В духовной культуре человечества существует целый пласт методов, ставящих целью воздействие на психику человека, группы людей или общества в целом. Подобные методы мы будем называть психопрактиками. Психопрактики могут носить как осознанный, так и неосознанный характер, ставить целью достижение кратковременных измененных состояний сознания или долговременной реструктурализации психики; быть направленными на себя или других людей.
Будучи гармонично вплетенными в традиционные культуры, подобные методы сопровождали человечество на протяжении всей его истории, однако в последние десятилетия наблюдается резкий рост интереса к психопрактикам, как к их использованию, так и к изучению. Примеров подобного интереса множество: многократное (в десятки раз) увеличение числа религиозных и мистических общин, использующих экстатические техники; увлечение восточными и архаическими традициями; значительное усиление роли психотерапии в общественной жизни; проникновение психоделической субкультуры в массовую культуру; постоянное обсуждение в средствах массовой информации тем психологического насилия и манипуляции, контроля сознания, информационно-психологической войны - тема «внутрипсихического» занимает все больше места в обыденном сознании. В современной культуре наметилась парадоксальная тенденция, заключающаяся в том, что, несмотря на кажущееся господство рационализма и скептицизма, секуляризацию и отказ от традиционных форм религиозности, снова оказались востребованными шаманизм, античные мистерии, мистические и эзотерические традиции средневековья и Нового времени, такие как суфизм, каббала, исихазм. Развернувшаяся глобализация приводит к постепенной диффузии восточных и западных культур и даже смешению восточного и западного типов мышления, активному освоению представителями европейской цивилизации новых для себя типов психологической культуры и психопрактик. Привычное для европейской культуры господство разума и отказ от телесности все больше отступает перед «культурой экстаза». Пути к состояниям сознания, доступным раньше лишь ограниченному кругу лиц: аскетам, отшельникам и представителям мистических сообществ, в настоящее время открыты практически каждому желающему. Активно развивается целая индустрия для воспроизведения экстазов, включающая новейшие разработки психофармакологии и технических средств воздействия на психику. Все эти тенденции, принимая во внимание их противоречивость и значимость в современной культуре, требуют тщательного и целостного философского осмысления, которое опиралось бы как на современный материал, так и на общее понимание культурного значений психопрактик, которое также необходимо сформировать.
С другой стороны, изучение психопрактик имеет большое антропологическое значение. Действительно, утрата метафизических, а затем и тоталитарных, идеологических, технократических идеалов, произошедшая в эпоху постмодерна, снова вывела на первый план проблему человека, и, прежде всего, его антропологических перспектив. Право и техническая возможность выбора не только способа телесного существования, но и состояния сознания, делает необходимым как постижение всего набора уже сформулированных человечеством перспектив, так и выведение новых, создание новой «заботы о себе», которая соответствовала бы текущим реалиям. В этом смысле становится актуальным изучение опыта развитых систем психопрактик, существовавших в рамках традиционных культур, в том числе неевропейских (архаических и восточных), которое, помимо обнаружения таких перспектив, помогло бы сформулировать новые методологические подходы к осмыслению проблемы человека.
Несмотря на обилие фактического материала по подобным психопрактикам, основная часть его не концептуализирована в терминах и понятийных конструкциях современной науки. Слабо изучена также их роль в культуре. В настоящее время существует лишь незначительное количество работ, с научных позиций рассматривающих отдельные виды психопрактик, преимущественно восточных. Некоторые аспекты данной темы затрагивалась в близких научных направлениях. Основную часть литературы, затрагивающей данную проблематику, можно разбить на шесть групп.
1. Литература по психологии религии, в рамках которой разработана методология изучения психологических переживаний. Значительные результаты в этом направлении были достигнуты в рамках психоанализа (З.Фрейд, А.Фрейд, К.Юнг, Э. Фромм) и прагматической психологии У. Джеймса.
