В своей тренерской и консультационной практике я сталкивалась с самыми разными проблемами, но самые распространенные – это проблемы взаимоотношений.
Именно они создают нам массу негативных эмоций, переживаний и отравляют нам жизнь.
Именно они создают нам массу негативных эмоций, переживаний и отравляют нам жизнь.
Именно они становятся причиной расставаний, разводов, увольнений, стрессов, испорченного настроения и здоровья.
Большинству из нас всё это в разной степени знакомо. Стремясь построить хорошие взаимоотношения, мы часто наталкиваемся на непонимание, обиды, агрессию, равнодушие. И не всегда правильно умеем на это реагировать. Этому, к сожалению, нас не учили ни в школе, ни в вузах, а родительская семья далеко не всегда была примером для подражания. Вот и набиваем шишки на своем лбу, пытаясь методом проб и ошибок научиться строить отношения.
Между тем, именно отношения способны сделать нас счастливыми. Даже если вы будете обладать всеми богатствами мира, но не будете иметь теплых отношений со значимыми для вас людьми, вы не будете счастливы. Мы все знаем примеры, как сильные мира сего впадают в депрессии, подсаживаются на алкоголь или наркотики и ищут замену счастью в трудоголизме и сомнительных удовольствиях.
Поэтому в нашей психологической практике мы много внимания уделяем именно этому – умению строить отношения. И радуемся результатам – сохраненным семьям, налаженным отношениям между детьми и родителями, между сотрудниками и руководителями.
В этой статье я познакомлю вас с концепцией, позволяющей правильно понять суть отношений и привести их в порядок. Эта концепция основана на ведических знаниях, мудрость которых дошла к нам через тысячелетия. Но при этом практичность их ничуть не уменьшилась. Эти знания многим помогли разобраться в отношениях и привести их в гармоничное состояние.
Суть этой концепции в следующем - законы взаимоотношений основаны на понимании иерархической концепции:
Старшие, Равные, Младшие.
Поняв свое место в любом взаимодействии, зная законы этого места и следуя этим законам, вы неизбежно будете иметь счастливые взаимоотношения.
Старшие должны с любовью относиться к младшим, заботиться о них, воспитывать, защищать, передавать мудрость и знания. Они должны уметь терпимо и снисходительно принимать несовершенства младших, не требуя с них, как с себя. Нельзя общаться с младшими, если нет к ним любви.
Нельзя быть руководителем, если нет любви к сотрудникам.
Нельзя быть учителем, если нет любви к ученикам.
Нельзя быть врачом, если нет любви к пациентам.
И плох тот родитель, который не любит своих детей.
Наверняка в жизни каждого из нас был опыт, когда мы сталкивались с такими Старшими, в которых не чувствовали любви к себе. И, скорее всего, мы вспоминаем о таких отношениях как о негативном и даже травматичном опыте.
Равные нужны нам в первую очередь для поддержки. Равные – это, к примеру, наши друзья, с которыми можно многое обсудить, и которые способны поддержать нас в сложной ситуации. В моей жизни поддержка друзей сыграла огромную роль. Часто друзья верили в меня и мои таланты больше, чем я сама. И это укрепляло мою решимость брать новые высоты. За это я им несказанно благодарна и стараюсь по мере возможностей также вдохновлять их и поддерживать.
Равные не служат для того, чтобы «сливать негатив». Это стоит делать только в отношениях «Младший – Старший», так как в этом случае есть шанс получить нужный совет от Старшего, с помощью которого можно действительно как-то изменить проблемную ситуацию.
От Равных мы очень редко когда принимаем советы, так как внутренне считаем себя именно «на равных». С Равными можно обсудить проблему, узнать их точку зрения.
Я знаю примеры, когда одна женщина постоянно рассказывает другим о своих проблемах и ей очень важно, чтобы её поддержали в её «проблемности» - какая она молодец, что терпит всех своих несовершенных близких. Какая она героиня! Но на самом деле это только укрепляет её в этой позиции, а важно было бы другое. Для неё полезнее было бы увидеть свою роль в этих проблемах и даже себя как автора этих проблем. Но это было бы возможным, если бы она общалась из позиции Младшего, а не Равного.
