Человек постоянно думает.
Кто-то из Великих людей сказал:
«Вы - это то, что вы думаете».
Недооценивать роль мыслей в жизни человека просто нелепо. Ученые психологи подсчитали, что за день в голове человека проносится примерно 60 000 мыслей.
Кто-то из Великих людей сказал:
«Вы - это то, что вы думаете».
Недооценивать роль мыслей в жизни человека просто нелепо. Ученые психологи подсчитали, что за день в голове человека проносится примерно 60 000 мыслей.
А откуда берутся мысли и какое влияние на нас они оказывают - мало кто знает.
Многие люди осознают, какое влияние могут оказывать на них негативные мысли. Более того, признаются в том, что их мысли стали навязчивыми и зацикленными.
Казалось бы, все просто – перестаньте думать негативно, начинайте думать позитивно и радуйтесь жизни. Но не тут-то было. Само осознание негативных мыслей не решает проблемы негативных реакций. Как говорится, если негативная мысль появилась, то она уже «нажала» на кнопку негативной эмоции и/или неконструктивного поведения.
Что же делать в таком случае? Не обращать на них внимание? Отпускать? Да, это иногда возможно = в легких случаях проявления негативного мышления. Но чаще всего не работает.
Что же делать, если ваши мысли стали источником постоянных переживаний?
Существует два пути.
Первый путь позволяет получать реальный результат освобождения от негативных мыслей. Но не всегда, не во всех случаях. Причем подобные мысли в этом случае, скорее всего, будут повторяться. То есть это дает результат в легких случаях и приводит к ослаблению негативных мыслей в более сложных случаях.
Второй путь дает более кардинальное решение - освобождение от серьезных негативных мыслей раз и навсегда.
Как это достигается?
Ответ прост – необходимо обнаружить источник негативных мыслей и устранить его влияние. Вот тут и возникает вопрос: а что является источником мыслей? Или, проще говоря, - откуда берутся мысли?
Подавляющее большинство людей понятия не имеют, откуда берутся мысли.
Как-то на консультации с таким вопросом я обратился к девушке, которая вела речь о своих негативных мыслях и негативных эмоциональных переживаниях. Связь негативных мыслей и негативных эмоций была для нее очевидна. Очевидно также было и то, что с этими мыслями просто так она не может расстаться. Они возникают сами по себе, и само осознание их негативизма не меняет ситуации. Как только они появляются, девушка погружается в негативные психо-эмоциональные переживания.
Вопрос помощи упирался в источник порождающие негативные мысли.
И я ей задал вопрос:
- Откуда берутся мысли?
- Откуда, откуда – из головы, – ответила девушка.
- Ну а в голову они откуда попадают?
- Из окружающего мира.
- Правильно, мышление по своей сути есть процесс переработки информации, поступающей из окружающего мира через первую сигнальную систему – систему органов чувств: обоняние, осязание, зрение, слух и вкус. Мозг естественным образом всю эту информацию кодирует и запоминает. Одним словом, мозг запоминает все, что с вами происходило. Запоминается полностью набор сигналов, который конкретно появляется в конкретном эпизоде.
С какого момента это происходит?
Ранее считалось, что запоминание информации происходит с момента рождения ребенка. Сейчас ученые склонны читать, что вся информация ребенком начинает восприниматься, кодируется и запоминается еще в утробе матери.
С определенного момента ребенок осваивет родной язык, и здесь начинает работать вторая сигнальная система – речь. Теперь ни одно событие, происходящее с ребенком, не остается им не обдуманным, не осмысленным, не откомментированным. То есть набор сигналов, поступивших от первой сигнальной системы, всегда будет сцеплен с комментариями происходящего – второй сигнальной системой.
Ребенок, а впоследствии взрослый человек, не оставляет ни одно событие в своей жизни не откомментированным, не оцененным. Любая жизненная ситуация, которая случается с человеком, получает соответствующий комментарий. Это ответы на вопрос:
что это для меня значит?
Это событие для меня хорошо или плохо? Важно или нет? Полезно или вредно?
Этот человек мне угрожает или нет?
Понятно ли мне или остается не понятным то, что со мной происходит?
В своих оценках событий и людей, при принятии решений человек опирается на свои предшествующие комментарии и новую информацию, которая связана именно с текущей ситуацией. Другими словами, в своих оценках событий, людей, при принятии решений человек опирается на свой жизненный опыт.
В целом в течение жизни мозг накапливает и хранит очень большой объем информации. Поэтому природа позаботилась о том, чтобы ненужная или представляющая меньшую ценность информация становилась менее доступна для вспоминания и использования. А более ценная обобщалась и накапливалась. В этой структуре появляются информационные узлы повышенной значимости, содержащие наиболее ценную, обобщающую опыт информацию. Информация, содержащаяся в этих узлах, имеет более высокую ценность.
Мозг начинает структурировать информацию – предавать ей определенную структуру, более удобную для использования.
Если бы мозг не обобщал и не структурировал информацию, то процесс оценки событий, людей и принятие решения занимало бы достаточно много времени.