2. Антропологические и культурологические исследования религиозного ритуала, предоставляющие богатый фактический материал по проблеме психопрактик, которые в неявной форме присутствуют во многих ритуалах (Дж. Фрейэер, Э. Тайлор, К. Леви-Стросс, Л. Леви -Брюль, М. Элиаде).
3. Исследования в области этнологии и антропологии детства, в частности, по проблемам воспитания детей в различных культурах и их «введения» в нормы таких культур (М.Мид, Э.Эриксон, И.Кон)
4. Феноменологические исследования собственно самих психопрактик, преимущественно узкоспециальные, появившиеся буквально в последние годы. В качестве наиболее заметных отметим труды Н. Абаева, Е. Торчинова, С. Хоружего.
5. Тексты, продолжающие дискурс «заботы о себе», сформулированный М. Фуко.
Эмпирические исследования психологических манипуляций, используемых современными социальными институтами, в частности, религиозными системами (Р. Лифтон, С. Хассен, Е. Волков).
Все перечисленные группы текстов и легли в основу фактологической и методологической базы настоящего исследования.
Проблематика психопрактик тесно переплетена с темой мистического опыта, лежащей в сфере философской антропологии и проблемой измененных состояний сознания, изучаемых в рамках психологии. Причем, как отмечал С. Хоружий и другие исследователи данная проблематика не является исследованием частного или аномального явления. Напротив мистический опыт является абсолютно «необходимой и универсальной разновидностью человеческого опыта» [297] , формирующей «онтологический горизонт в бытии». Именно поэтому теме измененных состояний сознания в книге уделено значительное место.
В процессе исследования религиозных психопрактик приходилось неоднократно обращаться к религиозной проблематике, хотя это и не составляло цели книги. В частности, желание включить в поле исследования максимальное количество объектов (таких как психопрактки неорелигий или неосознаваемые ритуалы), привело к необходимости более четкого разделения таких понятий как «религия», «эзотерическая система», «оккультизм», «мистика», «мистический опыт», очищению этих понятий от семантической загрязненности, а также формулировке определений, учитывающих реалии современного мира.
Таким образом, настоящая книга представляет собой попытку целостного рассмотрения феномена психопрактик, как неотъемлемой составной части культуры, выделение их культуробразующих функций.
Книга состоит из восьми глав.
Первая глава посвящена теоретико-методологическим основам работы. В ней очерчено поле объектов исследования, критически рассмотрены различные методологические подходы к описанию религий и религиозных психопрактик, выделены наиболее продуктивные с точки зрения тематики исследования подходы.
Во второй главе рассмотрены место и роль измененных состояний сознания в системе религиозного опыта. Значение данной темы обусловлено тем, что способность человека к переживанию измененных состояний сознания является одним из основополагающих свойств человеческой психики. Соответствующую потребность можно считать одной из базовых человеческих потребностей. Показано, что опыт ИСС формирует также многие аспекты культуры, такие как космогонические представления, философию, символизм. Подобный опыт может быть как институализирован (полифазные общества), так и нет (монофазные общества, в частности, европейская культура). В последнем случае в рамках культурной традиции вырабатываются специальные методы взаимодействия с проявлениями таких состояний, из которых в работе рассмотрены маргинализация, интеллектуализация и сакрализация соответствующего опыта.
Показано, что наличие измененных состояний сознания хотя бы у части последователей религиозной системы является необходимым условием ее существования, поскольку опыт таких состояний является источником религиозного чувства и веры. Разработана классификация подобных состояний и путей их достижения. В контексте проблематики измененных состояний сознания в этой же главе рассмотрено харизматическое движение, которое стало возможно выделить как новое единое культурное явление.
Показано, что феномен харизматических систем является сложным явлением, не ограничивающимся религиозной жизнью, а охватывает многие элементы современной культуры. Это обусловлено потребностью человека в достижении измененных состояний сознания на фоне неинституализированности таких состояний в европейской культуре.
Третья глава посвящена роли религии в формировании и поддержании социотипа. Религиозные психопрактики рассмотрены как институализированная форма структурирования индивидуального и коллективного бессознательного.
