Подавляющее большинство людей очень плохо ориентируются внутри себя, в своей внутренней системе координат. Поэтому каждому интересно понять возмущающее его определение: я - раб.
Рабство
Начнем с анекдота: Одному рабу предложили увольнительную на свободу. Он спросил:
Рабство
Начнем с анекдота: Одному рабу предложили увольнительную на свободу. Он спросил:
- А когда возвращаться?
-Через месяц.
-Не могу, - ответил раб, - мне завтра на работу.
Человек - раб у самого себя. Как это? Человек, который думает, что звучит гордо, - раб? Да, он раб вещей, им созданных, идеологий и пр. Но источник рабства - внутренний и он называется "желание получить удовольствие". Это желание властвует как диктатор и определяет, сколько человек должен получить и что он должен для этого сделать.
Человек - раб своей природы, своего эго, желает он того или нет, думает об этом и нет. И находясь в плену у собственного желания получать удовольствие, всегда обязан выполнять установленные им законы.
Так его внутренняя природа определяет бытие, которое "определяет сознание". "Как ты будешь ко мне относиться"? - это вопрос раба, голосующего за кандидата на управление собой и с радостью принимающего любую промывку мозгов. В рабстве хорошо... Там не нужно искать и бороться - все спускается "сверху", само собой...
Человек абсолютно погружен в это и даже не осознает, что находится во власти некой злой силы, которая все время толкает его на то, чтобы урвать что-то для себя. И это настолько большая и "хитрая" сила, что человек, словно наивный ребенок, работает на нее, будучи уверен, что работает на самого себя. А кажущаяся свобода его желаний - лишь иллюзия, являющаяся следствием неосознанности своей рабской сущности.
Может ли раб считать себя личностью?
Да, если для него личность - тот, кто достиг высот в демонстрации своего эго, в стремлении к господству, могуществу, успеху, власти, богатству, знаниям. Все это относится к желанию поработить других, возвыситься над ними и дает особое удовлетворение. Хотя, по сути, это лишь плен у желания получать наслаждение. Оно и является "хозяином" раба, и определяет все его действия.
Нет, если он знает, что личность - это стремящийся подняться над своей природой, оторваться от нее. Такой человек способен противостоять порабощающей силе его природы.
Рабство у своего эго разобщает людей, делает их чужими. Поэтому действительно духовное начало - это выход к единству, синтезу, на уровень свободы от прежней природы, свободы духа, духовной свободы. Тот, кто добился этого, заслужил право называться свободной личностью.
Свобода
"Придет ли час моей свободы, пора, пора, взываю к ней..."
А.С. Пушкин
"Каждому - свое", - сказал когда-то Ницше. Что же он имел в виду? Может, он имел в виду эгоцентричность человека? Или хотел сказать, что каждому в жизни дается свобода выбора, но в свое время? Да, это, наверное, так. "Рожденный ползать" - это уровень желаний, определяющий жизнь их обладателя. А летать не может, не в состоянии, нет сил, чтобы подняться выше, нет желаний больших, сильных...
В 19 веке люди были готовы умирать за свободу. Сегодня, когда доминируют ценности потребительского общества, вряд ли кто поставит на кон свою жизнь ради идеи. Тогда что такое свобода? Свобода от чего?
Человек существует во внутренних параметрах (гены) и внешних (окружение). Внутренние - это его собственные желания, привычки, характер, свойства. Внешние - желания других, общества. Исходя из воздействия на него этих составляющих, человек делает расчет. Так поступают все, кроме младенцев, которые еще не способны к этому. Где же тут свобода? Свободой называется принципиальное изменение направленности жизни, самопреодоление, освобождение из своей внутренней тюрьмы.
Чтобы помочь человеку стать свободным существует каббала - методика обретения свободы от власти эго. В ней говорится, что первый шаг к свободе - это мгновение, когда человек начинает ощущать, что на самом деле не принадлежит себе, а находится под властью чужой, враждебной ему силы. Тогда он начинает искать способы освободиться от этой диктатуры.
Освобождение из плена своего эго - это не насилие над своими желаниями, не подавление их. Ведь они дают ощущение себя, жизни, мира. Поэтому сначала приходит к нам ощущение посредственности, серости, скуки нашего существования. Когда это осознается нами, возникает вопрос: "Зачем, собственно, я? В чем цель жизни"?
У некоторых отсутствие ответа вызывает нервный срыв, создает психологические проблемы. Ведь старые представления о жизни распадаются на кусочки, а ничего нового, вдохновляющего не видно. В человеке проявляются намного большие желания, а наполнения им, способа реализации он не видит.
Каббала объясняет нам, что человек может определить и оценить свое состояние только с уровня более высокого, чем тот, на котором находится в настоящее время. Если человек ограничен рамками своей природы и выполняет ее законы, он не чувствует своей порабощенности. И лишь поднявшись над своей природой, возвысившись над ней, он способен понять ее силу.
Концепция каббалы буквально взрывает нас изнутри. Позволяя достичь настоящей свободы, она вместе с тем дает возможность ощутить наслаждения гораздо большие, чем те, которые предоставляет эго, устанавливает ценности неизмеримо более высокие, чем те, что определяет мне общество.
