Поговорим о счастье. Какое оно на самом деле? И где его искать? Как поймать за хвост эту неуловимую Синюю Птицу? На любой праздник вам желают счастья. Любая рекламная продукция предлагает вам множество способов обрести счастье.
И сами вы, вероятно, стремитесь к запомнившемуся вам однажды переживанию благополучия и комфорта, которое можете обозначить для себя как счастье. Поскольку такое переживание однажды вам было доступно, то желая его повторить, вы начинаете искать пути его получения вновь. Так возникает начало цикла-контакта с окружающим вас миром.
Вначале вы чувствуете, что на фоне полного удовлетворения, на некоей нулевой точке, когда вы как бы спите и все у вас в порядке, и поэтому не требуется никакой активности, вдруг возникает смутное беспокойство. Это сигнал о том, что ваш организм в широком смысле (и тело, и душа, и мысли) испытывает либо недостаток в чем-то, либо переизбыток чего-то. По мере роста недостатка-избытка четче проявляется и возрастает недовольство, беспокойное ощущение, что что-то не так. И вдруг вам полностью удается осознать, чего же именно вы хотите.
Внимание, именно с момента появления у вас какой-либо потребностивы теряете ощущение счастья. В этом же моменте появления новой потребности вы продолжаете развивать жизнь в себе и вокруг вас. Помните шутки про рай, что там так хорошо, так блаженно, что смертельно скучно. Классики разных эпох неоднократно в своих произведениях описывали состояние счастья и покоя как нересурсное для творческой активности, как губительное для любых дел, как тормозящее и деградирующее начало. Ну, а любовь, как известно, заканчивалась во всех фильмах счастливым happy end-ом - воссоединением или браком. А дальше что? - Да так, ничего интересного…
Поэтому вопрос - существует ли счастливая жизнь? - всегда будет актуальным, риторическим, вечным и неразрешимым. Но к счастью по-прежнему стремятся все. И его действительно можно ощутить в момент достижения своей цели, пока этот момент еще не застыл и не умер в статике, и пока новая потребность не спугнула безмятежность новым приступом тревоги и неудовлетворенного голода. Итак, если представить цикл контакта с миром в виде круга, то точка возникновения потребности и точка окончания удовлетворения потребности при своем столкновении на короткое время и являются местом счастья.
Как же происходит нормальный цикл контакта? Осознавание потребности, того, без чего мы не можем быть счастливы теперь, является пре-контактом. Далее происходит ориентировка во внешней среде: поиск объектов и способов удовлетворения этой потребности, того, что может восстановить у вас ощущение счастья и каким именно образом вы можете это добыть. Это стадия контактирования. Затем вы переходите непосредственно к действию (приобретение чего-либо или избавление от чего-либо) - это и есть финальный контакт с реальностью. В этот момент люди обычно жалуются, что цель, к которой они шли так долго, не принесла того счастья, к которому они стремились, что нет удовлетворения от получения результата и т.д. Это правда. На этой стадии нет счастья, потому что его необходимо еще суметь ощутить. Удовлетворение и всякое приятное ощущение наступает в последующей стадии - пост-контакта. Здесь и блаженная усталость, и чувство выполненного долга, и понимание содеянного, и гордость, и ценность, и вкус - все то, ради чего…
К сожалению, люди склонны зачастую лишать себя не только самого счастья, но даже путей его достижения. Так происходит нарушение нормального цикла контакта с миром по поводу удовлетворения своих потребностей. И на смену естественному ходу вещей приходят замены, суррогаты, всякие псевдо! В результате человек не получает того, чего желает, но ему кажется, что он все для этого делает. Ибо энергии он тратит много и что-то все-таки делает (что-то берет, что-то запихивает в себя, что-то отдает).
И тут "на помощь" современному человеку приходит, например, реклама. Целый мир рекламы оказывает ему поистине "медвежью услугу". Сама по себе реклама призвана лишь сориентировать человека в способах и средствах удовлетворения его потребностей. Однако благодаря своей чрезмерности, навязчивости, агрессивной повсеместности часто и практически неминуемо реклама осуществляет настоящую экспансию в отношении потребностей человека. В результате людям кажется, что они хотят того, что предлагается рекламой (это не только продукты и товары, это также социально одобряемые формы отдыха, развлечения, виды образования, способы общения и даже стандарты любви и секса). Но это есть лишь псевдопотребность. И тогда все движется по заведомо ложному пути. А затраченные силы не получают компенсации, удовлетворения.
Еще одной ловушкой рекламы является создание скоропостижного удовлетворения, так называемого легкого "кайфа". По сути, это настоящий механизм формирования зависимости. И он ничем технически не отличается от "тяги" наркозависимых, от запоя алкоголиков. Выглядит такой псевдоконтакт примерно так: неудовлетворенность и смутное желание чего-то подменяется "искусственными блюдами" рекламы, как неким готовым "знанием, как с этим справиться". И остается только употребить. Как видите, нет ни поиска, ни осознавания самой потребности, ни выбора средств и объектов. Ведь на все это уходит много времени. А жизнь стремительно ускоряется. И чтобы везде успеть, добиться быстрее результатов, заработать больше денег и т.д. … приходится жертвовать своим счастьем. Приходится удовлетворяться счастьем не своим. И это становится в результате собственным не-счастьем!
Печальные последствия такой гонки и таких подмен заключаются не только в ощущении хронической неудовлетворенности и отсутствия чувства счастья. Настоящей бедой является круговорот такого образа жизни. Точно так же, как движется по кругу нормальный цикл контакта, где все равно лишь "на миг" удается быть счастливым, точно так же по кругу тянется зависимость псевдоконтакта. И этот замкнутый круг обеспечивается настоящей темнотой неосознанности. Человеку не только трудно выйти из зависимости, он зачастую даже не успевает этого захотеть, потому что просто "не ведает, что творит". Сигналом же о том, что в жизни с тобой происходит что-то не так, обычно являются уже явные признаки отчаяния и безнадежности, как плоды длительной и привычной депрессии и фрустрации. И единственным способом выбраться из темной ночи зависимости являются периодические паузы, остановки, замедления как признаки осознавания. Остается найти себя между ночью и рассветом, между процессом и результатом, между стремлением и миросозерцанием.
Источник: Светлана С.
Обсуждения Разговор о счастье