«Не спрашивай, в чем нуждается мир. Лучше спроси себя, что возвращает тебя к жизни. Миру нужны те, кто вернулся», - Говард Турман.
Знакомо ли вам состояние, когда в очередное утро «отрываешь» себя от постели, а в голове уже полный список дел на день и каждое дело претендует на срочность выполнения? И все эти дела надо сделать вовремя, не опоздать, не пропустить, не забыть…И эти «надо» вроде бы и хороши, это полезные и нужные вещи и навыки. Но иногда не хочется их совершать.
Часто бывает так, что они делаются на автомате или, что еще хуже, по собственному принуждению. А потом человек падает после усиленных трудов под конец дня-недели-месяца-года и понимает, что устал и обессилел. От чего? Да от всякого-разного: дом, быт, работа…Суета. И усталость от этого всепоглощающая, когда ничего не хочется, когда даже тело сигналит о том, что сил не осталось и хочется просто лежать и не думать ни о чем. Или поспать день-неделю-месяц…
Но есть и приятная усталость. Это когда сделал нечто нужное, но то, к чему стремился, чем горел и на что вдохновлялся. И сил в это вложил и устал, но усталость не тяготит, а приносит удовлетворение.
До сих пор помню слова учителя физкультуры: «Когда тренируешься в удовольствие, в мышцах потом приятная усталость появляется». Тогда я не понимала этой фразы, как усталость может быть приятной, мышцы же болят. Теперь понимаю – эта усталость не от насильственных действий над собой, а от желанного труда.
От нас самих зависит, будем ли мы делать не свое дело, заниматься не своей работой, теряя силы и здоровье или выберем иной путь, который приведет к счастливой и наполненной жизни.
Это вопрос выбора — надо или хочу. Почему же тогда многие из нас лишены этого выбора? Потому что большинству с детства внушали, что есть масса обязанностей, которые мы должны выполнять. С возрастом их становилось все больше и уже где-то к середине жизни люди приходят к тому, что практически вся их жизнь состоит из всяких «надо».
Иногда нет-нет, да и мелькнет какое-нибудь «хочу», но голос совести мамы и папы, дедушки и бабушки, воспитателя из сада или учительницы в школе звучит громче и настойчивее. Голос, который говорит: «Ты должен». К этому голосу мы привыкли настолько, что уже давным-давно принимаем его за свой собственный.
В детстве надо было кушать кашу, делиться игрушками, научиться ходить на горшок в определенном возрасте. Подростками нас учили не спорить со взрослыми, учиться на 5-ки или хотя бы на 4-ки. Надо было определиться с профессией и хорошо бы поступить в ВУЗ.
Во взрослой жизни «надо» вообще становится атрибутом повседневной жизни. Надо создать семью, родить детей, найти приличную работу, зарабатывать, чтобы купить квартиру-машину. Я уже не говорю о бытовых «надо»: заплатить за школу-сад, свозить ребенка к врачу, записать и потом водить на кружок (потому что надо, чтобы ребенок был умным и всесторонне развитым), сбегать в магазин, позвонить маме, обсудить с женой (мужем) финансовые вопросы семьи. И все это очень надо! Только иногда делается через силу.
Как же это поменять и начать наконец-то жить по-настоящему? Секрет кроется в том, какое определение мы даем нашим действиям, в какую форму облачаем, отчего зависит наше отношения к делам. В том, как прививали любовь к учебе, например, или приучали к труду, я не скажу ничего нового. Всем знаком метод кнута и пряника: или заставим, или уговорим.
Но ни там, ни там нет свободы личного выбора. Так, чтобы самому захотелось пойти и сделать. Вот об этой свободе я и хочу сказать, потому что для меня это главный двигатель наших свершений. Это когда человек с уверенностью говорит себе: «Я хочу это сделать». Хочу доделать проект, чтобы закрыть этот вопрос и больше к нему не возвращаться. Хочу сходить в магазин, чтобы купить что-то вкусное на ужин. Хочу сводить ребенка на кружок: пусть посмотрит, поучаствует, а там - сам выберет, захочет заниматься или нет. Уговоры вызовут лишь отвращение и ощущение обманутости, а применение силы равносильно подавлению воли и невозможности свободно выбирать.
Понимание того, что что-то делается из собственного выбора, дает массу преимуществ:
— появляется свобода. Я могу это сделать или лучше отложу на потом, потому что важно нечто другое. В таком случае легче определяться в приоритетах. А это высвобождает большое количество энергии. Когда человек делает исходя из «хочу», им движет интерес, а это ресурс для выполнения любых задач.
— меньше тревоги. Остановка и прерывание собственных желаний и стремлений, возникающих из возрастающего интереса, порождает тревогу. Тревога не дает сосредоточится, вносит неопределенность в больших количествах и приводит к неуверенности в своих выборах.
— понимание того, что делать что-либо не НАДО, а ХОЧЕТСЯ, дает больше уверенности. Что способствует снижению тревоги (см. предыдущий пункт), потому что если есть вера в себя, возникающий к чему-либо интерес подавлять нет необходимости.
— исчезает страх. Здесь приведу пример. Надо выступить перед аудиторией (надо вовремя сдать отчет, поступить в ВУЗ и т.п.) Много страха - а вдруг не получится.
Когда «надо» сменяется на «хочу», страха становится меньше или он исчезает. На смену приходит волнение и интерес, а с ними действовать намного легче, ведь страх парализует и не дает проявлять себя.
— знание себя и своих желаний. Человек, прислушивающийся к себе, каждый раз задает себе вопрос: «А действительного ли я этого хочу, что это значит для меня, что это дает мне или моим близким?».
И самое главное – человек перестает быть требовательным к себе и признает за собой право на ошибку. Нет идеальных людей. И если у человека не вышло с первого раза, даже при всех его «хочу», он относится к этому мудро. И дает себе шансы на реализацию задуманного. Такому человеку трудно навязать чувство вины и внушить состояние беспомощности и неуверенности в собственных силах.
Иногда приходится делать то, что не совпадает с собственными желаниями. Но если задачи воспринимать как те, за которые не надо, а хочется взяться, то жить станет намного легче и свободнее.
Источник: Ирина Ширяева
Обсуждения Выбор между ХОЧУ и НАДО