И этот посыл так глобален, так привлекателен своей высотой, что затмевает то, что ранее был нам крайне важно: наслаждаться ради себя. Поэтому выбор человека, его решение подняться над эгоистической природой называется в каббале рождением человека. Как же скоро мы сможем сказать себе: "С днем рождения!"?
-Через месяц.
-Не могу, - ответил раб, - мне завтра на работу.
Человек - раб у самого себя. Как это? Человек, который думает, что звучит гордо, - раб? Да, он раб вещей, им созданных, идеологий и пр. Но источник рабства - внутренний и он называется "желание получить удовольствие". Это желание властвует как диктатор и определяет, сколько человек должен получить и что он должен для этого сделать.
Человек - раб своей природы, своего эго, желает он того или нет, думает об этом и нет. И находясь в плену у собственного желания получать удовольствие, всегда обязан выполнять установленные им законы.
Так его внутренняя природа определяет бытие, которое "определяет сознание". "Как ты будешь ко мне относиться"? - это вопрос раба, голосующего за кандидата на управление собой и с радостью принимающего любую промывку мозгов. В рабстве хорошо... Там не нужно искать и бороться - все спускается "сверху", само собой...
Человек абсолютно погружен в это и даже не осознает, что находится во власти некой злой силы, которая все время толкает его на то, чтобы урвать что-то для себя. И это настолько большая и "хитрая" сила, что человек, словно наивный ребенок, работает на нее, будучи уверен, что работает на самого себя. А кажущаяся свобода его желаний - лишь иллюзия, являющаяся следствием неосознанности своей рабской сущности.
Может ли раб считать себя личностью?
Да, если для него личность - тот, кто достиг высот в демонстрации своего эго, в стремлении к господству, могуществу, успеху, власти, богатству, знаниям. Все это относится к желанию поработить других, возвыситься над ними и дает особое удовлетворение. Хотя, по сути, это лишь плен у желания получать наслаждение. Оно и является "хозяином" раба, и определяет все его действия.
Нет, если он знает, что личность - это стремящийся подняться над своей природой, оторваться от нее. Такой человек способен противостоять порабощающей силе его природы.
Рабство у своего эго разобщает людей, делает их чужими. Поэтому действительно духовное начало - это выход к единству, синтезу, на уровень свободы от прежней природы, свободы духа, духовной свободы. Тот, кто добился этого, заслужил право называться свободной личностью.
Свобода
"Придет ли час моей свободы, пора, пора, взываю к ней..."
А.С. Пушкин
"Каждому - свое", - сказал когда-то Ницше. Что же он имел в виду? Может, он имел в виду эгоцентричность человека? Или хотел сказать, что каждому в жизни дается свобода выбора, но в свое время? Да, это, наверное, так. "Рожденный ползать" - это уровень желаний, определяющий жизнь их обладателя. А летать не может, не в состоянии, нет сил, чтобы подняться выше, нет желаний больших, сильных...
В 19 веке люди были готовы умирать за свободу. Сегодня, когда доминируют ценности потребительского общества, вряд ли кто поставит на кон свою жизнь ради идеи. Тогда что такое свобода? Свобода от чего?
Человек существует во внутренних параметрах (гены) и внешних (окружение). Внутренние - это его собственные желания, привычки, характер, свойства. Внешние - желания других, общества. Исходя из воздействия на него этих составляющих, человек делает расчет. Так поступают все, кроме младенцев, которые еще не способны к этому. Где же тут свобода? Свободой называется принципиальное изменение направленности жизни, самопреодоление, освобождение из своей внутренней тюрьмы.
Чтобы помочь человеку стать свободным существует каббала - методика обретения свободы от власти эго. В ней говорится, что первый шаг к свободе - это мгновение, когда человек начинает ощущать, что на самом деле не принадлежит себе, а находится под властью чужой, враждебной ему силы. Тогда он начинает искать способы освободиться от этой диктатуры.
Освобождение из плена своего эго - это не насилие над своими желаниями, не подавление их. Ведь они дают ощущение себя, жизни, мира. Поэтому сначала приходит к нам ощущение посредственности, серости, скуки нашего существования. Когда это осознается нами, возникает вопрос: "Зачем, собственно, я? В чем цель жизни"?
У некоторых отсутствие ответа вызывает нервный срыв, создает психологические проблемы. Ведь старые представления о жизни распадаются на кусочки, а ничего нового, вдохновляющего не видно. В человеке проявляются намного большие желания, а наполнения им, способа реализации он не видит.
Каббала объясняет нам, что человек может определить и оценить свое состояние только с уровня более высокого, чем тот, на котором находится в настоящее время. Если человек ограничен рамками своей природы и выполняет ее законы, он не чувствует своей порабощенности. И лишь поднявшись над своей природой, возвысившись над ней, он способен понять ее силу.
Концепция каббалы буквально взрывает нас изнутри. Позволяя достичь настоящей свободы, она вместе с тем дает возможность ощутить наслаждения гораздо большие, чем те, которые предоставляет эго, устанавливает ценности неизмеримо более высокие, чем те, что определяет мне общество.
И этот посыл так глобален, так привлекателен своей высотой, что затмевает то, что ранее был нам крайне важно: наслаждаться ради себя. Поэтому выбор человека, его решение подняться над эгоистической природой называется в каббале рождением человека. Как же скоро мы сможем сказать себе: "С днем рождения!"?
Обсуждения Тюрьма внутри