От эмоциональной устойчивости зависит во многом наша самооценка, устойчивость к стрессам, здоровье, качество взаимоотношений. Исходя из нашего эмоционального состояния, мы часто осуществляем наши выборы и принимаем решения. Что же это такое?
Эмоциональная устойчивость - эмоциональное свойство личности, проявляющееся в разной степени чувствительности к эмоциональным раздражителям и в разной степени нарушения психических механизмов регуляции под влиянием эмоционального возбуждения. (Сосновский Б.А. Психология. Глоссарий по книге, 2008 г.)
УСТОЙЧИВОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий. У.э. уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженных ситуациях.
(Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004)
* Чем, собственно говоря, определяется эмоциональная устойчивость человека?
* И можно ли её как-то развивать, регулировать порог эмоциональной устойчивости?
* Мы управляем эмоциями или эмоции управляют нами?
По большому счёту эмоции - это психические процессы и состояния, они непосредственно связаны с инстинктами, потребностями и мотивами деятельности.
Сила и интенсивность проявления эмоций зависит от типа темперамента человека, от актуальности потребности, от внутренних установок.
Тип темперамента задан врождёнными анатомо-физиологическими особенностями. И хоть он может несколько корректироваться воспитанием и условиями жизни, но глобально и кардинально его изменить всё же нельзя.
Свойства темперамента - это темп, ритм, сила, переключаемость психических процессов и устойчивость чувств.
Так что холерик больше склонен к бурным эмоциональным реакциям, нежели флегматик. Но тот же флегматик может впадать в ступор в самый важный, напряжённый момент и долго раскачиваться, начиная какое-то дело. И правильно ли его считать эмоционально устойчивым? Конечно, мы, скорее всего, не будем наблюдать бурных реакций, но это не значит, что человек справился со стрессовой ситуацией и вышел из неё победителем.
Получается, что темперамент полностью не определяет эмоциональную устойчивость.
Эмоциональная устойчивость во многом зависит от навыков саморегуляции.
И это как раз то, чему можно научиться.
Очень полезно знать и отличать эмоции, так как даже простое их словесное обозначение снижает интенсивность переживания, как бы локализует эмоцию. Когда есть название у предмета или явления, с ним намного проще обращаться.
К сожалению, с этим у большинства людей проблемы, отличить, что же он сейчас чувствует, может далеко не каждый.
Одна из причин - запрет или осуждение в семьях, да и в обществе в целом, проявления некоторых эмоций. Например, нельзя гневаться, нехорошо грустить, неприлично бурно радоваться.
Тогда приходится их как-то маскировать, подавлять, не чувствовать, выдавать одно за другое. Так за печалью может стоять гнев, за тревогой - сильное возбуждение или страх. Или человек вообще не может сказать, что он чувствует, при этом прекрасно описывая телесные ощущения.
Итак, допустим - мы научились отличать свои эмоции, следующим важным шагом будет освоение умения проявлять свои эмоции и считывать эмоциональные реакции других людей. Ведь примерно 80% информации мы передаём и получаем невербально.
Тогда коммуникация становится более чёткой и понятной, связи с людьми, особенно с близкими, начнут претерпевать трансформации и изменения. Может быть, удастся преодолеть изоляцию и одиночество? По тому, как именно эмоции (и чувства) связывают нас с другими людьми, мы чувствуем к кому-то симпатию, интерес, сочувствие, восхищение.
Связи в свою очередь влияют на нашу эмоциональную устойчивость и успешность в социуме. Чем больше у человека качественных крепких связей, тем он устойчивее, есть с кем вместе порадоваться и погрустить, поделиться впечатлениями, попросить помощи и участия.
Эмоции, как написано выше, связаны с потребностями и инстинктами, они, как проводники, указывают нам, в чём мы нуждаемся, каковы наши потребности, удовлетворены ли они, и в правильном ли мы направлении действуем. Например, чувство хронической злости часто говорит о хроническом неудовлетворении базовых потребностей. И тогда забота самого человека - определить свою потребность и позаботиться об удовлетворении оной или попросить у другого человека об услуге, содействии, помощи.
Если же нет навыка распознания своих потребностей, или человек привык, в силу воспитания, что кто-то берёт ответственность за его потребности, а может быть, он считает, что стыдно иметь те или иные потребности - тогда неосознанность и безответственность (по отношению к своим потребностям) ведут к очень интересной и драматичной игре Тиран- Жертва-Спасатель (треугольник Карпмана). Например, Спасатель не осознаёт свои потребности, игнорирует их, но "знает," что и как надо Жертве, и помогает, причиняет добро, вместо того, чтобы заниматься своей жизнью.
Здесь ни о какой эмоциональной устойчивости речи быть не может, все участники испытывают колоссальный стресс, и им нет покоя ни днём, ни ночью.
Существует, конечно, и здоровая взрослая позиция, когда человек берёт ответственность за свои потребности на себя и уважает чужие личностные границы.
Разобраться самостоятельно, научиться эмоциональной саморегуляции
- путь долгий и нелёгкий.
Приглашаю Вас поисследовать Ваш внутренний эмоциональный мир, освоить умения и навыки эмоциональной саморегуляции на тренинге "Эмоциональная устойчивость личности".
Источник: Врублевская Галина
Обсуждения Эмоциональная устойчивость личности и как её достичь