Критик в зоопарке взглянул на жирафа и сказал: «Как обычно: слишком растянуто и не типично».
Зачастую мы можем наблюдать, как люди критикуют или же напротив, сами становятся объектом для критики. Так откуда же у людей берётся потребность критиковать? Есть ли какой-либо прок в критике? Что такое позитивная критика? Каково воздействие критики на психику?
Существуют несколько способов выражения критики: устная, письменная и, наконец, с помощью действий. Критика определяется как выявление и демонстрация различных недостатков, положительных и отрицательных сторон человека или же объекта. С моральной точки зрения, критика может быть позитивной или негативной. Принимая во внимание эти факторы, различным будет и воздействие критики.
Что заставляет человека критиковать?
Критика может оказаться полезной и способствовать развитию и совершенствованию, как личной, так и общественной жизни, в случае, когда на ошибки указывают с добрым намерением. Такую критику можно отнести к позитивной, она преследует своей целью исправление ошибок.
Люди, предпочитающие негативную критику, спустя некоторое время приобретают привычку во всём видеть только отрицательные качества. Основой для негативной критики могут послужить личные интересы, эмоции, зависть и соперничество. В подобных случаях отсутствует доброе намерение и желание исправить ошибку или решить проблему. Обе стороны от такой критики получают только вред.
Искреннее желание помочь, непредвзятая оценка и отсутствие личных соображений, нередко избавляют от разрушающей критики, но следует тонко чувствовать, когда будет уместна критика и в какой форме её необходимо подать.
В современном мире мы можем наблюдать, как многие уважаемые лица подвергаются разрушающей критике по телевидению, в печати и на радио. В ходе различных дискуссий можно услышать массу критических замечаний в адрес оппонента, преследующих одну единственную цель — нанести моральный и материальный вред. Подобная тактика наносит невосполнимый урон общественной жизни и её необходимо искоренить.
На манер Западного общества у нас развивается индивидуализм с чрезмерным эгоизмом. В таком обществе люди пытаются унизить других, чтобы не оказаться униженным самому. Подвергая разрушительной критике окружающих, люди стараются защитить свои интересы, чтобы преуспеть. В результате процветает самодовольство и эгоизм, увеличивающие негативную критику.
Для разрушающей критики характерно отсутствие эмпатии и сочувствия к оппоненту. Человек же обладающий способностями к пониманию и сочувствию в меньшей степени подвержен проявлению разрушительной критики.
Люди, склонные замечать отрицательные качества, и пессимисты в большей мере расположены к поиску недостатков во всех и вся. Склонность покритиковать возрастает и у людей, чувствующих себя несчастными и неудовлетворёнными, при это сами они могут и не замечать своего состояния. Таким людям требуется помощь от окружающих.
К примеру, в течение игры ребёнок с пессимистическим настроем может воспринять любое высказывание товарищей в свой адрес как попытку обидеть его. Чтобы защитить себя, он станет их критиковать и решит, что его не любят. Близкие ему люди должны проявить внимание и заботу в этом случае.
Замечено, что люди, чрезмерно старающиеся достичь во всём совершенства, так же склонны всех оценивать. Желая устранить все ошибки, они выносят их на суд окружающих и усугубляют этим стрессовое состояние объекта своей критики.
Например, родители, стремящиеся к совершенству, могут потребовать от ребёнка, чтобы он учился только на пятёрки. С большой долей вероятности подобные ожидания ребёнок не сможет оправдать, что может вызвать у него стресс и помешает раскрытию его лучших качеств.
На подсознательном уровне критик полагает: «Мои знания и умения куда лучше!» Отталкиваясь от этой мысли, он ищет изъяны у людей или событий. Находя недостатки, такой человек как бы доказывает, что знает и умеет гораздо больше, чем его оппонент. Подобная критика постепенно ведёт к росту самовлюблённости и эгоизму и приобретает разрушающую силу.
Бывает, что к критике прибегают, чтобы скрыть свои ошибки. Подобные ситуации можно часто встретить в организациях. Критикующий думает, что если он будет находить недостатки в работе окружающих, он укрепит свой авторитет, одновременно скрыв свои ошибки.
Если такую тактику используют в семье, это может привести к ссорам между её членами. Человек, который оценивает всех и всё с негативной точки зрения, часто испытывает сомнения и пребывает в стрессе. Распространяя отрицательную энергию на окружающих, такой человек в конце концов оказывается в изоляции.
Как чувствует себя критикуемый?
Перед тем как дать оценку, следует понимать, что все произносимые слова будут отражаться от критикуемого, и это отражение может быть, как позитивным, так и негативным.
Подумайте, какое влияние окажет критика на человека и его действия в последствии, какую пользу и для кого несёт ваша критика. Учитывайте и то, что если вам не удастся сформулировать оценку с позитивным настроем, критика может причинить вред оппоненту.
В основном, критика вводит в состояние стресса критикуемого и это впоследствии может привести к ухудшению отношений между людьми. Отмечено, что человек, который подвергает всё разрушающей критике, чувствует себя одиноким даже в семье. Окружающие сторонятся таких людей, так как получают всегда негативные оценки.
Вместе с критикой у собеседника иногда возникает чувство отверженности. Человек, который постоянно выслушивает критику в свой адрес, чувствует себя неудачником, и его самооценка становится заниженной. В таких условиях у него нарастает беспокойство и он, находясь в состоянии постоянного стресса, совершает всё больше ошибок. В свою очередь, человек часто совершающий ошибки, получает больше негативной критики.
Критика способна привести человека к потере активности и смелости или к нарастанию раздражения. Человек, получающий изо дня в день отрицательные оценки, становится робким; если же критикуемый проявляет озлобленность, дальнейший диалог с ним становится невозможен.