Показано, что отличие от системы воспитания, воздействующей преимущественно на сознание человека, религия посредством ритуалов, сопровождающих жизненный цикл человека, формирует и поддерживает систему бессознательных напряжений, принятую в соответствующем обществе, которая и составляет социотип. Традиционалистические общества ограничиваются небольшим набором социотипов, формирование которых обеспечивается доминирующими религиями. [/297]
[297]
Культурное многообразие современного мира привело к возникновению потребности в одновременном существовании набора психопрактик, которая удовлетворяется существованием как общепризнанных в рамках социума психопрактик, так и маргинальных психопрактик, существующих в рамках различных субкультур, имеющих признаки религиозных систем, и направленных на воспроизведение специфических социотипов, присущих данным субкультурам.
Четвертая глава посвящена исследованию архаических психопрактики и их культурного значения. Показано, что первобытные религиозные формы являются древнейшими психопрактиками, направленными на самоокультуривание психики человека. Присутствие в коллективном бессознательном пластов, связанных с первобытными религиозными формами делает эти практики по прежнему эффективными с точки зрения воздействия на психику современного человека. Именно архаические психопрактики являются основой для всех более поздних систем религиозной и светской психопрактики.
Пятая глава посвящена психопрактикам в эзотерических традициях мира (эзотерическим психопрактикам). В любой из известных религиозных традиций существует класс техник и методов, направленных на осознанное самоизменение психики, включая бессознательную сферу. На основании исторического анализа подобных психопрактик, показано их генетическое единство, существование преемственности целей и методов, а также выделены типы устойчивых изменений личности, к которым стремились последователи таких систем.
Впервые указано социокультурное значение таких практик, существование которых обеспечивает снятие той части невротических напряжений в массовом сознании, которая не может быть устранена обычными религиозными ритуалами. В частности, из традиционной религиозной жизни выводятся люди, слабо поддающиеся «окультуривающему» воздействию религиозных ритуалов.
Шестая глава исследует психопрактик в современной религиозной культуре.
Показано, уменьшение роли, особенно традиционных ее форм, как механизма структурирования бессознательной сферы человека в значительной степени уменьшилась, привело к необходимости возникновения новых институтов, осуществляющих такое структурирование, в частности, новых форм религиозности и религиозных организаций. Развитие социальной психологии сделало возможным и необходимым появление «религиозного маркетинга», то есть использование манипулятивных методов в целях повышения эффективности прозелитистской деятельности религиозных общин. Использование таких техник необходимо для того, чтобы религия могла в новых условиях выполнять присущие ей функции формирования социотипа.
Исследована роль практики психологических манипуляций в современной религии, доказано, что, несмотря на ее присутствие в большинстве современных религий, религиозная система не может быть создана исключительно на основе психологических методов.
В седьмой главе рассмотрены психопрактики в современных оккультных системах.
Оккультизм есть специфическое явление в духовной жизни общества, несущее черты религии науки, однако принципиально отличающееся от них. Целью оккультизма и является примирение результатов естественных наук современных соответствующим авторам учений с религиозным или иным смыслообразующим взглядом на мир. Показано, что оккультные представления эволюционируют подобно остальным элементам культуры параллельно с ней. Источником данной эволюции является эволюция естественнонаучных представлений, а не их кризис, как это обычно полагают. Наибольшие трансформации оккультизм претерпевает в период качественных изменений в структуре научного знания, появлении новых научных парадигм.
Основными чертами новейшего оккультизма явление выражается его предельная психологизация, индивидуалистическая направленность и ориентация на социальное преуспевание. Так, при всем многообразии современных оккультных и психотерапевтических систем можно выделить пять целей, к которым стремятся последователи каждой из них: актуализация психических процессов, развитие сознания и самосознания, расширение сознания, очистка подсознания, распрограммирование сверхсознания, достижение внутренней целостности. Данные цели порождены психоаналитической методологией, неявно лежащей в основе большинства современных оккультных течений. Оккультизм также как и психотерапия является носителем современных психопрактик и занимает в современном мире культурную нишу, традиционно принадлежавшую религии. [/297]
[297]
Последняя глава книги посвящена путям взаимодействия религия и психотерапия в современной культуре.
Показано, что психотерапия в современном обществе начинает выполнять функции, которые до этого были присущи религии, т. е. структурирование индивидуального и коллективного бессознательного. Помимо этого, психотерапия взяла на себя идееобразующую и культурообразующую функции, ранее принадлежавшие религии, кроме того, она институализирована как часть государственной машины. При этом психотерапия приобретает все больше черт религии, а также включает в свою систему многие религиозные и магические ритуалы, прежде всего архаические, что является абсолютно необходимым (как следует из четвертой главы) для выполнения ее новых функций. Рассмотрены философские и религиозные истоки современной психотерапии.
Выделено и изучено новое явление, возникшее в современном религиозном пространстве возникло, названное автором «психологическими культами». Суть таких культов состоит в придании религиозного содержания психологическим категориям. Показано, что появление психологических культов обусловлено уже указанными процессами сближения психотерапии и религии.[/297]
С другой стороны, изучение психопрактик имеет большое антропологическое значение. Действительно, утрата метафизических, а затем и тоталитарных, идеологических, технократических идеалов, произошедшая в эпоху постмодерна, снова вывела на первый план проблему человека, и, прежде всего, его антропологических перспектив. Право и техническая возможность выбора не только способа телесного существования, но и состояния сознания, делает необходимым как постижение всего набора уже сформулированных человечеством перспектив, так и выведение новых, создание новой «заботы о себе», которая соответствовала бы текущим реалиям. В этом смысле становится актуальным изучение опыта развитых систем психопрактик, существовавших в рамках традиционных культур, в том числе неевропейских (архаических и восточных), которое, помимо обнаружения таких перспектив, помогло бы сформулировать новые методологические подходы к осмыслению проблемы человека.
Несмотря на обилие фактического материала по подобным психопрактикам, основная часть его не концептуализирована в терминах и понятийных конструкциях современной науки. Слабо изучена также их роль в культуре. В настоящее время существует лишь незначительное количество работ, с научных позиций рассматривающих отдельные виды психопрактик, преимущественно восточных. Некоторые аспекты данной темы затрагивалась в близких научных направлениях. Основную часть литературы, затрагивающей данную проблематику, можно разбить на шесть групп.
1. Литература по психологии религии, в рамках которой разработана методология изучения психологических переживаний. Значительные результаты в этом направлении были достигнуты в рамках психоанализа (З.Фрейд, А.Фрейд, К.Юнг, Э. Фромм) и прагматической психологии У. Джеймса.
2. Антропологические и культурологические исследования религиозного ритуала, предоставляющие богатый фактический материал по проблеме психопрактик, которые в неявной форме присутствуют во многих ритуалах (Дж. Фрейэер, Э. Тайлор, К. Леви-Стросс, Л. Леви -Брюль, М. Элиаде).
3. Исследования в области этнологии и антропологии детства, в частности, по проблемам воспитания детей в различных культурах и их «введения» в нормы таких культур (М.Мид, Э.Эриксон, И.Кон)
4. Феноменологические исследования собственно самих психопрактик, преимущественно узкоспециальные, появившиеся буквально в последние годы. В качестве наиболее заметных отметим труды Н. Абаева, Е. Торчинова, С. Хоружего.
5. Тексты, продолжающие дискурс «заботы о себе», сформулированный М. Фуко.
Эмпирические исследования психологических манипуляций, используемых современными социальными институтами, в частности, религиозными системами (Р. Лифтон, С. Хассен, Е. Волков).
Все перечисленные группы текстов и легли в основу фактологической и методологической базы настоящего исследования.
