Россия и США – две ключевые страны новейшей истории. Ибо указывают пути. Первая продемонстрировала, до чего может довести социализм, вторая – куда ведет капитализм. Социализм завел в тупик – не учел потребительской психологии человека.
Капитализм слишком потакает потребительской психологии человека, и это тоже дорога в тупик.
Анна Фенько об этом не говорит, но показывает. Большинство примеров в книге – из работ американских психологов и социологов. То есть об Америке. Но до смешного – о нас. Стремление потреблять не рационально, а в угоду моде, вкусам, соседям, из-за рекламы, для статуса и престижа, для самоидентификации… для чего угодно, только не для того, чтобы просто поесть и одеться. «Это богатые с жиру бесятся!» Да нет. Бедные бесятся не меньше: когда подкожный слой совсем тонок, мы, оказывается, много чаще думаем, какой лейбл у нас на джинсах, чем миллионеры. Богатые, «средние», бедные – мы все, несомненно, безумны. Анна Фенько об этом тоже не говорит, но тоже показывает.
Истерия потребления в России точно такая же, какой она была в США энное количество лет назад. И точно так же, напотреблявшись мебелей, машин и т. п., передовые богачи начинают потреблять образование для детей, путешествия для себя и произведения искусства для потомства. А некоторые уже умеют и ограничивать себя, то есть делать то, с чем категорически не согласно большинство. До чего мы одинаковые, оказывается…
Цитата из книги: «Вещи представляют собой удобное средство хранения воспоминаний и чувств, связанных с прошлыми событиями». Еще одна: «Переходный» период был для многих периодом насильственного лишения экономической невинности». И т. д. Если книгу хочется цитировать (а с чем-то и спорить), значит, удачная книга. Много пищи для размышления. Каждый может сам пофантазировать, что с нами будет дальше при нашей тенденции потреблять так же, как в Америке, а производить – пока неизвестно как.
Мы не хотим признаваться себе, что деньги многое значат в нашей жизни. Мы пытаемся превратить их «профанную» (т. е. номинальную) суть в «сакральную» (купить футбольную команду, яйца Фаберже, преподнести дорогой подарок, осчастливить других людей), но от власти денег и вещей нам никуда не деться. Однако когда не закрываешь стыдливо глаза, а отдаешь себе отчет, что эта власть объективно существует, вдруг начинаешь чувствовать себя свободнее и разумнее. В том числе по отношению к деньгам и вещам.
Анна Фенько об этом не говорит, но показывает. Большинство примеров в книге – из работ американских психологов и социологов. То есть об Америке. Но до смешного – о нас. Стремление потреблять не рационально, а в угоду моде, вкусам, соседям, из-за рекламы, для статуса и престижа, для самоидентификации… для чего угодно, только не для того, чтобы просто поесть и одеться. «Это богатые с жиру бесятся!» Да нет. Бедные бесятся не меньше: когда подкожный слой совсем тонок, мы, оказывается, много чаще думаем, какой лейбл у нас на джинсах, чем миллионеры. Богатые, «средние», бедные – мы все, несомненно, безумны. Анна Фенько об этом тоже не говорит, но тоже показывает.
Истерия потребления в России точно такая же, какой она была в США энное количество лет назад. И точно так же, напотреблявшись мебелей, машин и т. п., передовые богачи начинают потреблять образование для детей, путешествия для себя и произведения искусства для потомства. А некоторые уже умеют и ограничивать себя, то есть делать то, с чем категорически не согласно большинство. До чего мы одинаковые, оказывается…
Цитата из книги: «Вещи представляют собой удобное средство хранения воспоминаний и чувств, связанных с прошлыми событиями». Еще одна: «Переходный» период был для многих периодом насильственного лишения экономической невинности». И т. д. Если книгу хочется цитировать (а с чем-то и спорить), значит, удачная книга. Много пищи для размышления. Каждый может сам пофантазировать, что с нами будет дальше при нашей тенденции потреблять так же, как в Америке, а производить – пока неизвестно как.
Мы не хотим признаваться себе, что деньги многое значат в нашей жизни. Мы пытаемся превратить их «профанную» (т. е. номинальную) суть в «сакральную» (купить футбольную команду, яйца Фаберже, преподнести дорогой подарок, осчастливить других людей), но от власти денег и вещей нам никуда не деться. Однако когда не закрываешь стыдливо глаза, а отдаешь себе отчет, что эта власть объективно существует, вдруг начинаешь чувствовать себя свободнее и разумнее. В том числе по отношению к деньгам и вещам.
Обсуждения Проблемы потребления