Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Если продолжить эту яркую метафору, которая принадлежит Вильяму Шекспиру, то можно добавить: чтобы сыграть любую пьесу или снять фильм нужен сценарий.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Если продолжить эту яркую метафору, которая принадлежит Вильяму Шекспиру, то можно добавить: чтобы сыграть любую пьесу или снять фильм нужен сценарий.
И тогда сам собой напрашивается вопрос: а есть ли такой сценарий у нашей жизни? Или все, что происходит в ней – сплошные импровизации?
Судя по всему, Шекспир был не только гениальным драматургом, но и интуитивным знатоком человеческих душ. В этих четырех строках изложена суть теории Эрика Берна, американского психотерапевта и отца целого направления в психологии, которое появилось в 60-х годах ХХ века и называется транзактный анализ.
Одно из ключевых понятий этой психологической школы — «жизненный сценарий». Что это такое? Это план жизни, который составляется каждым человеком ещё в раннем детстве, а затем мы как по нотам, но совершенно не осознавая этого, предваряем его в свою жизнь.
Как пишется жизненный сценарий
Наверняка и в художественных фильмах, и в жизни вам доводилось замечать, что иногда человек как бы наступает на одни и те же грабли или хочет сделать как лучше, но делает в итоге не совсем то, что собирался. И тогда мы слышим примерно такие фразы: «трижды был женат, и каждая изменяла, все они такие», «мужчины, с которыми я встречалась, пили и поднимали на меня руку», «никак не могу найти приличную работу, постоянно возникает конфликт с начальником», «мне всегда завидовали».
Сценарий заставляет нас снова и снова испытывать в трудных ситуациях одно и то же чувство: у кого-то это обида, у других злость или чувство вины. «Пугалки» про «венец безбрачия» (это когда несколько поколений женщин в одном и том же роду испытывают проблему со вступлением в брак) – еще один яркий пример работы негативного сценария. Что же это за злое заклятие и можно ли с ним бороться?
Сценарий — это алгоритм, в соответствии с которым мы выстраиваем свою жизнь и отношения с другими людьми. Такой алгоритм формируется еще в детстве. На выбор жизненного сценария большое влияние оказывают внешние факторы (шаблоны поведения людей, окружающих нас в детстве, то есть наши мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д., ранние детские впечатления и даже особенности внутриутробного развития). К четырем годам в общих чертах уже складывается сюжет и жанр нашей жизненной пьесы. К 12 годам сценарий завершен, а в подростковом возрасте мы прилагаем массу усилий, чтобы этот сценарий притерся к реалиям жизни.
Может сложиться впечатление, что все выглядит достаточно фатально и человек играет в процессе создания сценария пассивную роль. Но это не так. Воля ребенка имеет большое значение. Тот или иной выбор человек всегда делает сам. Даже тогда, когда двое детей воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы жизни. Яркий пример приводит сам Эрик Берн, когда описывает случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал постоянным клиентом психиатрической клиники, а другой стал психиатром. Они оба реализовали программу, невольно заданную матерью, но каждый по-своему.
Как это работает
На формирование сценария влияют родительские запреты и предписания. Каждому из нас в детстве говорили как следует себя вести и чего нам делать нельзя. «Ты должен стараться», «большие мальчики не плачут», «никогда не смей так говорить», «хватит скакать», «не умничай». Некоторые послания мы получили невербально (мимика, жесты, интонации), но они тоже имеют большое значение. Например, ребенок подбегает к папе, чтобы показать ему рисунок. А папа в этот момент очень занят и раздраженно говорит «Хорошо, молодец, иди дальше играй». При этом и его поза, и тон не соответствуют содержанию слов. Ребенок это замечает и может сделать вывод, например, что он чем-то разозлил папу, а значит он — плохой мальчик. Конечно, одного такого случая недостаточно, чтобы повлиять на дальнейшую жизнь, но некоторые ситуации и фразы родителей повторяются довольно часто, и они способны повлиять на формирование у ребенка отношения к себе и к другим людям.
По содержанию все сценарии делятся на:
· сценарий победителя,
· сценарий побеждённого
· сценарий не-победителя (его еще называют банальным, такой человек обычно не делает крупных успехов, но и крупных промахов у него тоже не бывает).
