Выбор

Драма в двух актах, четырех действиях.

Акт первый
Действие первое.
Сцена первая.
Квартира учителя. Скромная обстановка. Письменный стол. Много книг. В шкафу банки с заспиртованными эмбрионами. В углу большая клетка с белыми лабораторными мышами.
Выбор
На стене часы, фотографии органов человека с латинскими названиями, плакат с черепом «Сarpe diem memento mori».

Действующие лица: Учитель литературы. Мужчина 30 лет. Обрюзгший. Неаккуратный. Выглядит неопрятно. Маргарита. Его гражданская жена. 28 лет. Высокая, стройная, холеричная. Друг. Молодой, ухоженный, радостный, ведет за руку мальчика четырех лет.

Учитель высовывается в окно с правой стороны.
На улице проходит Друг с ребенком.
Друг: Опять ждешь?
Учитель: Жду…
Друг: Когда уже вместе будем в садик ходить?
Учитель: Рано еще. Будем.
Друг: Рано? Мы уже второго планируем.
Учитель: А мы кандидатскую (смеется). Зайдете?
Друг: Нет, мне не по себе в вашей обстановке. Ну, давай…

Учитель: Пока.
Начинает накрывать на стол. Расставляет приборы. Ставит чайник на плиту.

Учитель: Она скоро придёт… (смотрит на часы). Вот, я слышу ее шаги.

Входит Маргарита.
Подходит к умывальнику на кухне, очень долго моет руки разными растворами, вытирает их насухо.

Маргарита: Как день прошел? Что на ужин?
Учитель: Открытый урок сегодня был по Пастернаку. Вроде понравилось. Картошку запек.

Садятся за стол, ужинают.
Маргарита: Как же вкусно… На работе перехватила булку и чая хлебнула за весь день.

Учитель: Никогда не понимал, как вы там едите?
Маргарита: Поначалу трудно, потом привыкаешь, человек ко всему привыкает.

Учитель: Но там же запах. Сладковато-терпкий, невозможный, я его чувствую.

Маргарита: Да какой там запах? Перестань, не впадай в мещанство. Сегодня нам огнестрел привезли. Первый раз я сама его принимала. Рассказать?

Учитель: Сколько раз тебя просил, не за едой…
Маргарита: Давно мы стали неженкой? Ты же знал, что это мое призвание. Можно подумать только мое… Твой любимый доктор Живаго этим занимался. Не состоявший муж Ахматовой – Гаршин… А если капнуть в древность, целая плеяда гениев: Гиппократ, Аристотель, Герофил, Платон, Авиценна. А всеми любимый Леонардо да Винчи? Он же первым правильно изобразил органы человеческого тела, а как он бы эти знания получил, если бы не вскрывал трупы? Никак… Мы короли медицины, мы двигаем ее, как науку, вперед!

Учитель: Они все были мужчинами. Но почему у тебя, молодой девушки возникло такое желание посвятить себя этому…

Маргарита: Это дело моей жизни. Почему ты думаешь, что все самки должны мечтать о детях, семье и принце на белом коне? Или там самой пошлой шекспировской сцене на балконе.

Учитель: А еще говорят «музыканты – самый циничный народ…»

Маргарита: Будь выше всего этого. Мы счастливы. Ну и пусть друзья отворачиваются от тебя, ну и пусть твои родители меня презирают. Они несведущи, невежественны.

Учитель: Конечно, ты права. Какая разница. Я люблю тебя и твою уникальность. И даже когда весь мир мне кричит о том, что это неправильно. Только ты можешь сделать меня счастливой.

Маргарита: Что они понимают эти псевдохрестиане? Пугают меня ссудным днем, отправляют в церковь. Моя церковь – мой анатомический театр… «Справочник судмедэксперта» - моя библия, а вот эти руки – длани судьбы… И да здравствует нигилизм, помноженный на атеизм, переведенные на латинский язык!

Учитель: Какая же ты красивая, когда говоришь так страстно… Прочитал сегодня в газете: «Врач, который все знает и ничего не умеет - терапевт. Врач, который все умеет и ничего не знает - хирург. Врач, который ничего не умеет и ничего не знает - психиатр. А врач, который все умеет и все знает - патологоанатом, но он приходит к больному слишком поздно»…

Маргарита: Клише.
Звонит мобильный телефон
Маргарита: Да, конечно, приду, уже выезжаю. Я должна быть там. Привезли тело беременной женщины. Это очень интересно.

Учитель: Естественно.
Убирает посуду, начинает наводить порядок.
Учитель (обращаясь в зал): Какая же она удивительная. Как мне повезло быть рядом с такой женщиной. Ну, неужели кто-то в мире настолько же богат? Да, у нас никогда не будет детей, нам это и не нужно. Да, я делаю все дома сам… Но она же не успевает. Как много она знает, как интересно с ней говорить обо все на свете. Пусть у нас не обычная семья, но это же так оригинально…

Кормит белых лабораторных мышей в клетке.

Сцена вторая.
Задний двор театра. Учитель стоит с букетом роз на улице возле служебного входа:

Действующие лица: Учитель и Ляля. Красивая нежная девушка 30 лет с распущенными каштановыми волосами.

Учитель (обращаясь в зал): Так продолжалось пять лет… Маргарита защитила диссертацию. Я начал заниматься театральным кружком.

А потом я встретил ее… Я пошел в театр с классом на балет. Дети капризничали, мне тоже это все не нравилось. Маргарита была дома, она не любила искусство живых… Я выполнял план нашего завуча.

Мы сидели в партере. Когда я увидел ее, маленькую, хрупкую, нежную, у меня остановилось сердце. Она танцевала партию подруги Жизели, во второй линии. Иногда приближалась, иногда удалялась. Я не знаю, как я узнавал ее из десяти похожих девушек в одинаковых пепельных платьях, но когда я на нее смотрел, я не мог дышать. Когда вся труппа вышла на поклон, и на несколько секунд она подошла совсем близко к краю сцены, я влюбился… Да-да, несомненно это было так… Я купил Маргарите цветы, потому что был счастлив и хотел обнять руками весь мир. С того вечера я ходил на балет каждый раз, когда она выступала. Ее фамилии не было на афише, поэтому я спрашивал у доброй кассирши, будет ли сегодня танцевать моя Ляля. Так ее звали. Ля-ля… Как лепет младенца, как капли капели, как песня весны… Сезон проносился на одном дыхании: «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот», «Кармен», «Баядерка», «Щелкунчик», «Спящая красавица», и везде она.

Рите я врал. Что работы много. Что взял еще групповых занятий, что с театральным кружком нужно готовиться к городскому выступлению. Она не задавала никаких вопросов, и ей было даже спокойнее в царстве Снежной королевы без меня. А потом я набрался смелости и решил заговорить с Лялей. Дождался ее после спектакля возле служебного выхода и…

Ляля выходит из дверей.

Учитель: Добрый вечер, это Вам, Ляля… (дарит букет пепельных роз)

Ляля: Спасибо, Вы знаете мое имя?
Учитель: Какой же у Вас нежный голос. Знаю. Вы очаровательны.

Ляля: Спасибо. А мы знакомы?
Учитель: Учитель литературы в лицее. Ваш большой поклонник.

Ляля: Спасибо, мне казалось, что зрители обращают внимание только на Прим.

Учитель: Вас никто не встречает? Уже поздно. Может, Вас проводить?

Ляля: Хорошо, я живу недалеко. А почему они пепельные? (показывая на букет).

Учитель: Это тон вашего сценического платья, в котором я вас увидел первый раз.

Ляля: И как вам «Жизель»?
(идут вдоль сцены медленно вдвоем)
Учитель: Как и все, где танцуете Вы… прекрасно…
Ляля: А вы разбираетесь в балете?
Учитель: Абсолютно нет.
Ляля: Какого это работать в школе?
Учитель: Тяжело. Дети не слушаются, почти ничего не читают, сочинения пишут по книжкам. Многие осуждают таких мужчин, говорят, мы воруем хлеб у женщин. Но я ничего в жизни не люблю больше русской литературы.

Ляля: Вы женаты?
Учитель: Да… нет…. не знаю (смущается). Я живу с Маргаритой. А вы замужем?

Ляля: Замужем. Мы пришли. Спасибо за букет.
Уходит.
Учитель, обращаясь к залу: Замужем. Да какая разница? Она говорила со мной… Разве это не счастье? Разве ее голос не греет, словно кашемировый плед. Разве я сейчас смогу думать о ком-нибудь еще? Маргарита….

Действие второе.
Сцена первая.

Кухня в квартире Учителя. Маргарита на кухне стоит возле стола и крутит мясорубку.

Действующие лица: Учитель и Маргарита.

Маргарита: Ты опять поздно сегодня. У тебя появилась любовница? Смеется.

Учитель: (рассеянно) Поздно… Любовница… О чем ты?
Маргарита: Сейчас котлеток нажарю.
Учитель: Давай лучше я. Не могу на тебя смотреть за этим делом. Сразу представляю тебя на работе (встает возле мясорубки).

Рита, а почему мы не женимся до сих пор?
Маргарита: А зачем? Что это изменит. Детей у нас нет, и не будет. О белом платье я никогда не мечтала. Ничего пошлее свадебной церемонии придумать нельзя. Мы же живем вместе и любим друг друга. Что тебе еще нужно? мой Учитель словесности?

Учитель: Правда. Нет ничего.
Маргарита (подходит к нему близко) А, может, ну их эти котлеты… (проводит рукой по его щеке).

Учитель: Я устал. Очень устал. В другой раз.
Уходит.
Маргарита: Ну и ладно. Продолжает увлеченно делать фарш весь последующий монолог.

Учитель (говорит из бокового окна): Я не приходил в театр весь следующий сезон. Окунулся в работу, в книги. Почти забыл ее голос, почти забыл аромат ее духов. Почти заставил поверить в то, что я счастлив, что вот в этом доме моя судьба, что мне ничего больше не нужно, пока она сама не пришла ко мне.

Сцена вторая.

Школа. Кабинет литературы. Портреты классиков на стене.

Действующие лица: Учитель и Ляля.
За учительским столом сидит учитель и проверяет тетради.

Заходит Леля.
Ляля: Добрый день. А вас легко было найти.
Учитель: Вы меня искали, зачем?
Ляля: Пропали тогда. А мы не договорили, как мне кажется...

Учитель: А о чем нам говорить? И вы, и я счастливы, и не хотим менять свою жизнь.

Ляля: Вы говорите убедительно, но голос ваш дрожит. Закройте дверь на ключ.

Учитель закрывает дверь.
Ляля: И вы тоже отвернитесь (обращается к портретам).

Ляля: Поцелуйте меня.
Учитель: Зачем?
Ляля: Потому что я этого хочу, и вы тоже (капризно топает ножкой).

Целуются. Леля стоит спиной к зрителям, Учитель лицом, обнимает ее:

Она стала моей. Мы встречались каждый раз, когда у нее была возможность. У меня были такие крылья, что я мог накрыть ими весь земной шар. Стал мастерить фигурки балерины из парафина и лебяжьего пуха, весь мой учительский стол был ими заставлен. Я начал жить…

Акт второй
Действие третье

Сцена первая
Действие происходит в квартире Ляли. Светлая просторная комната. Большая кровать. На стенах зеркала и картины Дега. Письменный стол, на котором несколько фигурок балерин Кофейный столик. Заварник, чашки, блюдца, сахарница, корзина с фруктами. Радиоточка.

Действующие лица: Учитель и Ляля. Лежат в постели.
Учитель: Твой муж не придет случайно?
Ляля: Нет. Он в отъезде. Будешь кофе?
Учитель: Я все буду из твоих рук. С тобой очень хорошо. Жаль только, что мы не можем быть вместе всегда…

Ляля: Почему не можем? «Нет другой судьбы кроме той, что мы творим сами».

Учитель: Ты уйдешь от него? Ты правда можешь это сделать?

Ляля: Я хочу быть с тобой. Засыпать и просыпаться. Ходить в парк и срывать весенние цветы. Читать твои любимые книги, смеяться над твоими шутками. Мне с тобой очень хорошо.

Учитель: И мне… Но Маргарита… и твой Владимир, как же они?

Ляля: Они не маленькие дети. Владимир первоклассный инженер. Уйдет в работу, ион и так уже весь в ней. Мы давно уже охладели друг к другу. И, если бы не появился ты, наш разрыв – только вопрос времени. А твоей Рите, кроме патологической анатомии, ничего в жизни не нужно.

Учитель: И мы будем жить вот так в этой сказке вдвоем?

Ляля: Почему вдвоем? Когда люди регулярно живут вдвоем, у них появляется третий… (улыбается).

Учитель: Ты родишь мне ребенка? А как же твоя карьера?

Ляля: Карьера - это не главное. Главное любовь. Потанцуем?

(встают, Ляля включает радио начинают танцевать под песню Une Vie D’Amour Шарля Азнавура)

Учитель: Я такой неуклюжий. Танец Терпсихоры и Бахуса.