Позиция Младшего предполагает уважение, почтение и смирение. Может быть, эти слова сейчас и не в моде, но они абсолютно точно называют качества, необходимые для гармоничных отношений со Старшими. Если Младшие не испытывают уважения к Старшим, отношения будут конфликтными и непродуктивными. Младшие ни при каких обстоятельствах не должны «воспитывать», критиковать старших и учить их жить.
Если кратко сформулировать, то основной закон любых взаимоотношений - любовь к нижестоящим и уважение к вышестоящим. И нарушение этого закона всегда приводит к проблемам в отношениях.
Как определить своё место в этой иерархии? Как понять, кто Старший, кто Равный, а кто Младший?
Здесь не всё очевидно. Чтобы правильно использовать эту концепцию, важно знать о наличии четырех варн или сословий, как это принято называть в ведической культуре.
4 варны –
- брахманы (учителя, передающие мудрость и знания),
- кшатрии (те, кто управляет и защищает законы),
- вайшьи (предприниматели, торговцы, фермеры – кто создает богатство общества),
- шудры (все остальные, кто служит предыдущим трём варнам).
Каждый человек по природе своей относится к какой-либо варне. И желательно правильно понимать свою варну, свою природную склонность к той или иной деятельности. Это можно сделать с помощью ведического астролога или честного самоанализа, лучше на консультации у психолога.
Не воспринимайте, пожалуйста, варны как способ навешать ярлыки и определить, кто лучше, а кто хуже. Одинаково важны и значимы все 4 варны, достойны уважения все их представители, но для гармоничного существования общества понимание этой иерархии для определения Старших, Равных и Младших необходимо.
Человек из варны выше, чем ваша, будет для вас Старшим, и наоборот. Есть свои правила и внутри каждой варны. Так, среди шудр Старший тот, кто старше по возрасту, среди вайш – кто более богат, среди кшатриев – тот, кто обладает большей властью, среди брахманов – тот, кто обладает большими знаниями и мудростью.
Есть ещё один интересный момент – мужчина всегда Старший по отношению к любой женщине. И если женщина начинает критиковать и воспитывать мужчину, отношения неизбежно испортятся. В этом кроется также проблемность ситуации, когда женщина становится руководителем и среди её подчиненных есть мужчины.
Внешне может казаться, что это вполне нормально и женщина может быть успешна в этой роли. Но это только внешне. Нарушена иерархия, а нарушение законов всегда чревато негативными последствиями. Женщина будет терять свои женские качества, мужчина – её подчиненный – либо бессознательно бунтовать, либо терять свои мужские качества. Проигрывают оба, даже если этого не осознают. Я это хорошо знаю как на личном опыте, так и на опыте моих клиентов.
Еще пример.
Представьте клинику для VIP–клиентов, где от врачей ожидается «очень уважительное» отношение к пациентам. Такой пациент может спокойно опоздать на назначенный прием, указывать врачу, что ему нужно делать. Что произойдет? Нарушена иерархия, так как Старший – врач (брахман), и лечение, как бы ни старался врач, будет недостаточно эффективным.
Или в школе.
Старший – учитель. Если он позволяет ученикам себя не уважать, он не сможет передать им в полной мере знания по своему предмету. В современных школах, к сожалению, теряется это безусловное уважение к учителям, и это – основная причина падения качества образования. С другой стороны, учитель должен любить своих учеников, а это тоже не всегда происходит.
Много нарушений происходит в семье.
Дети часто считают своих родителей «устаревшими», и не только не склонны прислушиваться к их советам, но и сами учат их жить, критикуют их поведение. Если позволять это делать, отношения нарушаются, а мудрость, которая должна передаваться по роду, не сможет идти вниз, от Старших к Младшим.