Это могло бы выглядеть так.
Вы встречаете в своей жизни нового человека и «зависаете» на шесть часов для того, чтобы «перелопатить» свою базу жизненного опыта и получить из нее ответ на вопрос: что за человек перед вами – он представляет для вас опасность или нет? С ним стоит идти на контакт или нет? Может он вам быть полезен или он может причинить вам вред?
Но этого не происходит, вы в доли секунды принимаете правильное решение и оцениваете человека.
Информационные узлы повышенной значимости, содержащие наиболее ценную, обобщающую опыт информацию, получили название – убеждения, взгляды, представления, верования человека. Это столпы мировоззрения. Призма восприятия, при помощи которой человек воспринимает окружающий мир.
Из всего, сказанного выше, вытекает следующий вывод.
Человек думает, мыслит в категориях, в рамках своих собственных убеждений, взглядов, верований, представлений.
- Я убежден в том, что… (и далее идет набор мыслей человека, которые непосредственно вытекают из его убеждения).
Эту фразу каждый слышал не один раз в своей жизни от других людей и сам прибегал к ее использованию. Наши убеждения являются матрицами, которые «штампуют» наши мысли.
На практике наибольшее значение приобретает вопрос - не откуда берутся мысли, а откуда берутся негативные мысли.
Как отмечалось выше, если негативная мысль появилась, то она уже «нажала» на кнопку негативной эмоции и/или неконструктивного поведения. Что же делать в таком случае?
Для того, чтобы убеждение человека порождало негативные мысли, оно должно обладать определенными свойствами.
Что это за свойства убеждений?
Основоположник современной когнитивно-поведенческой терапии Альберт Эллис (РЭПТ) определил пять свойств таких убеждений и назвал их иррациональными убеждениями. Иррациональное убеждение:
- не соответствует реальности;
- не логично;
- вызывает негативные эмоции;
- вызывает неконструктивное поведение;
- не способствует достижению жизненных целей человека.
Через пять лет после Альберта Эллиса Аарон Бэк также придет к идее наличия у людей подобных убеждений и назовет их дисфункциональными убеждениями.
Для того, чтобы избавиться от нежелательных, негативных, навязчивых мыслей, нужно обнаружить иррациональное убеждение, убедиться в его иррациональности и заменить на новое рациональное.
Как это можно сделать?
Обратиться к когнитивному психотерапевту и пройти у него полный курс обучения когнитивно-поведенческой терапии. Опыт показывает, что при достаточной заинтересованности уже после 6-8 терапевтических сессий человек сам способен обнаруживать у себя иррациональные убеждения и менять их на новые рациональные. В этом случае курс когнитивной психотерапии человек может продолжить самостоятельно, лишь иногда прибегая к помощи своего терапевта.
Многие люди осознают, какое влияние могут оказывать на них негативные мысли. Более того, признаются в том, что их мысли стали навязчивыми и зацикленными.
Казалось бы, все просто – перестаньте думать негативно, начинайте думать позитивно и радуйтесь жизни. Но не тут-то было. Само осознание негативных мыслей не решает проблемы негативных реакций. Как говорится, если негативная мысль появилась, то она уже «нажала» на кнопку негативной эмоции и/или неконструктивного поведения.
Что же делать в таком случае? Не обращать на них внимание? Отпускать? Да, это иногда возможно = в легких случаях проявления негативного мышления. Но чаще всего не работает.
Что же делать, если ваши мысли стали источником постоянных переживаний?
Существует два пути.
Первый путь позволяет получать реальный результат освобождения от негативных мыслей. Но не всегда, не во всех случаях. Причем подобные мысли в этом случае, скорее всего, будут повторяться. То есть это дает результат в легких случаях и приводит к ослаблению негативных мыслей в более сложных случаях.
Второй путь дает более кардинальное решение - освобождение от серьезных негативных мыслей раз и навсегда.
Как это достигается?
Ответ прост – необходимо обнаружить источник негативных мыслей и устранить его влияние. Вот тут и возникает вопрос: а что является источником мыслей? Или, проще говоря, - откуда берутся мысли?
Подавляющее большинство людей понятия не имеют, откуда берутся мысли.
Как-то на консультации с таким вопросом я обратился к девушке, которая вела речь о своих негативных мыслях и негативных эмоциональных переживаниях. Связь негативных мыслей и негативных эмоций была для нее очевидна. Очевидно также было и то, что с этими мыслями просто так она не может расстаться. Они возникают сами по себе, и само осознание их негативизма не меняет ситуации. Как только они появляются, девушка погружается в негативные психо-эмоциональные переживания.
Вопрос помощи упирался в источник порождающие негативные мысли.
И я ей задал вопрос:
- Откуда берутся мысли?
- Откуда, откуда – из головы, – ответила девушка.
- Ну а в голову они откуда попадают?
- Из окружающего мира.