Ляля: Перестань, ты очень пластичный.
Учитель: Ты хранишь их у себя (указывая головой на стол с фигурками). Муж не ревнует?

Ляля: Сказала ему, что это от поклонника.
Учитель: Самого преданного. Ляля, я откроюсь ей сегодня. Я больше не могу тебя не с кем делить. Не могу врать ей. Я очень хочу быть с тобой. Мне дадут комнату в общежитии. Квартиру я оставлю Рите. А ты уйдешь от него. Мы должны быть вместе всегда. Когда тебя нет, я с ума схожу… Ты мне снишься, я думаю только о твоих глазах и губах.

Ляля: Хорошо любимый, он приедет, и я уйду от него.

Учитель: Мне пора. Последний раз я ухожу от тебя к другой. Помни об этом.

Ляля (надевает ему на шею нательный крестик): Вот. Мой подарок.. Носи, не снимай. Сегодня в церкви его освятила.

Учитель: Спасибо. Я так рад… Целует его и руки Ляли.

Ляля (цитирует Шекспира): А как, скажи, расстаться мне с тобой?/Ты как ручная птичка щеголихи,/Привязанная ниткою к руке./Ей то дают взлететь на весь подвесок,/То тащат вниз на шелковом шнурке./Вот так и мы с тобой.

Учитель: Мне б так хотелось/Той птицей быть!
Ляля: О, этого и я/Хотела бы, но я бы умертвила/Тебя своими ласками. Прощай!/Прощай, прощай, а разойтись нет мочи!/Так и твердить бы век: "Спокойной ночи".

Уходит. Ляля садится на кровать и разглядывает статуэтку балерины.

Сцена вторая
Учитель выходит из подъезда. Темная улица.
Действующие лица: Учитель и Владимир. Муж Ляли. Высокий, крепкий, быдловатый. Двое прохожих.

Владимир: Долго же ты прощался, голубок.
Учитель: Мы знакомы?
Владимир: Владимир. Муж Ляли. Неприятно и руки тебе, мразь, не подам.

Учитель (теряется): Ммм… Не знаю, что говорят в таких случаях.

Владимир: В таких случаях бьют морду. Но это подождет. Зачем ты ходишь сюда?

Учитель: Мы любим друг друга, и она собирается уйти от вас ко мне.

Владимир: Ляля? К тебе? У тебя там, что от книжек мозг совсем ссохся.

Учитель: Давайте поговорим с вами, как интеллигентные люди.

Владимир: Ты потащил в койку мою жену. Какие мы с тобой люди? Интеллигентные?

Учитель: Но это не просто увлечение. Я женюсь на ней. Она самая лучшая женщина на свете.

Владимир: Она моя женщина, очкарик. И мне решать, как поступить с тобой и с ней.

Учитель: Ее не трогайте. Она не причем.
Владимир начинает избивать Учителя. Он падает. Владимир добивает его ногами. Подходят испуганные прохожие.

Владимир: Еще раз увижу, добью.
Убегает.
Прохожий 1: Вам плохо? Вызовите скорую…
Прохожий 2: Вызвал уже, вы меня слышите, за что он вас так?

Учитель: Я это заслужил.
Падает в обморок.

Сцена третья
Квартира Учителя.
Действующие лица. Учитель и Маргарита.
Учитель приходит в себя.
Маргарита: Очнулся наконец-то…
Учитель: Где я ?
Маргарита: Дома ты, Пузик, дома.
Учитель: Как я сюда попал?
Маргарита: Привезли на скорой. Я договорилась, что сама смогу тебя выходить. Органы не задеты. Переломов и сотрясения нет. Пару гематом и ссадин. Пустяки. Считай, отделался легким испугом.

Учитель: Сколько времени прошло?
Маргарита: Три дня. Голова кружится? Пить хочешь?
Учитель: Хочу.
Маргарита поит его водой.
Учитель: А что с ней?
Маргарита: Уехала она. Сама. Владимир пришел, твои статуэтки принес и сказал, чтобы ты ее не искал больше.

Учитель: Уехала…
Маргарита: И славно.
Учитель: Рита, ты же все знаешь теперь… Как мы будем дальше?

Маргарита: Как? как? Да как раньше. Только поправляйся быстрее. Я совсем готовить разучилась. Вот бульон тебе сварила еле-еле. Кушай.

Учитель: А я же жениться на ней хотел. Тебя оставить.

Маргарита: Мало ли что там в голове твоей больной тебе могло померещиться. «Нет другой судьбы кроме той, что мы творим сами». А я твоя судьба… Навсегда… Даже венчаться не нужно….

