Эта статья отвечает на вопросы:
- что скрывается под словом «Я»,
- кого мы имеем в виду, произнося «Я»,
- как скрыто наше истинное «Я», отчего мы страдаем от различных симптомов и внутренних конфликтов.
«Я никак не могу заставить себя…»
- что скрывается под словом «Я»,
- кого мы имеем в виду, произнося «Я»,
- как скрыто наше истинное «Я», отчего мы страдаем от различных симптомов и внутренних конфликтов.
«Я никак не могу заставить себя…»
«Я себе не нравлюсь…»
«Я учусь (=учу себя) быть внимательным к людям…»
У всех этих фраз есть общая черта, и заметить ее непросто – мы слишком к ней привыкли. Но в сущности она поразительна, и именно в ней скрыт ключ ко многим нашим затруднениям.
Эта общая черта – идея о двойственности нашего «Я». Произнося подобную фразу, мы буквально признаемся, что «Я» каждого человека - не нечто целостное и единственное. Мы используем одно и то же слово для обозначения как будто бы двух разных сущностей в одном человеке.
Здесь некоторые продвинутые читатели скажут: «Удивили! Понятно, что в каждом человеке есть несколько субличностей, которые и создают внутренний конфликт, а иногда это совсем отдельные личности, как в фильме «Сплит» или в истории о Билли Миллигане!».
Не торопитесь с выводами. Идея о разных личностях в одном человеке полезна, чтобы приблизиться к проблеме, которой посвящена эта статья. Но после того, как мы ее рассмотрим, за ней откроется другая идея, более эффективная и удобная в использовании.
Итак, вернемся к фразам-примерам.
В первой из них («Я никак не могу заставить себя…») подразумевается, что есть некое Я-1, которое безуспешно заставляет некое Я-2 что-то сделать. То есть Я-1 – «правильное», разумное, законопослушное, хорошо воспитанное, но беспомощное, а Я-2 – порочное и непослушное, к тому же более сильное, чем Я-1.
Во второй фразе («Я себе не нравлюсь…») мы наблюдаем некое Я-1, которое выносит оценку Я-2, и это негативная оценка: Я-2 вызывает у Я-1 отвращение и презрение – оно представляется уродливым или безвольным, или неумелым… Но каково же само Я-1, кто судья? Этот вопрос обычно не приходит в голову людям, которые занимаются осуждением себя.
В третьей фразе мы снова видим некое мудрое Я-1, наставляющее Я-2 действовать определенным образом. Из той же оперы выражение «Посмотри, как ты себя ведешь!», как будто каждая личность – это комплект из куклы и кукловода. И если «кукла» делает что-то неправильное, то это потому, что «кукловод» невнимателен или неумел…
Вы заметили логическую ошибку?
Если я не могу заставить себя что-то сделать, то у этого «себя» есть своя собственная воля, оно вовсе не кукла. Но с этой волей говорящий никогда не отождествляется, не признает наличие в себе противоположного желания – напротив, отвергает его, критикует, или даже игнорирует. Это желание словно находится в слепом пятне – «Это не я! Просто так получилось…» (…что я разбил твою третью любимую чашку, а кроме них не разбиваю ничего и никогда).
Здесь у нас появляется соблазн сделать простой вывод:
ну да, у каждого из нас есть два Я. Одно всего хочет вредного и запрещенного, второе всегда разумно и стремится контролировать «порочное Я», но не всегда может это сделать. Если может – мы говорим, что у такого человека «сильная воля» (еще один психологический миф). Бегает по утрам? Молодец, волевой, заставил себя. В конфликтах ведет себя сдержанно, но уверенно? Волевая личность, сильный характер. Вот бы мне так… Нет, я бы так не смог, не такой я человек.
Тупик, приехали. Подобные размышления приводят либо к тому, что «одним дано, а другим нет», либо к тому, что «надо все-таки попытаться поработать над собой, заставить себя…» См. фразу, с которой началась статья.
Поэтому давайте не пойдем этим простым и понятным путем в тупик, а посмотрим на ситуацию, по психоаналитической традиции, несколько глубже. Дело в том, что два «Я», существующие в каждом человеке, различаются не как барышня и хулиган или как два гуся – один серый, другой белый. Выражаясь научно, это структуры разного порядка, разного типа.
До сих пор мы представляли себе каждое «Я» в виде человека с каким-то характером. И одно из наших «Я» действительно является таким образом, персонажем. Психологи так и называют эту структуру: «Образ Я», или «Я-концепция», или «self» (по-русски – «самость»). Это наше представление о себе, модель себя.
В психике человека есть модель каждого объекта, с которыми этот человек имеет дело – модели (образы) знакомых людей, мест, предметов. Допустим, вы довольно подробно представляете себе город, в котором живете.
И в том числе у каждого человека есть образ себя. Его основа складывается в возрасте 2-3 лет, в так называемый нарциссический период формирования психики. Нам необходим образ себя, потому что нам нужно действовать в этом мире, иметь в нем, скажем так, аватар. Этот «образ Я» сильно связан с нашими физическими параметрами и социальным статусом, а также мы приписываем ему некоторые черты характера. Это то, что мы рассказываем о себе на собеседовании или на первом свидании:
«Я выпускник Военмеха, работаю инженером, люблю спорт и путешествия…»
«Я среднего роста, блондинка, общительная, люблю собак, хозяйственная, хороший друг…»
«Послушайте, но ведь это действительно я, а не какое-то там self, или «образ Я», - скажет читатель. – Вы что, намекаете, что я обманываю людей, что на самом деле я другой? Я рассказываю о себе правду! Я действительно такой человек!»
Нет, я никого не обвиняю в сознательной лжи. Если только мы не мошенники, мы считаем, что говорим о себе, как есть. Но обратите внимание, что ни один человек не может сказать, каков он, просто потому, что он себя не видит.
Чтобы увидеть себя, нужны специальные инструменты. Зеркало, фото, видео дают нам представление о нашей внешности. И мы знаем, что есть зеркала прямые и кривые, есть удачные и неудачные ракурсы, есть умелые и неумелые фотографы.
То есть то, что я знаю о себе – это результат моих (обратите внимание на это слово, за ним скрывается наше другое, тайное Я) манипуляций с определенным инструментами, и большая часть этих манипуляций бессознательна.
Я уже перечислила инструменты, с помощью которых мы создаем физическую часть образа Я. А с помощью чего мы создаем образ своих психических качеств – эмоциональных, интеллектуальных, коммуникативных черт? Откуда я знаю, что добрый, общительный или целеустремленный? Мы узнаем это следующими путями:
- сравнивая себя с другими (все любят гулять и вечеринки, а я нет; наверное, я интроверт);
- анализируя поступки (если я поднялся на Эверест, наверное, я выносливый и люблю яркие впечатления);
- усваивая высказывания других о себе («Люди тянутся к нашей Ниночке»).
Но это лишь одно из наших Я, это «образ Я». И если вернуться к фразам, с которых я начала статью, то теперь будет легко ответить на вопрос: каков образ Я человека, произносящего эти фразы, какого себя он нам предъявляет?
«Я никак не могу заставить себя…» - говорящий предъявляет нам образ человека с внутренним конфликтом, с хорошими намерениями, но с недостатком душевных сил.
«Я себе не нравлюсь…» - говорящий описывает человека, который переживает отвращение и презрение к своему облику или к своим действиям, который страдает от этих переживаний и, возможно, надеется, что слушающий облегчит его участь.
«Я учусь (=учу себя) быть внимательным к людям…» - расшифруйте сами это послание.
Итак, все эти фразы – это описания self, образа Я.
Обратите внимание, что, формируя и предъявляя свой образ Я, мы всегда имеем в виду того, для кого это делаем, и хоть немного, но меняем самоописание в зависимости от того, в каких отношениях мы со своим собеседником. В этом смысле мы всегда немного… не то, чтобы лжем, но корректируем информацию. По тому, как человек рассказывает нам о себе, можно сделать вывод, какими он видит нас.
А теперь самый важный вопрос:
КТО делает это описание?
Кто отбирает определенную информацию для самопредъявления?
Кто учитывает, с кем идет разговор?
И какие цели преследует этот кто-то, создавая и предъявляя образ себя?
Вот тот, кто все это делает, то есть субъект действия, активное начало в психике – это и есть наше второе Я, и именно в этом смысле термин Я (Эго) используют психоаналитики. Это та часть психики, которая создает внутренний мир – то есть образы самого себя и внешних объектов, мысли, переживания, цели. Это, скажем так, внутренний архитектор. И все, что он делает, он делает потому, что считает это действие оптимальной стратегией в данной ситуации, как он ее видит.
Зачем этот мужчина вешает на аватарку соцсети фото своей BMW?
Он считает, что его личность менее интересна интересующим его людям, чем марка его автомобиля? Или он отождествляет себя со своей машиной, стремится изобразить или подчеркнуть свою силу, социальный статус, стальную крепость – и прячет, отрицает свою уязвимость, сомнения и нежность?
Зачем этот человек постоянно шутит?
Как он пришел к выводу, что смешить других – самый доступный ему способ вызвать их симпатию или хотя бы внимание?
А этот выбрал другой способ – «сделал» в зале красивую фигуру;
а этот все время выглядит неуклюже и беспомощно, вызывая у окружающих желание помочь и пожалеть – вспомните оскароносный фильм «Подозрительные лица».
Итак, наше Я, инженер нашей личности (и жизни в целом), как правило, остается за кадром, вне осознания. Приближаясь к пониманию себя, мы испытываем жуткое чувство погружения в темную пещеру.
Исследовать свое Я – означает определять свои качества не как дар небес или стечение обстоятельств («я не знаю английского, потому что мне не повезло с учительницей в пятом классе»), а как результат намерения, принятого в этих обстоятельствах решения.
Ведь существовало и другое решение.
Всегда есть кто-то, кто в подобных обстоятельствах принял другое решение. Значит, это возможно. Иногда важно это понять. А анализируя свое поведение в критических ситуациях, важно понять, что принятое решение было наилучшим из доступных. Это освобождает от токсической вины и позволяет жить дальше полной жизнью.
Приблизиться к пониманию своего истинного Я, своего внутреннего архитектора достаточно сложно, потому что его оберегают защитные механизмы. Поэтому лучше делать это в союзе с психотерапевтом. Результатом такой работы становится более глубокий, проницательный, разносторонний взгляд на самого себя и других людей.
«Я учусь (=учу себя) быть внимательным к людям…»
У всех этих фраз есть общая черта, и заметить ее непросто – мы слишком к ней привыкли. Но в сущности она поразительна, и именно в ней скрыт ключ ко многим нашим затруднениям.
Эта общая черта – идея о двойственности нашего «Я». Произнося подобную фразу, мы буквально признаемся, что «Я» каждого человека - не нечто целостное и единственное. Мы используем одно и то же слово для обозначения как будто бы двух разных сущностей в одном человеке.
Здесь некоторые продвинутые читатели скажут: «Удивили! Понятно, что в каждом человеке есть несколько субличностей, которые и создают внутренний конфликт, а иногда это совсем отдельные личности, как в фильме «Сплит» или в истории о Билли Миллигане!».
Не торопитесь с выводами. Идея о разных личностях в одном человеке полезна, чтобы приблизиться к проблеме, которой посвящена эта статья. Но после того, как мы ее рассмотрим, за ней откроется другая идея, более эффективная и удобная в использовании.
Итак, вернемся к фразам-примерам.
В первой из них («Я никак не могу заставить себя…») подразумевается, что есть некое Я-1, которое безуспешно заставляет некое Я-2 что-то сделать. То есть Я-1 – «правильное», разумное, законопослушное, хорошо воспитанное, но беспомощное, а Я-2 – порочное и непослушное, к тому же более сильное, чем Я-1.
Во второй фразе («Я себе не нравлюсь…») мы наблюдаем некое Я-1, которое выносит оценку Я-2, и это негативная оценка: Я-2 вызывает у Я-1 отвращение и презрение – оно представляется уродливым или безвольным, или неумелым… Но каково же само Я-1, кто судья? Этот вопрос обычно не приходит в голову людям, которые занимаются осуждением себя.
В третьей фразе мы снова видим некое мудрое Я-1, наставляющее Я-2 действовать определенным образом. Из той же оперы выражение «Посмотри, как ты себя ведешь!», как будто каждая личность – это комплект из куклы и кукловода. И если «кукла» делает что-то неправильное, то это потому, что «кукловод» невнимателен или неумел…
Вы заметили логическую ошибку?
Если я не могу заставить себя что-то сделать, то у этого «себя» есть своя собственная воля, оно вовсе не кукла. Но с этой волей говорящий никогда не отождествляется, не признает наличие в себе противоположного желания – напротив, отвергает его, критикует, или даже игнорирует. Это желание словно находится в слепом пятне – «Это не я! Просто так получилось…» (…что я разбил твою третью любимую чашку, а кроме них не разбиваю ничего и никогда).
Здесь у нас появляется соблазн сделать простой вывод:
ну да, у каждого из нас есть два Я. Одно всего хочет вредного и запрещенного, второе всегда разумно и стремится контролировать «порочное Я», но не всегда может это сделать. Если может – мы говорим, что у такого человека «сильная воля» (еще один психологический миф). Бегает по утрам? Молодец, волевой, заставил себя. В конфликтах ведет себя сдержанно, но уверенно? Волевая личность, сильный характер. Вот бы мне так… Нет, я бы так не смог, не такой я человек.
Тупик, приехали. Подобные размышления приводят либо к тому, что «одним дано, а другим нет», либо к тому, что «надо все-таки попытаться поработать над собой, заставить себя…» См. фразу, с которой началась статья.
Поэтому давайте не пойдем этим простым и понятным путем в тупик, а посмотрим на ситуацию, по психоаналитической традиции, несколько глубже. Дело в том, что два «Я», существующие в каждом человеке, различаются не как барышня и хулиган или как два гуся – один серый, другой белый. Выражаясь научно, это структуры разного порядка, разного типа.
До сих пор мы представляли себе каждое «Я» в виде человека с каким-то характером. И одно из наших «Я» действительно является таким образом, персонажем. Психологи так и называют эту структуру: «Образ Я», или «Я-концепция», или «self» (по-русски – «самость»). Это наше представление о себе, модель себя.
В психике человека есть модель каждого объекта, с которыми этот человек имеет дело – модели (образы) знакомых людей, мест, предметов. Допустим, вы довольно подробно представляете себе город, в котором живете.
И в том числе у каждого человека есть образ себя. Его основа складывается в возрасте 2-3 лет, в так называемый нарциссический период формирования психики. Нам необходим образ себя, потому что нам нужно действовать в этом мире, иметь в нем, скажем так, аватар. Этот «образ Я» сильно связан с нашими физическими параметрами и социальным статусом, а также мы приписываем ему некоторые черты характера. Это то, что мы рассказываем о себе на собеседовании или на первом свидании:
«Я выпускник Военмеха, работаю инженером, люблю спорт и путешествия…»
«Я среднего роста, блондинка, общительная, люблю собак, хозяйственная, хороший друг…»
«Послушайте, но ведь это действительно я, а не какое-то там self, или «образ Я», - скажет читатель. – Вы что, намекаете, что я обманываю людей, что на самом деле я другой? Я рассказываю о себе правду! Я действительно такой человек!»
Нет, я никого не обвиняю в сознательной лжи. Если только мы не мошенники, мы считаем, что говорим о себе, как есть. Но обратите внимание, что ни один человек не может сказать, каков он, просто потому, что он себя не видит.
Чтобы увидеть себя, нужны специальные инструменты. Зеркало, фото, видео дают нам представление о нашей внешности. И мы знаем, что есть зеркала прямые и кривые, есть удачные и неудачные ракурсы, есть умелые и неумелые фотографы.
То есть то, что я знаю о себе – это результат моих (обратите внимание на это слово, за ним скрывается наше другое, тайное Я) манипуляций с определенным инструментами, и большая часть этих манипуляций бессознательна.
Я уже перечислила инструменты, с помощью которых мы создаем физическую часть образа Я. А с помощью чего мы создаем образ своих психических качеств – эмоциональных, интеллектуальных, коммуникативных черт? Откуда я знаю, что добрый, общительный или целеустремленный? Мы узнаем это следующими путями:
- сравнивая себя с другими (все любят гулять и вечеринки, а я нет; наверное, я интроверт);
- анализируя поступки (если я поднялся на Эверест, наверное, я выносливый и люблю яркие впечатления);
- усваивая высказывания других о себе («Люди тянутся к нашей Ниночке»).
Но это лишь одно из наших Я, это «образ Я». И если вернуться к фразам, с которых я начала статью, то теперь будет легко ответить на вопрос: каков образ Я человека, произносящего эти фразы, какого себя он нам предъявляет?
«Я никак не могу заставить себя…» - говорящий предъявляет нам образ человека с внутренним конфликтом, с хорошими намерениями, но с недостатком душевных сил.
«Я себе не нравлюсь…» - говорящий описывает человека, который переживает отвращение и презрение к своему облику или к своим действиям, который страдает от этих переживаний и, возможно, надеется, что слушающий облегчит его участь.
«Я учусь (=учу себя) быть внимательным к людям…» - расшифруйте сами это послание.
Итак, все эти фразы – это описания self, образа Я.
Обратите внимание, что, формируя и предъявляя свой образ Я, мы всегда имеем в виду того, для кого это делаем, и хоть немного, но меняем самоописание в зависимости от того, в каких отношениях мы со своим собеседником. В этом смысле мы всегда немного… не то, чтобы лжем, но корректируем информацию. По тому, как человек рассказывает нам о себе, можно сделать вывод, какими он видит нас.
А теперь самый важный вопрос:
КТО делает это описание?
Кто отбирает определенную информацию для самопредъявления?
Кто учитывает, с кем идет разговор?
И какие цели преследует этот кто-то, создавая и предъявляя образ себя?
Вот тот, кто все это делает, то есть субъект действия, активное начало в психике – это и есть наше второе Я, и именно в этом смысле термин Я (Эго) используют психоаналитики. Это та часть психики, которая создает внутренний мир – то есть образы самого себя и внешних объектов, мысли, переживания, цели. Это, скажем так, внутренний архитектор. И все, что он делает, он делает потому, что считает это действие оптимальной стратегией в данной ситуации, как он ее видит.
Зачем этот мужчина вешает на аватарку соцсети фото своей BMW?
Он считает, что его личность менее интересна интересующим его людям, чем марка его автомобиля? Или он отождествляет себя со своей машиной, стремится изобразить или подчеркнуть свою силу, социальный статус, стальную крепость – и прячет, отрицает свою уязвимость, сомнения и нежность?
Зачем этот человек постоянно шутит?
Как он пришел к выводу, что смешить других – самый доступный ему способ вызвать их симпатию или хотя бы внимание?
А этот выбрал другой способ – «сделал» в зале красивую фигуру;
а этот все время выглядит неуклюже и беспомощно, вызывая у окружающих желание помочь и пожалеть – вспомните оскароносный фильм «Подозрительные лица».
Итак, наше Я, инженер нашей личности (и жизни в целом), как правило, остается за кадром, вне осознания. Приближаясь к пониманию себя, мы испытываем жуткое чувство погружения в темную пещеру.
Исследовать свое Я – означает определять свои качества не как дар небес или стечение обстоятельств («я не знаю английского, потому что мне не повезло с учительницей в пятом классе»), а как результат намерения, принятого в этих обстоятельствах решения.
Ведь существовало и другое решение.
Всегда есть кто-то, кто в подобных обстоятельствах принял другое решение. Значит, это возможно. Иногда важно это понять. А анализируя свое поведение в критических ситуациях, важно понять, что принятое решение было наилучшим из доступных. Это освобождает от токсической вины и позволяет жить дальше полной жизнью.
Приблизиться к пониманию своего истинного Я, своего внутреннего архитектора достаточно сложно, потому что его оберегают защитные механизмы. Поэтому лучше делать это в союзе с психотерапевтом. Результатом такой работы становится более глубокий, проницательный, разносторонний взгляд на самого себя и других людей.
Взято из открытых источников.
Обсуждения Два Я каждого из нас