Немного о внутреннем диалоге

Первая часть, или, в терминах этой теории, измерение личности - Осознанные или Первичные "Я". Это те субличности, которые на конкретный временной отрезок руководят нашими осознанными поступками и с которыми мы в той или иной степени себя отождествляем. К примеру, деятельная и уверенная в себе личность может думать о себе как о человеке, способном решить большинство своих проблем - в этом случае Осознанное "Я", чаще всего руководящее поведением, можно назвать Деятелем. Однако в измерении Осознанных "Я" Деятель не одинок: у женщины, заботящейся о ребенке, Деятель часто получает приказы и пожелания от Родительницы; у композитора, среди ночи вдруг услышавшего в голове новую музыку, Творец побуждает Деятеля подхватиться с постели и записывать ноты, и т.д.

Вторая группа субличностей - измерение Неосознанных или Отторгнутых "Я". Это те грани личности, которые на тот же отрезок времени оказались вытеснены за пределы сознания, обычно усилиями Первичных. Деятель по своей натуре склонен плохо относится к Отдыхающему: первому нужна "движуха", он расцветает от порыва свершений, ощущения контроля над ситуацией и чувства удовлетворенности результатом, тогда как второй любит беречь и впитывать энергию, расслабляться в безопасности, любоваться окружающим. В ситуации, когда усталому человеку, возвращающемуся домой после длинного рабочего дня, нужно зайти в магазин за продуктами, Деятель в большинстве случаев побеждает Отдыхающего (и в данном случае правильно делает) - но каждая такая победа все более выдвигает Деятеля на первый план и заглушает голос Отдыхающего. Если количество побед одного из противоборствующих голосов над другим превышает определенный уровень, человек забывает о существовании побежденной субличности - она оказывается полностью вытесненной из сознания. В примере с Деятелем и Отдыхающим при полном вытеснении последнего мы получаем разновидность трудоголика.

Третье измерение личности, Сознательное "Я", включает в себя только одну особую субличность. Ее функцию можно сравнить с функцией дирижера в оркестре - это то самое "Я", которое взвешивает доводы Деятеля и Отдыхающего и выбирает идти в магазин. В процессе принятия решений это "Я" может испытывать влияние рассудка и эмоций, здравого смысла и интуиции, но никогда не является ни тем, ни другим, ни третьим, ни четвертым.

Практика "голосового диалога" основывается прежде всего на том, что Сознательное "Я" знакомится с вышеизложенной информацией, после чего может делать выбор более, так сказать, сознательно. "Голосовой диалог" может проходить внешне, на сессиях психотерапевтических "расстановок", и внутренне, силами одного человека. Суть его заключается в том, чтобы дать каждому голосу быть услышанным, образно говоря, лицом к лицу, осознанно и без спешки, в которой обычно протекает повседневная деятельность.

Отрывок из возможного диалога:
В е д у щ и й. Я хотел бы поговорить с голосом Страха.

(Пауза. Полезно в этот момент слегка изменить позу и взгляд, попытаться вжиться в роль.)

В е д у щ и й. Кто ты?
Т р у с. Я голос Страха.
В е д у щ и й. Каково твое назначение?
Т р у с. Бояться.
В е д у щ и й. Ты когда-нибудь перестанешь бояться?

Т р у с. Нет. Бояться - это и есть мое предназначение. За этим я и появился; это то, чем я полезен.

В е д у щ и й. Чего ты боишься?
Т р у с. Всего. Других людей. Нападения. Неудачи. Боли. Потери контроля над ситуацией. Смерти. Я боюсь даже бояться.

В е д у щ и й. В чем твоя польза?
Т р у с. Я помогаю защищать нас всех от любого вреда. Я предупреждающий голос. Я сообщаю Защитнику о каждой опасности.

Важная деталь - не только Ведущий (это может быть Сознательное "Я", третье измерение, знакомящееся с остальными), но и другие субличности должны говорить о себе от первого лица. Это тоже помогает вживаться в роль и тем самым лучше понять тот или иной голос. К примеру, "я боюсь даже бояться" - не преувеличение, не пустая шутка и не попытка заразить ужасом "публику". Трус действительно сообщает Защитнику о каждой опасности - в том числе и об исходящей от самого Труса: бояться слишком сильно или слишком часто тоже нехорошо, но Трус самостоятельно не может знать, где начинается "слишком". Он только боится бояться, ведь бояться - его работа.