В чем сложность применения этой концепции в современном мире? Многие считают, что уважать и любить нужно за что-то. И это основная проблема. Но нужно учиться любить всех и безусловно, а уважать – Старших, какими бы они ни были. Это непросто, но если этому учиться, жизнь и отношения будут намного счастливее.
Большинству из нас всё это в разной степени знакомо. Стремясь построить хорошие взаимоотношения, мы часто наталкиваемся на непонимание, обиды, агрессию, равнодушие. И не всегда правильно умеем на это реагировать. Этому, к сожалению, нас не учили ни в школе, ни в вузах, а родительская семья далеко не всегда была примером для подражания. Вот и набиваем шишки на своем лбу, пытаясь методом проб и ошибок научиться строить отношения.
Между тем, именно отношения способны сделать нас счастливыми. Даже если вы будете обладать всеми богатствами мира, но не будете иметь теплых отношений со значимыми для вас людьми, вы не будете счастливы. Мы все знаем примеры, как сильные мира сего впадают в депрессии, подсаживаются на алкоголь или наркотики и ищут замену счастью в трудоголизме и сомнительных удовольствиях.
Поэтому в нашей психологической практике мы много внимания уделяем именно этому – умению строить отношения. И радуемся результатам – сохраненным семьям, налаженным отношениям между детьми и родителями, между сотрудниками и руководителями.
В этой статье я познакомлю вас с концепцией, позволяющей правильно понять суть отношений и привести их в порядок. Эта концепция основана на ведических знаниях, мудрость которых дошла к нам через тысячелетия. Но при этом практичность их ничуть не уменьшилась. Эти знания многим помогли разобраться в отношениях и привести их в гармоничное состояние.
Суть этой концепции в следующем - законы взаимоотношений основаны на понимании иерархической концепции:
Старшие, Равные, Младшие.
Поняв свое место в любом взаимодействии, зная законы этого места и следуя этим законам, вы неизбежно будете иметь счастливые взаимоотношения.
Старшие должны с любовью относиться к младшим, заботиться о них, воспитывать, защищать, передавать мудрость и знания. Они должны уметь терпимо и снисходительно принимать несовершенства младших, не требуя с них, как с себя. Нельзя общаться с младшими, если нет к ним любви.
Нельзя быть руководителем, если нет любви к сотрудникам.
Нельзя быть учителем, если нет любви к ученикам.
Нельзя быть врачом, если нет любви к пациентам.
И плох тот родитель, который не любит своих детей.
Наверняка в жизни каждого из нас был опыт, когда мы сталкивались с такими Старшими, в которых не чувствовали любви к себе. И, скорее всего, мы вспоминаем о таких отношениях как о негативном и даже травматичном опыте.
Равные нужны нам в первую очередь для поддержки. Равные – это, к примеру, наши друзья, с которыми можно многое обсудить, и которые способны поддержать нас в сложной ситуации. В моей жизни поддержка друзей сыграла огромную роль. Часто друзья верили в меня и мои таланты больше, чем я сама. И это укрепляло мою решимость брать новые высоты. За это я им несказанно благодарна и стараюсь по мере возможностей также вдохновлять их и поддерживать.
Равные не служат для того, чтобы «сливать негатив». Это стоит делать только в отношениях «Младший – Старший», так как в этом случае есть шанс получить нужный совет от Старшего, с помощью которого можно действительно как-то изменить проблемную ситуацию.
От Равных мы очень редко когда принимаем советы, так как внутренне считаем себя именно «на равных». С Равными можно обсудить проблему, узнать их точку зрения.
Я знаю примеры, когда одна женщина постоянно рассказывает другим о своих проблемах и ей очень важно, чтобы её поддержали в её «проблемности» - какая она молодец, что терпит всех своих несовершенных близких. Какая она героиня! Но на самом деле это только укрепляет её в этой позиции, а важно было бы другое. Для неё полезнее было бы увидеть свою роль в этих проблемах и даже себя как автора этих проблем. Но это было бы возможным, если бы она общалась из позиции Младшего, а не Равного.