Эти сценарные решения четко просматриваются в трех основных сферах: умственная деятельность, физическая сфера (тело), отношения. Редко встречаются люди, которые во всем победители или во всем проигравшие. Обычно бываю комбинированные варианты. Например, ребенок определил себя в качестве выигрывающего по физической части (он знает, что будет красивым или сильным и здоровым), не-победителя по умственной деятельности (я не дурак, но и не семи пядей во лбу), и проигрывающего в отношениях с другими людьми (я не могу нравиться другим).
Что же дальше?
Потом все мы вырастаем и, по идее, должны стать хозяевами своей жизни. Но на практике зачастую продолжаем неосознанно следовать выборам, сделанным еще в детстве. Когда мы занимаем в жизни активную позицию, способны увидеть суть проблемы и реагируем на ситуацию «здесь и сейчас» (без постоянных оглядок на прошлое), то это признаки сознательного решение взрослого человека свободного от сценария. А вот периодически повторяющиеся ситуации, для которых не удается найти эффективного решения и на которые хочется отреагировать фразами типа: «что я могу поделать, это же не от меня зависит», «вот всегда так», «если бы у меня были другие условия» и т.д. служат признаком того, что человек находится под влиянием своего сценария. Это встречается довольно часто. Человек словно играет одну и ту же роль, из которой никак не может выйти.
Чтобы изменить сценарий, его надо осознать. Осознание сценария даёт возможность изменить его и стать победителем там, где решил быть побеждённым. Для этого разработан специальный метод, он называется сценарный анализ. Метод помогает человеку взглянуть на свою жизнь со стороны и увидеть предписания и решения, которым он следует. А дальше каждый может решить сам: хочет ли он что-то поменять или нет. Жизнь без сценария обладает гораздо большей спонтанностью и открытостью для нового опыта. Но не все к этому готовы, кто-то предпочтет стабильность и предсказуемость. Для некоторых людей сценарий (даже не самый счастливый) дает ощущение, что они твердо стоят на ногах. Автоматическое следование сценарию позволяет им экономить время и силы, поскольку реакции на различные жизненные ситуации уже отработаны и «обкатаны».
Сценарный анализ не решит разом всех проблем, не стоит думать, что наше поведение целиком и полностью обусловлено сценарием. Но этот метод позволяет стать более осознанным в жизни и найти истоки и решения многих неурядиц. Человек, который задается вопросом: почему моя судьба складывается именно так, а не иначе, тоже сможет получить при помощи этого метода много интересной, а порой, и очень неожиданной информации.
Судя по всему, Шекспир был не только гениальным драматургом, но и интуитивным знатоком человеческих душ. В этих четырех строках изложена суть теории Эрика Берна, американского психотерапевта и отца целого направления в психологии, которое появилось в 60-х годах ХХ века и называется транзактный анализ.
Одно из ключевых понятий этой психологической школы — «жизненный сценарий». Что это такое? Это план жизни, который составляется каждым человеком ещё в раннем детстве, а затем мы как по нотам, но совершенно не осознавая этого, предваряем его в свою жизнь.
Как пишется жизненный сценарий
Наверняка и в художественных фильмах, и в жизни вам доводилось замечать, что иногда человек как бы наступает на одни и те же грабли или хочет сделать как лучше, но делает в итоге не совсем то, что собирался. И тогда мы слышим примерно такие фразы: «трижды был женат, и каждая изменяла, все они такие», «мужчины, с которыми я встречалась, пили и поднимали на меня руку», «никак не могу найти приличную работу, постоянно возникает конфликт с начальником», «мне всегда завидовали».
Сценарий заставляет нас снова и снова испытывать в трудных ситуациях одно и то же чувство: у кого-то это обида, у других злость или чувство вины. «Пугалки» про «венец безбрачия» (это когда несколько поколений женщин в одном и том же роду испытывают проблему со вступлением в брак) – еще один яркий пример работы негативного сценария. Что же это за злое заклятие и можно ли с ним бороться?
Сценарий — это алгоритм, в соответствии с которым мы выстраиваем свою жизнь и отношения с другими людьми. Такой алгоритм формируется еще в детстве. На выбор жизненного сценария большое влияние оказывают внешние факторы (шаблоны поведения людей, окружающих нас в детстве, то есть наши мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д., ранние детские впечатления и даже особенности внутриутробного развития). К четырем годам в общих чертах уже складывается сюжет и жанр нашей жизненной пьесы. К 12 годам сценарий завершен, а в подростковом возрасте мы прилагаем массу усилий, чтобы этот сценарий притерся к реалиям жизни.
Может сложиться впечатление, что все выглядит достаточно фатально и человек играет в процессе создания сценария пассивную роль. Но это не так. Воля ребенка имеет большое значение. Тот или иной выбор человек всегда делает сам. Даже тогда, когда двое детей воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы жизни. Яркий пример приводит сам Эрик Берн, когда описывает случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал постоянным клиентом психиатрической клиники, а другой стал психиатром. Они оба реализовали программу, невольно заданную матерью, но каждый по-своему.
Как это работает
На формирование сценария влияют родительские запреты и предписания. Каждому из нас в детстве говорили как следует себя вести и чего нам делать нельзя. «Ты должен стараться», «большие мальчики не плачут», «никогда не смей так говорить», «хватит скакать», «не умничай». Некоторые послания мы получили невербально (мимика, жесты, интонации), но они тоже имеют большое значение. Например, ребенок подбегает к папе, чтобы показать ему рисунок. А папа в этот момент очень занят и раздраженно говорит «Хорошо, молодец, иди дальше играй». При этом и его поза, и тон не соответствуют содержанию слов. Ребенок это замечает и может сделать вывод, например, что он чем-то разозлил папу, а значит он — плохой мальчик. Конечно, одного такого случая недостаточно, чтобы повлиять на дальнейшую жизнь, но некоторые ситуации и фразы родителей повторяются довольно часто, и они способны повлиять на формирование у ребенка отношения к себе и к другим людям.
По содержанию все сценарии делятся на:
· сценарий победителя,
· сценарий побеждённого
· сценарий не-победителя (его еще называют банальным, такой человек обычно не делает крупных успехов, но и крупных промахов у него тоже не бывает).
Эти сценарные решения четко просматриваются в трех основных сферах: умственная деятельность, физическая сфера (тело), отношения. Редко встречаются люди, которые во всем победители или во всем проигравшие. Обычно бываю комбинированные варианты. Например, ребенок определил себя в качестве выигрывающего по физической части (он знает, что будет красивым или сильным и здоровым), не-победителя по умственной деятельности (я не дурак, но и не семи пядей во лбу), и проигрывающего в отношениях с другими людьми (я не могу нравиться другим).
Что же дальше?
Потом все мы вырастаем и, по идее, должны стать хозяевами своей жизни. Но на практике зачастую продолжаем неосознанно следовать выборам, сделанным еще в детстве. Когда мы занимаем в жизни активную позицию, способны увидеть суть проблемы и реагируем на ситуацию «здесь и сейчас» (без постоянных оглядок на прошлое), то это признаки сознательного решение взрослого человека свободного от сценария. А вот периодически повторяющиеся ситуации, для которых не удается найти эффективного решения и на которые хочется отреагировать фразами типа: «что я могу поделать, это же не от меня зависит», «вот всегда так», «если бы у меня были другие условия» и т.д. служат признаком того, что человек находится под влиянием своего сценария. Это встречается довольно часто. Человек словно играет одну и ту же роль, из которой никак не может выйти.
Чтобы изменить сценарий, его надо осознать. Осознание сценария даёт возможность изменить его и стать победителем там, где решил быть побеждённым. Для этого разработан специальный метод, он называется сценарный анализ. Метод помогает человеку взглянуть на свою жизнь со стороны и увидеть предписания и решения, которым он следует. А дальше каждый может решить сам: хочет ли он что-то поменять или нет. Жизнь без сценария обладает гораздо большей спонтанностью и открытостью для нового опыта. Но не все к этому готовы, кто-то предпочтет стабильность и предсказуемость. Для некоторых людей сценарий (даже не самый счастливый) дает ощущение, что они твердо стоят на ногах. Автоматическое следование сценарию позволяет им экономить время и силы, поскольку реакции на различные жизненные ситуации уже отработаны и «обкатаны».
Сценарный анализ не решит разом всех проблем, не стоит думать, что наше поведение целиком и полностью обусловлено сценарием. Но этот метод позволяет стать более осознанным в жизни и найти истоки и решения многих неурядиц. Человек, который задается вопросом: почему моя судьба складывается именно так, а не иначе, тоже сможет получить при помощи этого метода много интересной, а порой, и очень неожиданной информации.
Взято из открытых источников.
Обсуждения Кто пишет сценарий нашей жизни?