Согласно рекомендациям авторов метода, в процессе работы не следует пытаться поставить той или иной субличности определенную этическую оценку, равно как и пробовать примирить две конфликтующие субличности (осознавать обе во всей их полноте - задача Сознательного "Я") - такие попытки закончатся только вытеснением той или иной субличности обратно в подсознание. Авторы также советуют работать как можно чаще с противоположными голосами: уделив внимание Заботящемуся О Себе (это он помогает Сознательному Я решить спор Деятеля с Отдыхающим в случае с магазином), стоит поговорить и с зацикленным на сиюминутные желания Эгоистом. Соблюдая такое равновесие внимания, нельзя, однако, ни пытаться волевым усилием избавиться от Эгоиста (он просто спрячется, но не исчезнет), ни, напротив, выказывать к нему больший интерес, чем к Заботящемуся (который, как могущественный представитель Первичных, компенсаторно раздуется и может даже свести на нет процесс диалога).

Первичных вообще следует уважать: они занимают свои места отнюдь не по воле случая. Еще одна важная рекомендация касается одного из самых значительных и сильных Первичных Я - Защитника-Контролера. Эта субличность отвечает за психологическое здоровье и нередко вытесняет из сознания те субличности, до встреч с которыми Сознательное Я пока не доросло. (Как сказал поэт, "ужасное - та часть прекрасного, которую мы не в силах вместить".) Если в процессе "голосового диалога" Защитник-Контролер не хочет, чтобы тот или иной голос был услышан, его желанию следует по возможности повиноваться. Тем самым Сознательное Я, еще не полностью освоившееся с задачей осознанного координирования, оберегается от непосильных нагрузок, а Защитник-Контролер, в свою очередь, учится относится к диалогу доверительно и менее настороженно.

Конечной целью практики "голосового диалога" является (пере-)рождение Сознательного Я, переход его количественного развития в новое качество. Описывая созданный на основе "голосового диалога" Процесс Большого Ума, Генпо Роши сравнивает обычное человеческое сознание с корпорацией, в которой десять тысяч работников плохо понимают границы своих и чужих функций, не имеют представления об организационной структуре и не знают, кто их нанял. Возможно, уместно и другое сравнение: стоящий на трибуне руководитель (незрелое Сознательное Я) пытается разобрать, что хотят сказать ему перекрикивающие друг друга люди в десятитысячной толпе - слыша, разумеется, только тех, кто волей обстоятельств сумел протолкаться поближе и оказался поголосистей. Процесс Большого Ума дает возможность высказаться каждому поочередно, избавляя каждую субличность от накопленного бремени и уча их уважать друг друга.

Кроме того, используя идею гештальт-психологии о том, что воображаемый "разговор" с тем или иным душевным состоянием способен помочь человеку достичь этого состояния, Генпо Роши вводит несколько иных субличностей (правда, здесь более уместно слово "надличность" или "супраличность"), таких как Большой Ум и Истинное Я. Мастер Генпо подчеркивает, что только продолжительная, измеряющаяся в годах практика позволяет достигать глубоких уровней подобной надличности, хотя даже поверхностное знакомство с ней оказывается полезным. В конце же этого пути личность можно сравнить с хором многих голосов, где на смену разноголосице и борьбе приходит полифония: каждый голос сохранил свое уникальное звучание, но, оставаясь собой, больше не конфликтует с другими, а принимает участие в осознанной творческой деятельности, свободно выражая себя. Очевидно, что такое состояние предполагает произошедший в какой-то момент качественный скачок, синергетическое преображение, чудо.

Возможные экстраполяции.

1. Вспоминая выражение "что внутри, то и снаружи", можно - по крайней мере, мне это кажется правомочным - провести параллели между вышеописанным и разновидностями социального устройства. При желании нетрудно найти соответствия между тем или иным политическим строем (даже гоббсовской "войной всех против всех") и конкретным душевным состоянием. В самом деле, индивидуум и общество всегда были сообщающимися сосудами, в какой-то степени состоящими во взаимозависимом равновесии...

2. "Голосовой диалог" и Процесс Большого Ума, по-моему, немало напоминают христианское покаяние. Как выглядит покаяние христианина, достигшего апафеи (высокого бесстрастия)? Может ли в нем присутствовать чувство вины, страсть самоуничижения, горячая мольба? Или же спокойная искренность без горячечности и ровный свет осознания, озаряющий одинаково все поступки и душевные устремления? Думается, конечное состояние Большого Ума и метанойя, изменение сознания, к которому призывал Иоанн Креститель - об одном.
×

По теме Немного о внутреннем диалоге

Немного о мужчинах, семье и любви...

Как подействовать на мужчину? Любая женщина хочет, чтобы муж вкладывал свои силы...
Психология

Мужчина и женщина. Немного неизвестного об известном

Об отношениях мужчины и женщины уже столько сказано, столько написано. Но, тем...
Психология

Что делать и как быть? Или немного о человеческом равнодушии

О том, что дети в переходном возрасте еще те подарки с этим не будет спорить...
Психология

Немного о завышенных ожиданиях

Вы когда-нибудь задумывались над вопросом: почему вокруг так много несчастных...
Психология

11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок...
Психология

Внутренний диалог

Реальность невозможно описать ограниченными средствами. Внутренний диалог...
Магия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы