Травля — это не однократное происшествие, а постоянная, систематическая агрессия по отношению к другому ребенку, который по какой-то причине обладает более низким статусом», — объясняет школьный психолог Ребекка Бранстеттер. Она подчеркивает, что травля отличается от других форм агрессии в конфликтах между детьми.
Разумеется, дети, которые травят сверстников, делают это по разным причинам. Нельзя составить единый психологический портрет школьного мучителя. Но все же у них часто встречаются определенные особенности характера, на которые полезно будет обратить внимание.
«Если мы сможем выделить общие черты таких детей — например, повышенная стыдливость, проблемы с социальным мышлением и навыками социальной коммуникации, то сможем предотвращать травлю и издевательства заранее», — утверждает Бранстеттер.
«Личность, характер, моральные принципы, представления о себе — все это в школьном возрасте еще непрочно, еще развивается. Чем раньше мы сможем помочь и агрессору и жертве с их проблемами, тем больше у них будет возможностей для примирения и личностного роста», — объясняет детский психолог Джиллиан Робертс.
Вот 10 особенностей, характерных для агрессивных детей:
НЕДОСТАТОК ЭМПАТИИ
Агрессивные дети, которые издеваются над сверстниками, часто обладают недоразвитым эмоциональным интеллектом, у них снижена способность к эмпатии, они плохо понимают самих себя.
«Из-за недостатка эмпатии они неспособны поставить себя на место другого и спросить: а как бы я себя чувствовал, если бы меня так же дразнили?» — объясняет психолог-консультант Кэтлин Гудман. Многие считают, что эмпатия и способность к сочувствию — это врожденные качества, но на самом деле это еще и навыки, которым можно обучать. Родители и учителя могут многое изменить, обучая детей сопереживанию — в том числе и на собственном примере.
НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
«Всем задирам свойственна неуверенность. Запугивая других и издеваясь над ними, они пытаются скрыть ее от окружающих», — утверждает семейный терапевт Том Керстлинг. Для детей с низкой самооценкой унижение других иногда становится нездоровым способом психологической защиты, помогающей ощущать себя уверенней.
Иногда агрессоры даже завидуют своим жертвам. Тем не менее, объясняет Ребекка Бранстеттер, популярный стереотип о том, что все школьные садисты и мучители страдают от неуверенности в себе, не отражает всей полноты картины.
«На самом деле многие агрессоры и мучители популярны в классе и, по их собственным словам, самооценка у них не ниже средней или даже высокая. Однако многие из них очень подвержены стыду и ощущают свою уязвимость, боясь, что другие увидят какие-то их слабости. Поэтому, травя и высмеивая других, они переключают внимание на чужие недостатки, успешно скрывая собственные, которых очень стыдятся. Это важная деталь, которую легко упустить: мучители нередко защищают собственную самооценку, перенося свой стыд на других», — объясняет Бранстеттер.
ПОТРЕБНОСТЬ В КОНТРОЛЕ
«Многие агрессоры стремятся контролировать все и всех, поскольку им кажется, что иначе они сами могут стать жертвами. Они стараются подчинить других, чтобы никто не мог стать сильнее и причинить им вред», — утверждает нейропсихолог Санам Хафиз.
С этим согласна и школьный психолог Рина Патель: «Дети, которым, кажется, что сверстники их не любят или не поддерживают, часто начинают издеваться над другими, пытаясь обрести хоть какие-то власть и контроль. Они ошибочно считают, что, контролируя других детей, они делают их своими друзьями».
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ
Санам Хафиз утверждает, что агрессоры и мучители часто импульсивны и не умеют себя контролировать: «Они просто не думают о том, к каким последствиям приводят их поступки, как сказываются на физическом и эмоциональном состоянии другого человека».
«Импульсивность возникает по каким-то причинам. Например, из-за того, что ребенок не умеет решать возникающие задачи и проблемы и не знает, как получить желаемое», — объясняет Кэтлин Гудман.
ЖАЖДА ВЛАСТИ И СТАТУСА
«Многие агрессоры очень хотят получить власть и высокий статус в своей группе. Из-за недостатка социальных навыков у них остается единственный способ — издевательства над другими», — объясняет клинический психолог Джон Майер. Издеваясь над другими, такой ребенок ощущает себя сильнее их, особенно если он чувствует свою неполноценность в других аспектах.
Нередко те, кому тяжело дается учеба, начинают третировать более успешных учеников из зависти. Тем не менее, современные исследования опровергают многие из устоявшихся стереотипов. Например, исследование, проведенное Калифорнийским университетом в Лос-Анджелесе, показало, что в средней школе чаще всего издеваются над другими популярные в классе дети.
«Оказалось, что популярные среди сверстников дети чаще всего травят других. Им кажется, что, издеваясь над слабыми, они подчеркивают и поддерживают свой высокий статус», — объясняет клинический психолог Скотт Симингтон.
«Дети, которые популярны среди сверстников из-за стиля в одежде, внешности, уникального таланта, богатой семьи и дорогих вещей, втайне боятся, что если бы не этот единственный фактор, они никому не были бы интересны. Поэтому они травят других, чтобы поддерживать собственный статус», — говорит Ким Меткальф, педагог и детский психолог.
Симингтон уверен: очень важно научить детей, что издеваться над другими не «круто». Тогда у «крутых» и популярных детей исчезнет мотив для травли. Примерно так же работают и кампании против курения.
ТЯЖЕЛОЕ ДЕТСТВО
«Иногда говорят, что те, кому плохо, делают плохо и другим. Это верно и для многих школьных задир. Работая школьным психологом, я повидала много таких детей. Нередко они рассказывали истории о своей жизни, от которых разрывалось сердце», — рассказывает Ребекка Бранстеттер.
Исследование ученых из Университета Южной Флориды показало, что дети, пережившие жизненные трудности (насилие, неблагополучие, финансовые проблемы в семье), более склонны к издевательствам над сверстниками. Многие из них сами раньше становились жертвами травли. Кто-то пережил физическое или сексуальное насилие со стороны родителей, опекунов, старших братьев и сестер или других детей. Они могли наблюдать похожее поведение в семье или где-то еще.
«Важно помнить, что если ребенок издевается над сверстниками, он, вероятнее всего, где-то этому научился. Если он унижает других, чтобы почувствовать себя лучше, возможно, он вырос в среде, которая разрушила его самооценку», — объясняет Джиллиан Робертс.
РАННИЙ ОПЫТ НАСИЛИЯ
Дети, применяющие физическое насилие к сверстникам, вероятно, с раннего детства наблюдали примеры подобного насилия. Возможно, они видели его по телевизору, в компьютерных играх или в семье. «Многие агрессивные дети положительно относятся к физическому насилию, для них это форма развлечения, способ удовлетворения своих потребностей. Нередко это происходит из-за того, что их родители активно применяли физические или другие жестокие наказания», — объясняет Санам Хафиз.
СЛОЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Даже если родители не обращаются с детьми откровенно жестоко, в семье могут быть нездоровые отношения, которые часто способствуют агрессии. «У школьных садистов редко бывают любящие и заботливые родители, активно участвующие в жизни детей», — говорит Рина Патель. Какие-то родители просто не интересуются детьми, а иногда ребенок воспитывается родителем-одиночкой, который вечно устает на работе.
«В некоторых случаях дети становятся агрессивными и безжалостными потому, что родители требуют от них быть лучше других во всем — в спорте, учебе, по социальному статусу», — добавляет Патель.
Разные психологические теории по-разному объясняют причины травли. «Теория привязанности говорит, что склонность к издевательствам возникает из-за отсутствия надежной привязанности к родителям в раннем возрасте. Теория семейных систем рассматривает шаблоны поведения и динамику отношений внутри семьи, из нее следует, что дети, пережившие или наблюдавшие насилие в семье, чаще склонны издеваться над сверстниками. Они усвоили, что агрессия — это способ разрешения конфликтов», — объясняет Кэтлин Гудман.
СКЛОННОСТЬ К АГРЕССИИ
«Большинство детей пробуют проявлять агрессию, но вскоре отказываются от нее по мере развития речи и социальных навыков. Но у школьных задир этот процесс словно останавливается. В конфликтных ситуациях они полагаются, прежде всего, на агрессию, а не на просоциальное поведение — обсуждение и совместное решение проблемы», — объясняет Скотт Симингтон.
Эти дети не умеют управлять своим гневом и другими эмоциями. «Агрессор боится потерять контроль — в том числе и контроль над собственными эмоциями. Такие дети часто нетерпеливы и раздражительны. Некоторые из них постоянно находятся в состоянии стресса или эмоционально нестабильны, и из-за этого у них часто случаются вспышки агрессии», — объясняет Санам Хафиз.
НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАНИИ
Многих агрессивных детей родители воспитывают непоследовательно и пренебрегают дисциплиной. Такие родители не объясняют детям, где проходят границы допустимого, и не заставляют нести ответственность за плохое поведение.
«Если детям не дают четких правил поведения и пренебрегают их воспитанием, они нередко начинают пытаться контролировать своих сверстников. Слишком мягкие родители не ограничивают ребенка, который в результате считает, что ему все дозволено. Дети хотят, чтобы родители установили для них правила поведения и распорядок жизни, они воспринимают это как проявление заботы. Излишняя родительская мягкость может показаться ребенку безразличием», — объясняет Хафиз.
Во многих случаях родители не готовы признать, что их ребенок издевается над сверстниками — особенно если раньше он был «примерным», а агрессия проявилась лишь позже. Многие родители и другие взрослые неосознанно потакают издевательствам и травле, относясь к проблеме несерьезно («да мальчишки просто балуются») или вообще ее игнорируя. Очень важно признать реальность происходящего, серьезно поговорить с детьми, четко обозначить недопустимость травли и издевательств и своим примером показывать уважительное отношение к окружающим.
Источник: https://www.psychologies.ru
Обсуждения Психология школьных задир