Как похвалы лишают уверенности в себе

Как похвалы лишают уверенности в себе
Родители стараются при любой возможности хвалить ребенка, веря, что таким образом помогают ему сформировать здоровую самооценку. А вот американский психоаналитик Стивен Гросс уверен, что похвалы детям вредны, как сладости. И предлагает другой способ воспитать в ребенке уверенность в себе.

Многочисленные исследования в области самооценки, проведенные за последние десять лет, показали, что ребенок не обязательно будет, учится лучше, если хвалить его «за ум». В действительности похвалы могут, наоборот, заставить учиться вполсилы.

Дети нередко реагируют на похвалы именно так — к чему работать над новым рисунком, когда и прошлый был «лучше всех»? Также ребенок может просто начать повторять все то, что уже делал, ведь зачем рисовать что-то новое или каким-то новым способом, если старое проходит на ура?

Научные данные

В ставшем уже знаменитом исследовании 1998 года психологи Кэрол Двек и Клаудия Мюллер попросили 128 детей возраста десяти-одиннадцати лет решить последовательность математических задач. По завершении работы над первым комплектом простеньких примеров исследователи похвалили каждого ребенка всего одной-единственной фразой. Одних хвалили за интеллект: «Ты замечательно справился, ты очень умный». Других отметили за усидчивость и старание: «Ты замечательно справился, тебе, наверное, пришлось очень серьезно потрудиться».
Как похвалы лишают уверенности в себе
Затем детям дали новый набор более сложных примеров. Результаты были поразительные. Ученики, получившие похвалу за старание, проявляли значительно больше стремления искать новые подходы к решению задач. Кроме того, они были более упорны в работе, а неудачи свои, как правило, объясняли не нехваткой интеллекта, а недостаточным старанием.

Дети, которых похвалили за ум, больше волновались из-за возможности провала, они в большинстве своем старались выбрать задания, подтверждавшие уже имевшиеся у них знания, и проявляли все меньше упорства по мере усложнения примеров. В конечном счете, радостное волнение, вызванное словами «ты такой умный», сменилось повышенной тревожностью и падением самооценки, мотивации и производительности.

Короче говоря, чтобы подорвать у малышей веру в себя, хватило одной-единственной хвалебной фразы.

«Хорошая девочка», «ты у нас самый лучший» — такое любование своими детьми может на время поднять нашу собственную самооценку, ведь мы таким образом сигнализируем окружающим, какие мы фантастические родители и каких мы растим потрясающих детей. Но для самоощущения самих детей в этом проку мало. Изо всех сил стараясь отличаться от поколения своих родителей мы, по сути, ведем себя точно так же, как вели себя с нами они, то есть кидаемся пустыми похвалами подобно тому, как взрослые нашего детства бездумно ругали по каждому поводу.

Что идет на пользу ребенку?

Как похвалы лишают уверенности в себе
В результате мы возвращаемся к исходной проблеме — если похвала не поднимает самооценку ребенка, то, что же ее поднимает?

Спросим у Шарлотты Стиглиц, матери нобелевского лауреата, экономиста Джозефа Стиглица, которая много лет преподавала чтение в коррекционной школе на северо-западе штата Индиана. «Я никогда не хвалю ребенка, если он справляется с тем, с чем и так должен уметь справляться, — считает она. — Я хвалю детей, только если они делают что-то по-настоящему сложное, например, делятся своими игрушками или проявляют терпение. Кроме того, я считаю, что очень важно говорить им «спасибо». Если я не успеваю вовремя в чем-то помочь ребенку, а он терпеливо ждет, я обязательно благодарю его за это. Но я не стану хвалить его за то, что он просто играет или читает».

Никаких чрезмерных поощрений и никаких жестких наказаний — Шарлотта фокусировалась на том, что делает ребенок, и на том, как он это делает. Вот ее диалог с четырехлетним мальчиком, занятым рисованием. Когда он сделал паузу и посмотрел на нее (возможно, ожидая похвалы), она улыбнулась и сказала: «Как много у тебя на картинке синего». «Это пруд у бабушкиного дома. А еще там есть мостик, — ответил мальчик. Он взял коричневый карандаш. — Сейчас я вам его покажу». Шарлотта разговаривала с мальчиком, не заставляя его ни в чем торопиться, но, что важнее всего, она видела его и прислушивалась к нему. Она присутствовала в его мире.

Именно такое присутствие повышает самооценку ребенка, потому что оно дает ему понять, что он заслуживает внимание и мысли взрослого человека. В ином случае ребенок может прийти к выводу, что его действия сами по себе не являются целью, а служат всего лишь способом заработать похвалу. Как можно ждать от ребенка прилежания и внимательности, не будучи внимательным к нему самому? Присутствие в мире других людей, будь то дети или друзья, да и, если уж на то пошло, даже присутствие в своем собственном мире, это очень тяжелый труд. Но не этого ли внимания — то есть ощущения, что кто-то старается думать о нас, — хочется всем нам больше любой похвалы?
Источник: https://www.psychologies.ru
×

Обсуждения Как похвалы лишают уверенности в себе

По теме Как похвалы лишают уверенности в себе

6 техник для развития уверенности в себе

Лучшие моменты Вспомните те моменты своей жизни, когда Вы чувствовали себя...
Психология

Самогипноз - путь к себе. Помоги себе сам!

Деловому человеку ежедневно приходится решать противоположные задачи: защита и...
Психология

Как найти в себе смелость жить так, как хочется

Быть собой, открыться другим людям, решиться поменять свою жизнь – все это...
Психология

Как выйти из депрессии и быстро поднять себе настроение

Но это вовсе не означает, что мы должны с этим мириться и покорно складывать...
Психология

Как перестать зажиматься в себе среди людей

Дружба,любовь,работа к примеру.Естественно,что уверенный,обаятельный,интересный...
Психология

Как стать увереннее в себе?

Сколько нас таких на белом свете? Тысячи, миллионы, миллиарды? Мне кажется...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы
Ничто не вечно