Часть 3
ФОРМЫ РЕЛИГИИ
"Чем человек отличается от животного, являясь, в свою очередь, таким же социальным или общественным животным ", писал греческий философ Аристотель, труды которого лежат в основе понятийного мироустройства.
С вопросом Аристотеля корреллируется "Что такое религия?" - один из основных вопросов, который стоит перед человечеством по мере осознания человеком своего места в эволюционной цепи постоянно меняющегося ландшафта. Где человек постепенно занимает высшие уровни природы, выстраивая коммуникации для жизнедеятельности и общения с себе подобными под воздействием факторов, влияющих на его поведение. В природе человека существуют особенности, отделяющие его от животных.
Коммуникации человека в обществе происходят с помощью органов чувств, когда глядя на изображения чего-либо, мы понимаем, что все эти рисунки связаны с какими-то ментальными проявлениями, выражаемые словами, творящими образы.
Это речь, когда словами человек может обозначить и передать другому отдельные смысловые значения. И далее обозначим понятие "магия слова" связанную с идеограммой, когда мыслеформа или бесформенный звук, приобретают видимое изображение в виде рисунка или надписи, на какой-то скальной поверхности, пергаменте или бумаге.
Словам сопутствовали жесты, движения всего тела, пантомима, которые мы видим, наблюдая за пляской шамана, который, приводил к созданию новых звуковых форм или слиянию старых в еще небывалые сочетания. Здесь произнесение слов и танец шамана - являются его собственной творческой производной, когда и слово и танец шаман придумывает сам.
В этом случае древнего колдуна или шамана можно сравнить с первыми представителями философской школы, обладающими сакральным мышлением.
Философия как понятие - это способ рассуждения на все вопросы, интересующие человека, религиозная философия, научная философия, которая собственно и идет от Аристотеля, обосновавшего человека как социальное животное, живущее группами.
И уже с первых шагов своего существования человек был вынужден ориентироваться на силы, разлитые в природе, которые он боялся и ощущал как сверхъестественные, рассчитывая защитить себя, прибегая к разным ритуалам.
От того же Аристотеля мы знаем, что человек - существо общественное и способен организовывать сообщества, которые предопределяют его поведение. Здесь надо уточнить, что человек по природе не только существо общественное, но и наделен животными качествами, предопределяющими поведение человека.
Социальные науки учитывают поведенческие практики человека, и чтобы не перечислять особенности человека, описанные Аристотелем в «Никомаховой этике». Надо отметить, что человек разнообразен по своей природе и быстро адаптируется к окружающей среде, создав язычество, которое удовлетворяло древнего человека в его понимании своего места в природе. Где на мудрецов, шаманов или колдунов, общество возложило обязанность знаний как надо поступать в любой ситуации.
Тогда, на ранних этапах становления человечества родилась религия, атавизмы которой привносятся во все последующие поколения, когда от знаний шамана зависела жизнь всего племени. Таким образом, оспаривание слов, что любой человек религиозен, согласен он с этим или нет, выглядит откровенной глупостью, потому что в этот момент зарождались и зачатки философского мышления.
Общество сейчас разделено на верующих, которые верят, знающих, которые знают (или верят в то, что они что-то знают), отрицающих, которые отрицают, часто не зная, что именно они отрицают. Можно заменить слово "религия" словом "сакральность", которое еще более непонятно и будет вызывать больше споров.
Как уже было сказано, религиозное сознание человеку пришло, гораздо раньше, чем мы все думаем, когда мы знаем практически все этапы развития человека, когда уже в цивилизационном восхождении государство стал возглавлять глава религиозной конфессии. Вот так утрированно можно логически объяснить появление в жизни человека религии, которая стала общественной необходимостью наряду с институтами власти.
После периода тотемов пришла необходимость персонифицировать бога в качестве представителя человека, и стали создавать капища с идолами, которые обслуживал жрец и его подручные, если в этом была необходимость. Этот путь привел к политеизму, характерному для древних государств.
Древний мир жил в мистериях, когда Боги и герои жили среди людей и во всех городах древнего мира были построены храмы для богослужения и приношения жертвы Богам. В каждом городе были философы и мистики, которые собираясь вместе, создавали закрытые религиозные группы, и философские общества, проводя странные и таинственные ритуалы.
Так организовывались содружества людей, понимающих скрытую символику, в которую имела доступ философская элита, которая могла увидеть в символах определенную логику. Например, в даосском символе Инь-Янь, взяв в руки карандаш и линейку, можно увидеть квадрат, сегмент, треугольник и многие другие варианты прикладной математики.
Переход религиозных воззрений от многобожия к монотеизму, который инспирировал древнегреческий философ Парменид, претерпевая разные катаклизмы и инсинуации, завершился, принятием обществом сакральной доктрины христианства. Событие, которое отрезало мир от прошлого, когда временной период существования человека на земле был разделен на "прошлое", ведущее отсчет от СМ (Сотворение Мира). И "настоящее", которое имеет отсчет от РХ (Рождества Христова) и направленное вперед (будущее).
Христианство на ранних этапах, было религией активного прозелитизма. В современном мире переманивание людей из одной конфессии в другую не актуально, когда философские знания могут проводить аналогию между цифровой геометрией (треугольными, квадратными или круглыми цифрами) и геометрией слова. Например, в мистерии о князе мира Люцифере, свергнутого с небес архангелом Михаилом, можно интерпретировать прочтением с обратной стороны как "Михолэ" - Элохим.
Сюда же можно присоединить другое имя Бога Иегова - "Авогей" (высшая точка солнцестояния). Если и дальше в попытке проникнуть в суть названия "Корабль церкви", корабль - ьлбарок (лоб-человек, рок-судьба), церковь - ьвокрец (вокруг-окружающий мир).
Продолжая углубляться в религиозную тематику, рассмотрим само слово "религия" - я и гилер, в расширенном понимании это выражение объединяет человека с галерой (я и галера). На галерах, как мы знаем, за веслами сидели рабы. Отсюда и выходит предположение, что христианство, это религия рабов. Продолжив жонглировать словами, читая их с разных сторон, мы можем увидеть множество выражений несущих смыслы в самих себе, например, лазер - резал, город у дорог, лепо - опел.
Таких слов и выражений множество, например в архитектуре, в которой дух времени адаптируется к новым идеям, когда Античный стиль остается за границей религиозной реформы (антика - акитна). Или (Йын-чи-тна), кому как нравится, здесь слоговые звучания надо воспринимать, в качестве клипповых идеограмм.
Готика - акитог.
Барокко - оккораб.
Классицизм - мзициссалк.
Рококо - ококор.
Ампир - рипма.
Модерн - нредом.
Модернизм - мзинредом.
Философ в этих аналогиях может увидеть великий смысл, когда письменные выражения древнерусского языка, современным человеком труднопроизносим. В соответствии этих представлений о человеке древних мудрецов, от изысканий Аристотеля до "божественных" эманаций Елены Блаватской, которая открыла некую энергетическую силу, существующую в природе.
Мы можем без упоминания о религиозных противоречиях, отследить в логическом понимании не только возникновения религии, но и ее эволюции, отмечаемой с развитием самого человека. Когда уже упомянутая «Никомахова этика» Аристотеля, признающая важным необходимость вести человеком добродетельную жизнь, может ассоциироваться с "Живой этикой" семьи Рерихов.
Где первая выступает в качестве первоначального религиозного сознания, когда по тому же Аристотелю наслаждение - это естественное следствие добродетели. Когда правильное поведение человека гарантирует ему чувство довольства, возбуждаемое в человеке сознанием, что его поступки нравственно хороши.
А неправильное поведение человека имеет свое обозначение, - "грех" из христианского вероисповедания. А вторая дает нам понятие "карма", как нечто негативное, и человек должен жить в согласии с душой, нарабатывая состояние, которое квалифицируется, как "духовность".
Таких аналогий можно проводить достаточно много, не отходя от того принципа, что каждый человек религиозен, по факту своего рождения. Надо сказать, что действующих религий более трехсот, а сколько разных сект осознать невозможно.
Например, религия "Бенжуизм", коренная религия народа Бай в Китае, у которого каждая деревня имеет свой собственный пантеон богов. Который сформировался на протяжении всего времени существования деревни, включив свою историю добродетельных лидеров, воинов и героев, которые защищают людей от болезней и насилия, способствуют местной экономике и даруют процветание.
Эзотерик это понимает и воспринимает, бесспорно, признавая наличие бога, в каком бы виде это обстоятельство не выражалось:
1) Политеизм - (многобожие) шаманизм, ламаизм, язычество, жречество, неоязычество, ведовство, мистерии и пр.
2) Монотеизм - (единобожие) христианство, магометанство, буддизм, митраизм, зороастризм, бахаизм, конфуцианство и другие религии, называемые по имени пророка представляющего эти религии. К таким религиям можно относить "учительство" и всевозможные "техногенные" религии, создаваемые современными учеными и разными фанатиками.
При этом существует разный уровень религиозного сознания у всех участников религиозного процесса. Например, представители некоторых восточных религий, на вопрос о смыслах религиозных догм начинают махать руками, что-то говорить, но доходчиво рассказать, о чем говорит религия в понятных человеку вариантах. В то время когда в традиционных религиях человек может понять смысл религиозного процесса, зайдя в помещение храма, где совершается религиозный ритуал в окружении икон изображающих участников религиозного действа.
В ином случае религиозный процесс проводится без изображений участников действа. В третьем случае проводятся смешанные ритуалы и действа. Аналогом здесь можно привести и созданную семьей Рерихов "Агни йогу", где Елена Рерих придумала новую религию, а ее муж художник Николай Константинович Рерих нарисовал эту религию.
Можно много спорить, куда нужно относить "Агни-йогу", называя ее религией или эзотерическим учением, как считают сами рериховцы, называя свое учение "Живая этика". Во первых йога это религиозная философия, во вторых подача информации здесь близка к религиозной.
К монотеизму можно отнести и "атеизм", когда речь идет о неверии человека в определенного бога, когда в употреблении находится та же высшая субстанция, именуемая в данном случае "абсолют" или как-то иначе. В данном случае принимая во внимание выражение "абсолют", люди на самом деле подразумевают именно то энергетическое образование, имеющее сакральное значение для религиозных движений и организаций.
Применяя язык математики можно сказать, что "от перемены мест слагаемых сумма не изменяется". Таким образом, мы во всех случаях видим одно и то же явление, которое одни зовут Богом, другие называют Абсолютом, третьи употребляют слово Тетраграмматон, четвертые называют еще какое-то имя из 72 имен бога. Поэтому первично само явление, а на каком языке будет происходить служба, не имеет значения. Здесь надо твердо осознавать, поляризацию толкования, в котором религия и наука антагонисты.
В данном случае ученые готовые доказать существование бога не должны признаваться серьезными толкователями религий, с которыми не надо иметь дел. Атеизм (безбожие), система взглядов, отвергающих религиозную веру в Бога или других высших сил. Ну не верит человек и не верит, всякое бывает.
Обычно атеизм принято считать системой взглядов людей науки. В том, что религия и наука антагонисты - это истина. Религия (монотеизм) как понятие существует со всеми своими противоречиями всего две тысячи лет (от Р.Х.). А когда родилась наука в сегодняшнем ее представлении?
Всего двести лет назад, когда Лаплас заявил Наполеону, что он не нуждается в концепции Бога. "Демон Лапласа" тем не менее, относился по сути своей к тем же высшим силам, что и Бог. И так всего двести лет, что не дает права деятелям науки проявлять пренебрежение к остальному люду, когда наличие учёной и академической степени у человека не гарантирует и не говорит о том, что это человек с высоким уровнем сознания, которому можно доверить что-либо новое.
