Что это такое, откуда оно берется? Для чего оно существует?
Чувство вины связано с таким понятием, как совесть. То, что считается правильным и неправильным.
Чувство вины регулирует наше поведение на внешнем и социальном уровне.
Чувство вины связано с таким понятием, как совесть. То, что считается правильным и неправильным.
Чувство вины регулирует наше поведение на внешнем и социальном уровне.
Это социально воспитанное чувство. Оно не относится к тем природным чувствам, с которыми мы рождаемся. Оно появляется у нас в тот момент, когда родители начинают нас воспитывать.
Другой момент появления этого чувства — это родовые модели поведения, которые встроены в нас на генетическом, неосознаваемом уровне.
Это важно знать и учитывать для того, чтобы справиться с этим чувством.
Так как последствия его только негативные.
Когда вы будете встречать внутреннее сопротивление, а чувство вины будет появляться спонтанно, как своеобразный регулятор – это совесть. И вы будете плохо себя чувствовать по непонятной вам причине и не понимать, в связи с чем это чувство возникло. В это момент важно знать, что вы подошли к каким-то рамкам, границам действий, которые не были приняты в вашем роду.
Например, если женщины раньше меньше разводились (ведь сложно было выжить без мужчин), и желание развестись с одним партнером, закончить отношения с другим в каком-то роду принято не было. И тогда женщина может дойти до какой-то крайней точки: отношения изжили себя и разрушают ее, но развестись она не решается. Потому что чувствует непреодолимый внутренний барьер. Потому что этого «права» в ее роду нет, и чувство, которое женщина испытывает спонтанно - это чувство вины.
Я что-то делаю глобально не так, я что-то нарушаю, такое очень важное, что не могу нарушить. Самое большое сопротивление именно у этой границы, когда мы что-то делаем в первый раз в своем роду.
А когда мы переступаем этот «порог», эту границу - мы чувствуем освобождение, и наш опыт расширяется, расширяется опыт нашей семейной системы. И следующие поколения будут относиться к этой теме более лояльно, более спокойно.
Важно уважать то, что было в вашем роду до вас.
Еще одна грань чувства вины — это его социальная функция.
В обществе оно используется для влияния на кого-либо. Чтобы кем-то управлять, его можно обвинить.
Например, ребенок баловался, играл с мячом в комнате, где играть неуместно, и разбил вазочку. Что сделает мама?
Обвинит - непослушный ребенок - и накажет (чтобы неповадно было впредь), желая повлиять на поведение ребенка в будущем.
Но, к сожалению, чувство вины не имеет корректирующих функций.
Обвинение как бы ставит точку. Закрывает вопрос.
Вазочка разбита, ребенок наказан. На первый взгляд - ситуация исчерпана.
Но на самом деле в этой ситуации ребенок учится себя обвинять и наказывать. Чем потом и занимается всю свою дальнейшую жизнь. Ругая себя за ошибки, наказывая себя разными способами: от слов до физической боли. Боль появляется в организме как психосоматическая реакция на чувство вины. Люди, часто испытывающие головную боль, «организуют» ее себе внутренней самокритикой и недовольством собой и своими поступками.
Какой может быть выход из этой ситуации?
Полярное чувство и одновременно «спасение» от чувства вины – это ответственность.
Быть ответственным – это считать себя причиной того, что происходит в моей жизни.
Часто, когда рассказываю о такой трактовке понятия ответственность, люди, привыкшие жить в чувстве вины, «слышат» это по-своему – я виноват в том, что происходит в моей жизни.
Но в этом как раз и есть кардинальное отличие понятий вины и ответственности.
Если мы возьмем ответственность и будем считать себя причиной того, что в жизни происходит, мы перестанем быть «жертвами» и получим возможность влиять на свою жизнь.
На примере ребенка и вазочки.
Если ребенку объяснить, что он и его поведение причина разбитой вазочки - в другой ситуации у него есть выбор, как поступать: бегать или не бегать. В зависимости от того результата, который он хочет получить. А не просто он «плохой», поэтому бегал и вазочку разбил.
Важно сделать выводы и увидеть, как я могу повлиять на ситуацию сейчас или учесть на будущее.
Например, мальчик может сделать вазочку из пластмассовых бутылок или папье-маше. Чтобы было, куда цветочки ставить.
Или купить вазочку из своих сбережений, накопленных с подарков на день рождения.
Для изменения ситуации появляется много разных вариантов. А не просто наказание – иди в угол и все, вопрос закрыт.
Таким образом чувство вины заменяется ответственностью и перестает тяготить, ограничивать, останавливать.
Имея подобные знания и живя осознанно, не на «автомате», вы получаете возможность выбирать: с какими чувствами проживать свою жизнь, по какой стратегии.
Обвинять и наказывать - или брать ответственность и менять жизнь по своему усмотрению.
Другой момент появления этого чувства — это родовые модели поведения, которые встроены в нас на генетическом, неосознаваемом уровне.
Это важно знать и учитывать для того, чтобы справиться с этим чувством.
Так как последствия его только негативные.
Когда вы будете встречать внутреннее сопротивление, а чувство вины будет появляться спонтанно, как своеобразный регулятор – это совесть. И вы будете плохо себя чувствовать по непонятной вам причине и не понимать, в связи с чем это чувство возникло. В это момент важно знать, что вы подошли к каким-то рамкам, границам действий, которые не были приняты в вашем роду.
Например, если женщины раньше меньше разводились (ведь сложно было выжить без мужчин), и желание развестись с одним партнером, закончить отношения с другим в каком-то роду принято не было. И тогда женщина может дойти до какой-то крайней точки: отношения изжили себя и разрушают ее, но развестись она не решается. Потому что чувствует непреодолимый внутренний барьер. Потому что этого «права» в ее роду нет, и чувство, которое женщина испытывает спонтанно - это чувство вины.
Я что-то делаю глобально не так, я что-то нарушаю, такое очень важное, что не могу нарушить. Самое большое сопротивление именно у этой границы, когда мы что-то делаем в первый раз в своем роду.
А когда мы переступаем этот «порог», эту границу - мы чувствуем освобождение, и наш опыт расширяется, расширяется опыт нашей семейной системы. И следующие поколения будут относиться к этой теме более лояльно, более спокойно.
Важно уважать то, что было в вашем роду до вас.
Еще одна грань чувства вины — это его социальная функция.
В обществе оно используется для влияния на кого-либо. Чтобы кем-то управлять, его можно обвинить.
Например, ребенок баловался, играл с мячом в комнате, где играть неуместно, и разбил вазочку. Что сделает мама?
Обвинит - непослушный ребенок - и накажет (чтобы неповадно было впредь), желая повлиять на поведение ребенка в будущем.
Но, к сожалению, чувство вины не имеет корректирующих функций.
Обвинение как бы ставит точку. Закрывает вопрос.
Вазочка разбита, ребенок наказан. На первый взгляд - ситуация исчерпана.
Но на самом деле в этой ситуации ребенок учится себя обвинять и наказывать. Чем потом и занимается всю свою дальнейшую жизнь. Ругая себя за ошибки, наказывая себя разными способами: от слов до физической боли. Боль появляется в организме как психосоматическая реакция на чувство вины. Люди, часто испытывающие головную боль, «организуют» ее себе внутренней самокритикой и недовольством собой и своими поступками.
Какой может быть выход из этой ситуации?
Полярное чувство и одновременно «спасение» от чувства вины – это ответственность.
Быть ответственным – это считать себя причиной того, что происходит в моей жизни.
Часто, когда рассказываю о такой трактовке понятия ответственность, люди, привыкшие жить в чувстве вины, «слышат» это по-своему – я виноват в том, что происходит в моей жизни.
Но в этом как раз и есть кардинальное отличие понятий вины и ответственности.
Если мы возьмем ответственность и будем считать себя причиной того, что в жизни происходит, мы перестанем быть «жертвами» и получим возможность влиять на свою жизнь.
На примере ребенка и вазочки.
Если ребенку объяснить, что он и его поведение причина разбитой вазочки - в другой ситуации у него есть выбор, как поступать: бегать или не бегать. В зависимости от того результата, который он хочет получить. А не просто он «плохой», поэтому бегал и вазочку разбил.
Важно сделать выводы и увидеть, как я могу повлиять на ситуацию сейчас или учесть на будущее.
Например, мальчик может сделать вазочку из пластмассовых бутылок или папье-маше. Чтобы было, куда цветочки ставить.
Или купить вазочку из своих сбережений, накопленных с подарков на день рождения.
Для изменения ситуации появляется много разных вариантов. А не просто наказание – иди в угол и все, вопрос закрыт.
Таким образом чувство вины заменяется ответственностью и перестает тяготить, ограничивать, останавливать.
Имея подобные знания и живя осознанно, не на «автомате», вы получаете возможность выбирать: с какими чувствами проживать свою жизнь, по какой стратегии.
Обвинять и наказывать - или брать ответственность и менять жизнь по своему усмотрению.
Взято из открытых источников.
Обсуждения Чувство вины - что с ним делать?