Опыт человека можно разделить на три аспекта или сферы. Сразу оговорюсь, что четкого деления быть не может, ведь мысли, эмоции и ощущения находятся в единстве и подобная классификация лишь способ донести практическую информация.
Первая сфера — интеллектуальная, вторая — чувственная, третья — сфера ощущений от пяти органов чувств.
В каждый момент времени человек получает опыт в трех сферах одновременно. Но к сожалению большая часть данного опыта проходит мимо сознания и не питает организм пищой тех или иных впечатлений. Причина этого проста — доминирование одной из сфер и подавление двух других. Значительно реже встречаются люди с развитыми двумя сферами, но и в этом случае одна из них преобладает. Таким образом мы можем выделить интеллектуального человека, чувствующего или ощущающего. Но все не так примитивно как может показаться на первый взгляд. Один и тот же человек демонстрирует в разные дни преобладание различных сфер восприятия. Сегодня он воспринимает мир в основном мышлением, описывая все вокруг, завтра — чувствует, переживает, а через неделю — сконцентрирован на своем теле, на различных физических ощущениях. Но как я писал ранее — ни одна сфера не проявляется без двух других. Они лишь не попадают в сознательное внимание. Здесь мы подходим к пониманию разделенности человека. Его опыт фрагментирован, разрознен. Можно говорить о том, что личность — это и есть многочисленные фрагменты. Фрагменты созданные из опыта прожитых лет. Каждый такой фрагмент представляет из себя некое сочетание тенденций мышления, преобладающего эмоционального фона и различных ощущений. Например, одна подобная личность(или правильнее будет сказать суб-личность) занимая на время главенствующее место в организме, заставляет чувствовать человека подавленным, нагнетает негативные настроения, понижает тонус тела, создает лень и тому подобное. Другая поддерживает бодрость, желание действовать, создает яркость восприятия и приятную тихую радость. Смена этих суб-личностей возможна десятки раз в течение дня, конечно не всегда сопровождаясь столь кардинальными отличиями. И происходит эта смена под воздействием внешних или внутренних событий, то есть как реакция на внешнюю среду; либо на мысли и эмоции, непроизвольно возникшие в сознании. Но человек, считающий себя неизменным, имеющим одно «я», не осознает подобных явлений и отождествляется с любым фрагментом занимающим место хозяина. В результате мы имеем массу никак не связанных кусков, каждый из которых стремится к своим целям, имеет свои желания, чувства и принципы. Этим можно объяснить очень многое происходящее с человеком. И постоянную слабость, и стресс, лень и неудовлетворенность, перепады настроения и изменчивость желаний, а также невозможность доводить различные начинания до конца. Человек попросту не имеет единой личности и тем самым обладает лишь своей малой частью, получая энергию только активного в данное время фрагмента.
Также стоит пояснить как происходит вытеснение из сознания ослабленных сфер восприятия. Рассмотрим человека, у которого в данное время доминирует интеллектуальная сфера. Выходя на улицу, он быстро скользит глазами по окружающему пространству. Деревья, птицы, люди, асфальт, дома, машины. Ум быстро интерпретирует каждый объект, называет его и благополучно теряет к нему интерес. В итоге может получиться, что человек живущий в своей квартире много лет, ни разу не видел предметов в комнате. Когда такой человек слышит звуки, ум точно также быстро называет их: лает собака, поет птица, спорят соседи, шумит ветер. В результате эти ощущения воспринимаются очень поверхностно и заменяются символами из памяти. «Зачем мне смотреть на деревья, людей, дома, небо я и так их уже видел и знаю, что это такое. Здесь нет ничего нового и интересного.» — это упрощенная модель мышления данного типа личности, которая приводит к притуплению чувств и ощущений. Дни такому человеку могут казаться серыми и неинтересными, пресными и безвкусными. На фоне этого даже замутняется и обесцвечивается зрение — «ведь здесь не на что смотреть». Такой человек описывает свои чувства мыслями, вместо того, чтобы непосредственно чувствовать. Сколько раз я слышал от человека фразы: «как смешно», «я рад», «меня это бесит» без малейшего подтверждения подобных чувств в мимике, глазах и теле. Чувства заменяются описаниями. А людей с интеллектуальным доминированием все больше и больше из-за перекошенной в одну сторону системы образования. Ум превозносится над другим восприятием. Ведь с умом человек себя отождествляет сильнее всего, сильнее всего им гордится. Голос звучащей в голове без малейших сомнений именуется «Я», не смотря на то, что мысль, которую он выражает зачастую является мыслью папы, мамы, бабушки, соседа, друга или идеей из книги, которую человек прочитал месяц или годы назад.
Подобным образом происходит и в случае преобладания других сфер. Чувствующая личность, испытывает эмоции, но не может в этот момент думать и ощущать(или делает это на низком автоматическом уровне). Человек воспринимающий преимущественно сферой ощущений, может быть поглощен рассматриванием, слушанием и пропускать все остальное. Хотя надо заметить, что подобный тип личности встречается крайней редко. Учитывая все вышесказанное, можно констатировать существования в человеке многих суб-личностей всех 3-х типов восприятия, но с преобладанием фрагментов из одной сферы. Как ни странно, но даже доминирующие сферы у неподготовленного человека почти не развиты. Рассмотренный выше думающий тип, может и не обладать быстрым и подвижным умом. Причина этого кроется в том, что мышление такого человека в основном автоматическое. Мысли не создаются сознательно, с какой-то целью, а крутятся с утра до вечера просто так, без какой-либо пользы.
Что же такое сознательная личность. Это как раз личность единая, собранная из всех разрозненных ранее фрагментов. Личность, которая одновременно осознает, чувствует и ощущает в равной степени. Подобная личность обладает энергией и силой всех частей, обладает всем пережитым опытом. Человек с сознательной личностью стабилен и постоянен, он может добиваться поставленных целей и быть устойчивым к любым внешним или внутренним событиям.
Следует привести пример восприятия мира человеком с такой личностью. Идя по улице, он осознает, что идет, понимает где он находиться и куда направляется. Он смотрит на высокие, зеленые деревья покачивающиеся на ветру, видит затянутое тучами некогда голубое небо, глядит на грязного и пьяного бездомного, который пытается ухватить какую-нибудь пищу из мусорки раньше своих многочисленных конкурентов. Чувствует атмосферу дождливого утра, переживая ее как что-то прекрасное с оттенками легкой грусти. В тоже время он ощущает свое тело, оно в приятном расслаблении, задействованы лишь группы мышц необходимые для движения. Он слышит радостное чирканье воробьев и шелест листвы, непохожие друг на друга голоса прохожих и громкий, иногда пронзительный шум автомобилей. Он вдыхает аромат цветов или зловоние машинных выхлопов. Самое главное он вмещает весь этот опыт в сознании одновременно, буквально переполняясь жизнью. Обычный день для такой личности — это новое невероятное приключение. Для нее нет серых будней и скучных моментов. Чтобы не делал подобный человек, его опыт настолько разнообразен и насыщен, что большую часть жизни ему и не нужно зачем-то бежать, к чему-то стремиться. У него все чаще возникают порывы к творчеству, которое дарит ему еще большее наслаждение и удовлетворение. Жить, осознавать, чувствовать, ощущать мир и творить более чем достаточно для радости и счастья. Проживать день за днем в полноте, испытывая весь спектр переживаний, которые при подобном образе жизни становятся необыкновенно яркими. Но не стоит заблуждаться и считать, что такой человек лишен грусти, печали или других, считающихся неприятными, чувств. Напротив — он испытывает их в разы интенсивней, в тоже время наслаждаясь этими переживаниями. Даже в «страданиях», он счастлив.
Но каким образом можно этого достичь? На самом деле практик чрезвычайно много, каждая из них предназначена для того или иного типа личности, которая управляет человеком в данный момент. В первую очередь нужно научиться наблюдать за собой, за состоянием своего сознания: за мыслями, чувствами и эмоциями, ощущениями, не теряясь в них, не утопая в них без остатка. Главным в такой практике становится развитие внимания, как сконцентрированного, так и расширенного. Выяснив тип личности, доминирующий в данный момент, человек может намеренно обращать внимание на другую сферу, восстанавливая баланс. «Чувствующий человек» может начать осознавать свои действия и положение тела. Интеллектуальному типу это также пойдет на пользу.
Несмотря на то, что объединить свое восприятие довольно сложно,
есть несколько ценных подсказок, которые помогут на этом пути.
Способы целостного восприятия.
1. Интеллектуальная сфера. Осознавать свое тело и выполняемые в данный момент действия. Например: я говорю, я сижу, я читаю, я иду и т. д. Не обязательно проговаривать мысленно данные фразы, нужно лишь отдавать себе отчет, что это происходит.
2. Сфера чувств. Обратить внимание на пространство комнаты, в которой находишься сейчас. Удерживать внимание на пустоте между объектами, намереваясь что-либо почувствовать. Атмосферу различных помещений можно почувствовать, удерживая, расширенное примерно до объема этого пространства, внимание. Стараться чувствовать, что находишься именно здесь.
3. Сфера ощущений. Пристально разглядывать предметы. Вслушиваться в звуки. Ощущать (по возможности непрерывно) тело, отслеживать напряжения и расслабляться, обращая на них внимание.
Как было сказано выше, в результате нужно добиться слияния разных сфер и научиться получать впечатления от них одновременно. Но начинать стоит с сознательного восприятия только в одной из представленных областей.
Еще одним важнейшим аспектом данной практики является развитие «состояния присутствия», о котором я писал в своих ранних статьях. На фоне присутствия человек может объединить свои разрозненные фрагменты личности значительно быстрее.
Присутствие также может переживаться в трех сферах.
Уровень ума. Осознание своего существования. Я есть. Понимание этого факта.
Уровень ощущений. Ощущать свое тело и физический отголосок присутствия, который, как правило, проявляется в области солнечного сплетения и растекается по всему телу обволакивающим теплом.
Уровень чувств. Чувствовать изначальное существование, которое переживается в виде тихой радости, чувства единения с миром(отсутствие разделенности) или другим образом. В данной сфере опыт наиболее субъективный и индивидуальный и описываться при помощи слов может лишь незначительно.
Человек, который ежедневно прилагает усилия, чтобы присутствовать в 3 сферах, однажды сталкивается с необычным явлением. В нем возникает будто новый организм, который отвечает за непрерывное присутствие. Забывая о себе, человек, обладающий зачатками этого «организма», начинает ощущать, чувствовать или осознавать зов, который возвращает его внимание к всеобъемлющему переживанию жизни. В начале зов этот еле слышен и появляется крайне редко. Но чем больше усилий прикладывается, тем сильнее он становится. Он освобождает человека из под власти отождествления с одним из фрагментов его «я» все чаще и чаще. Через некоторое время процесс формирования «организма» завершается и человек присутствует постоянно, осознавая себя и проживая жизнь одновременно в 3 сферах. Этот «организм» и есть то, что я называю «сознательная личность».
Евгений Трубицин. Руководитель и главный тренер "Центра развития осознанности ДЭ". Автор книг "Обучение тишиной", "Ловля бабочек. Дорога осознания" и др.
В каждый момент времени человек получает опыт в трех сферах одновременно. Но к сожалению большая часть данного опыта проходит мимо сознания и не питает организм пищой тех или иных впечатлений. Причина этого проста — доминирование одной из сфер и подавление двух других. Значительно реже встречаются люди с развитыми двумя сферами, но и в этом случае одна из них преобладает. Таким образом мы можем выделить интеллектуального человека, чувствующего или ощущающего. Но все не так примитивно как может показаться на первый взгляд. Один и тот же человек демонстрирует в разные дни преобладание различных сфер восприятия. Сегодня он воспринимает мир в основном мышлением, описывая все вокруг, завтра — чувствует, переживает, а через неделю — сконцентрирован на своем теле, на различных физических ощущениях. Но как я писал ранее — ни одна сфера не проявляется без двух других. Они лишь не попадают в сознательное внимание. Здесь мы подходим к пониманию разделенности человека. Его опыт фрагментирован, разрознен. Можно говорить о том, что личность — это и есть многочисленные фрагменты. Фрагменты созданные из опыта прожитых лет. Каждый такой фрагмент представляет из себя некое сочетание тенденций мышления, преобладающего эмоционального фона и различных ощущений. Например, одна подобная личность(или правильнее будет сказать суб-личность) занимая на время главенствующее место в организме, заставляет чувствовать человека подавленным, нагнетает негативные настроения, понижает тонус тела, создает лень и тому подобное. Другая поддерживает бодрость, желание действовать, создает яркость восприятия и приятную тихую радость. Смена этих суб-личностей возможна десятки раз в течение дня, конечно не всегда сопровождаясь столь кардинальными отличиями. И происходит эта смена под воздействием внешних или внутренних событий, то есть как реакция на внешнюю среду; либо на мысли и эмоции, непроизвольно возникшие в сознании. Но человек, считающий себя неизменным, имеющим одно «я», не осознает подобных явлений и отождествляется с любым фрагментом занимающим место хозяина. В результате мы имеем массу никак не связанных кусков, каждый из которых стремится к своим целям, имеет свои желания, чувства и принципы. Этим можно объяснить очень многое происходящее с человеком. И постоянную слабость, и стресс, лень и неудовлетворенность, перепады настроения и изменчивость желаний, а также невозможность доводить различные начинания до конца. Человек попросту не имеет единой личности и тем самым обладает лишь своей малой частью, получая энергию только активного в данное время фрагмента.
Также стоит пояснить как происходит вытеснение из сознания ослабленных сфер восприятия. Рассмотрим человека, у которого в данное время доминирует интеллектуальная сфера. Выходя на улицу, он быстро скользит глазами по окружающему пространству. Деревья, птицы, люди, асфальт, дома, машины. Ум быстро интерпретирует каждый объект, называет его и благополучно теряет к нему интерес. В итоге может получиться, что человек живущий в своей квартире много лет, ни разу не видел предметов в комнате. Когда такой человек слышит звуки, ум точно также быстро называет их: лает собака, поет птица, спорят соседи, шумит ветер. В результате эти ощущения воспринимаются очень поверхностно и заменяются символами из памяти. «Зачем мне смотреть на деревья, людей, дома, небо я и так их уже видел и знаю, что это такое. Здесь нет ничего нового и интересного.» — это упрощенная модель мышления данного типа личности, которая приводит к притуплению чувств и ощущений. Дни такому человеку могут казаться серыми и неинтересными, пресными и безвкусными. На фоне этого даже замутняется и обесцвечивается зрение — «ведь здесь не на что смотреть». Такой человек описывает свои чувства мыслями, вместо того, чтобы непосредственно чувствовать. Сколько раз я слышал от человека фразы: «как смешно», «я рад», «меня это бесит» без малейшего подтверждения подобных чувств в мимике, глазах и теле. Чувства заменяются описаниями. А людей с интеллектуальным доминированием все больше и больше из-за перекошенной в одну сторону системы образования. Ум превозносится над другим восприятием. Ведь с умом человек себя отождествляет сильнее всего, сильнее всего им гордится. Голос звучащей в голове без малейших сомнений именуется «Я», не смотря на то, что мысль, которую он выражает зачастую является мыслью папы, мамы, бабушки, соседа, друга или идеей из книги, которую человек прочитал месяц или годы назад.
Подобным образом происходит и в случае преобладания других сфер. Чувствующая личность, испытывает эмоции, но не может в этот момент думать и ощущать(или делает это на низком автоматическом уровне). Человек воспринимающий преимущественно сферой ощущений, может быть поглощен рассматриванием, слушанием и пропускать все остальное. Хотя надо заметить, что подобный тип личности встречается крайней редко. Учитывая все вышесказанное, можно констатировать существования в человеке многих суб-личностей всех 3-х типов восприятия, но с преобладанием фрагментов из одной сферы. Как ни странно, но даже доминирующие сферы у неподготовленного человека почти не развиты. Рассмотренный выше думающий тип, может и не обладать быстрым и подвижным умом. Причина этого кроется в том, что мышление такого человека в основном автоматическое. Мысли не создаются сознательно, с какой-то целью, а крутятся с утра до вечера просто так, без какой-либо пользы.
Что же такое сознательная личность. Это как раз личность единая, собранная из всех разрозненных ранее фрагментов. Личность, которая одновременно осознает, чувствует и ощущает в равной степени. Подобная личность обладает энергией и силой всех частей, обладает всем пережитым опытом. Человек с сознательной личностью стабилен и постоянен, он может добиваться поставленных целей и быть устойчивым к любым внешним или внутренним событиям.
Следует привести пример восприятия мира человеком с такой личностью. Идя по улице, он осознает, что идет, понимает где он находиться и куда направляется. Он смотрит на высокие, зеленые деревья покачивающиеся на ветру, видит затянутое тучами некогда голубое небо, глядит на грязного и пьяного бездомного, который пытается ухватить какую-нибудь пищу из мусорки раньше своих многочисленных конкурентов. Чувствует атмосферу дождливого утра, переживая ее как что-то прекрасное с оттенками легкой грусти. В тоже время он ощущает свое тело, оно в приятном расслаблении, задействованы лишь группы мышц необходимые для движения. Он слышит радостное чирканье воробьев и шелест листвы, непохожие друг на друга голоса прохожих и громкий, иногда пронзительный шум автомобилей. Он вдыхает аромат цветов или зловоние машинных выхлопов. Самое главное он вмещает весь этот опыт в сознании одновременно, буквально переполняясь жизнью. Обычный день для такой личности — это новое невероятное приключение. Для нее нет серых будней и скучных моментов. Чтобы не делал подобный человек, его опыт настолько разнообразен и насыщен, что большую часть жизни ему и не нужно зачем-то бежать, к чему-то стремиться. У него все чаще возникают порывы к творчеству, которое дарит ему еще большее наслаждение и удовлетворение. Жить, осознавать, чувствовать, ощущать мир и творить более чем достаточно для радости и счастья. Проживать день за днем в полноте, испытывая весь спектр переживаний, которые при подобном образе жизни становятся необыкновенно яркими. Но не стоит заблуждаться и считать, что такой человек лишен грусти, печали или других, считающихся неприятными, чувств. Напротив — он испытывает их в разы интенсивней, в тоже время наслаждаясь этими переживаниями. Даже в «страданиях», он счастлив.
Но каким образом можно этого достичь? На самом деле практик чрезвычайно много, каждая из них предназначена для того или иного типа личности, которая управляет человеком в данный момент. В первую очередь нужно научиться наблюдать за собой, за состоянием своего сознания: за мыслями, чувствами и эмоциями, ощущениями, не теряясь в них, не утопая в них без остатка. Главным в такой практике становится развитие внимания, как сконцентрированного, так и расширенного. Выяснив тип личности, доминирующий в данный момент, человек может намеренно обращать внимание на другую сферу, восстанавливая баланс. «Чувствующий человек» может начать осознавать свои действия и положение тела. Интеллектуальному типу это также пойдет на пользу.
Несмотря на то, что объединить свое восприятие довольно сложно,
есть несколько ценных подсказок, которые помогут на этом пути.
Способы целостного восприятия.
1. Интеллектуальная сфера. Осознавать свое тело и выполняемые в данный момент действия. Например: я говорю, я сижу, я читаю, я иду и т. д. Не обязательно проговаривать мысленно данные фразы, нужно лишь отдавать себе отчет, что это происходит.
2. Сфера чувств. Обратить внимание на пространство комнаты, в которой находишься сейчас. Удерживать внимание на пустоте между объектами, намереваясь что-либо почувствовать. Атмосферу различных помещений можно почувствовать, удерживая, расширенное примерно до объема этого пространства, внимание. Стараться чувствовать, что находишься именно здесь.
3. Сфера ощущений. Пристально разглядывать предметы. Вслушиваться в звуки. Ощущать (по возможности непрерывно) тело, отслеживать напряжения и расслабляться, обращая на них внимание.
Как было сказано выше, в результате нужно добиться слияния разных сфер и научиться получать впечатления от них одновременно. Но начинать стоит с сознательного восприятия только в одной из представленных областей.
Еще одним важнейшим аспектом данной практики является развитие «состояния присутствия», о котором я писал в своих ранних статьях. На фоне присутствия человек может объединить свои разрозненные фрагменты личности значительно быстрее.
Присутствие также может переживаться в трех сферах.
Уровень ума. Осознание своего существования. Я есть. Понимание этого факта.
Уровень ощущений. Ощущать свое тело и физический отголосок присутствия, который, как правило, проявляется в области солнечного сплетения и растекается по всему телу обволакивающим теплом.
Уровень чувств. Чувствовать изначальное существование, которое переживается в виде тихой радости, чувства единения с миром(отсутствие разделенности) или другим образом. В данной сфере опыт наиболее субъективный и индивидуальный и описываться при помощи слов может лишь незначительно.
Человек, который ежедневно прилагает усилия, чтобы присутствовать в 3 сферах, однажды сталкивается с необычным явлением. В нем возникает будто новый организм, который отвечает за непрерывное присутствие. Забывая о себе, человек, обладающий зачатками этого «организма», начинает ощущать, чувствовать или осознавать зов, который возвращает его внимание к всеобъемлющему переживанию жизни. В начале зов этот еле слышен и появляется крайне редко. Но чем больше усилий прикладывается, тем сильнее он становится. Он освобождает человека из под власти отождествления с одним из фрагментов его «я» все чаще и чаще. Через некоторое время процесс формирования «организма» завершается и человек присутствует постоянно, осознавая себя и проживая жизнь одновременно в 3 сферах. Этот «организм» и есть то, что я называю «сознательная личность».
Евгений Трубицин. Руководитель и главный тренер "Центра развития осознанности ДЭ". Автор книг "Обучение тишиной", "Ловля бабочек. Дорога осознания" и др.
Обсуждения Создание сознательной личности