То же относится и к ученым критикующим религии, - это просто не умные люди, вторгающиеся в сферы в которых они участвовать не могут по определению. Мы же знаем случаи, когда в ученой же среде звучат эпитеты: "Дурак академик" или "Сумасшедший профессор".
3) Пантеизм (отождествление бога с миром), религиозно-философское учение рассматривающее природу как воплощение Божества. Здесь раздолье для эзотериков, например, Джон Локк обосновав антисхоластический метод научного познания, выдвинул гипотезу, согласно которой знание черпается из опыта, а тот, в свою очередь, формируется из собственных ощущений, которые человек получает от окружающего мира.
Здесь выделяется внешний опыт (личные ощущения) и внутренний (рефлексия). Первый берется из объективного материального мира, воздействующего на человеческие органы чувств и вызывающего соответствующие ощущения. Источником второго служит анализ своих эмоциональных переживаний, то есть рассуждения по тому или иному поводу. Иными словами, Локк выдвинул гипотезу "Человек есть собственность себя".
Дальше больше, через пару веков критерием человека в качестве божественного начала определено его собственное "Я". Этому направлению эсхатологии поддерживается большинство современных религий, сект, учений и практик. Они также очень точно отражают нашу действительность.
К пантеизму мы можем отнести и деятельность науки. Первые научные практические опыты начались в школах Асклепия и Гиппократа, где монахи записывали рецепты и результаты лечения. Параллельно с этим вопросами лечения людей ведали священники, что мы можем узнать из Библии. Английский врач-физиолог Чарльз Белл настойчиво убеждал читателей и слушателей, что рука является тем органом, на котором лежит «печать Божественного промысла».
Здесь также следует упомянуть, что еще в Библейском тексте книги Иова упоминается о том, что рука человека несет на себе печать Бога. И наделил он ею каждого из нас для того, чтобы все знали о делах людей, живущих на Земле. Лечением народа занимались и первые философы и маги. И с дохристианского времени сложился триумвират: религия, эзотерика, наука.
Где эзотерика включает в себя знания гностиков, древнюю философию, мифологию. В то время, когда наука все время находилась под патронажем церкви и стала самостоятельной только сто лет назад. Всего лишь сто лет.
Говоря о гностиках и древней философии, будем пользоваться в данной книге высказываниями Агриппы, который утверждал о существовании трех видов миров, а именно, элементарный, небесный и интеллектуальный: "Каждый низший мир управляется своим высшим и получает его влияние. Архетип и Верховный Творец сообщает свойства своего всемогущества, открываясь нам в ангелах, небесах, звездах, элементах, в животных, растениях, металлах, камнях, сотворив все эти вещи, чтобы мы ими пользовались.
Вот почему маги не без основания верят в то, что мы можем естественно проникать (познавать) по тем же ступеням и по каждому из этих миров до мира самого Архетипа — Производителя всех вещей, который есть первопричина, от которого зависят и происходят вещи.
Мы можем пользоваться не только теми свойствами, которые присущи наиблагороднейшим вещам, но сверх того еще и привлекать новые. Мы это делаем, когда пытаемся открыть свойства мира элементарного посредством медицины и натуральной философии, используя различные смеси естественных вещей. Небесные свойства они познают через лучи и влияние небесного мира, следуя правилам и дисциплине астрологов и математиков.
Наконец, они укрепляют и утверждают все эти вещи некоторыми святыми религиозными церемониями и могуществом различных духов"[7].
Агриппа в трех книгах, одна из которых содержит натуральную магию, вторая — небесную и третья — церемониальную, объясняя порядок, который нужно использовать во всех этих вещах: "...
Физика, которая является спекулятивной наукой о естественных вещах, содержит в себе и включает в себя все три вещи и все то, что говорит Вергилий помимо этого в своих стихах:
«Откуда происходят различные виды людей и зверей, так же как Дождь и Огонь? Откуда землетрясения и почему море повышается и разливается, несмотря на препятствия, которые оно может встретить и затем отступает к своему центру? Что нам дает возможность познавать травы, храбрость и ярость диких зверей, все различные виды плодов, камней и рептилий?»
Что касается математики, то она, очевидно, дает нам возможность познавать природу, протяженную в трех измерениях и дает понимание движения и хода небесных тел, следуя этим стихам: «Она нам позволяет знать, насколько движение звезд быстро: что заставляет темнеть луну и, что заставляет нас терять свет солнца».
И вот что говорит Вергилий: «Почему солнце направляется двенадцатью мировыми знаками, разделенными на определенные части; нужно видеть пути неба и звезд, эклиптики солнца и луны, Плеяды, Гиады и две Медведицы; почему солнце заходит так рано зимой, и откуда такая продолжительность ночей?» Все это узнают, благодаря математике, потому «математическим мышлением можно предвидеть различные изменения времени, знать сезон посевов, когда нужно лучше открывать навигацию, или выкапывать деревья в лесах».
Теология учит нас, что такое Бог, каковы ангелы, духи, демоны, душа, мысль, религия, таинства, церемонии, храмы, праздники; она толкует о вере, о чудесах, о свойствах слов и фигур, о секретных операциях и таинственных знаках и, как говорит Апулей, она учит нас правилам церемоний, которых религия требует, разрешает или запрещает. Для того чтобы сделать заключение в немногих словах, — Магия, единственная, включает эти три вида столь могучих наук в своих чудесах, соединяет их воедино и вводит в практику".
Агриппа представляет магию, как один из элементов познания мира: "Ее применяли авторы самые знаменитые, главные среди которых, — Замолксис и Зороастр, — так сильно выделяются, что многие из изобретателей этой науки: Аббарис, Гиперборей, Дамжерон, Эвдокс, Гермипп следовали по их стопам, а другие прославленные авторы, как Трисмегист Меркурий, Порфирий, Ямвлих, Плотин, Апполоний Тианский и Осфаней очень хорошо писали об этой науке.
