Продвижение вперед в любом деле невозможно без критики. Критика дает информацию о том, что нужно исправить, улучшить в своем труде. И если мы выработаем правильное отношение к критике, мы сможем совершенствоваться и достигать успехов.
Просто сказать, непросто сделать. Как правило, критика вызывает резкое отторжение. Критикующая сторона рискует нарваться на озлобленность. А критикуемая сторона ловит себя на желании огрызнуться. Почему так происходит? Давайте разберемся.
По моему опыту, критика бывает двух видов:
- Конструктивная
- Эмоциональная
По названию становится сразу ясно, что конструктивная критика – самая «полезная» с точки зрения стремления к улучшениям. Конструктивная критика дает точку зрения только об обсуждаемом продукте, с конкретными поправками, аргументами и предложениями для улучшений. Именно такая критика имеет право восприниматься здраво. В такой критике не может и не должно быть конфликтов.
Если вы, как критик, сделали спокойные адекватные и здравые поправки, имеющие право называться конструктивными, а в ответ получили обиды, не берите их на себя. Это значит, автор своего творения еще не готов к улучшениям. Это проблемы автора, а не ваши.
Эмоциональная критика – самая конфликтная, и более того, абсолютно неконструктивная. Тот, кто выступает в роли критика, часто испытывает зависть, злость, неудовлетворенность собственными трудами. И его чувства находят выплеск в «выливании грязи» на другого, того, кто, по его мнению, достиг чего-то большего, лучшего, или несет угрозу его трудам. Причем, критик часто не осознает собственных чувств. Он просто злой и все. Естественно, его «пожелания» не могут принести абсолютно никаких улучшений.
Как правило, в эмоциональной критике задействуются все способы «уколоть» автора, "отомстить" ему. В дело пойдут: переход на личности, обсуждение биографии, нарекания разными эпитетами, охаивание всех творений, и данного труда. Ничего конструктивного не сказано, никаких конкретных поправок не сделано. Зато, присутствует много оценок, категорий, диагнозов. Зачастую обидных, не имеющих под собой здравой почвы. Естественно, такая критика не приводит к улучшениям. И возникновение конфликта будет обоюдной ответственностью. Критикующий повелся на свои болезненные чувства, а критикуемый не смог вынести испытания «популярности».
Рассмотрим критику с позиции критикуемого
Если вы всегда болезненно реагируете на критику, это повод разобраться в себе.
Причины болезненной реакции на критику:
Неуверенность в себе. Низкая самооценка. Вы и так не верите в себя, а вам еще и со стороны говорят о «плохом» результате. Этого достаточно, чтобы вообще перестать к чему-либо стремиться. Зачем? Итак все плохо.
Ориентация на внешнюю оценку. Вы сами не можете объективно отнестись к своему труду, но очень хочется сделать что-то хорошее. А со стороны вместо мнения о «хорошести» вашего труда, получаете критику. В таком восприятии нет золотой середины. Все либо «черное» – плохое, либо «белое»– хорошее. Среди разных слов, будут услышаны только «плохие» А отсюда возникнет обида и досада.
Потребность быть нужным, потребность в одобрении и поддержке. Вытекает и пересекается с двумя предыдущими пунктами. Естественно, если нет внутреннего ощущения в нужности и ценности своих трудов, то любое высказывание будет восприниматься «в штыки». Потому что, критика не несет в себе подтверждения твоей нужности и полезности.
Абсолютно все эти моменты касаются только конструктивной критики. Если в вас есть хоть капелька потребности в одобрении, в поддержке и т. д., то вы не способны адекватно воспринять самую здравую критику на свете. А до эмоциональной критики вы просто не доросли. Потому что, эмоциональная критика возникает на те труды, которые УЖЕ достигли определенного успеха. С неуверенностью в себе об успехе говорить не приходится.
Все способы преодоления неуверенности в себе, потребности в одобрении и поддержке, и т. п. описаны в моих трудах. Книги, статьи, все этому посвящено.
Рассмотрим лучше способы здравого отношения к эмоциональной критике.
Как я уже говорила, эмоциональная критика самая бесполезная и самая болезненная. Здесь просто уверенностью в себе не поможешь. Для здравого восприятия необходима безграничная любовь к людям. Понимание их реакции и прощение. Принятие злобности, направленной на себя, как неизбежности. Принятие зла с добром. Для такого восприятия необходимо быть открытым, не замыкаться в себе, не закрываться. Но в то-же время, быть милосердным. Для выработки такого отношения, необходимо бесконечно наполняться теплом к людям. О наполнении теплом в моих статьях уже написано.
Кроме того, встретившему эмоциональную критику, не помешает немного «остудить» свою «великость». Понятно, что определенные вершины уже достигнуты. Но есть одна закономерность: чем больше ты достиг, тем легче себе возомнить, и тем тяжелее себя сбрасывать с придуманных вершин. Жизнь нас учит: не зазнавайся. Позволяйте другим людям ошибаться. Позволяйте другим людям иметь свою, отличную точку зрения, пусть даже категоричную. Каждый из нас делает свой выбор: идти на поводу своих недостатков, или преодолевать их. Пусть это будет личное дело каждого. Как говорится, «Не учите нас жить».
Если вы озадачились целью: обратить взор эмоционального критика на себя самого (вместо того, чтобы в своих неудачах или сомнениях винить вас), вам необходимо достичь состояния полного спокойствия и равнодушия. В этом, «прозрачном» состоянии, без суеты, по внутреннему чутью, вы сможете реагировать острым словом там, где это необходимо. В ведении беседы задавайте горе-критику конкретные вопросы, касаемо обсуждаемого дела. Приводите примеры, уточняйте каждую деталь. Рано или поздно с таким подходом вы добъетесь «доказательств» его неправоты. Критика изначально была неконструктивной, поэтому, по делу собеседнику сказать нечего. На этом вы его и «поймаете».
Источник: Адалина
Обсуждения Жесткая критика: как адекватно реагировать?
Кошка любит тепло, но вряд ли любит батарею.