Трудолюбие, самоконтроль и сила воли большинству людей представляются недостижимыми добродетелями, которыми якобы обладают редкие, «волевые» личности, способные заставлять себя совершать сверх-усилия, терпеть боль и мужественно выносить различные невзгоды.
В этом ключе, например, трудолюбие воспринимается как некое благородное, почти волшебное качество, которое закладывается генетически, и которым обладают единицы. И в таком ключе трудолюбие как абстрактное «качество» — действительно является недостижимым. Но это – ошибочная точка зрения. Трудолюбие и самоконтроль – это не качества, а отношение к ситуации, при котором человек попросту хорошо замотивирован потрудиться.
Самоконтроль и трудолюбие как эгоизм
Трудолюбие, самоконтроль, сила воли, самодисциплина — все это «способности», которые вращаются вокруг пресловутой мотивации. Все это — фикция, которая возникает там, где у человека присутствуют противоречащие друг другу желания. К примеру, одно желание заставляет человека идти работать, а другое – отдыхать, и побеждает то желание, которое сильней. Мы всегда делаем то, что хотим делать. В этом заключается наш великий эгоизм и наша великая «доблесть» и сила характера. О какой силе характера может идти речь, когда человек просто делает то, что он хочет делать?
Трудолюбие и сила воли возникают из пустоты именно там, где одно желание (спонтанно) подавляется другим желанием, там, где мы ощущаем сопротивление в собственном уме. Наши желания – это влияния, которые управляют нашей жизнью. Ни контроля, ни тем более самоконтроля не существует. Есть просто влияния. И то влияние, которое влияет сильней — побеждает.
А человек в это время может думать, что у него есть сила воли, и сила воли эта у него «сильная», раз, скажем, желание не курить — победило желание курить. В этом смысле все вообще, что мы делаем – это такое проявление «силы воли». Отсюда же растут ноги у трудолюбия, самоконтроля и самодисциплины. Наша мотивация заслуживает самого пристального внимания.
Но если все-таки попробовать рассмотреть самоконтроль, трудолюбие и силу воли, как некие облагороженные, самостоятельные качества, не зависящие от наших желаний, мы столкнемся с большим парадоксом. Потому что при такой постановке все наши «волевые качества» — это какие-то неведомые, самостоятельные явления, которые противоречат самому понятию воли. В таком ключе, человек может свернуть горы, сам не понимая, зачем он это делает. Он даже может быть против этого «сворачивания» гор, т.к. на них, например, могут жить живые люди.
Но он их «сворачивает» под влиянием «благородного» «трудолюбия» и «самоконтроля». В таком положении, мы сталкиваемся с самоконтролем, который не способны контролировать, с силой воли, которая ничего общего с нашей волей не имеет и с трудолюбием, в котором никакой любви и в помине не было. Все это – очевидная чепуха. Воля – она и есть воля. А сила у воли мерещится, когда она (воля) преобладает над другими желаниями (более слабыми волями).
Как быть с различными аскетами и стоиками, которые, проявляя твердость характера, намеренно устраивали себе жизненные испытания? Здесь мы можем говорить о высшей степени проявления «эгоизма», когда желание добиться духовного преображения преобладает над всеми остальными желаниями, при этом, мотивируя «волевую» личность выносить ради великой цели попутные трудности. И я честно, восхищаюсь проявлением подобного рода «эгоизма» у людей. А что тут можно поделать?
Если Вы до сих пор – не просветленный Будда, то даже благотворительность в какой-то степени исходит от Вашего эго.
Без потакания своему эго человек остался бы на уровне первобытного строя. Совершенно нормально потакать собственному эго, если этого искренне хочется. В таком потакании волевые люди и совершают свои великие подвиги. Просто бывают откровенно инфантильные и «эгоистичные» потакания, а бывают «мудрые» и созидательные. А иначе, как это часто и случается с различными эзотериками, человек потакает своему эго, приходя в восхищение от самого себя в том, как здорово он ему «не потакает», якобы следуя какому-то иному, «духовному» влиянию.
Самоконтроль и трудолюбие как дальновидность
Нет никакой необходимости говорить о трудолюбии и самоконтроле там, где мы сами искренне хотим работать. Нет ничего дурного в том, чтобы следовать своим желаниям, проявляя при этом «самоконтроль» и «трудолюбие». Проблемы начинаются там, где желания противоречат друг другу, разрывая человека на части, вызывая при этом невроз. Эго – не какое-то вселенское зло, а удобный и эффективный «инструмент» взаимодействия с реальностью, который нам необходим на текущем этапе развития личности. Просто, как уже говорилось, эгоизм бывает инфантильным, а бывает мудрым.
