Мы в ответе за свои чувства
Обозначая цели, человек обычно говорит о том, что он хочет иметь, в то время как в первую очередь следовало бы понять, от каких неприятных чувств он хочет избавиться, достигнув своих целей, и какие чувства он хотел бы привлечь в свою жизнь, – и от этого строить планы.
Обозначая цели, человек обычно говорит о том, что он хочет иметь, в то время как в первую очередь следовало бы понять, от каких неприятных чувств он хочет избавиться, достигнув своих целей, и какие чувства он хотел бы привлечь в свою жизнь, – и от этого строить планы.
Понимание своих чувств всегда ведет к корректировке целей, а бывает, и к полной их замене. Решение, принятое в отчаянии, в крайней степени ярости, обиды или стыда, кардинально отличается от решения, принятого тем же человеком в тех же обстоятельствах, но в состоянии радостной уравновешенности.
Научно доказано, что даже незначительное изменение настроения влияет на мышление, а хорошее настроение повышает способность к более масштабному и креативному мышлению. С точки зрения эмоционального интеллекта, для поиска наилучшего решения нет ничего эффективней, чем привести себя в приподнятое состояние чувств. Речь идет не об эйфорической оторванности от жизни, а о чувстве радостной удовлетворенности, сохраняющим трезвый взгляд на вещи.
В такой момент рождается согласованность сердца и разума, которая и обеспечивает ясное видение ситуации и нахождение оптимальных путей решения проблемных точек.
Человек, не имеющий доступа к своим эмоциональным знаниям, принимает ошибочные решения и ставит заведомо ложные цели. И даже когда цель прекрасна с какой стороны ни посмотри, достигнув ее, он не становится счастливей. Рождается долгожданный ребенок, приходит работа мечты, совершается желанный переезд – одни проблемы перетекают в другие, и счастья снова нет. Событийность поменялась, а эмоциональная составляющая осталась нетронутой, и не обученный новым реакциям эмоциональный мозг генерирует прежние эмоции, несмотря на то, что появились все основания чувствовать себя по-другому.
Не будем забывать, что по-настоящему счастливый человек это тот, кто в данную минуту времени проживает отчетливое, интенсивное, ликующе-благодарное чувство счастья, а вовсе не тот, у кого, на наш сторонний взгляд, вроде бы все для счастья есть и потому он должен быть счастлив. Чувство счастья достигается не все возрастающими благами, а все возрастающим количеством минут, в которые мы способны отчетливо ощутить в себе счастье.
С чего начинается эмоциональная зрелость
Развитие эмоциональных способностей начинается в самом раннем детстве и зависит от взрослых, особенно от матери. Широко известная сторона этого вопроса – непосредственно отношение к ребенку. Безопасная, любящая и чутко реагирующая на потребности ребенка среда помогает ему вырасти уравновешенным, уверенным в себе и эмоционально самостоятельным.
Другая сторона, скрытая, но не менее значимая, это чувства, в которых пребывает воспитывающий ребенка родитель и которые неосознанно перенимает ребенок. Какой бы любящей ни была мать, если в своей собственной жизни она преимущественно проживает тревожность, озлобленность или обиду, именно эти чувства становятся фундаментом эмоциональной жизни ее ребенка, а вовсе не горячая любовь, которую она питает к сыну или дочери. Проще говоря, для нормального эмоционального развития ребенку не требуется, чтобы мать его обожала, зато совершенно необходимо, чтобы она была эмоционально уравновешена и умела справляться с негативными чувствами своей взрослой жизни.
У эмоционально компетентных родителей вырастают эмоционально развитые дети, которые с ранних лет учатся распознавать свои чувства и влиять на них.
Такие родители могли бы воспитывать в ребенке привычку к самонаблюдению и самоанализу – неотъемлемым качествам эмоционального интеллекта. А также умели бы беречь, поддерживать и всячески поощрять в ребенке чувство радости во время будничных игр и занятий, тем самым формируя основу здоровой эмоциональной жизни. Однако, поскольку до сих пор никто не занимается эмоциональным образованием, от поколения к поколению эмоциональная безграмотность сохраняется.
Перегруженные апатичные дети вырастают в измученных депрессивных взрослых, которым жизнь не мила.