Кроме того, Пифагор, Эмпедокл, Демокрит, Платон и многие из наиболее значительных философов делали большие путешествия, чтобы ее изучить и, возвратившись, подчеркивали свое уважение к ней и держали ее в большом секрете. Известно, что Пифагор и Платон ездили в святилища Мемфиса, чтобы ее изучать, и что они проехали почти всю Сирию, весь Египет, Иудею, школы Халдеев, чтобы не быть в неведении относительно великих и таинственных принципов магии, и чтобы овладеть этой божественной наукой...".
И далее Агриппа говорит о том, чтобы понимать магию, надо знать физику, математику и теологию, так как не может быть настоящей магии, которая не заключала бы в себе всех трех этих способностей. Далее Астролог говорит о четырех элементах, которые составляют главные основы всех телесных вещей: Огонь, Вода, Земля и Воздух, из которых все вещи образовались посредством трансмутации и объединения, и к которым они возвращаются, при разложении.
Здесь элементы второго порядка являются составными, различными и нечистыми, которые можно, довести посредством магического искусства до их чистой простоты. Элементы же третьего порядка не являются элементами в принципе и самими по себе, и могут взаимно изменяться один в другой. Здесь мы можем увидеть жидкий камень, твердую воду, холодный огонь и плотный воздух — жизненный дух, которого проникает во все существа, делая их живучими и живыми.
С воздухом Агриппа связывает многие элементы оккультной магии, когда он получает от них и удерживает как божественное зеркало отпечатки всех вещей, как натуральных, так и Божественных: "Потому происходит, как говорят те, кто проходят в том месте, где был убит человек или находится свежезахороненное тело, переживают страхи и испуг, т. к. воздух в таких местах полон картинами этого убийства, с которыми прохожие тоже соприкасаются, т. к. воздух их наполняет теми же картинами и волнует их, отчего и формируется страх, т. к. все, что действует быстро и создает тонкое впечатление, волнует природу.
Вот почему многие философы считали, что воздух есть причина снов и других впечатлений души, благодаря распространению картин или подобий, что исходят от предметов и слов, которые массами проходят в воздухе, пока не достигнут чувств или, в конечном итоге, воображения и души того, кто их воспринимает.
Восприняв сначала кожей, подготовившей его к восприятию, хотя виды вещей несомы своей собственной природой или сами собой к чувствам людей и животных, они, тем не менее, могут приобрести некоторые отпечатки от неба, когда находятся в воздухе, а различные их сюжеты чувствуются одни больше, другие меньше, следуя своему предрасположению в момент подачи картин воображения.
И, таким образом, человек может естественно и без какого-либо суеверия, без помощи какого-либо духа, сообщаться мыслью с другим человеком, сколько-нибудь удаленным, т. к. они будут существовать, по меньшей мере, 24 часа, хотя и нельзя точно указать время.
Эту вещь я наблюдал и делал аббат Тритемий. Плотин нам доказывает, а также учит способу, которым вещи духовные, как и телесные, производят некоторые картины (виды) благодаря влиянию тел на тела; они укрепляются в воздухе, проявляются и являются нашему зрению и другим чувствам благодаря свету...
...Существует еще более замечательное чудо, когда кто-либо, написав портреты или несколько слов, выставляют их ночью определенным способом в хорошую погоду при полнолунии, а кто-либо другой, поставленный об этом в известность, может их видеть и читать в окружности или в круге луны картины, поднявшиеся и размножающиеся в воздухе; это очень полезно, чтобы сообщать новости из осажденных городов и мест.
Это секрет, который прежде практиковал Пифагор и, который даже сегодня знают несколько лиц, как мне это известно. Итак, все эти вещи и большое количество других, более значительных, основано на природе воздуха, и выводят их принципы из математики и оптики, и эти виды отражаются в зрении так же, как посредством эха отражается звук.
Но есть еще и другие, более специфичные секреты, благодаря которым человек может слышать то, что говорит другой даже на ухо или потаенно, или как-то по-особому другому лицу. Из воздуха еще происходят ветры, которые есть широко взволнованный и возбужденный воздух.
Существуют четыре главных ветра, которые дуют с четырех сторон света; а именно, — Нот, — со стороны юга, Борей — с севера, Зефир — с запада, и Аполеот или Эрус — с востока, о которых так сказано в этих двух стихах Понатануса: «Нот — южный ветер, туманный и влажный, который св. Иероним называет извергающим дождь».
Не вдаваясь в подробности магического искусства, которые обсуждает Агриппа, отметим только элементалы связанные с пониманием мира: "Так из элементов состоят не только все вещи здесь внизу, но и сами небеса, звезды, духи, ангелы и сам Бог, который есть творец и создатель всех вещей. В низшем мире элементы встречаются в грубой и материальной форме, в то время как в небесах они существуют в своей естественной и совершенной форме.
Так, все там находится в своей совершенной чистоте; прочность земли без грубости и без материальности; подвижности воздуха, без густоты и примеси, жар огня без жгучести, сверкающий и животворящий. Среди планет Марс и Солнце принадлежат огню, Юпитер и Венера — воздуху, Сатурн и Меркурий — воде, а те, которые живут на восьмом небе, принадлежат земле так же, как Луна, о которой многие думают, что она состоит из воды, т. к. она притягивает воды с неба и с земли, и которыми она связана с нами, будучи ими, наполнена благодаря своей близости.
Среди созвездий также есть такие, в которых доминирует огонь, в других — воздух; в третьих — вода; в четвертых — земля; таким образом, элементы управляют небесами, распределяя в них все четыре своих качества, следуя трем своим различным порядкам, принципу, способу и цели каждого элемента. Так созвездие Овна берет у огня свой принцип, Лев — свой прогресс и свой рост, а Стрелец — свою цель. Телец привлекает от земли свой принцип, Дева — свой прогресс, а Козерог — свою цель.
Близнецы берут принцип у воздуха, Весы — прогресс, а Водолей — цель. Рак берет принцип у воды, Скорпион — прогресс, а Рыбы — цель. Элементы же формируют и составляют благодаря их смеси, все тела с планетами и знаками Зодиака, так же и духов, т. к. одни похожи на огонь, другие — на землю, третьи — на воздух, четвертые — на воду. Вот почему говорят также, что четыре потока преисподней принадлежат — Флеготон — огню, Коцит — воздуху, Стикс — воде и Ахеронт — земле.
Вот в принципе все знания, которые должны иметь эзотерики от жрецов, инициированных в тайны древних Мистерий до современных последователей оккультизма. Примером этому может послужить обстоятельства, когда ученые люди начинают выяснять не свойственные науке вопросы: Существует ли смерть?
Не будем комментировать концепцию биоцентризма, которая утверждает, что человеческий разум продолжает работать и просто переселяется в другой мир, когда пересказываются разные теории гностиков.
Здесь уместно сказать о том, что в Забайкальском региональном центре Рерихов, мой товарищ местный ученый Валентин Александрович Болтян собирался провести опыт с группой художников. Предполагалось проверить какой портрет человека по его словесному описанию, нарисуют художники и будут там какие-то аналоги. Провел ли Болтян свой эксперимент или нет, к сожалению информации нет.
Так заявления ученых о том, что человеческое сознание представляет собой энергию, которая не исчезает и не может быть уничтожено, не удивляет, потому что об этом же говорит религия в течение уже двух тысячелетий. Здесь мы можем видеть и рассматривать религии, в качестве энергетических форм (эгрегоров), существующих в общей энергетике планеты, на разных этапах от человека дикого до человека культурного.
КОСМОГОНИЯ (Космология).
Здесь kosmos — вселенная и logos — учение о закономерностях строения всей охватываемой астрономическими наблюдениями Вселенной. Первые космологии это религиозные мифы о сотворении (космогония) и уничтожении (эсхатология) существующего мира. Мы всегда упоминаем Бога в разговоре о религиях, большинство которых основываются на мифах. Точнее сказать, что религия это адаптирование мифа в обществе для всеобщего усредненного понимания, о чем идет речь.
Например, мифология нового завета в христианстве представляет последовательный сюжет рождения Иисуса Христа, его жизнь, смерть и последующее воскрешение, все это в храме можно проследить на иконостасе. Или другая более радикальная религия, говорящая: "Бог велик", а если у тебя есть вопросы, читай религиозные книги и разговаривай со священником. Так в разных религиях рождались свои космологии:
Индуистская космология, космология в иудаизме, космология у славян, буддийская космология, а так же космологии других религий. В метафизике и оккультизме знания космогонии основываются на мифологии и научном обосновании всех происходящих в мире процессов, когда алхимия и гностицизм представляли раннюю науку.
Академик А.Ф.Лосев высказывался о том, что не надо мифологию отрывать от исторического процесса, когда повествовании Библии о семи днях творения, вообще не содержит ни какой науки. Что миф надо толковать мифически же, что мифическое содержание мифа само по себе достаточно глубоко и тонко, достаточно богато и интересно и что оно имеет значение само по себе, не нуждаясь ни в каких толкованиях и научно исторических разгадываниях [8].
Так из мифологии на стыке тысячелетий создались религии, которые сейчас претерпевают некоторую трансформацию, но, тем не менее, формируют атмосферу нравственных критериев государства, с тем или иным отклонением от нормы. Так многие люди выделяют буддизм из общего религиозного ряда, считая его миролюбивым восточным учением. Однако буддизм так же агрессивен, как и любая другая религия. Об этом говорит толкование высших сакральных догматов буддизма о Шамбале.
Судя по описаниям, Шамбала со своей столицей Калапой расположена где-то к северу от Индии. Но где конкретно? Имеются только десятки предположений. Итальянский ученый, специалист по Тибету Г.Туччи на основе сопоставления многих источников высчитал, что Шамбала – это вполне реальное «традиционное место, недалеко от реки Сита (т.е. реки Тарим)» в Западном Туркестане.
Если не принимать в расчет бесконечную бульварную литературу о Шамбале, то единственной серьезной книгой, анализирующей десятки версий о чудесной стране, стал труд американца Эдвина Бернбаума «Путь к Шамбале», где было высказано предположение, что «Сита» может быть не только рекой Тарим, но и Амударьей или Сырдарьей. Примечательно то, что ни о какой «гималайской» Шамбале, на которой настаивали многие мистики, в этом научном труде речь не идет, эта версия – скорее, дань западных поклонников восточной экзотике.
Значительно раньше к этому же выводу пришел и филолог Ксома де Корос, который с 1827 по 1830 гг. находился в буддийском монастыре в Тибете, где подробно познакомился со всеми тайными сведениями о Шамбале. Де Корос указал, что Шамбала расположена между 45 и 50 градусами северной широты, где-то за рекой Сырдарьей [8].
Это пример того, что ученые проверяют религиозную философию для выяснения, каких-то вопросов в научных целях.
Районом возможной локализации Шамбалы часто называют Гималаи, этой версии, в частности, придерживалась Е.П.Блаватская, которая считала, что именно здесь расположен центр, откуда пошла в мир единая «Тайная доктрина». Вслед за ней разные проповедники стали вещать, что где-то в Гималаях, живут великие учителя, занимающиеся днем и ночью медитацией, которые своей энергетикой поддерживают баланс сил добра и зла в мире.
В поисках «затерянного мира» разные исследователи совершали экспедиции в Гималаи, в Арктику, в Пустыню. Описания экспедиций совершаемых в поисках «Беловодья» «Земли Санникова», «Шамбалы» можно найти в работах Обручева, Войцеховского, Семеновой, Маслова и других авторов.
Детализацией этих поисков заниматься не будем, отметив только то обстоятельство, что учение о Шамбале явилось основным источником современной космогонии, на которую оказало влияние деятельность Елены Блаватской. Создавая экуменическую религию, Елена Блаватская направляет внимание на горные вершины, на которых Моисей, Магомет, Митра получали божественные откровения.
Во всех религиях есть горы (Олимп, Арарат, Голгофа...), о горах писали античные и ранние китайские философы. Величественный горный массив Кунь-лунь, вершины которого покрыты льдом и снегом, в китайской мифологии считается также жилищем богов.
В тибетских документах таинственная местность называется Шамбала, или Дежонг.
Португальский мессионер Э.Кацелла вспоминает в своих отчетах о существовании некой сказочной страны, о которой ему стало известно от местных жителей. И святому отцу можно верить, поскольку он прожил на Тибете почти четверть века и снискал такое уважение местного населения, что ламы однажды даже предложили проводить его в это тайное место – Шамбалу.
Упоминание о такой стране есть среди записей и сотоварища Кацеллы – Ж.Кабраля. Он писал в 1625 году: «По-моему, Шамбала – это не Кахтей, но то, что на наших картах называется Большая Татария»…[10].
«В 1924 году ученый лама, достойный ученик основателя монастыря, говорил нам, стоя перед изображением Владыки будущего:
«Истинно, приблизилось время великого Пришествия. По нашим пророчествам эпоха Шамбалы (Шамбала – самое священное слово Азии, в котором воплощены все лучшие человеческие ожидания и чаяния. Это и эпоха, и учение, и местность), уже готовит свое непобедимое войско для последнего боя. Все Его сотрудники и вожди уже воплотились» [11].
Калки Пураны указывают Калки Аватара, который придет:
«По желанию вашему я буду рожден вместе Шамбала…» Я снова поставлю на землю двух Владык – Мору и Девапи. Я утвержу опять Сатиа-Югу и восстановлю дхарму*(*Дхарма – закон долга) в ее прежней силе. После поражения Кали – Юги я возвращаюсь в мое местопребывание»…[12].
Здесь мы видим, что религия экуменизма создавалась на базе восточных учений, в частности буддизма с элементами мистерий других религиозных групп. Была создана соответствующая мифология, подтянуты и придуманы сопутствующие сказки и притчи. Иконописное сопровождение новой мировой религии экуменизма обеспечил художник Николай Рерих, создав множество полотен связанных с Тибетом и буддийской мифологией.
Был взят буддийский же звездный календарь. Зодиак (от греческого ZU? – животное и diakos – колесо). Перед тем, как использоваться в предсказательной практике, Зодиак служил для измерения времени и его круг символизировал годичный период.
Буддийская легенда так объясняет круг зверей китайского Зодиака: Будда пригласил всех зверей на празднование Нового года, но пришли только 12. Среди них были Крыса, Бык, Тигр, Кот, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Петух, Собака и Свинья, которые и составили китайский Зодиак. Являясь атрибутом времени, Зодиак аналогичен песочным часам или Уробросу – гностическому змею, кусающему себя за хвост.
Исследователь Тибета Г.Д.Цыбиков дает нам о Шамбале следующие сведения: «Сыном последнего будет 25-й хан Шамбалы Ригдан – дагбо. Во время его царствования, по одним исчислениям на 51 году, а по другим – на 8 году, т.е., по нашему летоисчислению, в 2335 г. по Р.Х., произойдет война между буддистами и лало.
Сначала будут побеждать лало, но конечная победа останется за Ригдан – дагбо, который лично примет участие в сражениях. Война Шамбалы – нечто похожее на приход еврейского Мессии и второе пришествие Христа у христиан [13].
Тибет, горная страна, а горы всегда привлекали внимание исследователей изучающих историю ушедших цивилизаций, позволяющие получить какую-либо информацию об изучаемой территории. О горах повествуют в своих мистических сказаниях, практически все мировые религии.
«Горы святые высоки, велики
Самого неба достигли их пики»
Святыми горами называли Тайшань (в пределах нынешней провинции Шаньдун), Хуашань (в Шэньси), Хэншань (в Хэбэй) и Суншань (в Хэнани). На этих горах царь совершал жертвоприношения, сообщал Конфуций в «Книге перемен» [14].
Как уже сказано, с горами связаны откровения Моисея, Магомета, Иисуса Христа, Зороастра, Митры и многих других почитаемых основателей разных религий.
Основатели экуменистской религии так же начали с гор, выбрав горную систему Гималаи, в которой находится самая высокая гора на планете, - Эверест которая (Джомолунгма) составляет ряд отдельных пиков. Южная вершина (8760 м) Эвереста лежит на границе Непала и Китая, Главная вершина (8848 м) — на территории Китая. Гималаи включают 10 из 14 восьмитысячников мира, где помимо Эвереста (8848 м), Канченджанга (8586м), Лхоцзе (8516), Макалу (8485), Чо-Ойю (8201), Дхаулагири (8167), Манаслу (8156), Нангапарбат (8126), Аннапурна (8091), Шишабангма (8027).
То, что Эверест, - высочайшая точка Земли в 1852 году с помощью тригонометрических расчётов определил топограф геодезической службы Британской Индии Радханат Сикдар, находясь в 240 км от Джомолунгмы. Тогда же предложили назвать гору Эверестом в честь Джорджа Эвереста руководившего геодезической службой Британской Индии в 1830-1843 годах.
И здесь надо обратить внимание на даты, потому, что это важная деталь не только в религиозном воспитании общества (возникновение религии Экуменизма), но и один из очередных этапов космогонии.
Теософское общество было основано 17 ноября 1875 года в Нью-Йорке Еленой Петровной Блаватской, и полковником Генри Олкоттом, чему способствовал религиозный нигилизм в Америке.
Когда в разных частях страны были созданы различные новые религиозные общины: Свободное религиозное объединение, Новое мышление, Христианская наука, Спиритуализм и другие религиозные образования. К 1880 году теософское общество перебралось в Бомбей. К этому времени Индия была Британской колонией (1858 - 1947) и создавала благоприятный климат для создания новой религии.
С 1882 года штаб-квартира Теософского общества находится в Адьяре, Индия, и с 1895 года Общество официально именуется Теософским обществом Адьяр. Общество имело свои отделения в Америке, Германии, Англии, России (Свободная теософия Владимира Соловьева) и других странах.
В СМИ публикуются три цели Теософского общества, закрепленные в его уставе:
Основать ядро всемирного братства без различия расы, веры, пола, касты и т. п.
Поощрять сравнительное изучение религий, философии и наук.
Исследовать необъясненные законы природы и скрытые силы человека. По оценкам исследователей в Адьярском теософском обществе насчитывалось около 35 000 членов, а к 1928 году численность теософов достигало 45 000 членов.
Таким образом, нужно отметить факт, что новая мировая религия экуменизма создалась, и что ее подорвало, скажем, позже, а пока новая религия обрастала, мифологией, последователями и адептами из числа атеистов, сектантов, безбожников. В качестве апостолов и небесного воинства, обществу были провозглашены махатмы и учителя (мастера) в ранге Вознесенных Владык. Это уже известные нам Мория, Кут Хуми и Джуал Кхул.
Как в эту компанию просветленных попал средневековый мошенник граф Сен-Жермен, можно только догадываться, что важным здесь является фактор "настоящего" реально жившего человека. Который якобы имеет способность воскрешения подобно Иисусу Христу. Здесь можно увидеть аналог с другими религиозными мифами, которые имеют своих мошенников, это бог Меркурий из античной мифологии, бог Локи в германо-скандинавских мифах и другие подобные персонажи.
Итак, новая мировая религия была создана. Что же могло помешать новой экуменистской религии развиваться в России в соответствии ее естественного воплощения. Развитию религии экуменизма помещала революция, которая разметала и запретила все религии разом, а адептов экуменизма и эзотерических знаний направили в места заключения.
Значительную поддержку угасающему теосовскому наследию Елены Блаватской оказали Николай и Елена Рерихи, создавшие Агни-йогу, или Живую Этику, религиозно-философское учение, объединяющее западную оккультно-теософскую традицию и эзотеризм Востока. Учение было опубликовано в серии книг, изданных в 1924—1938 годах. Источниками Живой Этики стали те же, что и у «Тайной доктрины» Елены Блаватской, которую в свое время переводила Елена Рерих.
Агни (огонь), в ведийской и индуистской мифологии бог. Часто огонь персонифицируется с Богом (жрецом огня), который языками пламени забирает жертву на небо. У Агни много ипостасей: огонь небесный, огонь в водах, огонь жертвенного костра, он тройственен и имеет три силы. Функция Агни, как космической силы вводится в рамки учения о четырех мировых периодах, а функция Агни, как стихии преобразуется в концепции пяти элементов, из которых состоит мир. Агни-йога, - религия огня.
По утверждению Елены Рерих, учение Живой Этики возникло в процессе «бесед» с «Великим Учителем» (известным в теософских кругах под именем Махатмы Мории). Здесь мы видим практику пророчества (предвестия) с которых начинаются все религии. С махатмой Морией Елена Рерих общалась, используя все теософские практики ясновидения, яснослышания, спиритуализма и др.
Таким образом, была собрана философская и мифологическое обоснования новой религиозной системы, которую Николай Рерих оформил своими картинами тибетской серии, выполняющими роль иконостаса. Правда, здесь произошли не предвиденные события, когда китайское правительство, не проникшись в духовную суть картин Николая Рериха, выслало его из страны, как шпиона нарисовавшего панораму Тибета.
Фотография раньше была редким событием и в исследовательские экспедиции всегда брали художника для создания какого-либо нужного изображения. Список курьезов произошедших при создании новой религии "Агни-йога" высылкой Николая Рериха из Китая не закончился, и происходили события, трудно понимаемые неискушенным человеком.
Когда были утверждения такого рода, что после того, как религиозный лидер буддизма Далай-лама отказался от встречи с Николаем Рерихом, из числа опозиционных буддийских монахов, было собрано особое собрание, на котором Николая Рериха выбрали Далай-ламой. Или по другой версии "Царем Шамбалы". Зачем это надо было делать не совсем понятно.
После чего американский гражданин Николай Рерих, оказался в дружеских отношениях с масонствующими президентами Америки, нарисовал американские деньги, поместив на них тайные масонские знаки, и построил собственный 29-и этажный небоскреб. В котором сейчас расположен музей Рериха. Затем новоизбранный "Далай-лама" (или Царь Шамбалы?), поехал в Индию, где находилось его поместье [15].
Таким образом, каждая религия имеет своего создателя и свою историю, которую можно отследить. Магическая сила слова заключается в его способности вызывать представления, образы, оно невидимый представитель вещей, воспринимаемых пятью чувствами. По его заключению появляются люди, предметы далекие или не существующие вовсе. А близкие и присутствующие делаются по-настоящему реальными, лишь, будучи названными.
«С самого начала, - утверждает Ян Парандовский, - слово было орудием человеческой деятельности и в то же время чем-то таинственным, требующим пиетета и осторожности. Всегда существовали слова священные и проклятия, которых нельзя было произносить [16].