Инфантильность проявляется там, где мы не учитываем последствия своих действий. Мудрость проявляется в дальновидности.
Что касается дальновидности, здесь, как и с трудолюбием, кто-то может подумать, что речь идет о каком-то чудесном, почти экстрасенсорном качестве, сродни провидению. На самом деле дальновидность – это обычная, бытовая предусмотрительность, или, если угодно — расчетливость. Вы просто трезво анализируете возможный результат собственных действий. Если, к примеру, вам лень работать, подумайте хорошенько о последствиях. Быть может, вам действительно не нужно работать. Быть может, Вам по душе то, как живут альфонсы, иждивенцы, или, например, бомжи? А может быть, у Вас есть другие, более важные дела?
И если работа причиняет «страдания», смертельную «скуку», просто трезво оцените свою жизнь.
Какую цель вы ставите перед собой? Что нужно делать для достижения этой цели? В этом ключе, дальновидность, самоконтроль и трудолюбие — это способность помнить о своей цели. В этом смысле – это еще и способность концентрироваться, не отвлекаясь на забытье, в котором осознаются лишь поверхностные, грубые желания. А концентрация к тому же, — одно из самых ценных качеств на духовном пути.
Помимо того, что «работа» приближает к цели, она развивает и кристаллизует личность: интеллект, разум, силу концентрации и силу характера. Вот такая мотивация.
Трудолюбие и самоконтроль рождаются там, где мы проявляем дальновидность. Грубый маньяк может оказаться ограниченным в том, что касается осознания последствий собственных действий. Он себя толком не осознает, поэтому жаждет впечатлений сейчас, не заботясь о последствиях. Святой мудрец прост. Он себя хорошо знает, он получает впечатления сейчас, не беспокоясь о будущем, но при этом мудрец делает все, что требуется для гармонизации пространства, как в настоящий момент времени, так и с учетом его последствий. Обыватель в этом отношении — где-то посередине. Все это напрямую зависит от утонченности нашего восприятия и степени нашей осознанности.
Трудолюбие и самоконтроль – полезные добродетели. В этой статье я попытался их «разоблачить» не для того, чтобы принизить их ценность, а чтобы каждый убедился, что ничего недостижимого в этих добродетелях нет.
Трудолюбие и самоконтроль – это ясное понимание собственных желаний.
Самоконтроль и трудолюбие как эгоизм
Трудолюбие, самоконтроль, сила воли, самодисциплина — все это «способности», которые вращаются вокруг пресловутой мотивации. Все это — фикция, которая возникает там, где у человека присутствуют противоречащие друг другу желания. К примеру, одно желание заставляет человека идти работать, а другое – отдыхать, и побеждает то желание, которое сильней. Мы всегда делаем то, что хотим делать. В этом заключается наш великий эгоизм и наша великая «доблесть» и сила характера. О какой силе характера может идти речь, когда человек просто делает то, что он хочет делать?
Трудолюбие и сила воли возникают из пустоты именно там, где одно желание (спонтанно) подавляется другим желанием, там, где мы ощущаем сопротивление в собственном уме. Наши желания – это влияния, которые управляют нашей жизнью. Ни контроля, ни тем более самоконтроля не существует. Есть просто влияния. И то влияние, которое влияет сильней — побеждает.
А человек в это время может думать, что у него есть сила воли, и сила воли эта у него «сильная», раз, скажем, желание не курить — победило желание курить. В этом смысле все вообще, что мы делаем – это такое проявление «силы воли». Отсюда же растут ноги у трудолюбия, самоконтроля и самодисциплины. Наша мотивация заслуживает самого пристального внимания.
Но если все-таки попробовать рассмотреть самоконтроль, трудолюбие и силу воли, как некие облагороженные, самостоятельные качества, не зависящие от наших желаний, мы столкнемся с большим парадоксом. Потому что при такой постановке все наши «волевые качества» — это какие-то неведомые, самостоятельные явления, которые противоречат самому понятию воли. В таком ключе, человек может свернуть горы, сам не понимая, зачем он это делает. Он даже может быть против этого «сворачивания» гор, т.к. на них, например, могут жить живые люди.
Но он их «сворачивает» под влиянием «благородного» «трудолюбия» и «самоконтроля». В таком положении, мы сталкиваемся с самоконтролем, который не способны контролировать, с силой воли, которая ничего общего с нашей волей не имеет и с трудолюбием, в котором никакой любви и в помине не было. Все это – очевидная чепуха. Воля – она и есть воля. А сила у воли мерещится, когда она (воля) преобладает над другими желаниями (более слабыми волями).
Как быть с различными аскетами и стоиками, которые, проявляя твердость характера, намеренно устраивали себе жизненные испытания? Здесь мы можем говорить о высшей степени проявления «эгоизма», когда желание добиться духовного преображения преобладает над всеми остальными желаниями, при этом, мотивируя «волевую» личность выносить ради великой цели попутные трудности. И я честно, восхищаюсь проявлением подобного рода «эгоизма» у людей. А что тут можно поделать?
Если Вы до сих пор – не просветленный Будда, то даже благотворительность в какой-то степени исходит от Вашего эго.
Без потакания своему эго человек остался бы на уровне первобытного строя. Совершенно нормально потакать собственному эго, если этого искренне хочется. В таком потакании волевые люди и совершают свои великие подвиги. Просто бывают откровенно инфантильные и «эгоистичные» потакания, а бывают «мудрые» и созидательные. А иначе, как это часто и случается с различными эзотериками, человек потакает своему эго, приходя в восхищение от самого себя в том, как здорово он ему «не потакает», якобы следуя какому-то иному, «духовному» влиянию.
Самоконтроль и трудолюбие как дальновидность
Нет никакой необходимости говорить о трудолюбии и самоконтроле там, где мы сами искренне хотим работать. Нет ничего дурного в том, чтобы следовать своим желаниям, проявляя при этом «самоконтроль» и «трудолюбие». Проблемы начинаются там, где желания противоречат друг другу, разрывая человека на части, вызывая при этом невроз. Эго – не какое-то вселенское зло, а удобный и эффективный «инструмент» взаимодействия с реальностью, который нам необходим на текущем этапе развития личности. Просто, как уже говорилось, эгоизм бывает инфантильным, а бывает мудрым.
Инфантильность проявляется там, где мы не учитываем последствия своих действий. Мудрость проявляется в дальновидности.
Что касается дальновидности, здесь, как и с трудолюбием, кто-то может подумать, что речь идет о каком-то чудесном, почти экстрасенсорном качестве, сродни провидению. На самом деле дальновидность – это обычная, бытовая предусмотрительность, или, если угодно — расчетливость. Вы просто трезво анализируете возможный результат собственных действий. Если, к примеру, вам лень работать, подумайте хорошенько о последствиях. Быть может, вам действительно не нужно работать. Быть может, Вам по душе то, как живут альфонсы, иждивенцы, или, например, бомжи? А может быть, у Вас есть другие, более важные дела?
И если работа причиняет «страдания», смертельную «скуку», просто трезво оцените свою жизнь.
Какую цель вы ставите перед собой? Что нужно делать для достижения этой цели? В этом ключе, дальновидность, самоконтроль и трудолюбие — это способность помнить о своей цели. В этом смысле – это еще и способность концентрироваться, не отвлекаясь на забытье, в котором осознаются лишь поверхностные, грубые желания. А концентрация к тому же, — одно из самых ценных качеств на духовном пути.
Помимо того, что «работа» приближает к цели, она развивает и кристаллизует личность: интеллект, разум, силу концентрации и силу характера. Вот такая мотивация.
Трудолюбие и самоконтроль рождаются там, где мы проявляем дальновидность. Грубый маньяк может оказаться ограниченным в том, что касается осознания последствий собственных действий. Он себя толком не осознает, поэтому жаждет впечатлений сейчас, не заботясь о последствиях. Святой мудрец прост. Он себя хорошо знает, он получает впечатления сейчас, не беспокоясь о будущем, но при этом мудрец делает все, что требуется для гармонизации пространства, как в настоящий момент времени, так и с учетом его последствий. Обыватель в этом отношении — где-то посередине. Все это напрямую зависит от утонченности нашего восприятия и степени нашей осознанности.
Трудолюбие и самоконтроль – полезные добродетели. В этой статье я попытался их «разоблачить» не для того, чтобы принизить их ценность, а чтобы каждый убедился, что ничего недостижимого в этих добродетелях нет.
Трудолюбие и самоконтроль – это ясное понимание собственных желаний.
Взято из открытых источников.
Обсуждения Под другим углом зрения самоконтроль, трудолюбие и сила воли