Учитель: Ты не ревнуешь?
Маргарита: Ну, я тоже не совсем чиста перед тобой. Начнем все заново с чистого листа. Ладно, если тебе уже лучше, я на дежурство выйду, а то совсем с тобой в наседку превратилась.

Собирается.
Маргарита: Ты слабый еще. Не вставай. Приду, покормлю и помою тебя. Утка под кроватью.

Уходит.
Учитель: Неужели это не сон? Неужели все это произошло вот так со мной. Она уехала, я остался здесь в этой комнате… Ненавижу!!!

Срывает листы со стен. Разбивает банки.
Учитель: Ненавистный Шекспир!!!
Рвет книги.
Статуэтки сбрасывает в кучу и поджигает спичкой. Срывает крестик и бросает его в огонь. Все вспыхивает ярким огнем и гаснет.

Учитель: Она же была так близко. Я счастье, как воздух, хватал руками. Она же была моей.

Открывает клетку, мыши разбегаются в разные стороны.

Учитель: Ляля!!!!!
Падает без сил на пол.

Действие четвертое.
Учитель на пороге дома Риты.
Учитель (обращаясь в зрительный зал): Я пытался ее искать. Ходил в театр, разговаривал с соседями, но она пропала бесследно. Даже пытался узнать, где она у Владимира. Опять пригрозил убить, но сказал, что не знает, и я ему поверил. Я встретил его с красивой очаровательной девушкой, и он был счастливым, и я даже этому обрадовался…

Я ушел от Риты. Поселился в общежитии, стал даже иногда ходить в церковь. Работы было много, и я этому радовался. Подал на первую категорию, и защитил ее.

Через год от нее пришло письмо. Вот оно (показывает его зрителям и читает его).

«Дорогой мой друг! Пишу Вам сейчас, потому что должно было пройти время. Мне невероятно больно было тогда уехать от вас, оставить вас в такой ситуации, но я должна была это сделать. Я не могу выбирать между вами. Сделать выбор – сделать несчастным одного из вас. Это невыносимо тяжело.

Вы не могли выбирать между нами. Вы же выбирали не женщину, Вы выбирали путь. И этот путь выбрали еще тогда, когда пришли к театру вечером с букетом цветов. Путь к свету. Я даю этот свет всем встреченным, но никто не дает его мне.

Но я знаю, что я тоже найду свой свет, может быть, и отдавая всю жизнь. Я верила в нашу сказку, но в жизни она не осуществилась. Так бывает. Не забывайте меня, я буду жить в вас шекспировскими строчками, которые вы так часто мне читали… Ваша Ляля».

Сначала я сразу захотел ее найти, по адресу на конверте. Но потом… Потом я передумал. Я поставил спектакль в школе, хотел написать пьесу по нашей запутанной любви, но понял, что ничего лучше «Ромео и Джульетты» я никогда не напишу.

Она живет во мне, в каждом стуке моего сердца. Она спасла меня и очистила своей любовью, своим несостоявшимся выбором.

Звучит песня Andy Williams «Love Story».
×

По теме Выбор

Выбор

Жизнь нас заставляет постоянно делать выбор. Но жизнь сама при этом не становится лучше. В медитации - выбор увиделся, как камень поперек дороги. На право пойдешь - кошель...

Выбор

С каждым днём, часом, минутой не становится лучше. За примерами далеко ходить не надо достаточно выглянуть в окно, выйти во двор, открыть газету или включить телевизор. На...

Выбор

жизнь это не игра без правил. это игра с уточняющимися правилами. сложно, конечно, говорить за всех. так что это я по крайней мере, про себя говорю. и чтобы правильно жить, надо...

Выбор

Выбор - Когда сегодня ближайший поезд? - Завтра. - А раньше? - Вчера! Неослабевающий интерес - Никак не могу дочитать книгу до конца. - Со зрением плохо? - Нет, с памятью. Забываю...

Выбор

Если любовь твоя не находит взаимности, первопричины ищи в себе. Не суетись, не унижайся, не обвиняй, и не ругайся. Спокойно «отойди в сторону» и переосмысли себя в человеке и...

Выбор

- Я люблю тебя,люблю!Слышишь?Всегда буду любить! - Я кричу в звёздную темноту, cрывая голос до хрипоты.Я молча смотрю перед собой потому, что плакать уже нет слёз,бороться уже нет...

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты