Обычно, когда человек ведёт себя несоответствующим ситуации образом, необоснованно ярко эмоционирует, в общем, когда поведение кого-либо в обществе (то есть при наличии рядом одного и более лиц, способных обратить своё внимание на происходящее) доставляет окружающим дискомфорт, либо вводит в ступор тем, что логику данного поведения понять сразу непросто, у такого человека интересуются, вменяем ли он.
Либо говорят «Да он неадекватный, совершенно невменяемый» и т.д.
В негласно общепринятом понимании вменяемый, нормальный, адекватный – почти абсолютно идентичные по значению слова. Даже большинство широкодоступных словарей указывают примерно следующие определения:
Нормальный - это психически здоровый, адаптированный к жизни в социуме.
Адекватный (от лат. adaequatus – приравненный) соответствующий, согласующийся, соразмерный.
Вменяемый… А вот тут пока что остановимся и подумаем, как может такое огромное количество людей, для которых русский язык – родной, не понимать русских же слов.
Какие ассоциации у вас со словами «вменяемый», «вменяемость»? Словари дают определение, соответствующее пониманию большинства:
Вменяемый — способный действовать сознательно и нести ответственность за свои действия.
Но почему тогда это слово является однокоренным с глаголом «вменить»?
Итак, ещё раз, словари и общепринятые понятия противоречат сами себе:
Вменяемый — способный действовать сознательно и нести ответственность за свои действия.
Вменить - происходит от в + менить; ср. др.-русск. мѢнити «думать о чём-либо, считать, рассматривать», ст.-слав. мѢнити «полагать, считать», чешск. mínit «полагать, намереваться». Употребляется в сочетании с сущ. типа вина, обязанность приписать кому-либо что-либо, распространить на кого-либо какое-либо отношение; признать за кем-либо причастность к чему-либо.
Даже через слова родного языка можно отследить интересные тенденции в современном обществе: неспроста же вменяемость, по сути, синоним внушаемости, стала нормой и добродетелью, эталонным качеством современного гражданина. На примере таких простых понятий, можно сделать следующие выводы:
1. Современный человек слишком занят, чтобы понимать даже то, что сам говорит и какими понятиями руководствуется при принятии решений и планировании дальнейшего поведения.
2. Современный человек, среднестатистический гражданин имеет крайне низкую степень самоосознания и почти полное отсутствие самоуважения.
Почему выводы именно такие? Потому что вся жизнь современных людей, принадлежащих к условно среднему классу начинается с формирования их не как личности, а как функции, несамостоятельного атрибута, желания, мировоззрения и действия которого строго регламентированы нацией, идеологией, статусом в обществе, образованием, профессией, и много чем ещё.
А начинается всё с детства, когда современные родители формируют самооценку ребёнка, поощряя его исключительно за отсутствие собственной инициативы и выполнение сначала их (родителей) просьб, желаний, приказов, а затем и выполнение просьбы, приказов и капризов совершенно чужих людей (почему-то преимущественно женщин, вопрос на засыпку: почему?) в детском саду, ( прекрасное название и тут как бы намекает нам, что люди с детства выращиваются подобно растениям) в школе, а затем и безропотное исполнение прихотей начальника-надсмотрщика на плантации.
Через подобные забавные «случайные» неточности в определении широко распространённых понятий, которые и распространены-то, потому что у многих не хватает времени и сил обратить внимание, кем их в открытую называют, можно заметить, что образцовый гражданин сегодняшнего дня не имеет самооценки, не имеет своей личности, своих желаний и картины мира. Он – придаток, атрибут, функция, качественность которого определяется тем, как он слушается маму и папу, какие получает оценки, какую степень рвения проявляет в желании угодить начальству…
Среднестатистический человек несчастен, потому что его нет. Нет человека, есть придаток, часть одного большого современного понятия «человеческий капитал». И это сейчас нормально. Нормально для кого?
В негласно общепринятом понимании вменяемый, нормальный, адекватный – почти абсолютно идентичные по значению слова. Даже большинство широкодоступных словарей указывают примерно следующие определения:
Нормальный - это психически здоровый, адаптированный к жизни в социуме.
Адекватный (от лат. adaequatus – приравненный) соответствующий, согласующийся, соразмерный.
Вменяемый… А вот тут пока что остановимся и подумаем, как может такое огромное количество людей, для которых русский язык – родной, не понимать русских же слов.
Какие ассоциации у вас со словами «вменяемый», «вменяемость»? Словари дают определение, соответствующее пониманию большинства:
Вменяемый — способный действовать сознательно и нести ответственность за свои действия.
Но почему тогда это слово является однокоренным с глаголом «вменить»?
Итак, ещё раз, словари и общепринятые понятия противоречат сами себе:
Вменяемый — способный действовать сознательно и нести ответственность за свои действия.
Вменить - происходит от в + менить; ср. др.-русск. мѢнити «думать о чём-либо, считать, рассматривать», ст.-слав. мѢнити «полагать, считать», чешск. mínit «полагать, намереваться». Употребляется в сочетании с сущ. типа вина, обязанность приписать кому-либо что-либо, распространить на кого-либо какое-либо отношение; признать за кем-либо причастность к чему-либо.
Даже через слова родного языка можно отследить интересные тенденции в современном обществе: неспроста же вменяемость, по сути, синоним внушаемости, стала нормой и добродетелью, эталонным качеством современного гражданина. На примере таких простых понятий, можно сделать следующие выводы:
1. Современный человек слишком занят, чтобы понимать даже то, что сам говорит и какими понятиями руководствуется при принятии решений и планировании дальнейшего поведения.
2. Современный человек, среднестатистический гражданин имеет крайне низкую степень самоосознания и почти полное отсутствие самоуважения.
Почему выводы именно такие? Потому что вся жизнь современных людей, принадлежащих к условно среднему классу начинается с формирования их не как личности, а как функции, несамостоятельного атрибута, желания, мировоззрения и действия которого строго регламентированы нацией, идеологией, статусом в обществе, образованием, профессией, и много чем ещё.
А начинается всё с детства, когда современные родители формируют самооценку ребёнка, поощряя его исключительно за отсутствие собственной инициативы и выполнение сначала их (родителей) просьб, желаний, приказов, а затем и выполнение просьбы, приказов и капризов совершенно чужих людей (почему-то преимущественно женщин, вопрос на засыпку: почему?) в детском саду, ( прекрасное название и тут как бы намекает нам, что люди с детства выращиваются подобно растениям) в школе, а затем и безропотное исполнение прихотей начальника-надсмотрщика на плантации.
Через подобные забавные «случайные» неточности в определении широко распространённых понятий, которые и распространены-то, потому что у многих не хватает времени и сил обратить внимание, кем их в открытую называют, можно заметить, что образцовый гражданин сегодняшнего дня не имеет самооценки, не имеет своей личности, своих желаний и картины мира. Он – придаток, атрибут, функция, качественность которого определяется тем, как он слушается маму и папу, какие получает оценки, какую степень рвения проявляет в желании угодить начальству…
Среднестатистический человек несчастен, потому что его нет. Нет человека, есть придаток, часть одного большого современного понятия «человеческий капитал». И это сейчас нормально. Нормально для кого?
Источник: Михаил Можаров
Обсуждения Вы адекватный или вменяемый?