Магия слова, дополненная нарисованным образом, создает образ реального бытия. Последователи Живой Этики устремлялись, в Гималаи, пытаясь разгадать скрытый смысл картин Николая Рериха и через это прийти к Шамбале. Но, величественный мираж Шамбалы так и оставался не постижимым, когда не было найдено, ни каких вещественных доказательств, свидетельствующих о существовании страны мудрецов.
Так же как непостижимым осталось "Беловодье", которого ни кто не нашел. Однако Шамбала существует в других религиях и если допустить, что это не страна, не место поселения мудрецов, то рассматривая мифологию, связывающую все стремления человека попасть в затерянный мир и найти Шамбалу, Беловодье, Град Китеж и другие священные места нужно определить ценности, которые хотят обнаружить соискатели неведомого. Потому, что святость и духовные мотивы не являются единственными критериями для желающих попасть в святое место.
Для многих искателей святые места обусловлены тем, что как в Раю, там нет хозяев и угнетателей, в Беловодье и Граде Китеже все люди свободные, делают все что хотят и не подчинены никакому правителю. И часто это главная цель найти на земле место, где все люди свободны в своих волеизлияниях. Но на земле таких мест нет, как бы их не искали.
Многие считают такой свободной территорией Тибет, но это так, же не соответствует истине, даже при наличии большого количества монахов составляющих большую часть населения Тибета. Территориально Тибет подчинен Китаю.
Таким образом, на фоне описанных событий мы можем понимать, как создаются религии и формируется космогония, периодически дополняемая какими-то новыми знаниями.
Помимо слова и образа в религиях присутствует символ, представляющий мифологическую основу религии. В христианстве это крест, в буддизме символ беспредельности инь-янь, которые могут раскладываться на множество составляющих содержащихся в символизме. Трактовать символику креста можно, как угодно в соответствии с сознанием мистификатора или исследователя в математике крест является осью симметрии.
В Эзотерике все взаимосвязано и подчинено тайным знаниям, которые есть у масонов, розенкрейцеров, у высшего руководства религий. Формулировка Эзотеризма, - совокупность знаний, сведений, недоступных непосвящённым, несведущим в мистических учениях людям, особых способов восприятия реальности, имеющих тайное содержание и выражение в «психодуховных практиках».
Противопоставляется экзотерике, - (от греческого exoterikos — «внешний, наружный») — часть тех же знаний, не скрываемая от непосвящённых, открытая для изучения и понимания посторонними людьми. А что до постороннего, который не должен понимать сути эзотеризма, то если прочитать это слово "сзаду на перед", то можно увидеть вложенные смыслы в это выражение.
Приведем пример символизма в эзотерике, например, колодец, значение которого есть во всех религиях. В христианстве Христос сказал: «А кто будет пить воду, которую я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую я дам ему, сделается в нем источником воды, текущим в жизнь вечную». С водой и колодцами связана славянская богиня Мокошь.
На колодцах изображалась Параскева Пятница, символизировавшая удачную торговлю, а встретить девушку, идущую к колодцу, считалось хорошей приметой. При этом полные или пустые ведра считались элементом предсказания.
В древнем мире колодцы, будучи главным источником воды, имели еще особое ритуальное значение. Например, в Индии спуск до уровня воды был превращен в ритуальное паломничество. Наиболее известен ступенчатый колодец Вадоладжи, построенный женой правителя Вакхелы Верасинхи Рудой. Есть восточная мусульманская притча, согласно которой для строительства минарета нужно вывернуть наизнанку глубокий колодец. Это выражение говорит о том, что минарет по своему структурному образу имеет связь с водой и построен в форме колодца [17].
Другим примером символизма является изумруд – драгоценный камень зеленого цвета. Магический талисман для многих, и по некоторым источникам соответствует стихии Земли. Хотя Изумруд посвящается планете Венера. Изумруд редкий и дорогостоящий камень, используется для изготовления украшений и как эквивалент государственной валюты наряду с алмазами. В европейской астрологической традиции изумруд связывается с созвездием тельца – через управляющую Венеру.
Вавилонские астрологи связывали изумруд с созвездием рака. В гностических вариантах раннего христианства изумрудами была инкрустирована корона падшего ангела Люцифера. Как уже было сказано, космогония присутствует в форме постоянно трансформирующегося мифа живущего по определенным законам. По разным оценкам в современной космологии существует от 12 до 22 законов космологии (духовных законов Вселенной):
1. Закон божественного единства
2. Закон вибраций
3. Закон соответствия
4. Закон притяжения
5. Закон вдохновленного действия
6. Закон бесконечного превращения энергии
7. Закон причинно-следственной связи
8. Закон возмещения
9. Закон относительности
10. Закон полярности
11. Закон ритмичности
12. Закон о равенстве
На сколько верны подобные законы (духовности) и отражают ли они достоверную действительность сказать сложно, так как в публичной сфере такая информация не обсуждается. Как не обсуждаются и носители такой информации. Последняя версия космогонии для публичного обсуждения была представлена Еленой Блаватской в "Тайной доктрине", откуда черпали сведения ряд ученых получивших нобелевской премии и современные философы. С космологией представленной Еленой Блаватской согласились все представители эзотерических школ, да и вряд ли кто смог бы возразить, когда, по мнению многих исследователей, Елена Блаватская была членом масонской ложи. Что и подтвердил М.П. Холл, высказываясь о "Тайной Доктрине" и Е.П. Блаватской.
С точки зрения научной философии космология придерживается сводом законов о мироустройстве принятом античной философией в сочетании с законами диалектики Гегеля. Эти законы кореллируются с новыми открытиями физиков: Гильбертовы пространства - линейное (векторное) пространство, для любых двух элементов пространства. Уравнение Шредингера для стационарного состояния, когда потенциальная энергия частицы не зависит от времени. Гипотезы Стивена Хокинга о системе многомерности пространства. И многим другим научным открытиям.
Картинки взяты из интернета
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № P108-14211.
Обсуждения Рэйки йога