Несмотря на наличие достойных качеств по непонятным причинам внимание заостряется только на его промахах и ошибках. Когда постоянно игнорируют сильные стороны критикуемого, их количество со временем уменьшается, ведь если садовник станет уделять внимание только сорнякам, то сад вскоре одичает. Человек, постоянно подвергаемый критике, чувствует себя несчастным и может замкнуться в себе.
Позитивная критика — это как?
Оценивая человека или какой-либо объект, особое внимание стоит уделить тону, с которым мы это делаем. Извлечёт ли оппонент пользу из нашей критики в большей степени зависит от намерений критика, которые легко понять через используемые слова и стиль изложения оценки.
Избегайте резких выражений, которые могут спровоцировать собеседника, постарайтесь как можно мягче указать на ошибки, и ваша критика будет позитивной и конструктивной.
Так мы сможем расположить оппонента, чтобы он извлёк максимальную пользу из нашего мнения. В противном случае мы рискуем оттолкнуть от себя критикуемого, и он просто станет невосприимчив к нашим доводам.
Если критикуя исходить из того, что объект недостаточно хорош и обладает недостатками, мы получим субъективную критику. В случае же если наша критика будет строиться на общепринятых стандартах и критериях, мы можем добиться объективной критики.
К примеру, если выстроить речь используя фразы «я полагаю», «как мне кажется», «моё мнение», то высока вероятность, что критикуемый останется глух к нашим замечаниям.
Для того, чтобы быть услышанными, нам следует строить свою речь используя слова «последние исследования показали», «мнение ведущих специалистов в этой области» и т. д. Другими словами, постарайтесь в своей речи обосновывать свои замечания и стандарты, используя объективные источники.
Критика будет позитивной, если коллеги делятся своими опытом и знаниями с нами, или наш руководитель выражает своё мнение по какому-то вопросу, так как критикуемый в этом случае способен извлечь определённую пользу, достигнув более высоких результатов.
Многие люди, прислушиваясь к такой критике, освобождаются от своих недостатков и становятся лучше. В образовании и воспитании такая критика иногда даже бывает необходима.
Несмотря на то, что наша критика нацелена на исправление недостатков, мы можем получить обратный эффект. Вместо исправления, ошибки могут, наоборот, ещё глубже укорениться.
Старайтесь избегать высказываний о том, кто прав, вместо этого сфокусируйте внимание на том, каким должен быть человек. Будет неправильно, если постоянно твердить оппоненту о его недостатках, это может привести к привыканию и укоренению этих недостатков. Смените тактику и вспомните про сильные стороны человека, а о недостатках, лишь вскользь упомяните.
Особенно важно говорить о положительных качествах в общении с детьми. Если вы поручили ребёнку выполнение какого-либо задания, а он допустил ошибку, то следует вначале указать на проявленные положительные качества и лишь после этого говорить об ошибках. При таком подходе мы сумеем уберечь тёплые отношения и сохраним его уверенность в собственных силах.
Следует избегать критики в адрес своих сослуживцев, так как вы рискуете получить ответную критику. Кроме того, вы можете стать причиной распространения клеветы и недоброжелательных отношений в коллективе. В результате может сложиться атмосфера, где все начнут замечать только ошибки друг друга. В таком коллективе будут нарушены взаимоотношения и взаимопонимание, а отсутствие взаимовыручки и поддержки затруднит работу.
Необходимо понимать следующее: «Если вы всё критикуете и на всё возражаете, то вы работаете на разрушение. Вместо этого, если вам что-то не нравится, стоит подумать, как сделать лучше. В результате разрушающей критики, мы можем получить только развалины. Чтобы воздвигнуть город, необходимо созидание».
Какая польза от критики?
Конструктивная критика полезна, а разрушающая способна принести только вред. Позитивная критика способствует устранению ошибок и позволяет избежать их повторения.
Если критика принимает созидательную форму, то она играет роль зеркала, в котором мы можем наблюдать себя и свои ошибки, чтобы впоследствии не повторять их. Конструктивная критика иногда необходима в коллективе, разрушительная — напротив, может стать источником больших проблем.
Большинство людей не любит, когда заостряют внимание на их ошибках. Но если посмотреть на это со стороны личностного роста, то приятие конструктивной критики необходимо.
Естественно, при этом должна использоваться подходящая манера изложения. В области образования и воспитания конструктивная критика способствует развитию науки и формированию личности.
Для того чтобы достичь успеха в жизни, нужно придерживаться позитивного взгляда на окружающее. Нам необходимо стать партнёрами, как для своих руководителей, так и для подчинённых. Такая позиция поможет вам преуспеть и получить уважение и любовь окружающих.
Подведение итогов
Если критикующий недостаточно требователен к самому себе, это может стать серьёзным препятствием для его роста и помешать исправлению его собственных ошибок.
Человек, имеющий привычку критиковать, должен учитывать тот факт, что он может стать объектом сплетен и клеветы со стороны коллектива.
Люди, видящие прекрасное, позитивно мыслят и получают удовольствие от самой жизни. Когда мы способны видеть положительные стороны и думаем позитивно, мы не станем никого обижать и наши действия будут конструктивны.
Давно известно, что сломать проще, чем построить, но несмотря на это, разрушительный стиль критики нашёл своё место в обществе. Нелегко действовать позитивно в обществе, где, есть люди, одобрительно относящиеся к негативной критике, что несомненно даёт оппоненту некоторое преимущество. Если вы решили прибегнуть к критике, хорошенько обдумайте стоит ли игра свеч.
Источник: Татьяна Федина
Обсуждения Что такое КРИТИКА и есть ли от нее польза?