- Правильно, мышление по своей сути есть процесс переработки информации, поступающей из окружающего мира через первую сигнальную систему – систему органов чувств: обоняние, осязание, зрение, слух и вкус. Мозг естественным образом всю эту информацию кодирует и запоминает. Одним словом, мозг запоминает все, что с вами происходило. Запоминается полностью набор сигналов, который конкретно появляется в конкретном эпизоде.
С какого момента это происходит?
Ранее считалось, что запоминание информации происходит с момента рождения ребенка. Сейчас ученые склонны читать, что вся информация ребенком начинает восприниматься, кодируется и запоминается еще в утробе матери.
С определенного момента ребенок осваивет родной язык, и здесь начинает работать вторая сигнальная система – речь. Теперь ни одно событие, происходящее с ребенком, не остается им не обдуманным, не осмысленным, не откомментированным. То есть набор сигналов, поступивших от первой сигнальной системы, всегда будет сцеплен с комментариями происходящего – второй сигнальной системой.
Ребенок, а впоследствии взрослый человек, не оставляет ни одно событие в своей жизни не откомментированным, не оцененным. Любая жизненная ситуация, которая случается с человеком, получает соответствующий комментарий. Это ответы на вопрос:
что это для меня значит?
Это событие для меня хорошо или плохо? Важно или нет? Полезно или вредно?
Этот человек мне угрожает или нет?
Понятно ли мне или остается не понятным то, что со мной происходит?
В своих оценках событий и людей, при принятии решений человек опирается на свои предшествующие комментарии и новую информацию, которая связана именно с текущей ситуацией. Другими словами, в своих оценках событий, людей, при принятии решений человек опирается на свой жизненный опыт.
В целом в течение жизни мозг накапливает и хранит очень большой объем информации. Поэтому природа позаботилась о том, чтобы ненужная или представляющая меньшую ценность информация становилась менее доступна для вспоминания и использования. А более ценная обобщалась и накапливалась. В этой структуре появляются информационные узлы повышенной значимости, содержащие наиболее ценную, обобщающую опыт информацию. Информация, содержащаяся в этих узлах, имеет более высокую ценность.
Мозг начинает структурировать информацию – предавать ей определенную структуру, более удобную для использования.
Если бы мозг не обобщал и не структурировал информацию, то процесс оценки событий, людей и принятие решения занимало бы достаточно много времени.
Это могло бы выглядеть так.
Вы встречаете в своей жизни нового человека и «зависаете» на шесть часов для того, чтобы «перелопатить» свою базу жизненного опыта и получить из нее ответ на вопрос: что за человек перед вами – он представляет для вас опасность или нет? С ним стоит идти на контакт или нет? Может он вам быть полезен или он может причинить вам вред?
Но этого не происходит, вы в доли секунды принимаете правильное решение и оцениваете человека.
Информационные узлы повышенной значимости, содержащие наиболее ценную, обобщающую опыт информацию, получили название – убеждения, взгляды, представления, верования человека. Это столпы мировоззрения. Призма восприятия, при помощи которой человек воспринимает окружающий мир.
Из всего, сказанного выше, вытекает следующий вывод.
Человек думает, мыслит в категориях, в рамках своих собственных убеждений, взглядов, верований, представлений.
- Я убежден в том, что… (и далее идет набор мыслей человека, которые непосредственно вытекают из его убеждения).
Эту фразу каждый слышал не один раз в своей жизни от других людей и сам прибегал к ее использованию. Наши убеждения являются матрицами, которые «штампуют» наши мысли.
На практике наибольшее значение приобретает вопрос - не откуда берутся мысли, а откуда берутся негативные мысли.
Как отмечалось выше, если негативная мысль появилась, то она уже «нажала» на кнопку негативной эмоции и/или неконструктивного поведения. Что же делать в таком случае?
Для того, чтобы убеждение человека порождало негативные мысли, оно должно обладать определенными свойствами.
Что это за свойства убеждений?
Основоположник современной когнитивно-поведенческой терапии Альберт Эллис (РЭПТ) определил пять свойств таких убеждений и назвал их иррациональными убеждениями. Иррациональное убеждение:
- не соответствует реальности;
- не логично;
- вызывает негативные эмоции;
- вызывает неконструктивное поведение;
- не способствует достижению жизненных целей человека.
Через пять лет после Альберта Эллиса Аарон Бэк также придет к идее наличия у людей подобных убеждений и назовет их дисфункциональными убеждениями.
Для того, чтобы избавиться от нежелательных, негативных, навязчивых мыслей, нужно обнаружить иррациональное убеждение, убедиться в его иррациональности и заменить на новое рациональное.
Как это можно сделать?
Обратиться к когнитивному психотерапевту и пройти у него полный курс обучения когнитивно-поведенческой терапии. Опыт показывает, что при достаточной заинтересованности уже после 6-8 терапевтических сессий человек сам способен обнаруживать у себя иррациональные убеждения и менять их на новые рациональные. В этом случае курс когнитивной психотерапии человек может продолжить самостоятельно, лишь иногда прибегая к помощи своего терапевта.
Взято из открытых источников.
Обсуждения Откуда берутся мысли?