Позиция Младшего предполагает уважение, почтение и смирение. Может быть, эти слова сейчас и не в моде, но они абсолютно точно называют качества, необходимые для гармоничных отношений со Старшими. Если Младшие не испытывают уважения к Старшим, отношения будут конфликтными и непродуктивными. Младшие ни при каких обстоятельствах не должны «воспитывать», критиковать старших и учить их жить.
Если кратко сформулировать, то основной закон любых взаимоотношений - любовь к нижестоящим и уважение к вышестоящим. И нарушение этого закона всегда приводит к проблемам в отношениях.
Как определить своё место в этой иерархии? Как понять, кто Старший, кто Равный, а кто Младший?
Здесь не всё очевидно. Чтобы правильно использовать эту концепцию, важно знать о наличии четырех варн или сословий, как это принято называть в ведической культуре.
4 варны –
- брахманы (учителя, передающие мудрость и знания),
- кшатрии (те, кто управляет и защищает законы),
- вайшьи (предприниматели, торговцы, фермеры – кто создает богатство общества),
- шудры (все остальные, кто служит предыдущим трём варнам).
Каждый человек по природе своей относится к какой-либо варне. И желательно правильно понимать свою варну, свою природную склонность к той или иной деятельности. Это можно сделать с помощью ведического астролога или честного самоанализа, лучше на консультации у психолога.
Не воспринимайте, пожалуйста, варны как способ навешать ярлыки и определить, кто лучше, а кто хуже. Одинаково важны и значимы все 4 варны, достойны уважения все их представители, но для гармоничного существования общества понимание этой иерархии для определения Старших, Равных и Младших необходимо.
Человек из варны выше, чем ваша, будет для вас Старшим, и наоборот. Есть свои правила и внутри каждой варны. Так, среди шудр Старший тот, кто старше по возрасту, среди вайш – кто более богат, среди кшатриев – тот, кто обладает большей властью, среди брахманов – тот, кто обладает большими знаниями и мудростью.
Есть ещё один интересный момент – мужчина всегда Старший по отношению к любой женщине. И если женщина начинает критиковать и воспитывать мужчину, отношения неизбежно испортятся. В этом кроется также проблемность ситуации, когда женщина становится руководителем и среди её подчиненных есть мужчины.
Внешне может казаться, что это вполне нормально и женщина может быть успешна в этой роли. Но это только внешне. Нарушена иерархия, а нарушение законов всегда чревато негативными последствиями. Женщина будет терять свои женские качества, мужчина – её подчиненный – либо бессознательно бунтовать, либо терять свои мужские качества. Проигрывают оба, даже если этого не осознают. Я это хорошо знаю как на личном опыте, так и на опыте моих клиентов.
Еще пример.
Представьте клинику для VIP–клиентов, где от врачей ожидается «очень уважительное» отношение к пациентам. Такой пациент может спокойно опоздать на назначенный прием, указывать врачу, что ему нужно делать. Что произойдет? Нарушена иерархия, так как Старший – врач (брахман), и лечение, как бы ни старался врач, будет недостаточно эффективным.
Или в школе.
Старший – учитель. Если он позволяет ученикам себя не уважать, он не сможет передать им в полной мере знания по своему предмету. В современных школах, к сожалению, теряется это безусловное уважение к учителям, и это – основная причина падения качества образования. С другой стороны, учитель должен любить своих учеников, а это тоже не всегда происходит.
Много нарушений происходит в семье.
Дети часто считают своих родителей «устаревшими», и не только не склонны прислушиваться к их советам, но и сами учат их жить, критикуют их поведение. Если позволять это делать, отношения нарушаются, а мудрость, которая должна передаваться по роду, не сможет идти вниз, от Старших к Младшим.
В чем сложность применения этой концепции в современном мире? Многие считают, что уважать и любить нужно за что-то. И это основная проблема. Но нужно учиться любить всех и безусловно, а уважать – Старших, какими бы они ни были. Это непросто, но если этому учиться, жизнь и отношения будут намного счастливее.
Источник: Акмурзина Наталья
Обсуждения Почему женщине не стоит руководить мужчинами