квалифицированного подхода попытаться наметить алгоритм решения проблемы и совместными усилиями добиться результата.
Обсуждения Особенности психологического консультирования людей