Хотя в материальном мире развитие человечества идет гигантскими шагами, в эмоциональном плане мы, можно сказать, проживаем коллективную деградацию: пользуемся эмоциональными реакциями пещерных времен и продолжаем вести себя так, будто наши эмоции нам неподвластны и будто не от нас самих зависит, каким чувством мы наполняем каждый день нашей жизни. В такой ситуации не остается ничего, кроме как заняться самообразованием.
Как обычно справляются с плохим чувством
Как мы обычно меняем охватившее нас негативное чувство? Выходим на пробежку, идем в спортзал, встречаемся с друзьями, включаем сериал, едим что-то вкусненькое, покупаем что-нибудь новенькое, а иногда попросту напиваемся. Как показывают наблюдения, женщины чаще склонны разделять свое чувство с другими и потому, чтобы поправить настроение, идут в люди, мужчины же в большей степени предпочитают проживать всю тяжесть чувства в одиночку и в разы чаще прибегают к алкоголю. Из всех перечисленных способов занятие спортом выглядит наиболее приемлемым и безопасным, однако и оно лишь развеет негативное чувство, но не избавит от него насовсем.
Для полноценной замены одного чувства другим, помимо физических действий, необходимо осознание, что это за чувство и каким образом оно в нас очутилось, а главное, необходимо намерение: управление чувствами начинается с решимости не подчиняться негативной волне эмоций, встать у руля и самому задать нужное чувство внутри себя. В эмоциональном обучении между осведомленностью о своих чувствах и конкретными действиями, предпринимаемыми для их изменения, лежит пропасть. Одно дело знать, что ты, вероятней всего, испытываешь вину, и совсем другое – делать что-то, чтобы начать жить без груза вины.
Часто человек, осознающий свое негативное чувство, не только не предпринимает ничего, чтобы от него освободиться, но и, более того, считает его чуть ли не достоинством, эдаким признаком хорошего человека. Он искренне полагает, что он молодец, если мучается чувством вины, всей душой беспокоится о ком-то, не спит ночами, живет с вечной тяжестью на сердце, не может ничему радоваться, грустит. Это есть эмоциональная неграмотность: оправдывая свое негативное состояние, он лишь приумножает эти чувства в себе и усугубляет неблагоприятное развитие событий.
Одна из характеристик эмоционального интеллекта – умение быстро выводить себя из деструктивного чувства, не прибегая к помощи других и не перекидывая ни на кого свое дурное настроение, а также поддерживать в себе жизнерадостный настрой, надежду и оптимизм в отношении своей жизни. Эмоциональная устойчивость – это не закостенелость в одном чувстве, а непрекращающееся осознавание многообразного движения чувств внутри себя и постоянные усилия по их поддержанию на желаемом уровне.
Первое, с чего начинается замена чувства, это признание того факта, что негативное чувство находится в тебе и освободить его из себя можешь только ты сам. Одно и то же чувство можно воспринимать совершенно по-разному в зависимости от того, соотносим ли мы досаждающее нам негативное чувство с собой или перекладываем его на другого. Существует большая разница между фразами «Он меня раздражает, я хочу, чтобы он перестал меня раздражать!» и «Я замечаю, что часто испытываю раздражение, я хочу научиться не раздражаться по пустякам и быть спокойнее».
Если мы ищем причину своему чувству вне себя, значит, мы не соотносим свое же чувство с собой и не признаем, что оно находится в нас. А значит, не можем описать его словами и не сумеем освободиться от него.
Тренировка чувств
Способность испытывать благоприятные чувства на постоянной и ежедневной основе – не врожденный талант, а навык, который вырабатывается тренировкой. Исследования ученых-нейробиологов подтверждают поразительную пластичность человеческого мозга и его безграничные возможности к переобучению. Не придавая значения своим эмоциональным способностям и не развивая их, мы позволяем устаревшим деструктивным эмоциональным реакциям брать верх над нами и в конечном итоге руководить всей нашей жизнью.
Чувств, которые мы проживаем сегодня, завтра станет еще больше, а через некоторое время они полностью вытеснят остальные, не оставив им места в нашей эмоциональной памяти. То, какие чувства заполнят наше сердце, а какие покинут его навсегда, зависит от нас. За годы жизни мы, сами того не желая, натренировались запросто оказываться в обиде, напряженности, беспокойстве или злости, теперь же нам следует научить себя запускать в себе благоприятные чувства и с такой же легкостью испытывать доброту, надежду, довольство собой или благодарность.
Здесь не лишним будет проанализировать то, что уже натренировано в каждом конкретном случае. Чувства, которые мы склонны испытывать регулярно, без усилий и чаще всего даже против всякого желания с нашей стороны, и составляют основу так называемой карты эмоциональной жизни человека. Хит-парад традиционно составляют чувство «невозможности жить», чувство «со мной что-то не то и я все делаю не так», крепкая как выдержанный коньяк обида, чувство яростного раздражения.
Оставляя все как есть, мы сами загоняем себя в колею одних и тех же негативных чувств, выбраться из которой со временем становится все труднее.
Как восполнить дефицит позитивных чувств
Часто человек знает, с чем бороться, например, со своим желанием покомандовать, с застенчивостью или ленью, но плохо представляет себе, к чему в итоге он хочет прийти. Репертуар благоприятных чувств у нас, как правило, весьма ограничен. Это связано с тем, что мы, в силу исторических причин, не научены таким обыденным вещам, как жить с радостью на сердце, работать в удовольствие, ценить чужой труд, находить удовлетворение в мелочах, создавать дружелюбную и созидательную среду вокруг себя, поддерживать искру воодушевления в других.
В большинстве своем мы мастерски умеем пресечь на корню зачатки веселости, влюбленности и удачливости и, шарахнув дубиной по голове, погасить в человеке всякую надежду на праздничную жизнь. Мы делаем это не задумываясь, потому что так поступают и с нами – и мы сами с этим соглашаемся. Вместо того чтобы, подобно пещерному человеку, по любому поводу хвататься за дубину, следовало бы прежде всего приостановить идущий на нас поток разрушительных чувств – для начала простым осознанием того, от кого идут эти чувства, и своим мысленным несогласием с этим.
Отделив себя от другого человека в мысленном пространстве, мы освобождаемся от него и эмоционально, начинаем дышать полной грудью и вольны наполнять себя теми чувствами, которых сами для себя желаем.
Никто не может запретить нам чувствовать то, что мы сами хотим чувствовать, будь то любовь, всеобъемлющая доброта, треплющая ветром свобода или глубокое наслаждение, – если мы действительно хотим это чувствовать и имеем на это эмоциональные силы. Чем лучше мы представляем себе желаемое чувство, чем подробней умеем его описать, тем быстрее оно входит в нашу жизнь. Для этого придется включить воображение, прибегнуть к языку эмоций, образов и метафор, использовать весь свой эмоциональный словарный запас. Скупых фраз вроде «хочу, чтобы все было хорошо» тут недостаточно.
Не будем забывать: в мире эмоций мы не можем повлиять на то, чего не в состоянии описать словами.
Ежедневный сет эмоциональных упражнений должен включать в себя порцию четко сформулированных тренируемых чувств. Как и в случае с тренажерным залом, тренируя новые для нас чувства, мы следим за тем, какие «веса» нам удается осилить, какие чувства запускаются легко и с удовольствием, какие даются с трудом, а какие вообще ускользают из поля нашего внимания, и в зависимости от этого корректируем нагрузку.
Больший объем благоприятных чувств естественным образом ведет к большему количеству благоприятных событий. Чтобы стать добрее, не надо бежать делать много добрых дел, надо начинать чувствовать много добрых чувств, и тогда то, как мы проявляем себя в физическом мире, само собой станет продолжением нашей внутренней доброты, так же, как прежде наша внутренняя озлобленность выражалась в эмоциональных тумаках и дубинах.
Перераспределение чувств внутри семьи
Одна из главных тем в эмоциональном обучении связана с переходом чувств от одного человека другому и с последствиями такого перехода. Составляя карту эмоциональной жизни человека, в нее обязательно нужно включить его ближайшее окружение для того, чтобы выявить происходящий между членами группы ежедневный эмоциональный обмен. Исследования ученых пока ограничиваются выводами о том, что эмоционально заряженный человек передает свое настроение человеку, менее заряженному. Мы же, работая с людьми изо дня в день на протяжении многих лет, пришли к более детальным выводам, иногда шокирующим.
Об этом подробно рассказывается в наших книгах. Чувство передается от одного человека к другому не только, когда они находятся рядом, для чувства нет расстояний и преград, и наибольшую угрозу представляет не общение с негативно настроенным человеком, а наличие давно установленной эмоциональной связи с кем-то, кто, как по трубе, постоянно передает человеку свое плохое чувство.
Влияние такого чувства бывает настолько велико, что оно не только создает негативную эмоциональную окрашенность, но и полностью определяет характер событий жизни человека, поскольку, как мы знаем, эмоциональность напрямую влияет на событийность.
Подобные деструктивные эмоциональные связи впервые устанавливаются с родителем и впоследствии могут проигрываться с фигурой, его замещающей.
Родитель при этом может быть добрым и любящим, однако, не привыкший управляться со своими негативными чувствами сам, он перекидывает свои проблемные состояния ребенку, у которого жизненные события выстраиваются в соответствии к поступающим к нему от родителя негативным чувством, а не сообразно его личным усилиям и устремлениям. По нашему опыту, непонимание скрытого влияния родителя или его фигуры является самым большим препятствием для достижения успеха во всех сферах жизни, так как сводит на нет все усилия и лишает результатов.
Менять свои чувства, находясь под обстрелом чужих негативных чувств, это все равно что пытаться устроить пикник во время града – перелопачивая чужие чувства, не получишь ничего, кроме усталости. Эмоциональный интеллект помогает увидеть эти взаимосвязи и понять, куда следует направить вектор усилий. А регулярная эмоциональная тренировка позволяет освободиться от застарелых наносных влияний и интенсивно развивать в себе желаемые чувства.
Эмоциональная тренировка по методу Волсини
Финальная стадия эмоциональной тренировки представляет собой ощущение жизнерадостного подъема, сопровождаемого интенсивным желанием действовать.
Проще говоря, в этом состоянии человек с удовлетворением принимает все как есть – и себя самого, и то, что его окружает, – без судорожного стремления немедленно что-то искоренить. И одновременно ему хочется приступить к действиям. На этом этапе сами собой приходят мысли-подсказки, маленькие озарения на счет этих действий: как лучше поступить, чего не следует делать и так далее. Они всегда конкретны, реализуемы, имеют отношение к самому человеку (а не к другим людям) и распространяются на нынешний момент и ближайшее будущее (сегодня-завтра).
В большинстве случаев техники, связанные с управлением эмоциями, используются для того, чтобы помочь человеку справиться с последствиями стресса, расслабиться, «отпустить» мысли, утихомирить бушующие чувства. Дойдя досюда, на этом и успокаиваются. На наш взгляд, это не является ни единственной, ни конечной целью тренировки. Остановиться здесь – все равно что поднести полную ложку ко рту и положить ее обратно, так и не отведав еды.
Важнейший элемент тренировочной программы – мысленная репетиция предстоящего события, которая позволяет определить и снять с себя связанные с событием негативные чувства, и задать лучший вариант развития ситуации. У всех у нас есть вопрос, который в данный момент беспокоит больше всего. Вместо того чтобы отгонять от себя беспокоящие мысли, следует сосредоточиться на них и найти решение проблемы. Именно на финальном этапе следует приступать к поиску решения: достигнутое состояние чувств позволит увидеть наилучшие варианты.
Когда мы направляем высвобожденные в результате тренировки эмоциональные силы на решение конкретного вопроса, мы даем практическое применение эмоциональным знаниям в реальной жизни. Если же мы не доходим до этого этапа, то мы словно бы разделяем жизнь и эмоциональный интеллект, а это приводит к тому, что в хороших чувствах мы только сидим и упражняемся, в крайнем случае, отправляемся спать, в то время как в хороших чувствах мы можем и действовать, и жить. Вдохновенный энтузиазм по поводу того, что решение найдено и у тебя есть все, чтобы решить вопрос наилучшим образом в имеющихся обстоятельствах, – вот главный итог эмоциональной работы с собой.
Как только мы вводим волнующие нас насущные проблемы в эмоциональную тренировку, она перестает быть неким специальным занятием, оторванным от жизни, а становится ее неотъемлемой частью. Мы начинаем использовать возможности, которые дарит нам эмоциональный интеллект, для того, чтобы развивать в себе желаемые качества и каждый день улучшать свою жизнь, выбирая пути, которые ведут нас к успеху.
Научно доказано, что даже незначительное изменение настроения влияет на мышление, а хорошее настроение повышает способность к более масштабному и креативному мышлению. С точки зрения эмоционального интеллекта, для поиска наилучшего решения нет ничего эффективней, чем привести себя в приподнятое состояние чувств. Речь идет не об эйфорической оторванности от жизни, а о чувстве радостной удовлетворенности, сохраняющим трезвый взгляд на вещи.
В такой момент рождается согласованность сердца и разума, которая и обеспечивает ясное видение ситуации и нахождение оптимальных путей решения проблемных точек.
Человек, не имеющий доступа к своим эмоциональным знаниям, принимает ошибочные решения и ставит заведомо ложные цели. И даже когда цель прекрасна с какой стороны ни посмотри, достигнув ее, он не становится счастливей. Рождается долгожданный ребенок, приходит работа мечты, совершается желанный переезд – одни проблемы перетекают в другие, и счастья снова нет. Событийность поменялась, а эмоциональная составляющая осталась нетронутой, и не обученный новым реакциям эмоциональный мозг генерирует прежние эмоции, несмотря на то, что появились все основания чувствовать себя по-другому.
Не будем забывать, что по-настоящему счастливый человек это тот, кто в данную минуту времени проживает отчетливое, интенсивное, ликующе-благодарное чувство счастья, а вовсе не тот, у кого, на наш сторонний взгляд, вроде бы все для счастья есть и потому он должен быть счастлив. Чувство счастья достигается не все возрастающими благами, а все возрастающим количеством минут, в которые мы способны отчетливо ощутить в себе счастье.
С чего начинается эмоциональная зрелость
Развитие эмоциональных способностей начинается в самом раннем детстве и зависит от взрослых, особенно от матери. Широко известная сторона этого вопроса – непосредственно отношение к ребенку. Безопасная, любящая и чутко реагирующая на потребности ребенка среда помогает ему вырасти уравновешенным, уверенным в себе и эмоционально самостоятельным.
Другая сторона, скрытая, но не менее значимая, это чувства, в которых пребывает воспитывающий ребенка родитель и которые неосознанно перенимает ребенок. Какой бы любящей ни была мать, если в своей собственной жизни она преимущественно проживает тревожность, озлобленность или обиду, именно эти чувства становятся фундаментом эмоциональной жизни ее ребенка, а вовсе не горячая любовь, которую она питает к сыну или дочери. Проще говоря, для нормального эмоционального развития ребенку не требуется, чтобы мать его обожала, зато совершенно необходимо, чтобы она была эмоционально уравновешена и умела справляться с негативными чувствами своей взрослой жизни.
У эмоционально компетентных родителей вырастают эмоционально развитые дети, которые с ранних лет учатся распознавать свои чувства и влиять на них.
Такие родители могли бы воспитывать в ребенке привычку к самонаблюдению и самоанализу – неотъемлемым качествам эмоционального интеллекта. А также умели бы беречь, поддерживать и всячески поощрять в ребенке чувство радости во время будничных игр и занятий, тем самым формируя основу здоровой эмоциональной жизни. Однако, поскольку до сих пор никто не занимается эмоциональным образованием, от поколения к поколению эмоциональная безграмотность сохраняется.
Перегруженные апатичные дети вырастают в измученных депрессивных взрослых, которым жизнь не мила.
Хотя в материальном мире развитие человечества идет гигантскими шагами, в эмоциональном плане мы, можно сказать, проживаем коллективную деградацию: пользуемся эмоциональными реакциями пещерных времен и продолжаем вести себя так, будто наши эмоции нам неподвластны и будто не от нас самих зависит, каким чувством мы наполняем каждый день нашей жизни. В такой ситуации не остается ничего, кроме как заняться самообразованием.
Как обычно справляются с плохим чувством
Как мы обычно меняем охватившее нас негативное чувство? Выходим на пробежку, идем в спортзал, встречаемся с друзьями, включаем сериал, едим что-то вкусненькое, покупаем что-нибудь новенькое, а иногда попросту напиваемся. Как показывают наблюдения, женщины чаще склонны разделять свое чувство с другими и потому, чтобы поправить настроение, идут в люди, мужчины же в большей степени предпочитают проживать всю тяжесть чувства в одиночку и в разы чаще прибегают к алкоголю. Из всех перечисленных способов занятие спортом выглядит наиболее приемлемым и безопасным, однако и оно лишь развеет негативное чувство, но не избавит от него насовсем.
Для полноценной замены одного чувства другим, помимо физических действий, необходимо осознание, что это за чувство и каким образом оно в нас очутилось, а главное, необходимо намерение: управление чувствами начинается с решимости не подчиняться негативной волне эмоций, встать у руля и самому задать нужное чувство внутри себя. В эмоциональном обучении между осведомленностью о своих чувствах и конкретными действиями, предпринимаемыми для их изменения, лежит пропасть. Одно дело знать, что ты, вероятней всего, испытываешь вину, и совсем другое – делать что-то, чтобы начать жить без груза вины.
Часто человек, осознающий свое негативное чувство, не только не предпринимает ничего, чтобы от него освободиться, но и, более того, считает его чуть ли не достоинством, эдаким признаком хорошего человека. Он искренне полагает, что он молодец, если мучается чувством вины, всей душой беспокоится о ком-то, не спит ночами, живет с вечной тяжестью на сердце, не может ничему радоваться, грустит. Это есть эмоциональная неграмотность: оправдывая свое негативное состояние, он лишь приумножает эти чувства в себе и усугубляет неблагоприятное развитие событий.
Одна из характеристик эмоционального интеллекта – умение быстро выводить себя из деструктивного чувства, не прибегая к помощи других и не перекидывая ни на кого свое дурное настроение, а также поддерживать в себе жизнерадостный настрой, надежду и оптимизм в отношении своей жизни. Эмоциональная устойчивость – это не закостенелость в одном чувстве, а непрекращающееся осознавание многообразного движения чувств внутри себя и постоянные усилия по их поддержанию на желаемом уровне.
Первое, с чего начинается замена чувства, это признание того факта, что негативное чувство находится в тебе и освободить его из себя можешь только ты сам. Одно и то же чувство можно воспринимать совершенно по-разному в зависимости от того, соотносим ли мы досаждающее нам негативное чувство с собой или перекладываем его на другого. Существует большая разница между фразами «Он меня раздражает, я хочу, чтобы он перестал меня раздражать!» и «Я замечаю, что часто испытываю раздражение, я хочу научиться не раздражаться по пустякам и быть спокойнее».
Если мы ищем причину своему чувству вне себя, значит, мы не соотносим свое же чувство с собой и не признаем, что оно находится в нас. А значит, не можем описать его словами и не сумеем освободиться от него.
Тренировка чувств
Способность испытывать благоприятные чувства на постоянной и ежедневной основе – не врожденный талант, а навык, который вырабатывается тренировкой. Исследования ученых-нейробиологов подтверждают поразительную пластичность человеческого мозга и его безграничные возможности к переобучению. Не придавая значения своим эмоциональным способностям и не развивая их, мы позволяем устаревшим деструктивным эмоциональным реакциям брать верх над нами и в конечном итоге руководить всей нашей жизнью.
Чувств, которые мы проживаем сегодня, завтра станет еще больше, а через некоторое время они полностью вытеснят остальные, не оставив им места в нашей эмоциональной памяти. То, какие чувства заполнят наше сердце, а какие покинут его навсегда, зависит от нас. За годы жизни мы, сами того не желая, натренировались запросто оказываться в обиде, напряженности, беспокойстве или злости, теперь же нам следует научить себя запускать в себе благоприятные чувства и с такой же легкостью испытывать доброту, надежду, довольство собой или благодарность.
Здесь не лишним будет проанализировать то, что уже натренировано в каждом конкретном случае. Чувства, которые мы склонны испытывать регулярно, без усилий и чаще всего даже против всякого желания с нашей стороны, и составляют основу так называемой карты эмоциональной жизни человека. Хит-парад традиционно составляют чувство «невозможности жить», чувство «со мной что-то не то и я все делаю не так», крепкая как выдержанный коньяк обида, чувство яростного раздражения.
Оставляя все как есть, мы сами загоняем себя в колею одних и тех же негативных чувств, выбраться из которой со временем становится все труднее.
Как восполнить дефицит позитивных чувств
Часто человек знает, с чем бороться, например, со своим желанием покомандовать, с застенчивостью или ленью, но плохо представляет себе, к чему в итоге он хочет прийти. Репертуар благоприятных чувств у нас, как правило, весьма ограничен. Это связано с тем, что мы, в силу исторических причин, не научены таким обыденным вещам, как жить с радостью на сердце, работать в удовольствие, ценить чужой труд, находить удовлетворение в мелочах, создавать дружелюбную и созидательную среду вокруг себя, поддерживать искру воодушевления в других.
В большинстве своем мы мастерски умеем пресечь на корню зачатки веселости, влюбленности и удачливости и, шарахнув дубиной по голове, погасить в человеке всякую надежду на праздничную жизнь. Мы делаем это не задумываясь, потому что так поступают и с нами – и мы сами с этим соглашаемся. Вместо того чтобы, подобно пещерному человеку, по любому поводу хвататься за дубину, следовало бы прежде всего приостановить идущий на нас поток разрушительных чувств – для начала простым осознанием того, от кого идут эти чувства, и своим мысленным несогласием с этим.
Отделив себя от другого человека в мысленном пространстве, мы освобождаемся от него и эмоционально, начинаем дышать полной грудью и вольны наполнять себя теми чувствами, которых сами для себя желаем.
Никто не может запретить нам чувствовать то, что мы сами хотим чувствовать, будь то любовь, всеобъемлющая доброта, треплющая ветром свобода или глубокое наслаждение, – если мы действительно хотим это чувствовать и имеем на это эмоциональные силы. Чем лучше мы представляем себе желаемое чувство, чем подробней умеем его описать, тем быстрее оно входит в нашу жизнь. Для этого придется включить воображение, прибегнуть к языку эмоций, образов и метафор, использовать весь свой эмоциональный словарный запас. Скупых фраз вроде «хочу, чтобы все было хорошо» тут недостаточно.
Не будем забывать: в мире эмоций мы не можем повлиять на то, чего не в состоянии описать словами.
Ежедневный сет эмоциональных упражнений должен включать в себя порцию четко сформулированных тренируемых чувств. Как и в случае с тренажерным залом, тренируя новые для нас чувства, мы следим за тем, какие «веса» нам удается осилить, какие чувства запускаются легко и с удовольствием, какие даются с трудом, а какие вообще ускользают из поля нашего внимания, и в зависимости от этого корректируем нагрузку.
Больший объем благоприятных чувств естественным образом ведет к большему количеству благоприятных событий. Чтобы стать добрее, не надо бежать делать много добрых дел, надо начинать чувствовать много добрых чувств, и тогда то, как мы проявляем себя в физическом мире, само собой станет продолжением нашей внутренней доброты, так же, как прежде наша внутренняя озлобленность выражалась в эмоциональных тумаках и дубинах.
Перераспределение чувств внутри семьи
Одна из главных тем в эмоциональном обучении связана с переходом чувств от одного человека другому и с последствиями такого перехода. Составляя карту эмоциональной жизни человека, в нее обязательно нужно включить его ближайшее окружение для того, чтобы выявить происходящий между членами группы ежедневный эмоциональный обмен. Исследования ученых пока ограничиваются выводами о том, что эмоционально заряженный человек передает свое настроение человеку, менее заряженному. Мы же, работая с людьми изо дня в день на протяжении многих лет, пришли к более детальным выводам, иногда шокирующим.
Об этом подробно рассказывается в наших книгах. Чувство передается от одного человека к другому не только, когда они находятся рядом, для чувства нет расстояний и преград, и наибольшую угрозу представляет не общение с негативно настроенным человеком, а наличие давно установленной эмоциональной связи с кем-то, кто, как по трубе, постоянно передает человеку свое плохое чувство.
Влияние такого чувства бывает настолько велико, что оно не только создает негативную эмоциональную окрашенность, но и полностью определяет характер событий жизни человека, поскольку, как мы знаем, эмоциональность напрямую влияет на событийность.
Подобные деструктивные эмоциональные связи впервые устанавливаются с родителем и впоследствии могут проигрываться с фигурой, его замещающей.
Родитель при этом может быть добрым и любящим, однако, не привыкший управляться со своими негативными чувствами сам, он перекидывает свои проблемные состояния ребенку, у которого жизненные события выстраиваются в соответствии к поступающим к нему от родителя негативным чувством, а не сообразно его личным усилиям и устремлениям. По нашему опыту, непонимание скрытого влияния родителя или его фигуры является самым большим препятствием для достижения успеха во всех сферах жизни, так как сводит на нет все усилия и лишает результатов.
Менять свои чувства, находясь под обстрелом чужих негативных чувств, это все равно что пытаться устроить пикник во время града – перелопачивая чужие чувства, не получишь ничего, кроме усталости. Эмоциональный интеллект помогает увидеть эти взаимосвязи и понять, куда следует направить вектор усилий. А регулярная эмоциональная тренировка позволяет освободиться от застарелых наносных влияний и интенсивно развивать в себе желаемые чувства.
Эмоциональная тренировка по методу Волсини
Финальная стадия эмоциональной тренировки представляет собой ощущение жизнерадостного подъема, сопровождаемого интенсивным желанием действовать.
Проще говоря, в этом состоянии человек с удовлетворением принимает все как есть – и себя самого, и то, что его окружает, – без судорожного стремления немедленно что-то искоренить. И одновременно ему хочется приступить к действиям. На этом этапе сами собой приходят мысли-подсказки, маленькие озарения на счет этих действий: как лучше поступить, чего не следует делать и так далее. Они всегда конкретны, реализуемы, имеют отношение к самому человеку (а не к другим людям) и распространяются на нынешний момент и ближайшее будущее (сегодня-завтра).
В большинстве случаев техники, связанные с управлением эмоциями, используются для того, чтобы помочь человеку справиться с последствиями стресса, расслабиться, «отпустить» мысли, утихомирить бушующие чувства. Дойдя досюда, на этом и успокаиваются. На наш взгляд, это не является ни единственной, ни конечной целью тренировки. Остановиться здесь – все равно что поднести полную ложку ко рту и положить ее обратно, так и не отведав еды.
Важнейший элемент тренировочной программы – мысленная репетиция предстоящего события, которая позволяет определить и снять с себя связанные с событием негативные чувства, и задать лучший вариант развития ситуации. У всех у нас есть вопрос, который в данный момент беспокоит больше всего. Вместо того чтобы отгонять от себя беспокоящие мысли, следует сосредоточиться на них и найти решение проблемы. Именно на финальном этапе следует приступать к поиску решения: достигнутое состояние чувств позволит увидеть наилучшие варианты.
Когда мы направляем высвобожденные в результате тренировки эмоциональные силы на решение конкретного вопроса, мы даем практическое применение эмоциональным знаниям в реальной жизни. Если же мы не доходим до этого этапа, то мы словно бы разделяем жизнь и эмоциональный интеллект, а это приводит к тому, что в хороших чувствах мы только сидим и упражняемся, в крайнем случае, отправляемся спать, в то время как в хороших чувствах мы можем и действовать, и жить. Вдохновенный энтузиазм по поводу того, что решение найдено и у тебя есть все, чтобы решить вопрос наилучшим образом в имеющихся обстоятельствах, – вот главный итог эмоциональной работы с собой.
Как только мы вводим волнующие нас насущные проблемы в эмоциональную тренировку, она перестает быть неким специальным занятием, оторванным от жизни, а становится ее неотъемлемой частью. Мы начинаем использовать возможности, которые дарит нам эмоциональный интеллект, для того, чтобы развивать в себе желаемые качества и каждый день улучшать свою жизнь, выбирая пути, которые ведут нас к успеху.
Взято из открытых источников.
Обсуждения Всегда ли важно показывать эмоции?