Французский ученый Гюстав Лебон считал, что психология толпы всецело подчинена законам бессознательного. Управление толпой — утверждал социолог — не имеет рациональной основы. Толпа – иррациональна, а ее поведение определяется импульсами «коллективной души», что иногда может выглядеть героически, но в другой раз может нести и разрушение.
Согласно теории ученого закон духовного единства толпы превращает человека в безвольный механизм, а человеческое поведение – в выполнение установок, заданных лидером.
Толпа, по мнению Лебона, – это инертная сила, чьи элементы слиты в однородную массу эмоций, чей вектор устремлен к иллюзии конечности истины. Она стирает все многообразие индивидуальности и превращает ее в комплекс бессознательных реакций.
Коротко о психологии масс
Известная книга Гюстава Лебона «Психология масс» описывает состояние, в котором находится личность в толпе как резкое снижение критичности мышления, самостоятельности и ясности мысли.
Человек в толпе теряет осознание и способность к рассуждению, им двигают одни только эмоции и настроения. Личность в толпе фактически перестает существовать, растворяясь в неком коллективном сознании, которое по своей природе нестабильно и подвержено влияниям.
Чувства и эмоции человека, подключенного к коллективной душе, получают более выраженные формы: радость и экстаз будут настолько же экзальтированы, как ярость или гнев. Однородная одухотворенная толпа с легкостью направляется на героическое самопожертвование, но с такой же легкостью – на преступление. Грани ответственности в толпе стираются, личность анонимизируется, что дает ощущение вседозволенности и безнаказанности.
С другой стороны, эффективное управление толпой предполагает способность лидера «угадывать желания толпы» или выполнять социальный запрос. В ином случае, лидер будет отвергнут, и толпа распадется. Массы управляемы, но невозможно навязать им то, что им не свойственно. А ключом к управлению массами является система образов – идей, выраженных в лозунгах, которые отражают определенные коллективные потребности.
Социология выделяет следующие свойства толпы:
- Одержимость общей идей
- Ощущение собственной мощи
- Утрата чувства ответственности
- Внушаемость
- Импульсивность
- Тяга к крайним позициям.
Масса готова слепо следовать за оратором, чьи слова совпадают с идеями ее души. При этом рациональные взывания к одухотворенной толпе безразличны: толпа все равно не способна мыслить свободно, она идет за тем, кто озвучивает ее самые очевидные желания, впадая в крайности и не терпя никаких сомнений.
Успешен в управлении толпой будет тот, кто мастерски сможет создать для нее иллюзию, манипулируя коллективными эмоциями и аффектами. «Мы хотим этого здесь и прямо сейчас» — частое требование бушующих масс. И чем абстрактнее желаемое, тем яростнее будет желание получить это как можно скорей.
Равенство, справедливость, свобода – хорошие абстракции для лозунга. Эмоциональная насыщенность лозунгов и размытость их содержания – два необходимых условия эффективного управления массами.
Управление толпой: лидерство
В контексте государства эволюция толпы есть переход из народа в управляющий класс – демос. Ф. Ницше видел в народе бесформенный камень, который нуждается в обработке. Резчик по камню – это герой, сверхчеловек, который строит новый мир по мнению Ф. Ницше.
Сверхчеловек – творец и вершитель истории. Только он, Сверхчеловек, может противостоять тяготениям серой массы. Только он знает, что место, «где пьет толпа, все источники отравлены». Сверхчеловек по Ницше – бунтарь, который смог возвыситься над понятиями добра и зла, смог уничтожить зверя в самом себе и потому им более не руководят инстинкты.
Как новатор, несущий идею, лидер толпы обладает только одним инструментом – харизмой. Он – гипнотизер, а в борьбе за покорность масс победит тот, чья техника гипноза окажется лучше.
Гипнотизер заставит поверить в реальность любой иллюзии. Это ответ на вопрос, почему народные массы упорно верят самым фантастическим обещаниям политиков, которые при рациональном анализе оказываются попросту невыполнимыми.
Интересно, что лидер толпы вовсе не обязательно осознает, кто он есть и какую роль он играют в массовых действах. Нередко вожак (лидер) может быть фанатично устремлен к своей идее, за счет чего он и бывает подхвачен духом толпы и возведен ею на пьедестал.
Психология толпы такова, что вожаки зачастую иррациональны и импульсивны. Ведь рациональность и склонность к анализу – источник сомнений. Но способность внушения доступна только тому, кто сам верен своим убеждениям. Толпа сомнений не терпит. Убежденный и фанатичный вожак – вот условие целостности и крепости сформировавшейся массы.
Эффекты толпы и их истоки
Вильгельм Райх указывал на связь авторитарной семьи и авторитарного общества. Семья в его философии – фабрика по производству послушных членов общества. Семья – продолжение государства с его авторитарной системой во главе с вождем. Только для государства это президент или главнокомандующий, а для института семьи – отец.
Авторитарные государства воспитывают покорные народы, а задача психологии масс – породить в людях стремление к свободе – говорил Райх, за что и был гоним в ряде европейских государств (Австрия, Германия, Дания).
На примере развития фашистских движений Райх углядывал причину таких социальных образований в биологической природе человека. Источником таких воззрений, очевидно, послужил психоанализ З.Фрейда: подавление биологических потребностей приводит к формированию разрушительного поведения.
С другой стороны, управляемость масс полностью зависит от качества ее элементов. Интеллектуально неразвитое общество более подвержено манипуляциям сознания, что получает большую показательность в условиях столпотворения. Помимо прочего, исторически массы отличны своим стремлением к рабству.
Свобода, которой часто кричат во время бунтов, на самом деле, — страшное слово для человека. Свобода – это необходимость самостоятельно принимать решение. Другое дело рабство, когда ты – винтик внутри системы и за тебя уже решили, кто ты и для чего.
Источник: Елена Захарченко
Обсуждения Как управляют массами?