Можно ли прожить жизнь безупречно: не оступившись, не причинив кому-то боли, не сделав неправильный выбор?
Наверное, нет. Каждый человек совершает ошибки в том или ином виде.
Но если посмотреть глубже на этот феномен, то возникает следующий вопрос: являются ли ошибки ошибками в общепринятом понимании?
Наверное, нет. Каждый человек совершает ошибки в том или ином виде.
Но если посмотреть глубже на этот феномен, то возникает следующий вопрос: являются ли ошибки ошибками в общепринятом понимании?
Или это тот уникальный опыт человека, который необходим именно ему, и благодаря которому человек сейчас и является тем, кем является?
С точки зрения самосовершенствования ошибки нужны человеку для развития, благодаря этому опыту человек в стремлении исправить ошибку изменяется, движется вперед, открывает в себе новые качества.
Но так происходит не всегда.
Иногда человек под грузом совершенной ошибки вообще перестает действовать и что-то менять, а иногда и в принципе не действует от страха совершать ошибку.
К сожалению, культура воспитания ребенка в нашем обществе такова, что формирование нездорового отношения к ошибкам, страха перед ними, чувства неполноценности, чувства вины в случае совершения ошибки является нормой.
Что именно влияет на формирование данной нормы?
Философия родителя: его собственное отношение к ошибкам, неумение переживать собственные неудачи. Родительские амбиции: желание, чтобы ребенок соответствовал своим представлениям о нем (ребенке), часто нереалистичным, в которых нет места ошибкам.
Негативная эмоциональная реакция родителя: расстроенное состояние, слезы, злость. Неумение поддержать ребенка, помочь ему справиться с ситуацией, совместно найти выход. Наказание за ошибку в любом виде. Чтение занудных лекций на тему «Зачем ты это сделал».
С помощью такого подхода родители формируют у ребенка ощущения «Я — плохой», «Я недостоин любви», воспитывают в ребенке неумение отвечать за любые свои действия и страх перед этими действиями, ведь они могут повлечь за собой много боли и страданий.
Вырастая, такой ребенок сохраняет все свои страхи перед ошибками. И в дальнейшем, если этот «взрослый ребенок» не начинает анализировать свою жизнь и осознанно менять свое мышление и поведение, то, к сожалению, нездоровое отношение к ошибкам приводит:
- к избеганию риска из-за страха неудач: ведь неудача - это и есть ошибка;
- к неосознанному стремлению быть наказанным за ошибку: ведь наказание искупает чувство вины и снимает ответственность;
- к избеганию ответственности, так как человек не знает, как с ней обходиться: он не привык отвечать, он привык терпеть наказание и страдать;
- к излишнему самокопанию: за любое «неправильное» действие человек изводит себя самобичеванием;
- к ощущению собственной ущербности: если я ошибся, я неудачник;
- к страху критики, неустойчивости к критике;
- к неудовлетворенности собственной жизнью: то, что есть, меня не устраивает, а делать что-то для изменений я боюсь.
Конечно же, с таким мышлением и поведением невозможно стать счастливым, реализованным, успешным, свободным человеком. Потому что успех, самореализация, свобода предполагают движение и личностный рост, одной из составляющих которого является здоровое отношение к ошибкам, отсутствие страха перед ними.
Итак, что необходимо делать человеку, чтобы ошибки становились частью его жизненного опыта и двигали его вперед, а не создавали непреодолимое препятствие на пути к цели?
Осознать факт совершения ошибки.
Отреагировать негативные эмоции в связи с очередным разочарованием в себе.
Проанализировать мысли и действия, приведшие к ошибке. Сделать рациональные выводы из ситуации.
Исправить ситуацию, если это возможно. Если нет, найти альтернативные пути решения.
Смоделировать будущие ситуации с новым мышлением и поведением.
Такой сценарий поведения воспитывает ответственность в человеке, а не ощущение собственной беспомощности, открывает новые возможности роста, наполняет жизнь яркими событиями и ощущениями. Ошибки становятся естественной и неотъемлемой составляющей интересной, наполненной жизни.
С точки зрения самосовершенствования ошибки нужны человеку для развития, благодаря этому опыту человек в стремлении исправить ошибку изменяется, движется вперед, открывает в себе новые качества.
Но так происходит не всегда.
Иногда человек под грузом совершенной ошибки вообще перестает действовать и что-то менять, а иногда и в принципе не действует от страха совершать ошибку.
К сожалению, культура воспитания ребенка в нашем обществе такова, что формирование нездорового отношения к ошибкам, страха перед ними, чувства неполноценности, чувства вины в случае совершения ошибки является нормой.
Что именно влияет на формирование данной нормы?
Философия родителя: его собственное отношение к ошибкам, неумение переживать собственные неудачи. Родительские амбиции: желание, чтобы ребенок соответствовал своим представлениям о нем (ребенке), часто нереалистичным, в которых нет места ошибкам.
Негативная эмоциональная реакция родителя: расстроенное состояние, слезы, злость. Неумение поддержать ребенка, помочь ему справиться с ситуацией, совместно найти выход. Наказание за ошибку в любом виде. Чтение занудных лекций на тему «Зачем ты это сделал».
С помощью такого подхода родители формируют у ребенка ощущения «Я — плохой», «Я недостоин любви», воспитывают в ребенке неумение отвечать за любые свои действия и страх перед этими действиями, ведь они могут повлечь за собой много боли и страданий.
Вырастая, такой ребенок сохраняет все свои страхи перед ошибками. И в дальнейшем, если этот «взрослый ребенок» не начинает анализировать свою жизнь и осознанно менять свое мышление и поведение, то, к сожалению, нездоровое отношение к ошибкам приводит:
- к избеганию риска из-за страха неудач: ведь неудача - это и есть ошибка;
- к неосознанному стремлению быть наказанным за ошибку: ведь наказание искупает чувство вины и снимает ответственность;
- к избеганию ответственности, так как человек не знает, как с ней обходиться: он не привык отвечать, он привык терпеть наказание и страдать;
- к излишнему самокопанию: за любое «неправильное» действие человек изводит себя самобичеванием;
- к ощущению собственной ущербности: если я ошибся, я неудачник;
- к страху критики, неустойчивости к критике;
- к неудовлетворенности собственной жизнью: то, что есть, меня не устраивает, а делать что-то для изменений я боюсь.
Конечно же, с таким мышлением и поведением невозможно стать счастливым, реализованным, успешным, свободным человеком. Потому что успех, самореализация, свобода предполагают движение и личностный рост, одной из составляющих которого является здоровое отношение к ошибкам, отсутствие страха перед ними.
Итак, что необходимо делать человеку, чтобы ошибки становились частью его жизненного опыта и двигали его вперед, а не создавали непреодолимое препятствие на пути к цели?
Осознать факт совершения ошибки.
Отреагировать негативные эмоции в связи с очередным разочарованием в себе.
Проанализировать мысли и действия, приведшие к ошибке. Сделать рациональные выводы из ситуации.
Исправить ситуацию, если это возможно. Если нет, найти альтернативные пути решения.
Смоделировать будущие ситуации с новым мышлением и поведением.
Такой сценарий поведения воспитывает ответственность в человеке, а не ощущение собственной беспомощности, открывает новые возможности роста, наполняет жизнь яркими событиями и ощущениями. Ошибки становятся естественной и неотъемлемой составляющей интересной, наполненной жизни.
Источник: Ольга Лосич
Обсуждения Не ошибается тот, кто ничего не делает