Проблематика психопрактик тесно переплетена с темой мистического опыта, лежащей в сфере философской антропологии и проблемой измененных состояний сознания, изучаемых в рамках психологии. Причем, как отмечал С. Хоружий и другие исследователи данная проблематика не является исследованием частного или аномального явления. Напротив мистический опыт является абсолютно «необходимой и универсальной разновидностью человеческого опыта» [297] , формирующей «онтологический горизонт в бытии». Именно поэтому теме измененных состояний сознания в книге уделено значительное место.
В процессе исследования религиозных психопрактик приходилось неоднократно обращаться к религиозной проблематике, хотя это и не составляло цели книги. В частности, желание включить в поле исследования максимальное количество объектов (таких как психопрактки неорелигий или неосознаваемые ритуалы), привело к необходимости более четкого разделения таких понятий как «религия», «эзотерическая система», «оккультизм», «мистика», «мистический опыт», очищению этих понятий от семантической загрязненности, а также формулировке определений, учитывающих реалии современного мира.
Таким образом, настоящая книга представляет собой попытку целостного рассмотрения феномена психопрактик, как неотъемлемой составной части культуры, выделение их культуробразующих функций.
Книга состоит из восьми глав.
Первая глава посвящена теоретико-методологическим основам работы. В ней очерчено поле объектов исследования, критически рассмотрены различные методологические подходы к описанию религий и религиозных психопрактик, выделены наиболее продуктивные с точки зрения тематики исследования подходы.
Во второй главе рассмотрены место и роль измененных состояний сознания в системе религиозного опыта. Значение данной темы обусловлено тем, что способность человека к переживанию измененных состояний сознания является одним из основополагающих свойств человеческой психики. Соответствующую потребность можно считать одной из базовых человеческих потребностей. Показано, что опыт ИСС формирует также многие аспекты культуры, такие как космогонические представления, философию, символизм. Подобный опыт может быть как институализирован (полифазные общества), так и нет (монофазные общества, в частности, европейская культура). В последнем случае в рамках культурной традиции вырабатываются специальные методы взаимодействия с проявлениями таких состояний, из которых в работе рассмотрены маргинализация, интеллектуализация и сакрализация соответствующего опыта.
Показано, что наличие измененных состояний сознания хотя бы у части последователей религиозной системы является необходимым условием ее существования, поскольку опыт таких состояний является источником религиозного чувства и веры. Разработана классификация подобных состояний и путей их достижения. В контексте проблематики измененных состояний сознания в этой же главе рассмотрено харизматическое движение, которое стало возможно выделить как новое единое культурное явление.
Показано, что феномен харизматических систем является сложным явлением, не ограничивающимся религиозной жизнью, а охватывает многие элементы современной культуры. Это обусловлено потребностью человека в достижении измененных состояний сознания на фоне неинституализированности таких состояний в европейской культуре.
Третья глава посвящена роли религии в формировании и поддержании социотипа. Религиозные психопрактики рассмотрены как институализированная форма структурирования индивидуального и коллективного бессознательного.
Показано, что отличие от системы воспитания, воздействующей преимущественно на сознание человека, религия посредством ритуалов, сопровождающих жизненный цикл человека, формирует и поддерживает систему бессознательных напряжений, принятую в соответствующем обществе, которая и составляет социотип. Традиционалистические общества ограничиваются небольшим набором социотипов, формирование которых обеспечивается доминирующими религиями. [/297]
[297]
Культурное многообразие современного мира привело к возникновению потребности в одновременном существовании набора психопрактик, которая удовлетворяется существованием как общепризнанных в рамках социума психопрактик, так и маргинальных психопрактик, существующих в рамках различных субкультур, имеющих признаки религиозных систем, и направленных на воспроизведение специфических социотипов, присущих данным субкультурам.
Четвертая глава посвящена исследованию архаических психопрактики и их культурного значения. Показано, что первобытные религиозные формы являются древнейшими психопрактиками, направленными на самоокультуривание психики человека. Присутствие в коллективном бессознательном пластов, связанных с первобытными религиозными формами делает эти практики по прежнему эффективными с точки зрения воздействия на психику современного человека. Именно архаические психопрактики являются основой для всех более поздних систем религиозной и светской психопрактики.
Пятая глава посвящена психопрактикам в эзотерических традициях мира (эзотерическим психопрактикам). В любой из известных религиозных традиций существует класс техник и методов, направленных на осознанное самоизменение психики, включая бессознательную сферу. На основании исторического анализа подобных психопрактик, показано их генетическое единство, существование преемственности целей и методов, а также выделены типы устойчивых изменений личности, к которым стремились последователи таких систем.
Впервые указано социокультурное значение таких практик, существование которых обеспечивает снятие той части невротических напряжений в массовом сознании, которая не может быть устранена обычными религиозными ритуалами. В частности, из традиционной религиозной жизни выводятся люди, слабо поддающиеся «окультуривающему» воздействию религиозных ритуалов.
Шестая глава исследует психопрактик в современной религиозной культуре.
Показано, уменьшение роли, особенно традиционных ее форм, как механизма структурирования бессознательной сферы человека в значительной степени уменьшилась, привело к необходимости возникновения новых институтов, осуществляющих такое структурирование, в частности, новых форм религиозности и религиозных организаций. Развитие социальной психологии сделало возможным и необходимым появление «религиозного маркетинга», то есть использование манипулятивных методов в целях повышения эффективности прозелитистской деятельности религиозных общин. Использование таких техник необходимо для того, чтобы религия могла в новых условиях выполнять присущие ей функции формирования социотипа.
Исследована роль практики психологических манипуляций в современной религии, доказано, что, несмотря на ее присутствие в большинстве современных религий, религиозная система не может быть создана исключительно на основе психологических методов.
В седьмой главе рассмотрены психопрактики в современных оккультных системах.
Оккультизм есть специфическое явление в духовной жизни общества, несущее черты религии науки, однако принципиально отличающееся от них. Целью оккультизма и является примирение результатов естественных наук современных соответствующим авторам учений с религиозным или иным смыслообразующим взглядом на мир. Показано, что оккультные представления эволюционируют подобно остальным элементам культуры параллельно с ней. Источником данной эволюции является эволюция естественнонаучных представлений, а не их кризис, как это обычно полагают. Наибольшие трансформации оккультизм претерпевает в период качественных изменений в структуре научного знания, появлении новых научных парадигм.
Основными чертами новейшего оккультизма явление выражается его предельная психологизация, индивидуалистическая направленность и ориентация на социальное преуспевание. Так, при всем многообразии современных оккультных и психотерапевтических систем можно выделить пять целей, к которым стремятся последователи каждой из них: актуализация психических процессов, развитие сознания и самосознания, расширение сознания, очистка подсознания, распрограммирование сверхсознания, достижение внутренней целостности. Данные цели порождены психоаналитической методологией, неявно лежащей в основе большинства современных оккультных течений. Оккультизм также как и психотерапия является носителем современных психопрактик и занимает в современном мире культурную нишу, традиционно принадлежавшую религии. [/297]
[297]
Последняя глава книги посвящена путям взаимодействия религия и психотерапия в современной культуре.
Показано, что психотерапия в современном обществе начинает выполнять функции, которые до этого были присущи религии, т. е. структурирование индивидуального и коллективного бессознательного. Помимо этого, психотерапия взяла на себя идееобразующую и культурообразующую функции, ранее принадлежавшие религии, кроме того, она институализирована как часть государственной машины. При этом психотерапия приобретает все больше черт религии, а также включает в свою систему многие религиозные и магические ритуалы, прежде всего архаические, что является абсолютно необходимым (как следует из четвертой главы) для выполнения ее новых функций. Рассмотрены философские и религиозные истоки современной психотерапии.
Выделено и изучено новое явление, возникшее в современном религиозном пространстве возникло, названное автором «психологическими культами». Суть таких культов состоит в придании религиозного содержания психологическим категориям. Показано, что появление психологических культов обусловлено уже указанными процессами сближения психотерапии и религии.[/297]
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № P108-1836.
Обсуждения Религиозные психопрактики в истории культуры